• Преподавателю
  • Биология
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Удивительный мир растений»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Удивительный мир растений»

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД «Станция юных натуралистов г. Балашова»

______________ Раздобарина Г. В.

«__» сентября 2014 г.


образовательная программа

дополнительного образования детей


«Удивительный мир растений»

Срок реализации - 3 года

Возраст детей - 8-12 лет

педагог дополнительного образования I квалификационной категории

Камышникова

Наталья Алексеевна


Балашов - 2014 г.



Рекомендовано к реализации

педагогическим советом

от « ___» сентября 2014 г.

приказ № _____

Пояснительная записка


Актуальность программы «Удивительный мир растений».

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. На сегодняшний день в современном мире технического прогресса ребенок удален от мира природы. Профилизация школы предполагает введение комплекса программ, позволяющих определиться учащимся в выборе будущей профессии. На занятиях объединения реализуются не только познавательные потребности, но и прививаются практические навыки работы с природными объектами. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Новизна. Программа «Удивительный мир растений», отличается от типовой программы, взятой из сборника программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» И.В.Костинской, изданной в 1982 году и включает в себя большое количество тем, затрагивающих экологическое состояние родного края; в нее включены разделы, изучающие дикорастущие и редкие растения местной флоры, показывается взаимосвязь растительного и животного мира. Экологическое воспитание проходит через все разделы программы. В то же время в программу включены разделы по развитию эстетического и художественного вкуса.

Профориентация. Представленная программа является авторской, профессионально-ориентированной образовательной программой, направленной на выявление и развитие способностей детей, на приобретение знаний и навыков в области цветоводства. Программа имеет естественнонаучную направленность и практическую ориентацию. В процессе обучения по программе «Удивительный мир растений», воспитанники получают сведения о специфике различных видов профессий, связанных с озеленением: ландшафтный дизайнер, флорист и т.п., в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки.

Цель программы: расширить знания и умения детей в области цветочно-декоративных растений, создать условия для самореализации личности ребенка, для определения воспитанников в выборе профессии.

Задачи: 1. прививать и расширять знания и умения воспитанников по школьному курсу экологии и биологии, научить детей различным способам размножения цветочно-декоративных растений и особенностям по уходу за ними.

2. Развивать интерес к изучению и познанию растительного мира, в частности мира цветущих растений.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к растительному миру как части природы родного края.

Программа комплексная: многообразна по тематике, носит как теоретический, так практический, опытническо-исследовательский характер. Программа «Удивительный мир растений» предшествует, а затем дополняет школьный курс природоведения, окружающего мира, биологии и экологии. Ребята знакомятся с разнообразием и красотой цветов, соприкасаясь с их выращиванием и наблюдением за цветочно - декоративными растениями. В осеннее - весенний периоды занятия подкрепляются экскурсиями в лес, парки города, к водоемам, где ребята наблюдают за дикорастущими и посаженными руками человека растениями. На занятиях воспитанники знакомятся с различными видами составления букетов, с новыми понятиями и терминами: бонсай, аранжировка, икебана, пикировка, черенкование, перевалка, пересадка, выгонка и другими.

В летний и осенний периоды дети производят сбор семян цветов, для школ и других учреждений. Так ребята делают свой вклад в озеленение любимого города. Во время экскурсий в природу воспитанники засушивают цветковые растения, которые потом используют для изготовления поздравительных открыток и составления композиций и панно.

Все это является примером эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения.

Для более занимательного проведения занятий в них включаются различные игровые моменты: отгадывание ребусов, загадок, решение кроссвордов, проведение викторин, соревнований между юннатами; организуются различные праздники, такие как «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц», «В гостях у Берендея» и другие.

Воспитанники с большим удовольствием выращивают цветы, которые идут в качестве живых сувениров для людей пожилого возраста, ветеранов. Дети оформляют дневники опытнических работ, принимают активное участие в городских выставках, конференциях и акциях, выступают на конкурсах и соревнованиях, а также дают ответы на вопросы итоговых викторин по пройденным темам, что планируется при реализации программы.

Программа «Удивительный мир растений» рассчитана на возраст детей 8-12 лет, набор в профильные группы ведется на их добровольном согласии, дети привлекаются путем устного разъяснения целей и задач объединения.

Формы проведения занятий и режим: индивидуальная, групповая, всем коллективом. В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Срок реализации программы: 3 года.

Программа была апробирована в 2008 - 2011 учебных годах, а в 2012году получила статус «авторская» по итогам регионального этапа Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.

Условия реализации программы:

- систематичность - 2-3 занятия в неделю по 2 часа;

два раза в неделю для воспитанников 1 года обучения и три раза в неделю для воспитанников 2 и последующих годов.

- личностное общение педагога с ребёнком;

  • небольшое количество детей в группе: 12-15;

  • учебно-наглядные пособия;

- учебно-опытный участок;

- помещения для теоретических занятий.

Объем часов в год составляет: в 1-й год программы - 144 часа;

во 2-ой и последующие годы - 216 часов.

Методы работы: при реализации программы

Словесный, исследовательский, поисковый, наглядный, практический, метод коллективного творчества.

Формы и средства работы при реализации программы:

Средствами и формами эффективного усвоения курса программы являются творческие задания, изготовление этикеток, паспортизация растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями, наблюдения за растениями, работа с определителями и справочной литературой, профилактический осмотр растений, уход за комнатными растениями, создание тематических папок, размещение растений в помещении и на участках цветоводства, озеленение коридоров и классов школ, экскурсии и походы в природу, посещение краеведческого музея, практические занятия по размножению комнатных и цветочно-декоративных растений, выращивание молодых растений, беседы, экологические спектакли, проектная деятельность (подготовка докладов и др.), работа с использованием компьютерных технологий.

Независимо от методов, приёмов и форм, используемых на занятиях, главное - помочь ребёнку осознавать себя и своё место в окружающем мире, формировать позитивную мотивацию к получению профессии, оказывать содействие в развитии и личностном росте ребёнка.

В первый год обучения юннаты знакомятся с многообразием цветочно - декоративных растений, биологическими особенностями однолетних, двулетних и комнатных растений, получают первые навыки по их размножению, выращиванию и уходу за ними. Ребята знакомятся с морфологией цветка, учатся наблюдать за ростом и развитием растений, оформляют свои наблюдения в дневниках и альбомах. Дети изучают охраняемые лекарственные растения, Красную книгу и удивительный мир комнатных растений с помощью живых экземпляров и книги Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями».

Работа на втором году обучения деятельность направлена на более углубленное изучение видов декоративных растений и условий, необходимых для их лучшего роста и развития, на изучение способов ускоренного размножения многолетних цветов и кустарников. Воспитанники знакомятся с новыми терминами и названиями в цветоводстве: композиция, аранжировка, икебана, бонсай, декорирование, знакомятся с искусством составления букетов, зимних композиций из веток и засушенных цветов. Дети узнают больше о растениях - чужеземцах, учатся определять: какие растения покрытосеменные (цветковые), какие голосеменные. Идет более углубленное изучение дикорастущих цветочно - декоративных растений, занесенных в Красную книгу России и Саратовской области. Ребята продолжают работу с комнатными растениями, узнают подробнее об их вредителях и борьбе с ними, заботятся о друзьях растений - птицах. Юннаты участвуют в операции «Птицеград» и других экологических акциях.

На третьем году обучения у воспитанников идет закрепление изученного ранее материала, более углубленное знакомство с растительным миром местной флоры, что благоприятно влияет на изучение школьного курса биологии и экологии, а так же воспитанники более плотно изучают различные группы одомашненных растений. Занятия по составлению букетов, композиций из природного материала и цветов оказывают огромное влияние на развитие эстетического восприятия мира. Этому способствуют и экскурсии в природу. Больше времени уделяется практическим занятиям.

Диагностика оценки усвоения знаний

В экологическом объединении оценка знаний воспитанников отличается от школьного курса. Здесь нельзя применять 5 или 10 балльную систему отметок, потому что объединение - это добровольный выбор ребенка, и оценка полученных знаний и навыков происходит путем применения системы самодиагностики по нескольким направлениям:

1. а) тестирование индивидуальное

б) тестирование коллективное / звеньями /.

Этот вид самодиагностики применяется для закрепления полученных; знаний, дается конкретный подбор разноуровневых заданий по 1 или более теме. Тестирование выявляет уровень знаний каждого индивидуально взятого ребенка.

2. Анкетирование.

С помощью анкетирования у детей выясняются более занимающие их темы, чему они хотели бы больше посвятить свое время. Анкетирование позволяет выявить интересы ребенка.

3. Индивидуальные беседы.

Позволяют выявить и развить творческую направленность каждого ребенка, помочь самореализовать его идеи.

4. Викторины, конкурсы, КВНы.

Все это диагностика уровня развития коллектива.

5. Диагностика уровня практической пригодности занятия.

Выявляет умение применять полученные знания на практике.

Тематический план 1 года обучения

темы занятий

всего

часов

теория

практика


  1. Вводное занятие


4


2


2

2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

6

2

4

3. Цветок. Плод. Семя. Гости.

12

6

6

4. Биологические особенности однолетних цветочно - декоративных растений.

8

4

4

5. Биологические особенности комнатных растений.

8

4

4

6.Текущий уход за комнатными растениями.

16

4

12

7. Многообразие почв для выращивания цветочно-декоративных растений. Удобрения.

4

2

2

8. Вредители и помощники леса, сада, поля, луга, огорода.

16

8

8

9.Удивительный мир растений или «Путешествие с домашними растениями».

10

8

2

10.Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады.

12

4

8

11. Вегетативное размножение комнатных растений. Черенкование.

8

2

6

12. Вопросы охраны природы. Цветущие охраняемые и лекарственные растения Саратовской области и места их обитания


14


6



8


13. Ранневесенние цветущие растения местной флоры.

14

6

8

14. Высадка рассады в цветник.


12


4


8

Всего часов

144

62

82


Содержание программы 1 года обучения

I. Вводное занятие.

1. Знакомство с планом кружка на год, с массовыми мероприятиями.

2. Ознакомительные экскурсии на станционные участки цветоводства, пришкольные и в парки нашего города.

II. Цветочно- декоративные растения, их значение в жизни человека.

1. Ознакомление с цветочно-декоративными грунтовыми и комнатными растениями: деревьями, кустарниками, травами, используемых для озеленения.

2. Экскурсии на опытные участки цветоводства, парки, скверы.

3. Проведение викторин по распознаванию видов растений.

III. Цветок. Плод. Гости. Семя.

1. Морфология цветка. Растение - это лист. Растения - душители. Корень - «живые якоря». Разнообразие цветов по форме и окраске - иллюстрации и живые экземпляры.

2. Биоцепи растительного и животного мира.

3. Падающие семена. Сбор и изучение семян.

4. Экскурсии в парк.

5. Проведение познавательных викторин («Ботанический поезд», «Цветы и травы», «Окно в природу» и др.)

IV.Биологические особенности однолетних цветочно - декоративных растений.

1.Понятия об однолетниках и способы их выращивания.

2.Разнообразие однолетников, используемых для озеленения и оформления цветников. Оформление гербариев, рисунков, наблюдений за однолетниками.

V.Биологические особенности комнатных растений.

1. Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием, видовым составом. Паспортизация: название, родина, способы обитания, размножения.

2. Практическая работа - изготовление карты - родины комнатных растений.

VI. Текущий уход за комнатными растениями.

1.Значение правильного ухода для роста и развития растений: полив, опрыскивание, рыхление и т.д.

2.Правила размещения светолюбивых и теневыносливых растений. Требовательность к влаге, температуре воды в разное время года. Опыты с растениями.

3.Перевалка и пересадка ,их значение для растений. Питание комнатных растений.

4. Практическо-познавательные викторины: «Знай и умей», «Мир цветов» и др.

VII.Многообразие почв для выращивания цветочно- декоративных растений.

1.Понятие о плодородии почв, ее свойствах, видах.

2.Удобрения: органические и минеральные.

3.Практическая работа с коллекциями почв, составление смесей почв и удобрений.

VIII.Вредители и помощники леса, сада, луга, поля, огорода.

1.Вредители цветочно - декоративных растений, их внешний вид. Борьба с ними.

2. Помощники растений: птицы, звери, насекомые, пауки, вода, ветер.

Приспособления, помогающие распространению семян растений. Взаимосвязь организмов: сойка - дуб, муравьи - чистотел и т. д.

3.Пернатые друзья растений.

4.Экскурсии в краеведческий музей, в лес, парк.

5.Практическая работа.

6.Проведение природоведческой игротеки, изготовление и развешивание кормушек и т. д.

IX.Удивительный мир растений или «Путешествие с домашними растениями».

1.Пальмы, «принцессы ночи», суккуленты, «хищники». Понятия, местообитания, выносливость и т.д.

2.Практическая работа: подготовка книжечек-раскладушек о растениях с иллюстративным материалом. Уход за комнатными растениями.

X.Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады.

1.Знакомство с семенами цветочно - декоративных растений: величина, форма, окраска и др.

2.Способы подготовки семян к посеву: намачивание, протравливание, механическое повреждение оболочек семян, стратификация и др.

3.Практическая работа: опыт «Влияние предпосевного намачивания семян на их ускоренное прорастание» и т.д.

4.Способы посева семян. Сроки посева.

5.Выращивание рассады, ее значение. Пикировка. Уход.

XI. Вегетативное размножение комнатных растений. Черенкование.

1.Понятие о черенковании. Виды черенкования - стеблевое, корневое и корневищное, листовое.

2.Условия, необходимые для укоренения черенков.

3.Практическая работа.

XII. Вопросы охраны природы. Цветущие охраняемые и лекарственные растения Саратовской области и места их обитания.

1. Лекарственные растения луга: цикорий, пижма, клевер, тысячелистник и др. Луг - народное достояние России. Охрана луговых угодий.

2. Лекарственные и охраняемые растения леса: лесная пролеска, ландыш, медуница, колокольчик, рябчик и другие. Лес - легкие нашей планеты.

3. Знакомство с растениями водоемов: ряска, рогоз, кубышка, кувшинка, ракита и др. Вода - важнейший источник жизни всех земных существ.

4. Экскурсии в лес, к водоему. Составление гербария.

5. Проведение познавательных мероприятий: «Экологический серпантин», «Лесные репортажи с места событий», «Легенды о цветах» и т.д.

XIII.Ранневесенние цветущие растения нашей местности.

1.Значение изучения и внедрения в культуру ценных дикорастущих растений. Зарисовка и фотографирование, сбор для гербариев.

2.Экскурсии в природу для ознакомления с раннецветущими растениями, выкопка и пересадка на пришкольные участки.

3.Составление наглядных пособий по теме.

4.Проведение акций и различных мероприятий в защиту первоцветов.

XIV.Высадка рассады в цветник.

Агротехнические навыки. Практика.

Ожидаемые результаты:


В конце 1 года обучения учащиеся должны знать:

а) что растения бывают комнатные и грунтовые;

б) морфологию цветка и его формы размножения;

в) что такое однолетние растения;

г) знать термины: перевалка, пересадка, почва и их значение;

д) знать виды удобрений, их отличия;

е) названия некоторых вредителей комнатных и дикорастущих растений;

ё) знать способы подготовки семян к посеву;

ж) знать термин «пикировка» и ее значение;

з) знать термин «черенкование» и его значение, виды черенкования;

и) знать некоторые виды лекарственных и охраняемых растений Саратовской области;

й) знать ранневесенние цветущие растения нашего края.

В конце 1 года обучения учащиеся должны уметь:

а) распознавать цветочно - декоративные растения;

б) определять морфологические признаки у цветка;

в) правильно производить текущий уход за комнатными растениями- рыхлить, поливать, опрыскивать и т.д.;

г) проводить перевалку и пересадку;

д) уметь производить подкормку растений удобрениями;

е) проводить простейшие меры борьбы с вредителями растений;

ё) проводить некоторые способы подготовки семян к посеву;

ж) проводить простейшие опыты с комнатными растениями;

з) проводить черенкование комнатных растений для их размножения.


Тематический план 2 года обучения

темы занятий


всего часов


теория


практика


1. Биологические особенности многолетних цветочно - декоративных растений.

14

4

10

2. Получение цветущих растений в осенне-зимний и ранневесенний периоды. Выгонка грунтовых многолетников и луковичных.


16

4

12

3. Покрытосеменные и голосеменные растения. Культурные растения.

18

12

6

4. Вегетативное и семенное размножение комнатных растений.

16

4

12

5. Вегетативное и семенное (половое) размножение многолетников.

12

4

8

6. Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними. Помощники.

24

16

8

7. Растения-чужеземцы. « Книга рекордов Гиннеса».

18

14

4

8. Мир фантазий и декорирования.

20

6

14

9. Дикорастущие цветочно-декоративные растения местной флоры. По страницам Красной книги.

24

14

10

10. Весенние явления в жизни растений.

14

8

6

11. Размножение декоративных деревьев и кустарников.

10

4

6

12. Весенние работы на участках цветоводства.

30

6

24


Всего часов


216

96

120

Содержание программы 2 года обучения

I. Биологические особенности многолетних цветочно- декоративных растений.

1. Многолетники. Их биологические особенности. Их преимущества перед однолетниками.

2 .Экскурсии на цветочно - декоративные участки (парк, пришкольные и станционные цветники).

3. Практическая работа: сбор семян, изготовление наглядных пособий, уход, посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и т.д.

II. Получение цветущих растений в осеннее- зимний и ранневесенний периоды. Выгонка грунтовых многолетников и луковичных.

1. Понятие «выгонка». Значение выгонки как метода, ускоряющего зацветание. Биологические особенности многолетников и условия их жизни - температура, освещенность, влажность, уход.

2. Практическая работа: подготовка лучших луковиц для выгонки, посадка в горшки и стеллажи; внесение георгинов, хризантем для дальнейшего цветения.

3. Многолетники и двулетники, используемые для выгонки: ирис, аквилегия, незабудка, хризантемы и др.

III. Покрытосеменные и голосеменные растения. Культурные растения.

1. Покрытосеменные (цветковые) растения: места обитания, способы размножения, листопадные и вечнозеленые. Бесполое (вегетативное) размножение цветковых растений.

2. Голосеменные растения. Их особенности в размножении. Значение вида в природе. Разновидности голосеменных: хвойные, саговники, гинкговые, эфедровые.

3. Культурные растения. Их значение в жизни человека. Разнообразие видов и местообитания (подсолнечник, банан, горох, апельсин, картофель и др.)

4. Проведение познавательных викторин: «Сад чудес», «Окно в природу» и другие.

IV. Вегетативное и семенное размножение комнатных растений.

  1. Значение вегетативного и семенного размножения для комнатных растений. Различные способы вегетативного размножения. Условия, необходимые для укоренения, правила пересадки и ухода.

  2. Практическая работа: подготовка земли, срезка и подготовка черенков пеларгонии, традесканции; деление кустов аспарагуса; усов хлорофитума; размножение луковиц амариллиса и т.д.

  3. Комнатные растения, размножающиеся семенами (амариллис, лимон, примула, бегония и др.).

  4. Знакомство с внешним и внутренним строением семян.

  5. Подготовка семян к посеву, способы посева, условия прорастания.

  6. Практическая работа с семенами.

V. Вегетативное и семенное(половое) размножение многолетников.

1. Понятие «многолетники», их внешний вид, биологические особенности.

2.Способы размножения многолетников.

3. Вегетативный способ размножения: клубнями, делением куста, корневища, луковицами, черенками, чешуйками.

4. Семенное размножение многолетников. Сроки посева и время цветения.

5. Практическая работа. Уход за многолетниками. Опыт: «получение вторичного цветения у люпина, дельфиниума, путем срезки отцветших соцветий».

VI. Вредители и болезни цветочно- декоративных растений и борьба сними. Помощники.

1.Наиболее распространенные насекомые, повреждающие комнатные растения: тля, щитовка, трипс, псевдококкус - мохнатая тля, паутинный клещик и др. Болезни растений, их признаки. (Рассматривание в лупу, зарисовка).

2.Меры борьбы с вредителями и болезнями растений: опрыскивание настойками махорки и специальными препаратами, опускание всего растения в воду и др.

3.Помощники растений.

4.Проведение познавательных викторин, КВН: «Мир под ногами», «Пернатые друзья» и т.п.

VII. Растения-чужеземцы. «Книга рекордов Гиннеса».

1.Примечательные чужеземцы (манго, апельсин, саксаул, анчар, гевея - резиновое дерево, кигелия - колбасное дерево, «убегающее от засухи», раффлезия, слоновый подорожник и др.).

2.Пальмы в природе и дома.

3.Самые, самые, самые…- в «Книге рекордов Гиннеса».

4.Викторина «Удивительное - рядом!».

5.Текущий уход за комнатными растениями.

VIII. Мир фантазий и декорирования.

1.История происхождения искусства композиции декорирования.

Знакомство с терминами «бонсай», «икебана», «аранжировка». Икебана как одно из направлений составления букетов и композиций.

2.Практическая работа: составление композиций и панно из засушенных цветов, камыша, веток сосны, ели, елочных украшений и т.п.

3.Проведение турнира: «Знай и умей».

IX. Дикорастущие цветочно- декоративные растения местной флоры. По страницам Красной книги.

1.Значение изучения местной флоры. Виды красивоцветущих растений, их биологические особенности. Способы внедрения их для озеленения парков, скверов.

2.Экскурсии в лес. Сбор семян, клубней, луковиц отдельных растений. Правила выкопки, хранения и посадки дикорастущих растений.

3.Красные книги. Редкие и охраняемые дикорастущие растения нашей местности.

4.Проведение экологического КВН - «Мир вокруг нас», «Берегите родную природу», «Берегите первоцветы» и др.

X. Весенние явления в жизни растений.

1. Признаки наступления весны: а) движение соков у деревьев и кустарников,

б) цветение ветроопыляемых, в) цветение мать-и-мачехи, г) цветение многолетних трав лиственного леса.

2.Ведения календаря природы: сроки цветения раннецветущих растений, сроки распускания листьев у деревьев (березы, липы, и др.), зацветание одуванчика, вишни, яблони т.д.

3. Экскурсии в природу.

XI. Размножение декоративных деревьев и кустарников.

1.Знакомство с различными способами размножения: семенным и вегетативным (деление куста, корневыми отпрысками, отводками, черенками, прививкой. Краткое описание.

2.Виды, рекомендованные для заведения в условиях школы и станции черенками: сирень, калина, бульденеж и др.

3.Выращивание посадочного материала из отводков. Преимущества этого способа: окучивание, дужкой, воздушный, отведение раскладкой.

4.Размножение прививками. Понятие «прививка». Виды прививок: окулировка, копулировка, аблактировка. Понятие о привое и подвое.

5.Практическая работа. Текущий уход.

XII. Весенние работы на участках цветоводства.

1.Виды весенних работ по уходу за многолетниками. Цветники - одна из форм озеленения школьных участков. Устройство цветников: клумбы, рабатки, арабики, группы, бордюры. Схематическое устройство участков.

2.Многолетники, используемые для озеленения школ. Преимущества многолетников: маргаритки, люпин, пион, дельфиниум, лилии и др.

3.Практическая работа: подготовка почвы, внесение удобрений, посадка многолетников, проведение текущего ухода.

Ожидаемые результаты:

В конце 2 года обучения учащиеся должны знать:

а) понятие «многолетники», чем и как они размножаются;

б) что такое «выгонка» и для чего она нужна;

в) способы размножения многолетников и комнатных растений;

г) виды вредителей растений и способы борьбы с ними;

д) способы распространения семян и их приспособления для этого;

е) направления декорирования цветов;

ё) дать объяснение понятиям «покрытосеменные» и «голосеменные»;

ж) некоторые виды охраняемых растений нашей области;

з) назначение Красной книги;

и) устройство цветника, основные формы;

й) способы размножения декоративных деревьев и кустарников.

В конце 2 года обучения учащиеся должны уметь:

а) производить самостоятельно сбор семян;

б) проводить фенологические наблюдения и вести записи;

в) производить текущий уход за комнатными и выгоночными культурами;

г) размножать комнатные и многолетние растения семенным и вегетативным способами;

д) распознавать распространенные виды вредителей растений и применят простейшие меры борьбы с ними;

е) составлять небольшие композиции или панно из растительного материала;

ё) проводить некоторые способы размножения декоративных деревьев и кустарников;

ж) работать с инвентарем.

Тематический план 3 года обучения

темы занятий

всего часов

теория

практика

1. Осенние работы на пришкольных и станционных участках цветоводства.


30


8


22

2. Цветочно-декоративное разнообразие цветущих растений Саратовской области. Красная книга.

24

16

8

3. Растение - живой организм. Растение и окружающая среда. Растительные сообщества.

16

12

4

4. Многообразие групп одомашненных растений.

24

18

6

5. Удивительное рядом. Растения и грибы, которые нас удивили.

20

14

6

6. Искусство составления букетов и композиций. Аранжировка и панно.

20

4

16

7. Ранневесенние цветущие растения местной флоры.

24

12

12

8. Дикорастущие охраняемые растения нашей области: лекарственные и ядовитые. Листаем страницы Красной книги.

18

12

6

9. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

12

8

4

10. Весенние работы на участках цветоводства. Подведение итогов работы кружка.

28

8

20


Всего часов

216

112

104

Содержание программы 3 года обучения


I. Осенние работы на пришкольных и станционных участках цветоводства.

1.Многолетние цветочные и однолетние цветочно - декоративные растения. Преимущества, правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

2.Практические работы. Сбор семян у однолетников, посадка луковичных, выкопка и уборка клубней георгинов, посев семян многолетников (флоксы, ромашка садовая, люпин и др.) в парник; изготовление гербария цветочных растений; коллекций семян многолетников; закладка опытов.

3.Подготовка к выставке, отбор лучших экземпляров цветов.

II. Цветочно - декоративное разнообразие цветущих растений Саратовской области. Красная книга.

1. Разнообразие групп цветочно - декоративных растений. Охраняемые растения. Красная книга. Ядовитые растения.

2. Экскурсия в лес, в парк. Знакомство, узнавание и зарисовка встречающихся цветочно - декоративных растений; сбор и выкопка отпрысков, срезка черенков, сбор семян (шиповник, калина, бульденеж, сирень и т.д.).

3. Практическая работа: посадка корневищ, укоренившихся отпрысков на участках цветоводства.

III. Растение - живой организм. Растение и окружающая среда. Растительные сообщества.

1.Взаимосвязи в растительном организме. Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.

2.Факторы живой и неживой природы. Влияние окружающей среды на растительный мир.

3.Взаимосвязи растений в сообществах. Влияние факторов на растительные сообщества.

4.Охрана растений. Проведение бесед и викторин на природоохранную тему.

IV.Многообразие групп одомашненных растений.

1.Календарь ухода за комнатными растениями, их биологические особенности, условия роста и размножения, развитие.

2.Самые неожиданные растения (толстянка древовидная, хавортия, цереус, эхеверия, эхинопсис - «зеленые ежики»).

3.Суккуленты, их биологические особенности. История появления суккулентов в Европе, а затем в России. Примеры: (агава, алоэ, гастерия. Зигокактус - «декабрист», каланхоэ и др.)

4.Проведение викторин: «Путешествие в страну зеленых уродцев или принцесс ночи» и т.д.

5.Растения - бутылки, банановые растения.

6. Водные растения: мох водяной, риччия плавучая, сальвиния, элодея и др. Их биологические особенности.

7.Зеленые хищники. Их биологические особенности, особенности развития, приспособления. Примеры: венерина мухоловка, пузырчатка, кувшиночники, саррацения, росянка и др.

8. Проведение опыта: «Превращение традесканции в водное растение».

9. Практическая работа. Текущий уход.

V. Удивительное- рядом. Растения и грибы, которые нас удивили.

1.Примечательные чужеземцы: манго, апельсин, саксаул, анчар, гевея - резиновое дерево, кигелия - колбасное дерево, «убегающее от засухи» и др.

2. Пальмы в природе и дома. Примеры: кокосовая, финиковая, карликовая - хамеропс, ползучая - ротанг ит.д.

3. Практическая работа: уход за комнатными растениями.

4. Грибы. Наука микология. Ядовитые и съедобные. Грибы - разрушители, грибы - хищники, грибы - цветы (нутровики).

VI. Искусство составления букетов и композиций. Аранжировка и панно.

1. История букета. Принципы составления букетов и композиций. Символика цвета. Гармония сочетания окрасок цветов и размера букета в вазе /5: 3/.

2. Общие правила составления букета, композиций. Букет и ваза.

3. Зимние букеты и композиции. Природный материал. Способы засушивания растений (луговых, полевых, садовых, камыша, рогоза и другого природного материала.

4. Дарите цветы: а) как дарить цветы; б) как выбрать правильно цветы к различным торжественным случаям; в) как сохранить свежесть срезанных цветов.

5. Практическая работа по составлению панно и композиций.

6. Проведение викторины: «Нет ничего нежней и краше»; игра-поле чудес «Мир цветов» и др.

VII. Ранневесенние цветущие растения местной флоры.

1.Виды раноцветущих растений. Их биологические особенности, различные формы проявления и развития.

2.Экскурсии в лес, к водоемам. Зарисовка и фотографирование. Выкопка корневищ, луковиц и пересадка на пришкольные участки.

3.Проведение бесед, выступлений агитбригад в защиту первоцветов.

VIII. Дикорастущие охраняемые растения нашей области: лекарственные и ядовитые. Листаем страницы Красной книги.

1.Знакомство с дикорастущими охраняемыми растениями нашей области. Примеры (пролеска, первоцвет, хохлатка, медуница, рябчик и др.)

2.Лекарственные растения луга, леса, водоема. Примеры: цикорий, пижма, ландыш, клевер, тысячелистник и др.

3.Ядовитые растения. Ядовитые растения, растущие в нашей местности. Пример: белена, дурман, ландыш и т.д.

4.Проведение викторины: «Легенды и предания о цветах», « Угадай по описанию» и др. Разгадывание кроссвордов «Ядовитые растения».

5.Экскурсии в лесную зону.

6. По страницам Красной книги Саратовской области.

IX. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1 .Развитие инфраструктуры и влияние ее на флору, и фауну нашей страны.

2.Первые законы об охране природы. Заповедники, парки. Работа со справочной литературой. Подготовка докладов о заповедных местах нашей и области.

X. Весенние работы на участках цветоводства. Подведение итогов работы кружка.

1.Вегетативное размножение многолетников и цветочно-декоративных растений. Черенкование хризантем, георгинов, деление кустов флоксов, аквилегии, ромашки для дальнейшего размножения.

2.Планирование устройства цветника.

3.Практическая работа: высев семян, пикировка, высадка рассады на участки. Уход за растениями.

4.Подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

В конце 3 года обучения учащиеся должны знать:

а) внесенные в Красную книгу области, редкие и охраняемые растения;

б) декоративные виды кустарников, встречающихся в нашей местности;

в) многообразие групп комнатных растений, их названия;

г) особенности составления букета и композиции;

д) дикорастущие охраняемые ядовитые растения нашей области;

е) понятие «растительное сообщество» и ее значение;

ё) растения-чужеземцы;

ж) грибы и их роль в природе;

з) формы влияния деятельности человека на растительный мир и результаты этой деятельности.

В конце 3 года обучения учащиеся должны уметь:

а) распознавать ядовитые растения местной флоры (по иллюстрациям, фото, гербарию и т.д.);

б) производить черенкование цветочно-декоративных растений;

в) распознавать виды комнатных растений;

г) работать с литературой;

д) составлять композиции и панно из природного материала;

е) распознавать грибы;

ё) вести опытническую работу;

ж) вести фенологические наблюдения за изменениями в растительных сообществах;

з) работать с инвентарем.





Материально-техническое обеспечение


1. Естественные и натуральные материалы:

  • образцы горных пород, почв, коллекция семян и срезов древесных пород;

  • живые объекты (комнатные и грунтовые цветочно-декоративные растения);

  • гербарии растений.

2. Объёмные наглядности:

  • макеты, муляжи растений и их плодов.

3. Схематические или символистические материалы:

  • таблицы, схемы, рисунки, плакаты (пример: схема «Морфология цветка», «Вегетативное размножение», «Раннецветущие и охраняемые растения Саратовской области», «Ядовитые растения Саратовской области», «Растения: кусты, деревья, травы», «И защита, и убранство»); таблицы: «Стратификация семян», «Способы прививки черенком», «Строение цветка», «Вредители и болезни цветковых растений», «Дикорастущие и культурные растения».

4. Картинные и картинно- динамические наглядности:

  • картины, иллюстрации, слайды, транспаранты и т.д. (пример: серия иллюстраций, картинок «Первоцветы», «Грибы», «Ягоды», слайды: «Насекомые, птицы, цветы, звери» и др.),

5. Звуковые и смешанные:

  • видеозаписи и учебные фильмы. (Пример: «Звуки леса», «Защитим русскую выхухоль» и т.д.), презентации к различным темам программы (пример: «Вредители и защитники урожая», «Дикорастущие и культурные растения», «Солнечный цветок», «Хищные растения», «Цветочный алфавит», « Размножение растений», «Экосистемы»).

6. Игротека по темам:

  • игра-определитель деревьев и кустарников «В гостях у Лесовичка», игры-лото «Познаем живой мир», «Биологическое лото», «Во саду ли, в огороде», «Кого знаем - угадаем» по теме: «Охрана природы»;

  • игры - лото «Лесные заморочки». «Дары лета», «Цветы и травы» по теме «Морфология цветка. Гости и помощники»;

  • игра «Эрудит» - (шестиногие и восьминогие) по теме: «Вредители и

помощники растений» и другие.

7. Дидактический материал:

  • раздается на коллектив и индивидуально (например: альбомы - «Растения леса, луга, водоема», «Комнатное цветоводство», «Лекарственные растения», «Охраняемые растения» и др.

8. Лабораторно-практическое оборудование:

  • лупа, микроскоп, различный инвентарь.

Методическое обеспечение программы

Основные формы и методы работы


I год обучения

Вводное занятие.

Формы: теоретическая, групповая работа, экскурсии.

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, поисковый, работа с литературой.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

Цветок. Плод. Семя. Гости.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, экскурсии, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, демонстрация, самостоятельная работа.

Биологические особенности однолетних цветочно - декоративных растений.

Формы: работа с определителями и справочной литературой, практическая работа; фронтальная и групповая работы, экскурсии.

Методы: наблюдение, метод коллективного творчества, исследовательский.

Биологические особенности комнатных растений.

Текущий уход за комнатными растениями.

Формы: практические занятия по размножению комнатных и цветочно-декоративных растений, паспортизация растений, профилактический осмотр растений, групповая работа, проектная деятельность, игра.

Методы: беседа, исследовательский, поисковый, наглядный, практический, метод коллективного творчества.

Многообразие почв для выращивания цветочно-декоративных растений. Удобрения.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная, групповая работы.

Методы: наглядный, практический, самостоятельная работа.

Вредители и помощники леса, сада, поля, луга, огорода.

Формы: теоретическая и практическая работы; экскурсии.

Методы: беседа, самостоятельная работа, поисковый, работа с литературой, исследовательский.

Удивительный мир растений или «Путешествие с домашними растениями».

Формы: работа с литературой, теоретическая и практическая работы, паспортизация.

Методы: объяснительно-иллюстративный, уход за комнатными растениями.

Семена однолетников и подготовка их к посеву. Выращивание рассады.

Формы: теоретическая и практическая работы, пикировка, уход.

Методы: наглядный, практический, демонстрация, метод коллективного творчества.

Вегетативное размножение комнатных растений. Черенкование.

Формы: практические занятия по размножению комнатных и цветочно-декоративных растений, индивидуальная и коллективная работы, тестирование.

Методы: словесный, практический, наглядный, сравнительный анализ.

Вопросы охраны природы. Цветущие охраняемые и лекарственные растения Саратовской области и места их обитания.

Формы: экскурсии, составление гербария, теоретическая и практическая работы, экологические спектакли.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Ранневесенние цветущие растения местной флоры

Формы: экскурсии, акции, теоретическая и практическая работы, фронтальная и групповая работы, игра.

Методы: исследовательский, наглядный, практический.

Высадка рассады в цветник.

Формы: проектная деятельность, теоретическая и практическая работы.

Методы: наглядный, словесный, демонстрация, метод коллективного творчества

II год обучения

Биологические особенности многолетних цветочно - декоративных растений.

Получение цветущих растений в осенне-зимний и ранневесенний периоды. Выгонка грунтовых многолетников и луковичных.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, экскурсии.

Методы: наглядный, практический, демонстрация, метод коллективного творчества, исследовательский.

Покрытосеменные и голосеменные растения. Культурные растения.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы.

Методы: беседа, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, практический, метод коллективного творчества, игра-викторина.

Вегетативное и семенное размножение комнатных растений.

Вегетативное и семенное (половое) размножение многолетников.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, опытная работа.

Методы: объяснение, самостоятельная работа, практический, исследовательский.

Вредители и болезни цветочно-декоративных растений и борьба с ними. Помощники.

Формы: теоретическая и практическая работы, работа с определителями, игра-викторина.

Методы: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, поисковый, самостоятельная работа.

Растения-чужеземцы. « Книга рекордов Гиннеса».

Формы: работа со справочной литературой, игра-викторина, теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация.

Мир фантазий и декорирования.

Формы: работа со справочной литературой, фронтальная и групповая работа, теоретическая и практическая работа.

Методы: рассказ, наглядный, практический, метод коллективного творчества.

Дикорастущие цветочно-декоративные растения местной флоры. По страницам. Красной книги. Весенние явления в жизни растений.

Формы: теоретическая, групповая работа, экскурсии, акция.

Методы: исследовательский, объяснение, самостоятельная работа, практический, наблюдение, демонстрация.

Размножение декоративных деревьев и кустарников.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, экскурсии.

Методы: рассказ - объяснение, демонстрация, практический.

Весенние работы на участках цветоводства.

Формы: проектная деятельность, теоретическая и практическая работы.

Методы: наглядный, словесный, демонстрация, метод коллективного творчества

III год обучения

Осенние работы на пришкольных и станционных участках цветоводства.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, выставка.

Методы: наглядный, словесный, демонстрация, метод коллективного и индивидуального творчества.

Цветочно-декоративное разнообразие цветущих растений Саратовской области. Красная книга.

Ранневесенние цветущие растения местной флоры.

Дикорастущие охраняемые растения нашей области: лекарственные и ядовитые. Листаем страницы Красной книги.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Формы: работа с определителями и справочной литературой, Красная книга, практическая работа; фронтальная и групповая работы, проектная деятельность, экскурсии, акции, викторины, тестирование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа, метод коллективного творчества, исследовательский.

Растение - живой организм. Растение и окружающая среда. Растительные сообщества.

Формы: работа с литературой, теоретическая и практическая работы, викторины.

Методы: наглядный, словесный, демонстрация.

Многообразие групп одомашненных растений.

Формы: теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работы, опытная работа, паспортизация растений, викторина.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.

Удивительное рядом. Растения и грибы, которые нас удивили.

Формы: работа со справочной литературой, игра-викторина, теоретическая и практическая работы; фронтальная и групповая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация.

Искусство составления букетов и композиций. Аранжировка и панно.

Формы: работа со справочной литературой, фронтальная и групповая работа, теоретическая и практическая работа, викторина, выставка.

Методы: рассказ, наглядный, практический, метод коллективного и индивидуального творчества, демонстрация.

Весенние работы на участках цветоводства. Подведение итогов работы кружка.

Формы: проектная деятельность, теоретическая и практическая работы.

Методы: наглядный, словесный, метод коллективного творчества.









Основные формы и методы работы


Содержание работы



Намечаемые мероприятия


Сроки проведения

1Разработка основной учебной документации.

Подбор дидактического материала по изучаемой тематике, корректирование программы.


Сентябрь-май.

2.Сценарии

массовых

мероприятий

Игра-викторина «Цветы и травы».

Брейн-ринг»Экологический серпантин»

Игра «Ботанический поезд».

Викторина «В лес по грибы».

Праздник «Лесное царство»,

Праздник «В гостях у Берендея»

Викторина «Мир под ногами»

Экологический КВН «Пернатые друзья».

Викторина «Лесные заморочки»

Викторина «Удивительное-рядом».

Турнир «Знай и умей»

Викторина «Земля в иллюминаторе

видна».

Игра-поле чудес «Мир цветов»

КВН «Мир вокруг нас»

Биологическое поле чудес «Легенды о цветах».

Викторина Сад чудес»

Экологическая игра «Окно в природу»

Викторина «Деревья и кустарники».

Экологический праздник «Берегите родную природу»

Викторина «По страницам Красной книги»

Познавательная викторина «День птиц»

Экологическая викторина «Берегите первоцветы»

КВН «Угадай по описанию»

Игра-путешествие «В страну зеленых уродцев или…»

Брейн-ринг «Все мы соседи на планете»

Праздник «Зеленого друга»

Игра-викторина «Праздник цветов»

Выставка « День урожая»

Выставка «Дары природы родного края»


Сентябрь


октябрь


октябрь

сентябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь

декабрь


декабрь январь


январь - январь


февраль

февраль

февраль


февраль март


март


март


март


март


апрель - май


май

апрель - май

июнь


июнь - июль

август - сентябрь

3.конференции

Участие в экологической конференции. Защита проектов по улучшению экологии родного края.


Февраль - апрель



4. Открытые

занятия

Экологический праздник «Берегите первоцветы» Урок игра «Ботанический поезд» «Дикорастущие цветочно-декоративные растения местной флоры. Красные книги».

Урок-викторина «Лесные репортажи с места событий».

апрель


октябрь

март


май

5.Опытническая

работа

Проведение опытнических работ на темы:

«Получение вторичного цветения у люпина, дельфиниума путем срезки отцветших соцветий».

«Превращение традесканции в водное растение».

«Влияние переопыления растений на уменьшение видового состава» (на примере циннии)

«Влияние предпосевного намачивания на ускорение прорастания семян».




август - сентябрь


сентябрь


июль - сентябрь





март

6.Традиционные

походы в природу по изучению родного края

«Тропинками золотой осени»

«По следам зверей и птиц»

«Весеннее дыхание природы» «Раннецветущие растения Саратовской области и места их обитания»

«Дикорастущие цветочно-декоративные растения местной флоры».


октябрь

январь

март апрель



апрель - май



Литература,

рекомендуемая для детей и родителей.


  1. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. Л., Детская литература,1970.

  2. Все о болезнях и вредителях растений./ Сост.Д.Г.Хессайон.- Москва «Кладезь-Букс»,2004 . -126с.

  3. Газета «Мои любимые цветы», под ред. Кузнецова Т.Н.,-ЗАО «Издательство «Газетный мир»

  4. Детская энциклопедия: АИФ «Аргументы и факты» - «Пустыня», «Птицы», «Деревья», под ред. Лаврова А.Н.,-Москва,1999. -46с.

  5. И учеба, и игра: природоведение (популярное пособие для родителей и педагогов):/ сост. Тарабарина Т.И.,Соколова Е.И.,- Ярославль: «Академия

развития»,1997.-240с.

  1. Моя первая книга о природе: Цветы / авт. сост. Розамунда Кидман Кокс,- М,:« АСТ-ПРЕСС»,1996 . -24с.

  2. На досуге: игры в школе, дома, во дворе (популярное пособие для родителей и педагогов):/сост. Зайцева О.В., Карпова Е.В., - Ярославль: «Академия развития»,1997.-192с.

  3. Охраняемые растения Саратовской области:-0-92Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979.-120 с.

  4. Экология: учебник для 3 Кл. Общеобразовательных школ.- М.; Дом педагогики,1998-112с.

Список литературы,

использованный для разработки программы.


  1. Атлас комнатных растений /под ред. Н Косьяновой.- ООО Издательство «Эксмо», М-2005г.-432 с.

  2. Внеклассная работа по биологии.- Саратов: Лицей. 2005-288с.- /Библиотечка учит/.

  3. Все о болезнях и вредителях растений./ Сост.Д. Г.Хейссайон.- Москва «Кладезь- Брукс»,2004-126с.

  4. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет./ Сост. Бесова М.А.- Ярославль: « Академия развития»,1997-240с.

  5. Охраняемые растения Саратовской области: -0-92 Саратов: Приволжское кн. Издательство, 1979-120с.

  6. После уроков: Ребусы, кроссворды, головоломки. Под ред. Калугина М.А.- Ярославль «Академия развития»,1997-192с.

  7. Природоведение. Материалы к урокам./ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2003-89с.

  8. Приходите к нам на праздник: под ред. Рябцевой И. Ю., Ждановой Л.Ф.- Ярославль: «Академия развития», 1999-208с.

  9. Растительный мир нашей Родины: Кн. Для учителя.-2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1991-201с.

  10. «300 вопросов и ответов о животных» - Ярославль: Академия развития,1997-240с.

  11. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения. /Авт.-сост. О. Н. Дронова. Саратов: Лицей,2002-144с.

  12. Шклярова М. М., Якимова Т. В. Лианы и ампельные растения для интерьера. М., Наука, 1975.

  13. Экологические игры.- М.: Дом педагогики,1998-56с.












© 2010-2022