- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа: Разговор о правильном питании
Рабочая программа: Разговор о правильном питании
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щукина М.А. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 21»
Рассмотрено
на заседании МО
«30» августа 2014 г.
Протокол № 1
Согласовано
«30» августа 2014 г.
заместитель директора по УР
______ /Зонова Л.В./
Утверждено
приказом МОУ ООШ №21
от «30» августа 2014 г. №500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности « Разговор о правильном питании »
1-4 класс
Составитель: Щукина М.А, учитель начальных классов
г.Оленегорск
Мурманская область
2014-2015 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А.Г. Макеевой.
Программа «Разговор о правильном питании» - это комплексная программа формирования знаний обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм их поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
-
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
-
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Основания для разработки программы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060);
-
Устав МОУ ООШ № 21 г. Оленегорска;
-
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Оленегорска (Приказ от 30.08.14г. № 502 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»);
-
Положение о рабочей программе МОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Оленегорска (Приказ от 17.12.13 г. № 860 «Об утверждении Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ ООШ № 21»
Разделы программы
-
пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса;
-
общая характеристика курса;
-
описание места курса в плане;
-
описание ценностных ориентиров содержания курса в соответствии с ФГОС НОО;
-
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса в соответствии с ФГОС НОО;
-
содержание курса;
-
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
-
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Разделы программы соответствуют требованиям п. 19.5 ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060)
Адресат
Программа ориентирована на детей 7-12 лет.
Цели и задачи
Цель программы - формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.
Задачи:
-
формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;
-
воспитание у детей представления о правильном питании как составной части культуры здоровья;
-
воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности;
-
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
-
формирование ответственного отношения к своему здоровью;
-
освоение детьми практических навыков рационального питания;
-
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
-
формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
-
просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей;
-
развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Организация
занятий
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм занятий:
-
изучение нового материала,
-
рефлексия,
-
итоговый контроль,
-
интегрированные занятия,
-
занятие игра,
-
занятие-соревнование,
-
проект,
-
экскурсия и др.
На занятиях активно используются: составление рассказа по картинкам, иллюстрациям; разыгрывание сценок; познавательные беседы; решение ситуативных задач по заданной тематике; викторины; экскурсии; встречи; праздники; акции; выставки рисунков; интервьюирование; ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры; дискуссии, обсуждения; мини-проекты и др.
Обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний, формирование универсальных учебных действий происходит в процессе деятельности.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Формы контроля
Наблюдение, анкетирование, тестирование, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проекте внеурочной деятельности, творческий отчет, пополнение портфолио.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программы начального общего образования МОУ ООШ № 21 (г.Оленегорск) программа «Разговор о правильном питании» реализуется образовательной организацией во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению развития личности.
Курс «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия и решает следующие задачи: осознание важности образования и воспитания правильного питания; формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. Программа способствует формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Занятия по данной программе позволят совершенствовать ИКТ компетентность младшего школьника. На занятиях используются: обмен информацией с аудиовизуальной поддержкой, общение в цифровой среде, составление и оформление сообщений, фиксация хода коллективной и индивидуальной работы, использование Интернет- ресурсов.
Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ
Программа расчитана на 135 часов в течение 4 лет.
В плане внеурочной деятельности на изучение программы отводится по 1 часу в неделю.
1 класс «Разговор о правильном питании» - 33 часа.
2 класс «Две недели в лагере здоровья» - 34 часа.
3-4 класс «Формула правильного питания» - по 34 часа.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и здоровья - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-социально- нравственное.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества, понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам, традициям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
По результатам реализации программы в образовательной организации планируется достижение следующих результатов:
-
приобретение учащимися опыта ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
-
организация в режиме работы образовательной организации коллективных мероприятий (семейных праздников, игр) на свежем воздухе, на природе;
-
отказ учащихся от вредящего здоровью продуктов питания;
-
выработка у школьников отрицательного отношения к курению, пьянству, наркомании;
-
формирование у детей умений:
-
соблюдать правила личной гигиены, чистоты тела и одежды;
-
составлять и следовать здоровьесберегающему режиму учёбы, труда и отдыха;
-
-
формирование у учащихся знаний:
-
о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью;
-
взаимосвязи здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды;
-
важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья;
-
положительном влиянии на здоровье незагрязнённой природы;
-
вреде для здоровья компьютерных игр, Интернета, телевидения, рекламы и т.п.;
-
-
формирование у школьников:
-
стремления следовать экологически безопасным правилам питания;
-
отрицательной оценки неподвижного образа жизни, нарушения правил гигиены;
-
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-
установка на здоровый образ жизни, внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к здоровому питанию, готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;
-
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
-
ориентация на понимание причин успеха в обучении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;
-
способность к оценке своей деятельности, оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
-
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
использовать знаковосимволические средства для решения задач;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Работа с текстом
(поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация, оценка информации)
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
определять тему и главную мысль текста;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
-
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
-
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
-
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТкомпетентности учащихся
(знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером, обработка и поиск информации, создание, представление и передача сообщений, планирование деятельности, управление и организация)
-
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
-
технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных.
-
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
-
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке, редактировать;
-
сканировать рисунки и тексты;
-
использовать сменные носители (флэшкарты);
-
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
-
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-
создавать диаграммы;
-
готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Предметные результаты:
-
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
-
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
-
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
-
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В 1-м классе:
-
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
-
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
-
умение определять полезные продукты питания.
Во 2-м классе:
-
знание о структуре ежедневного рациона питания;
-
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
-
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3-м классе:
-
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
-
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
-
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4-м классе:
-
знания детей об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
-
навыки, связанные с этикетом в области питания;
-
умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения результатов проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий, зашиты проектов и т.д.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа «Разговор о правильном питании» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- «Разговор о правильном питании»
- «Две недели в лагере здоровья»
- «Формула правильного питания»
-
Разделы программы
Количество часов
Итого
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Разговор о правильном питании
10
14
14
14
52
Две недели в лагере здоровья
10
10
6
6
32
Формула правильного питания
13
10
14
14
51
33
34
34
34
135
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
Тематическое
планирование
Кол -во часов
Содержание курса
Всего уроков,
из них:
Характеристика деятельности учащихся
теория
практика
контроль
Если хочешь быть здоров
2
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
1
1
-
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на занятии;
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
-
характеризовать свойства некоторых продуктов;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинноследственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом;
-
характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека;
-
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
анализировать собственные действия по режиму питания;
-
формировать умения самооценки и самоконтроля;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра
Самые полезные продукты
2
Научить детей выбирать самые полезные продукты.
1
1
Всякому овощу - своё время
1
Познакомить детей с разнообразием овощей.
1
1
Как правильно есть
2
Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.
1
1
Удивительные превращения пирожка
2
Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
1
1
1
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
работать по предложенному учителем плану;
-
отличать верно выполненное задание от неверного;
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом;
-
обобщать;
-
устанавливать аналогии;
-
формулировать несложные выводы;
-
высказывать оценочные суждения;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
строить понятные для партнёра высказывания;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
2
Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
1
1
1
Плох обед, если хлеба нет.
2
Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.
1
1
Время есть булочки.
2
Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.
1
1
Пора ужинать.
2
Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.
1
1
На вкус и цвет товарищей нет.
2
Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.
1
1
1
Как утолить жажду.
2
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
1
1
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
2
Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.
1
1
1
Где найти витамины весной?
3
Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
1
1
Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.
2
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.
1
1
Всякому фрукту - своё время
2
Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод
1
1
День рождения Зелибобы. Проверь себя.
3
Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола
1
1
1
33
12
21
5
2 класс (34 часа )
Тематическое
планирование
Кол -во часов
Содержание курса
Всего уроков,
из них:
Характеристика деятельности учащихся
теория
практика
контроль
Вводное занятие
1
Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.
1
1
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
перерабатывать полученную информацию;
-
осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;
-
устанавливать причинноследственные связи;
-
делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;
-
работать по предложенному учителем плану;
-
отличать верно выполненное задание от неверного;
-
давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-
делать предварительный отбор источников информации;
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
-
строить монологическое высказывание;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в совместной деятельности;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы;
В проектной деятельности ИКТ-компетентность:
-
выполнять групповую работу на компьютере: презентация с вводом текста, изображений;
-
проводить презентацию по плану организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере.
Давайте познакомимся!
1
1
1
Из чего состоит наша пища.
1
Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
1
1
Дневник здоровья
Пищевая тарелка
1
1
1
Что нужно есть в разное время года.
1
Сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков; познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа.
1
1
Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня
2
Как правильно питаться, если занимаешься спортом
« Пищевая тарелка» спортсмена
2
Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека; сплотить коллектив родителей и детей; привлекать родительский коллектив к проблеме воспитания здорового поколения.
1
1
Где и как готовят пищу
3
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; познакомить с основными признаками несвежего продукта
1
1
1
Как правильно накрыть стол.
2
Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
1
1
Молоко и молочные продукты.
2
Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.
1
1
1
Кто работает на ферме?
1
Расширить представление детей о профессиях
1
1
Блюда из зерна
3
Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
1
Какую пищу можно найти в лесу.
Экскурсия в лес
3
Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; дать представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.
1
Что и как приготовить из рыбы.
2
Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширить представление детей о местной фауне, продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.
1
Дары моря.
2
Расширить представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма
1
Кулинарное путешествие по России
3
Сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях культуры своего народа.
1
1
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
2
Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.
1
1
Как правильно вести себя за столом.
2
Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.
1
1
34
21
13
3-4 класс (34 часа)
Тематическое
планирование
Кол -во часов
Содержание курса
Всего уроков,
из них:
Характеристика основных видов деятельности учащихся
теория
практика
контроль
Вводное занятие
Здоровье - это здорово! Основные понятия о здоровье
Цветик - семицветик
2
Формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
1
1
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;
-
устанавливать причинноследственные связи;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;
-
работать по предложенному учителем плану;
-
делать предварительный отбор источников информации;
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
-
строить монологическое высказывание;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
-
задавать вопросы;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
-
осуществлять запись выборочной информации о здоровом питании;
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-
делать выводы в результате совместной работы всего класса;
В проектной деятельности ИКТ-компетентность:
-
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
-
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-
готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
От каких факторов зависит наше здоровье?
Черты характера и здоровье
Привычки и здоровье
2
Понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Правильное питание, развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от поведенческих навыков
Научить оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков.
Расширить представления детей о роли и регулярности питания для здоровья человека.
1
1
Продукты разные нужны, блюда разные важны.
Рациональное, сбалансированное питание
2
Рацион питания, калорийность пищи.
Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
Дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах. Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.
Сформировать представление о роли минеральных веществ.
Развивать творческие способности и кругозор, интерес и познавательную деятельность.
Формировать знание у учащихся об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.
1
1
« Белковый круг»
« Жировой круг»
Мой рацион питания
«Минеральный круг»
3
1
1
Режим питания. «Пищевая тарелка»
Витамины и минеральные вещества
2
Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Представление о роли витаминов и минеральных веществ.
Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.
1
1
1
1
Влияние воды на обмен веществ.
Напитки и настои для здоровья.
2
Взаимосвязь здоровья и воды. Представление о напитках здоровья.
Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Моделировать сервировку стола для различных случаев жизни,
обобщать правила этикета, распределять обязанности гостя и хозяина, осваивать приготовление пищи дома.
1
1
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;
-
устанавливать причинноследственные связи;
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
-
строить монологическое высказывание;
-
задавать вопросы;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
слушать и понимать речь других;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
участвовать в учебном диалоге;
-
делать выводы в результате совместной работы всего класса
В проектной деятельности ИКТ-компетентность:
-
организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере;
-
вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;
-
набирать текст на родном языке, редактировать;
-
сканировать рисунки и тексты;
-
использовать сменные носители (флэшкарты);
-
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
-
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-
готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Где и как мы едим
2
Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания.
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении.
Сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне.
Познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
Сформировать навыки осторожного поведения на кухне - бытовые травмы.
Обобщать особенности национальной кухни,
выявлять особенности питания на Руси.
Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
1
1
Ты - покупатель
Срок хранения продуктов
2
Дать представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах.
Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ.
Познакомить с основными признаками несвежего продукта.
1
1
Ты готовишь себе и друзьям
Бытовые приборы для кухни
2
Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности.
Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.
1
1
Кухни разных народов
Блюда жителей Крайнего Севера
3
Информирование о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.
Расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран. Формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Формирование знания об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.
Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных навыков .
1
1
Традиционные блюда России
Традиционные блюда Кавказа
Кухни разных народов праздник
3
1
1
Кулинарная история. Как питались наши предки?
2
1
1
Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника
2
Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Обобщение знания о роли правильного питания для здоровья человека.
1
1
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;
-
устанавливать причинноследственные связи;
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
-
строить монологическое высказывание;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
-
задавать вопросы;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
слушать и понимать речь других;
-
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-
участвовать в учебном диалоге;
-
делать выводы в результате совместной работы всего класса;
В проектной деятельности ИКТ-компетентность:
-
организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере;
-
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
-
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке, редактировать;
-
сканировать рисунки и тексты;
-
использовать сменные носители (флэшкарты);
-
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
-
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-
создавать диаграммы;
-
готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Как питались на Руси
Традиционные напитки на Руси
2
Формирование представлений о взаимообусловленности возникновения традиционных блюд от географии территории, а также особенностях ведения хозяйства.
Выставка « Уголок крестьянской избы», кроссворд
сказки современной кухни.
1
1
Составляем формулу правильного питания
« Формула правильного питания»
2
Закрепление представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.
Формирование и развитие представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей. Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Развитие, коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
Формирование умения выявлять в продуктах основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.
1
1
Путешествие по «Аппетитной стране»
2
Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Упражнять детей в названии составных частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного значения, видеть прошлое предмета; развивать творческое воображение.
Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности
распознавать испорченные продукты, обосновывать правила гигиены во время еды вне дома.
1
1
34
17
17
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Оборудование
Классная доска с магнитами
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
2. Учебный комплект
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2012 г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2012 г
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.
3. ЭОР
Презентации к урокам, использование сети Интернет (образовательного ресурса (school-collection.edu.ru/)
4. Методическое обеспечение
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.
5. Интернет-источники
prav-pit.ru
edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
intergu.ru (Интернет-государство учителей)
openclass.ru/node/323153
infourok.ru
proШколу.ru
41