- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 10 класс. Профильный курс
Рабочая программа по биологии 10 класс. Профильный курс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ситникова Н.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАОУ «НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Согласовано
Руководитель ЕНЦ «Планета»
____________ Спирина Н.В.
Протокол №_____ от
«____» __________ 2015г
Согласовано
Заместитель директора по УВР МОУ НАТЛ
____________ Зубарева Н.И.
«____» __________ 2015г
Утверждаю
Директор МАОУ НАТЛ
____________ Ардаева Г.С.
Приказ №_____ от
«____» __________ 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для учащихся 10 класса
Составитель: Ситникова Н.А.
Учитель биологии МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Учебник: «Общая биология. Профильный уровень.10 класс» Захаров В.Б.
М.: Дрофа, 2010.
2015 - 2016
С.Новоильинск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии (10 класс)
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по биологии основного общего образования.
Учебный предмет «биология» является необходимым компонентом учебного плана образовательного учреждения, т.к. общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, развитие предметных и универсальных компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Обязательный минимум учебного предмета включает основные ценности и достижения национальной и мировой науки, фундаментальные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающих условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Программа адресована учащимся 10 класса Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района Республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 10-х классов (автор В.Б.Захаров), учитывает агротехническую направленность обучения школьников НАТЛ.
Программа учитывает возрастные особенности школьников, а также обязательный минимум образовательного стандарта, представленный в форме набора предметных тем (модулей), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, обеспечивая преемственность ступеней общего образования в изучении учебного предмета.
Цели и задачи (обучения, развития, воспитания):
Изучение биологии в 10 классе НАТЛ предусматривает решение следующих задач:
-
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
-
овладение рядом учебных умений, навыков и обобщенных способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности к которым относятся:
-
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
-
определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
-
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
-
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
-
умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
-
творческое решение учебных и практических задач;
-
самостоятельная организация учебной деятельности;
-
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
-
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о: строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Кроме собственных предметных знаний в содержании биологии включается исторический материал, изучение культурного фонда эпохи, формируются эмоционально-целостные представления о мире, природе, о значении научных знаний.
Рабочая программа является интегрированным курсом классической дисциплины «Биология», включающим элементы разделов в области зоологии, анатомии, морфологии, экологии, физиологии. Особое место в данной программе уделяется национально-региональному компоненту. Разработка региональной составляющей содержания программы с экологическим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом. Рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Республики Бурятия и Заиграевского района, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как экология, география, история
Характеристика предмета
Биология, как учебный предмет- неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам. Использование регионального компонента позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира. На темы национально-регионального содержания выделяется 10-15 % учебного времени.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших биологических знаний, раскрыта роль биологии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.
Все это дает учащимся возможность не только лучше усвоить собственно биологическое содержание, но и понять роль и место биологии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
На изучение курса биологии в 11 классе отводится 105 часов. Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
Формы текущего и итогового контроля
При работе по данной программе предусмотрены такие формы контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение схем, таблиц( в течение года на уроках повторения), лабораторные работы, различные тесты ( открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.). Формы итогового контроля: контрольная работа, тест.
Ожидаемые результаты(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся):
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть ключевыми компетенциями, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
-
Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация ученика на общечеловеческие, вечные ценности, перевод их в личные ценности каждого ученика на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества. К числу таких ценностей относятся человек, семья, труд, знания, культура.
-
Общекультурные компетенции. Понимание и развитие личностного отношения, как к своей малой родине, так и к государству в целом- особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
-
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включая овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
-
Социально-трудовые компетенции. Использование информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
-
Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и пр.
Требования к результатам обучения
Обучающиеся должны знать:
знать /понимать
-
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
-
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
-
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
-
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полипоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
-
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
-
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
-
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-
решать задачи разной сложности по биологии;
-
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
-
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
грамотного оформления результатов биологических исследований;
-
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В ходе освоения учащимися биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: развитие логического и критического мышления, воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Метапредметными результатами обучающихся являются: формирование представлений о биологии как о части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для человеческой деятельности.
Предметными результатами обучающихся являются: овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для формирования механизмов мышления.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена на учебный год для учащихся 11 класса Новоильинского агротехнического лицея и рассчитана на 3 часа в неделю. Всего 105 часов за учебный год.
II. Содержание учебного предмета «Биология 10 класс. Профильный уровень»
Введение в биологию (2ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии - биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы.
Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и
компьютерных программ : «Связь биологии с другими науками», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы».
Требования к уровню подготовки знать предмет, задачи, методы биологии, вклад учёных в ёе развитие, основные направления развития, понимать роль науки в формировании научной картины мира, в разных сферах деятельности человека уметь находить информацию, делать сообщения, анализировать и делать выводы.
Формы контроля беседы, работа с карточками, тестирование.
ТЕМА 1
Многообразие животного мира. Основные свойства живой материи. (4 ч)
Критерии живых систем. Понятие жизни и уровни ее организации. Биологические системы.
Требования к уровню подготовки знать уровни организации, критерии живых систем, общие признаки биологических систем.
Формы контроля беседы, работа с карточками, тестирование.
ТЕМА 2
Возникновение жизни на Земле. ( 13 ч)
История возникновения жизни на Земле. История представлений о возникновении жизни. Работы Л.Пастера.История представлений о возникновении жизни. Теория вечности жизни (панспермии). Материалистические теории о возникновении жизни.Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Предпосылки (космические и планетарные)возникновения жизни абиогенным путем. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Образование планетных систем. Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем. Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Условия среды на древней Земле. Теории происхождения протобиополимеров. Термическая теория, теория адсорбции, незкотемпературная теория. Теории происхождения протобиополимеров. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна. Начальные этапы биологической эволюции. Этапы эволюции метаболизма. Эволюция протобионтов. Возникновение энергетических систем.Становление генетического кода. Появление фотосинтеза
Требования к уровню подготовки знать основные теории, гипотезы возникновения жизни, характеризовать основные выводы работ Пастера, знать коацерватную гипотезу А. И. Опарина, Холдейна, основные принципы теорий, знать о возникновении жизни на Земле, теории возникновения жизни, основные теории, гипотезы возникновения жизни.
Формы контроля тестирование, фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Проведение семинара.
.ТЕМА 3
Химическая организация клетки. (10 ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схем путей метаболизма в клетке; модели-аппликации «Синтез белка», схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Элементарный состав клетки», «Строение молекул воды, углеводов, липидов», «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Редупликация молекулы ДНК», «Строение молекул РНК», «Строение клетки», «Строение плазматической мембраны», «Строение ядра», «Хромосомы», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса»
Формы контроля тестирование, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
ТЕМА 4
Метаболизм - основа существования живых организмов (7ч)
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация модели-аппликации «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка», «Хемосинтез», «Фотосинтез», «Характеристика гена».
Лабораторные и практические работы:
Опыты по определению каталитической активности ферментов. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. Изучение клеток дрожжей под микроскопом. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
Формы контроля тестирование, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
ТЕМА 5
Строение и функция клеток.( 14ч)
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; моделей клетки.
Лабораторные и практические работы:
Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Формы контроля тестирование, фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
ТЕМА 6
Размножение организмов. (5ч)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.
Демонстрация таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, процессов митоза и мейоза.
Лабораторные и практические работы
Сравнение процессов митоза и мейоза. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. Требования к уровню подготовки знать развитие гамет у растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез) уметь сравнивать прямое и непрямое развитие, понимать процесс эмбриогенеза у животных, работать с источниками информации, готовить сообщения.
Формы контроля тестирование, разноуровневые задания, карточки, индивидуальный опрос, фронтальный опрос.
ТЕМА 7
Основы генетики и селекции. (31ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Демонстрация моделей-аппликаций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений. Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений. Решение генетических задач.
Требования к уровню подготовки знать сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; понимать сущность взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; гипотезу чистоты гамет, уметь составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи
Формы контроля решение задач, индивидуальный опрос, фронтальный опрос
III. Учебно-тематическое планирование «Биология 10 класс. Профильный уровень» В.Б.Захаров. 3 часа в неделю, всего 105 часов
№ п\п
Название темы урока
Часы
Дата
Характеристика основных видов деятельности ученика
Контрольные, лабораторные и практические работы
Домашнее задание
Введение в биологию 2ч.
1
Предмет и задачи общей биологии. Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы биологии.
1
сентябрь
называть предмет общей биологии
введение
2
Отрасли биологии, ее связь с другими науками
1
основные отрасли биологии
сообщение
Тема 1. Многообразие животного мира. Основные свойства живой материи. 4.ч.
3
Понятие жизни и уровни ее организации. Биологические системы.
1
сентябрь
знать уровни организации
конспект
4
Критерии живых систем.
1
знать критерии живых систем
стр.19-29
5
Критерии живых систем .Общие признаки биологических систем. Обмен веществ в неживой природе и метаболизм.
1
сентябрь
знать общие признаки биологических систем
стр.19-29
6
Обобщение по теме «Основные свойства живой материи». Тестирование по разделу «Введение в биологию»
1
сентябрь
Тема 2. Возникновение жизни на Земле. 13.ч.
7
История возникновения жизни
на Земле.
1
сентябрь
знать основные теории, гипотезы возникновения жизни
стр.30-32
8
История представлений о возникновении жизни. Работы Л.Пастера
1
характеризовать основные выводы работ Пастера
стр.33-34
9
История представлений о возникновении жизни. Теория вечности жизни (панспермии).
1
сентябрь
знать основные теории, гипотезы возникновения жизни
стр.34-36
10
Материалистические теории о возникновении жизни
1
знать теории возникновения жизни
стр.36-38
11
Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем.
Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций.
Семинар
1
сентябрь
уровни эволюции
стр.39-41
12
Образование планетных систем.
Предпосылки (космические и планетарные) возникновения жизни абиогенным путем.
1
знать образование планетных систем.
стр.41-48
13
Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни
Условия среды на древней Земле
1
октябрь
знать о возникновении жизни на Земле
стр.48-57
14
Теории происхождения протобиополимеров.
Термическая теория, теория адсорбции, незкотемпературная теория.
1
основные принципы теорий
стр.58-67
15
Теории происхождения протобиополимеров.
Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, Холдейна.
1
октябрь
знать коацерватную гипотезу А. И. Опарина, Холдейна
стр.58-67
16
Эволюция протобионтов. Возникновение энергетических систем.Становление генетического кода. Появление фотосинтеза
1
октябрь
понимать значение генетического кода
стр.67-72
17
Начальные этапы биологической эволюции. Этапы эволюции метаболизма.
1
знать этапы эволюции
стр.72-82
18
Обобщение. Семинар по теме «Современные представления о возникновение же жизни на Земле». Современные представления о возникновении жизни на Земле.Принципы естественного отбора коацерватов. Роль гипотезы происхождения протобиополимеров в формировании научного мировоззрения.
1
октябрь
понимать роль гипотезы происхождения протобиополимеров в формировании научного мировоззрения
19
Контрольная работа «Современные представления о возникновении жизни на Земле». (Зачет №1.)
1
Тема 3 Химическая организация клетки. 10 ч.
20
Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Макро- и микроэлементы, ультрамикроэлементы.. Механизм обеспечения буферности.
1
октябрь
знать понятие о клетке, ее состав
стр.84-89
21
Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Строение молекулы белка. Функции белков. Сложная организация молекулы белка- структура. Связи, определяющие пространственную структуру. Влияние температуры на активность фермента.Большой поверхностный заряд. Термолабильность. Образование пептидной связи.
Ферментативный катализ. Механизм химического иммунитета.
1
характеризовать органические вещества клетки; понимать образование пептидной связи,
ферментативный катализ, механизм химического иммунитета.
стр.90-100
22
Функции белков.
1
ноябрь
знать функции белков
стр.90-100
23
Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы. Углеводы живых организмов.
Моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, молочный сахар.
Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза (клетчатка), хитин.
Строение и функции молекул: строительная, энергетическая, защитная, функция запаса питательных веществ.
Структура молекулы простых и сложных углеводов. Особенности углеводного состава в растительной и животной клетке.
1
характеризовать основные функции углеводов
стр.100-102
24
Органические вещества, входящие в состав клетки. Жиры и липоиды.
Функции липидов и их значение. Липиды живых организмов. Строение и функции молекул: структурная, энергетическая, функция запасания питательных веществ, терморегуляция, источник эндогенной воды, регуляторная.
Содержание в клетке. Виды липидов: фосфолипиды, гликолипиды, липопротеиды, половые гормоны
1
ноябрь
характеризовать основные функции жиров
стр.102-105
25
Органические вещества, входящие в состав клетки. Нуклеиновые кислоты. Генетический код.
Молекулы ДНК. Модель Уотсона и Крика.Функции ДНК: хранение наследственной информации; передача наследственной информации из поколения в поколение; матрица в процессе транскрипции. Правило Чаргаффа.
1
ноябрь
характеризовать структуру ДНК
стр.106-117
26
Молекулы РНК. Функции РНК: хранение на следственной информации, участие в реакциях матричного синтеза белка, перенос аминокислот, образование рибосом.
1
характеризовать структуру РНК
Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».
стр.106-117
27
Обобщение по теме.
Зачет №2. Тестирование по разделу «Химическая организация живого вещества»
1
ноябрь
28
Анаболизм
1
Тема 4 Метаболизм - основа существования живых организмов 7ч.
29
Ассимиляция. Транскрипция .Трансляция
1
ноябрь
характеризовать сущность пластического обмена
стр.119-123
30
Биосинтез белка
Матричный характер реакций биосинтеза. Комплементарность.
Роль ферментов в процессах биосинтеза белка.
1
понимать роль ферментов в процессах биосинтеза белка
стр.123-126
31
Энергетический обмен - катаболизм. Тест
1
ноябрь
характеризовать стадии катаболизма
Тестирование
стр.123-126
32
Молекулы АТФ.
1
ноябрь
знать суть автотрофного обмена веществ
стр.126-134
33
Решение биологических задач
1
стр.126-134
34
Автотрофный тип обмена веществ.
1
декабрь
характеризовать процессы питания
стр.126-134
35
Фотосинтез
1
характеризовать процесс фотосинтеза
стр.126-134
36
Хемосинтез
1
характеризовать процесс хемосинтеза
стр.126-134
37
ОВР
1
декабрь
знать протекание реакций
38
Задачи
1
Тема 5 Строение и функция клеток. 14ч.
39
Многообразие клеток. Прокариотическая клетка.
Значение прокариот в биоценозе. Разнообразие по строению и особенностям жизнедеятельности.Особенности обмена ве ществ.Спорообразования. Деление надвое.
1
декабрь
характеризовать строение прокариотических клеток
стр.135-142
40
Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана Функции мембраны: рецепторная функция, транспортная, межклеточные контакты .Жидкостно-мозаичная модель строения. Химический состав наружной цитоплазматической мембраны. Трехслойное строение. Мембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. Цикл внутриклеточного пищеварения.
1
характеризовать строение эукариотических клеток
стр.142-156
41
Органоиды эукариотической клетки. Комплекс Гольджи, ЭПС
митохондрии, лизосомы) и немембранные компоненты (рибосомы, клетоточный центр, цитоскелет). Функции органоидов в обеспечении жизнедеятельности клетки.
1
декабрь
знать основные органоиды клетки
стр.157-167
42
Органоиды эукариотической клетки.
1
декабрь
знать основные органоиды клетки
стр.157-167
43
Эукариотическая клетка. Клеточное ядро. Функции структурных компонентов ядра.
1
называть структуру ядра
стр.157-167
43-44
Клеточное ядро. Хромосомы, хромосомный набор. Хромосомы : химический состав, строение и функции. Диплоидный набор хромосом в соматических клетках. Гаплоидный - в половых клетках.
2
декабрь
понимать разные наборы хромосом в клетках
стр.157-167
45
Обобщение по теме. «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»
Зачет 4 «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»
1
январь
46
Деление клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз, амитоз.
1
январь
характеризовать ступени деления клетки
стр.167-175
47
Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирусология. Капсид.
Вирусы и бактериофаги. Химический состав. Строение.
Особенности генома вирусов: две цепи ДНК, одна цепь ДНК, РНК.
1
январь
давать обозначение вирусам
стр.181-190
48
Вирусы, их многообразие. Виды вирусов, содержащих ДНК и РНК; возбудители инфекционных заболеваний. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп, герпес). Значение бактериофагов. Специфичность действия.
Жизненный цикл: проникновение в клетку, размножение, выход из клетки. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
1
знать основные виды вирусов
стр.181-190
49
Обобщение.
1
январь
Тема 6 Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).13 ч.
50
Бесполое размножение..Воспроизведение организмов, его значение. Особенности бесполого размножения.
Причины генетического однообразия при бесполом размножении .Способы бесполого размножения: спорообразование, митоз, почкование, деление пополам
Вегетативное размножение у растений и животных. Распространение в природе и сельском хозяйстве.
1
январь
характеризовать сущность бесполого размножения
стр.193-198
51
Половое размножение. Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. Виды оплодотворения: наружное и внутреннее. Приспособления организмов.
1
январь
характеризовать сущность полового размножения
Практическая работа «Сравнение процессов бесполого и полового размножения»
стр.199-213
52
Мейоз, его особенности. Развитие половых клеток у растений и животных. Гаметогенез. Стадии развития половых клеток.
1
характеризовать сущность гаметогенеза, мейоза
стр.206-207
53
Осеменение и оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных.
1
январь
называть основные стадии развития клеток
стр.208-210
54
Обобщение по теме.«Размножение организмов»
Зачет 5
1
февраль
55
Краткие исторические сведения.Онтогенез. Развитие знаний об онтогенезе. Биогенетический закон. Учение о зародышевых листках А.О. Ковалевского. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
1
февраль
называть основные этапы развития эмбриологии
стр.215-216
56-57
Решение биологических задач
2
58
Эмбриональный период развития. Бластула. Строение (бластодерма, первичная полость, анимальный полюс).
Особенности строения клеток бластулы: диплоидный набор хромосом, неспециализированные клетки, цитоплазма зиготы не перемещается. Митотическое деление во время дробления. Биологическое значение.
1
характеризовать сущность эмбрионального развития
стр.216-222
59
Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. Гомологичные органы. Мезодерма. Эктодерма. Энтодерма. Гаструла. Зародышевые листки. Механизм гаструляции и органогенеза. Дифференцирование клеток. Эмбриональная индукция.
1
характеризовать сущность эмбрионального развития
стр.216-222
60
Постэмбриональный период развития. Непрямое и прямое развитие. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии развития с метаморфозом. Биология продолжительности жизни. Определенный и неопределенный рост.
1
февраль
знать стадии развития с метаморфозом
стр.228-234
61
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Дополнение к биогенетическому закону А .Н. Северцева. Последствия изменений на ранних и поздних этапах развития. Единство происхождения животного мира.
1
февраль
знать суть биогенетического закона
стр.235-238
62
Развитие организмов и окружающая среда.
Причины нарушений развития организмов. Факторы внешней среды, влияющие на развитие: алкоголь, стресс, питание. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие нормальное эмбриональное развитие человека .Природные механизмы,
снижающие интенсивность влияния на стадии развития организма.
1
характеризовать причины нарушений развития организмов
стр.238-250
63
Обобщение
1
февраль
знать жизненный цикл организмов
стр.238-250
Тема 7 .Основы генетики и селекции. 31ч
Введение 2ч.
64
Основные понятия генетики. Генетическая символика. Генотип как результат взаимодействия генов. Молекулярно-генетический уровень проявления признака. Строение гена эукариот: ре-гуляторная зона, промотор, экзон, интрон, терминатор. Организация генома.
1
февраль
знать основные понятия
стр.252-260
Тема 8. Закономерности наследования признаков 13ч.
65
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.
1
февраль
законы Менделя
стр.261-263
Законы Менделя. Первый закон Менделя - закон единообразия.
знать первый закон
стр.264-268
66
Второй закон Менделя - закон расщепления. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Расщепление по генотипу и фенотипу..
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цитологические основы проявления третьего закона Менделя.
Условия выполнения третьего закона Менделя (независимого комбинирования): расположение генов в разных гомологичных хромосомах, отсутствие взаимодействия между генами. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу
1
март
март
знать второй закон
стр.268-269
знать третий закон, уметь решать задачи
Практическая работа «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».
Практическая работа «Решение генетических задач на неполное доминирование»
стр.272-280
67
Анализирующее скрещивание. Практическое значение.
Механизм анализирующего скрещивания.
1
знать механизм скрещивания
68
Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Группа сцепления. Кроссинговер . Расстояние между генами. Морганиды. Сцепленное наследование.
1
март
знать суть теории гена
стр.280-284
69
Сцепленное наследование генов. Закон Моргана.
1
уметь решать задачи
Практическая работа
«Решение генетических задач на сцепленное наследование»
стр.280-284
70
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола.
1
характеризовать сущность наследования признаков сцепленных с полом
Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».
стр.285-290
71
Генотип как целостная система. Аллельное и неаллельное взаимодействие генов .Взаимодействие аллельных генов Развитие знаний о генотипе. Геном человека.
1
март
характеризовать генотип
стр.291
72
Взаимодействие неаллельных генов. Кодоминирование. Наследование групп крови у человека. Комплементарность. Плейотропия. Полимерия. Эпистаз.
1
уметь решать задачи
Практическая работа «Решение генетических задач на взаимодействие генов».
стр.291-300
73
Обобщение. Семинар по теме «Основные закономерности наследственности».
1
апрель
74
Контрольная работа «Генетика. Основные закономерности наследственности»
1
Тема 9. Закономерности изменчивости 8ч.
75
Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Биологическое значение. Образование уникальных генотипов .Источники комбинативной изменчивости: независимое расхождение хромосом; кроссинговер; случайная встреча гамет при оплодотворении.
Уровни возникновения комбинаций генов.
1
апрель
биологическое значение наследственности
стр.300
76
Классификация мутаций. Причины мутаций. Последствия влияния мутагена на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами.
Классификация мутаций:по характеру проявления: доминантные и рецессивные;
по месту возникновения: генеративные и соматические.
1
апрель
причины мутаций, последствия влияния мутагена на организм
стр.302-304
77
Классификация мутаций по уровню их возникновения: генные, хромосомные, геномные.
Причины мутаций: спонтанные ошибки репликации ДНК и транскрипции РНК; действие физических факторов; действие химических веществ; проникновение в организм биологических объектов.
1
знать классификацию мутаций
стр.304-310
78
Обобщение по теме «Мутационная изменчивость» Тест «Основные закономерности изменчивости»
1
79
Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Модификационная изменчивость. Причины модификаций. Влияние степени, силы и продолжительности действия фактора на проявление модификаций. Представления Ч. Дарвина о ненаследственной изменчивости.
1
апрель
характеризовать сущность модификационной изменчивости
стр.310-317
80
Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям.
1
стр.310-317
81
Построение вариационной кривой
1
апрель
Практическая работа «Изучение изменчивости.
82
Обобщение . Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости».Зачет 7 «Основные закономерности наследственности и изменчивости»
1
Тема 10. Основы селекции 9ч.
83
Селекция, ее задачи.Создание пород животных и сортов растений. Вклад Вавилова в развитие селекции. Разнообразие и продуктивность культурных растений.
1
апрель
основные понятия селекции
стр.318-320
84
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
1
стр.320-322
85
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его значение для селекционной работы
1
май
знать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, его значение для селекционной работы
стр.323-324
86
Методы селекции растений и животных, их генетические основы. Гетерозис. Гибридизация. Отбор. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственное. Отдаленная гибридизация у растений и животных. Искусственный мутагенез.
1
май
основные методы селекции
Практическая работа «Сравнительная характеристика пород, сортов»
стр.325-333
87
Селекция микроорганизмов. Особенности селекции микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Успехи биотехнологии.
1
знать особенности селекции микроорганизмов
стр.333-335
88
Достижения и основные направления современной селекции.
1
май
характеризовать основные достижения в селекции
Практическая работа
«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
стр.336-339
89
Достижения селекции и биотехнологии в РФ
1
характеризовать основные достижения в селекции и биотехнологиях
стр.336-339
90
Обобщение по теме «Основы селекции»
1
91
Зачет 8 « Основы селекции и биотехнологии» Тест «Селекция и биотехнология»
1
май
92
Итоговый урок «Общие закономерности развития живой материи»
1
93-97
Зачеты по общей биологии за курс 10 класса
1.Цитология
2.Онтогенез.
3. Метаболизм
4 Генетика и селекция
4
май
май
98-
100
Экскурсии
2
101-105
Итоговый тест
5
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны:
-
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
-
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
-
отличать научные методы, используемые в биологии;
-
определять место биологии в системе естественных наук.
-
доказывать, что организм - единое целое;
-
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
живой природы; -
обосновывать единство органического мира;
-
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-
отличать теорию от гипотезы;
-
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
-
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
-
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
-
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
-
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся
-
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
-
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
-
Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 240с;
-
Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
-
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002;
-
Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
-
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
-
Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. -171с;
-
Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В. Высоцкая,СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. - 462 с: ил.
Литература для учителя
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч. 1 /Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 11 класс. Профильный уровень Ч. 2/Под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2006;
рабочей тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006. - 171с;
-
Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005. - 48с;
-
Козлова ТА. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». - М.: Дрофа, 2001. - 224с;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
-
Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
Учебно-лабораторное оборудование
-
Комплекты микропрепаратов по зоологии и ботанике.
-
Микроскопы, предметные и покровные стекла.
-
Коллекции раковин моллюсков, насекомых, скелетов различных животных, перьев, муляжей, таблиц и картин.
Технические средства обучения
1.Мультимедийный компьютер.
Приложение
ТЕСТ №1«Возникновение жизни на Земле»
А1. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы Земли:
1- А.И. Опарин 3- Л. Пастер
2- С. Миллер 4- Ф. Реди
А2. Какими по способу питания были первые организмы:
1-автотрофы 3- гетеротрофы
2-миксотрофы 4- хемотрофы
А3. В процессе возникновения жизни на Земле выделяют несколько этапов. Назовите первый из них:
1- концентрирование веществ 3- возникновение самовоспроизводящихся молекул
2-абиогенный синтез органических веществ 4- возникновение фотосинтеза
А4. Общей реакцией обмена для всех первых организмов была:
1-анаэробный гликолиз 3-окислительное фосфорилирование
2-синтез глюкозы в хлоропластах 4- фотолиз воды
А5. В 1953 году С.Миллер и Г. 15рии синтезировали органические вещества, пропуская электрические разряды через смесь газов. Укажите газ, который в эксперименте отсутствовал:
1-метан 3-кислород
2- аммиак 4-водород
В1. Расположите в правильном порядке этапы возникновения жизни по теории А.И. Опарина:
1-концентрирование веществ 2-абиогенный синтез органических веществ
3- Земля - газо-пылевое облако 4- раскаленная планета
5- охлаждение планеты 6- ливневые дожди
В2. Соотнесите ученых и теории возникновения жизни:
А- Ф. Реди 1- креационизма
Б- Д. Холдейн 2 -биохимической эволюции
В- А.И. Опарин 3-самозарождения
Г- Ван Гельмонт
Д- Ашер
В3.В состав первичной атмосферы входили:
1-сероводород 4-аммиак
2-метан 5-неон
3-кислород 6-водород
В4. Выберите свойства, которыми обладала коацерватная капля:
1- рост 4-наследственность
2- клеточное строение 5-раздражимость
3-обмен веществ 6- размножение
В5. Современная теория возникновения планет основана на работах:
1- И. Канта 4- Д. Джинса
2- Ж. Бюффона 5-О.Ю. Шмидта
3- П. Лапласа 6- Л. Пастера
С1. Почему первые организмы на Земле были гетеротрофами?
С2. Какие свойства нуклеотидов сыграли значительную роль в возникновении жизни?