- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии
Конспект урока по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьянова С.В. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Клеточное строение живых организмов. 10 класс.
Цель урока:
формирование представлений о двух уровнях клеточной организации живых организмов, особенностях строения и функциях из составных частей.
Задачи:
образовательная: углубить знания учащихся об общих принципах структурной организации живых существ, сформировать представления о сходстве и различиях в строении и функциях прокариотических и эукариотических клеток, раскрыть сущность мембранного принципа строения.
развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения, формулирования выводов, умения работать в группе;
воспитательная: формирование чувства ответственности за порученное дело, являющееся частью общей работы, аккуратности при ее выполнении, бережного отношения к природе; привитие навыков чтения.
Формируемые компетентности: информационные, коммуникативные, чтения и понимания текста, языковые.
Методы: развитие критического мышления через чтение и письмо, интерактивные («пила»), частично-поисковые, наглядные, беседа, самостоятельная работа.
Формы: групповые.
Оборудование: таблицы «Строение прокариотической и эукариотической клетки», «Растительные ткани», «Животные ткани», фотографии и тканей живых организмов, схематическое изображение клеток и плазматической мембраны.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-
Проверка отсутствующих в классе и готовности к уроку.
-
Распределение обучающихся на группы (можно использовать различные картонные фигуры разного цвета).
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
-
Ознакомление с особенностями организации урока (урок проходит в групповой форме, каждой группе дано свое задание и набор наглядных материалов; в группе необходимо выбрать секретаря, который будет фиксировать ответы на вопросы и спикера, который будет контролировать ход обсуждения и поведение, и определять выступающих с результатами работы, все члены группы фиксируют ответы на вопросы в своих тетрадях и оформляют таблицу).
III. Изучение нового материала.
Особенности строения и организации прокариотической и эукариотической клеток.
-
Первая группа получает задание, в ходе которого восстанавливает знания о структурно-функциональной единице живых организмов, общих принципах строения клеток (цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды, включения, мембранные и немембранные органоиды, одномембранные и двухмембранные органоиды).
-
Вторая группа в ходе работы должна сформировать представление о строении и функциях прокариотической клетки.
-
Третья группа в ходе работы должна сформировать представление о строении и функциях эукариотической клетки.
IV. Закрепление.
А. Передача полученных знаний участникам других групп (участники одной группы переходят в другие и делятся с одноклассниками приобретенными знаниями).
Б. Беседа по вопросам.
-
Какое открытие произошло в XVII веке?
-
К какому уровню организации живой материи относятся биологические объекты, о которых идет речь в прочитанных вами рассказах?
-
По какому принципу все живые организмы разделены на прокариоты и эукариоты?
-
Назовите представителей прокариот и эукариот.
-
В чем заключается сущность мембранного принципа строения клеток?
-
Представьте изготовленную вами схему строения жидкостно-мозаичной модели строения мембраны. Каковы ее функции?
-
Каковы общие принципы строения клеток живых организмов?
-
Назовите и покажите на схеме органоиды прокариотической клетки. Каковы их функции?
-
Назовите и покажите на схеме органоиды эукариотической клетки. Каковы их функции?
-
Каковы на ваш взгляд общие черты строения прокариотической и эукариотической клеток, в чем вы видите различия?
V. Домашнее задание.
-
Параграф 2.7., 2.9.
-
Сформулировать выводы к таблице «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот» на стр.72 (письменно).
-
Подготовить компьютерную презентацию «Эукариоты», «Прокариоты», «Цитоплазматическая мембрана».
Группа №1.
Задание №1. Прочитайте предложенные вам тексты и ответьте на вопросы.
Фундамент живых организмов.
В XVII веке произошло великое открытие, подарившее человечеству новый мир живой природы, - до этого никому не известный мир микроскопических организмов. А помог сделать это открытие обыкновенный микроскоп. Хотя не всех по-настоящему заинтересовали тогда и сам микроскоп, и «чудеса», увиденные в нем. Та, великий Вольтер ехидно уверял, что микроскоп нужен для рассматривания «пятен в собственных глазах». Карл Линней считал микроскоп «никчемной игрушкой». Первые успехи в применении микроскопа связаны с именем английского ученого Роббера Гука, который, рассматривая срез пробкового дерева при увеличении в 30 раз увидел, что он состоит из многочисленных ячеек. Позже эти ячейки стали считать структурно-функциональной единицей всех живых организмов. Из них как основного элемента жизни состоят самые разные организмы. Но развиваются они в каждом случае по уникальному плану, что приводит к созданию либо иглы сосны, либо иглы ежа, либо листа злака, либо плавника рыбы, либо шляпки гриба, либо сердца человека. Удивительно как много заключено в этой отдельной микроскопической единице жизни!
Совершенствование оптических микроскопов, развитие биохимических методов анализа позволяют увидеть классический портрет этой единицы живого.
В световом (оптическом) микроскопе окружающая ее стенка представляется плотным барьером. Однако для большей части растворенных веществ эта стенка - рыхлая сеть, через которую свободно проходят вода, ионы и молекулы других веществ. Пройдя сквозь эту стенку, ионы встречают на своем пути плазматическую мембрану. Мембрана окружает цитоплазму. В самой цитоплазме находятся органеллы, каждая из которых также окружена собственной мембраной. На мембранах и даже в мембранах идут важные процессы жизнедеятельности. Ученые предложили модель простейшей мембраны, которая напоминает пирог.
Е.Р.Виленский, В.В.Бойко «Растение раскрывает свои тайны», Из-во «Колос», 1984г.
1.О какой единице живых организмов идет речь в этом рассказе?
2. К какому уровню организации живой материи относятся биологические объекты, о которых идет речь в этих рассказах? На какие два типа их принято делить?
-
Почему эти отдельные микроскопические единицы называют структульно-функциональной единицей живого?
-
Что такое органеллы (органоиды), цитоплазма и плазматическая мембрана?
Задание №2. Прочитайте текст параграфа 2.7., стр.56-58.
А) Составьте схемы:
-
иллюстрирующую наличие трёх основных частей клетки и входящих в состав каждой из них компонентов;
-
отображающую подразделение органоидов на группы в зависимости от наличия в них мембран.
Б) Заполните таблицу: Общий план строения клеток живых организмов.
№
Название частей
и компонентов клетки
Функции
1
Плазматическая мембрана
2
Клеточная стенка (у бактерий - тонкая, но плотная, состоит из аминокислот и аминосахаров; у растительных клеток - плотная, чаще состоит из клетчатки; у животных клеток (гликокаликс) - очень тонкая, эластичная состоит из белков и углеводов)
3
Цитоплазма
4
Гиалоплазма
5
Органоиды
6
Включения
6а
Вакуоли
6б
Граны (плотные и твердые непостоянные структуры клетки)
В) составьте схему строения жидкостно-мозаичной модели строения мембраны (используйте для схемы различные геометрические фигуры разного цвета из пластилина или картона).
Группа №2.
Задание №1. Прочитайте предложенные вам тексты и ответьте на вопросы.
Источники витаминов и белка.
Еще ацтеки собирали с поверхности озер и употребляли в пищу слизистую массу синезелёной водоросли спирулины. Она богата витаминами и белками, которых в ее сухой массе до 60%. Ацтеки также высушивали эту водоросль и делали из неё лепёшки. Употребляли в пищу спирулину и жители окрестностей африканского озера Чад.
Сейчас в некоторых странах уже построены специальные фермы, где выращивают спирулину. В США порошок спирулины рекламируется как прекрасное средство для укрепления здоровья. Его добавляют к обычной пище. Цена порошка довольно высока - до тысячи долларов за килограмм.
В пищу употребляют также три вида синезеленой водоросли носток. В Китае носток войлочный образует на бесплодных почвах корочки, которые разбухают при увлажнении. В Японии на склонах вулканов образуются студенистые пласты из ностока. Местное население называют их «ячменным хлебом Тенгу» (Тенгу - добрый горный дух) и употребляют в пищу.
Бессмертные.
Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ - бактерий. Их находили в струях гейзеров с температурой около 105 градусов, в сверхсоленых озерах. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 миллиона лет. В океане, на глубине 11 км.; на высоте 41км. В атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров - везде находили бактерии. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещенные туда на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации.
Энциклопедия для детей. Том 2. М., «Аванта+», 1993г.
-
К какому уровню организации живой материи относятся биологические объекты, о которых идет речь в этих рассказах?
-
Представителями каких систематических групп они являются?
-
Что их объединяет?
-
Как называют группу живых организмов, к которой принадлежат эти биологические объекты, в зависимости от расположения генетического материала в их клетках?
-
Как называются клетки, которые образуют эту группу живых организмов?
Задание №2. Рассмотрите предложенные вам фотографии и схемы. Рассмотрите предложенные вам готовые микропрепараты.
Прочитайте статью «Строение прокариотической клетки» (стр. 70-71) в тексте параграфа учебника 2.9.
А) Заполните таблицу: Строение прокариотической клетки.
№
Органоид
Функция
1
Мембрана
2
Клеточная стенка
3
Нуклеоид
4
Плазмиды
5
Рибосомы
6
Впячивания клеточной мембраны
7
Включения
Группа №3.
Задание №1. Прочитайте предложенные вам тексты и ответьте на вопросы.
Оглянись, чтобы понять.
Разве не удивительно, проснувшись летом в деревне, обнаружить, как в окно к тебе заглядывает ветка сирени, прогнувшаяся под тяжестью большой цветочной кисти? Холодком и свежестью тянет от окна, запах сирени уже наполнил комнату. Такая прелесть!
За темно-зеленой веткой с тройной кистью синеет чистая утренняя глубина, где-то под стрехой переговариваются коротким чириканьем касатки, их гнездо прилепилось у самого карниза, а во дворе по-хозяйски уже горланит петух. Бабушка с крыльца тихонько укоряет собаку, а та в ответ только звучно зевает и посматривает на закрытую калитку. Не терпится ей побегать…
В самом деле, не улежишь, когда такой день разгорается, такая зелень и голубизна, солнце и широкий мир, полный загадок и прелести.
… На опушке высокая трава уже разомлела от тепла. …всё разогнулось, вытянулось, светится, дышит и горит на солнце, а над раскрытыми цветами уже гудят пчелы, они слёту усаживаются в цветочные чашечки …
В.Пальман. Когда шагаешь по траве… М., «Детская литература», 1991г.
Подземные грибы.
Бывалый охотник за трюфелями взял с собой в мешке поросенка и, дойдя до дубнячка, выпустил его. Поросенок сразу стал обнюхивать землю.
- Ого, один есть! - воскликнул грибник через некоторое время. Остановился, отстегнул саперную лопатку, копнул примерно на 10 см. и достал какую-то картофелину. Таинственный, редчайший гриб! И где? У нас в Подмосковье! К полудню поросенок отыскал десятка два трюфелей.
Летучие рыбы.
Многие обитатели подводного мира выпрыгивают из воды, чтобы спастись от хищников, или в погоне за мелкими насекомыми. А тех, у кого это умение развито в совершенстве, моряки называют летучими рыбами. Так зовут самых различных, неродственных между собой рыб, хотя есть и особое семейство - летучие рыбы. Представители этого семейства обитают в тропических зонах морей и океанов.
У наиболее способных рыб - «авиаторов» полет длится до минуты, за это время они пролетают до 400м.
Энциклопедия для детей. Том 2. М., «Аванта+», 1993г.
-
К какому уровню организации живой материи относятся биологические объекты, о которых идет речь в этих рассказах?
-
Представителями каких систематических групп они являются?
-
Что их объединяет?
-
Как называют группу живых организмов, к которой принадлежат эти биологические объекты, в зависимости от расположения генетического материала в их клетках?
-
Как называются клетки, которые образуют эту группу живых организмов?
Задание №2. Прочитайте текст параграфа 2.7. на стр.59-62. Рассмотрите предложенные вам готовые микропрепараты.
А) Заполните таблицу: Строение эукариотической клетки
№
Органоид
Строение
Функция
1
Эндоплазматическая сеть
2
Лизосомы
3
Митохондрии
4
Пластиды
5
Клеточный центр
6
Комплекс Гольджи
Какие органоиды, характерные для эукариотической клетки, не включены в данную таблицу?
Для обучающихся.
Тема урока: Клеточное строение живых организмов. 10 класс.
Цель урока:
формирование представлений о двух уровнях клеточной организации живых организмов, особенностях строения и функциях из составных частей.
Задачи:
образовательная: углубить знания учащихся об общих принципах структурной организации живых существ, сформировать представления о сходстве и различиях в строении и функциях прокариотических и эукариотических клеток, раскрыть сущность мембранного принципа строения.
развивающая: продолжить формирование умений и навыков анализа, сравнения, формулирования выводов, умения работать в группе;
воспитательная: формирование чувства ответственности за порученное дело, являющееся частью общей работы, аккуратности при ее выполнении, бережного отношения к природе; привитие навыков чтения.
Формируемые компетентности: информационные, коммуникативные, чтения и понимания текста, языковые.
Ход урока.
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
-
Ознакомление с особенностями организации урока (урок проходит в групповой форме, каждой группе дано свое задание и набор наглядных материалов; в группе необходимо выбрать секретаря, который будет фиксировать ответы на вопросы и спикера, который будет контролировать ход обсуждения и поведение, и определять выступающих с результатами работы, все члены группы фиксируют ответы на вопросы в своих тетрадях и оформляют таблицу).
-
Работа во вновь созданных группах.
-
Закрепление
-
работа в группах;
-
беседа по вопросам к теме урока.
-
V. Домашнее задание.
-
Параграф 2.7., 2.9.
-
Сформулировать выводы к таблице «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот» на стр.72 (письменно).
-
Подготовить компьютерную презентацию «Эукариоты», «Прокариоты», «Строение и функции органоида клетки», «Цитоплазматическая мембрана».
Вопросы для закрепления.
-
Какое открытие произошло в XVII веке?
-
К какому уровню организации живой материи относятся биологические объекты, о которых идет речь в прочитанных вами рассказах?
-
По какому принципу все живые организмы разделены на прокариоты и эукариоты?
-
Назовите представителей прокариот и эукариот.
-
В чем заключается сущность мембранного принципа строения клеток?
-
Представьте изготовленную вами схему строения жидкостно-мозаичной модели строения мембраны. Каковы ее функции?
-
Каковы общие принципы строения клеток живых организмов?
-
Назовите и покажите на схеме органоиды прокариотической клетки. Каковы их функции?
-
Назовите и покажите на схеме органоиды эукариотической клетки. Каковы их функции?
-
Каковы на ваш взгляд общие черты строения прокариотической и эукариотической клеток, в чем вы видите различия?
5