Рабочая программа: Разговор о правильном питании

  Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана на основе авторской программы  М. М. Безруких, Т. А. Филипповой,  А.Г. Макеевой. Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:   активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.   Цель программы – формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программы начального общего образования МОУ ООШ № 21 (г.Оленегорск) программа «Разговор о правильном питании» реализуется образовательной организацией во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению развития личности.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 21»

Рассмотрено

на заседании МО

«30» августа 2014 г.

Протокол № 1

Согласовано

«30» августа 2014 г.

заместитель директора по УР

______ /Зонова Л.В./

Утверждено

приказом МОУ ООШ №21

от «30» августа 2014 г. №500

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности « Разговор о правильном питании »

1-4 класс


Составитель: Щукина М.А, учитель начальных классов


г.Оленегорск

Мурманская область

2014-2015 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

Программа «Разговор о правильном питании» - это комплексная программа формирования знаний обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм их поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Основания для разработки программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060);

  • Устав МОУ ООШ № 21 г. Оленегорска;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Оленегорска (Приказ от 30.08.14г. № 502 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»);

  • Положение о рабочей программе МОУ «Основная общеобразовательная школа № 21» г. Оленегорска (Приказ от 17.12.13 г. № 860 «Об утверждении Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ ООШ № 21»

Разделы программы

  1. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса;

  2. общая характеристика курса;

  3. описание места курса в плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания курса в соответствии с ФГОС НОО;

  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса в соответствии с ФГОС НОО;

  6. содержание курса;

  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Разделы программы соответствуют требованиям п. 19.5 ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060)

Адресат

Программа ориентирована на детей 7-12 лет.

Цели и задачи

Цель программы - формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Задачи:

  • формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;

  • воспитание у детей представления о правильном питании как составной части культуры здоровья;

  • воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;

  • просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей;

  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Организация

занятий

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм занятий:

  • изучение нового материала,

  • рефлексия,

  • итоговый контроль,

  • интегрированные занятия,

  • занятие игра,

  • занятие-соревнование,

  • проект,

  • экскурсия и др.

На занятиях активно используются: составление рассказа по картинкам, иллюстрациям; разыгрывание сценок; познавательные беседы; решение ситуативных задач по заданной тематике; викторины; экскурсии; встречи; праздники; акции; выставки рисунков; интервьюирование; ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры; дискуссии, обсуждения; мини-проекты и др.

Обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний, формирование универсальных учебных действий происходит в процессе деятельности.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Формы контроля

Наблюдение, анкетирование, тестирование, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проекте внеурочной деятельности, творческий отчет, пополнение портфолио.



2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программы начального общего образования МОУ ООШ № 21 (г.Оленегорск) программа «Разговор о правильном питании» реализуется образовательной организацией во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению развития личности.

Курс «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия и решает следующие задачи: осознание важности образования и воспитания правильного питания; формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Разговор о правильном питании» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля. Программа способствует формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Занятия по данной программе позволят совершенствовать ИКТ компетентность младшего школьника. На занятиях используются: обмен информацией с аудиовизуальной поддержкой, общение в цифровой среде, составление и оформление сообщений, фиксация хода коллективной и индивидуальной работы, использование Интернет- ресурсов.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.


3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ

Программа расчитана на 135 часов в течение 4 лет.

В плане внеурочной деятельности на изучение программы отводится по 1 часу в неделю.

1 класс «Разговор о правильном питании» - 33 часа.

2 класс «Две недели в лагере здоровья» - 34 часа.

3-4 класс «Формула правильного питания» - по 34 часа.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и здоровья - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-социально- нравственное.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества, понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам, традициям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

По результатам реализации программы в образовательной организации планируется достижение следующих результатов:

  • приобретение учащимися опыта ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

  • организация в режиме работы образовательной организации коллективных мероприятий (семейных праздников, игр) на свежем воздухе, на природе;

  • отказ учащихся от вредящего здоровью продуктов питания;

  • выработка у школьников отрицательного отношения к курению, пьянству, наркомании;

  • формирование у детей умений:

    • соблюдать правила личной гигиены, чистоты тела и одежды;

    • составлять и следовать здоровьесберегающему режиму учёбы, труда и отдыха;

  • формирование у учащихся знаний:

    • о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью;

    • взаимосвязи здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды;

    • важности спорта и физической культуры для сохранения и укрепления здоровья;

    • положительном влиянии на здоровье незагрязнённой природы;

    • вреде для здоровья компьютерных игр, Интернета, телевидения, рекламы и т.п.;

  • формирование у школьников:

    • стремления следовать экологически безопасным правилам питания;

    • отрицательной оценки неподвижного образа жизни, нарушения правил гигиены;

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

  • установка на здоровый образ жизни, внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к здоровому питанию, готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • ориентация на понимание причин успеха в обучении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения;

  • способность к оценке своей деятельности, оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Работа с текстом

(поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация, оценка информации)

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Формирование ИКТ­компетентности учащихся

(знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером, обработка и поиск информации, создание, представление и передача сообщений, планирование деятельности, управление и организация)

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

  • технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных.

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке, редактировать;

  • сканировать рисунки и тексты;

  • использовать сменные носители (флэш­карты);

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать диаграммы;

  • готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Предметные результаты:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В 1-м классе:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

Во 2-м классе:

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3-м классе:

  • знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

  • умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4-м классе:

  • знания детей об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

  • навыки, связанные с этикетом в области питания;

  • умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.

Проверка усвоения результатов проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий, зашиты проектов и т.д.

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа «Разговор о правильном питании» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- «Разговор о правильном питании»

- «Две недели в лагере здоровья»

- «Формула правильного питания»

Разделы программы

Количество часов

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Разговор о правильном питании

10

14

14

14

52

Две недели в лагере здоровья

10

10

6

6

32

Формула правильного питания

13

10

14

14

51


33

34

34

34

135











7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 часа)

Тематическое

планирование

Кол -во часов

Содержание курса

Всего уроков,

из них:

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

контроль

Если хочешь быть здоров

2

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.

1

1


  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • характеризовать свойства некоторых продуктов;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом;

  • характеризовать влияние употребления различных продуктов питания на здоровье человека;

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • анализировать собственные действия по режиму питания;

  • формировать умения самооценки и самоконтроля;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра

Самые полезные продукты

2

Научить детей выбирать самые полезные продукты.

1

1


Всякому овощу - своё время

1

Познакомить детей с разнообразием овощей.

1

1


Как правильно есть

2

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

1

1


Удивительные превращения пирожка

2

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

1

1

1

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об изучаемом;

  • обобщать;

  • устанавливать аналогии;

  • формулировать несложные выводы;

  • высказывать оценочные суждения;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

2

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

1

1

1

Плох обед, если хлеба нет.

2

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

1

1


Время есть булочки.

2

Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.

1

1


Пора ужинать.

2

Сформировать у детей представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

1

1


На вкус и цвет товарищей нет.

2

Познакомить с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов, привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

1

1

1

Как утолить жажду.

2

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

1

1


Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

2

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания.

1

1

1

Где найти витамины весной?

3

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

1

1


Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.

2

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, овощей, их значением для организма.

1

1


Всякому фрукту - своё время

2

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод

1

1


День рождения Зелибобы. Проверь себя.

3

Закрепить полученные знания о законах здорового питания; познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола

1

1

1

33

12

21

5

2 класс (34 часа )


Тематическое

планирование

Кол -во часов

Содержание курса

Всего уроков,

из них:

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

контроль

Вводное занятие

1

Обобщить уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми героями программы.

1

1


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • перерабатывать полученную информацию;

  • осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • строить монологическое высказывание;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в совместной деятельности;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

В проектной деятельности ИКТ-компетентность:

  • выполнять групповую работу на компьютере: презентация с вводом текста, изображений;

  • проводить презентацию по плану организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере.

Давайте познакомимся!

1

1

1

Из чего состоит наша пища.

1

Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

1

1

Дневник здоровья

Пищевая тарелка

1

1

1

Что нужно есть в разное время года.

1

Сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков; познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа.

1

1

Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня

2

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

« Пищевая тарелка» спортсмена

2

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности; расширить представления детей о роли питания и физической активности для здоровья человека; сплотить коллектив родителей и детей; привлекать родительский коллектив к проблеме воспитания здорового поколения.

1

1

Где и как готовят пищу

3

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов; сформировать навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы; познакомить с основными признаками несвежего продукта

1

1

1

Как правильно накрыть стол.

2

Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола; помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

1

1

Молоко и молочные продукты.

2

Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.

1

1

1

Кто работает на ферме?

1

Расширить представление детей о профессиях

1

1

Блюда из зерна

3

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион; расширить представление детей о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна; способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

1

Какую пищу можно найти в лесу.

Экскурсия в лес

3

Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности их включения в рацион питания; расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой края, её охраной; дать представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать ситуаций опасных для здоровья.

1

Что и как приготовить из рыбы.

2

Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; расширить представление детей о местной фауне, продолжить формирование навыков правильного поведения в походе.

1

Дары моря.

2

Расширить представление детей о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; сформировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма

1

Кулинарное путешествие по России

3

Сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях культуры своего народа.

1

1

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

2

Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

1

1

Как правильно вести себя за столом.

2

Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

1

1

34

21

13








3-4 класс (34 часа)


Тематическое

планирование


Кол -во часов

Содержание курса

Всего уроков,

из них:

Характеристика основных видов деятельности учащихся

теория

практика

контроль

Вводное занятие

Здоровье - это здорово! Основные понятия о здоровье

Цветик - семицветик

2

Формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

1

1


  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • строить монологическое высказывание;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

  • задавать вопросы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

  • осуществлять запись выборочной информации о здоровом питании;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;

В проектной деятельности ИКТ-компетентность:

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

От каких факторов зависит наше здоровье?

Черты характера и здоровье

Привычки и здоровье

2

Понятие ЗОЖ, формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Правильное питание, развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Сформировать у детей представление о зависимости рациона питания от поведенческих навыков

Научить оценивать свой рацион питания с учётом собственных поведенческих навыков.

Расширить представления детей о роли и регулярности питания для здоровья человека.

1

1


Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Рациональное, сбалансированное питание

2

Рацион питания, калорийность пищи.

Дать детям представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах. Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

Сформировать представление о роли минеральных веществ.

Развивать творческие способности и кругозор, интерес и познавательную деятельность.

Формировать знание у учащихся об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.

1

1


« Белковый круг»

« Жировой круг»

Мой рацион питания

«Минеральный круг»

3

1

1


Режим питания. «Пищевая тарелка»

Витамины и минеральные вещества

2

Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.

Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Представление о роли витаминов и минеральных веществ.

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

1


1

1


1


Влияние воды на обмен веществ.

Напитки и настои для здоровья.

2

Взаимосвязь здоровья и воды. Представление о напитках здоровья.

Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Моделировать сервировку стола для различных случаев жизни,

обобщать правила этикета, распределять обязанности гостя и хозяина, осваивать приготовление пищи дома.

1

1


  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • строить монологическое высказывание;

  • задавать вопросы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • слушать и понимать речь других;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса

В проектной деятельности ИКТ-компетентность:

  • организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере;

  • вводить информацию в компьютер с использованием фотокамеры, сохранять полученную информацию;

  • набирать текст на родном языке, редактировать;

  • сканировать рисунки и тексты;

  • использовать сменные носители (флэш­карты);

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Где и как мы едим

2

Правила полезного питания; навыки, связанные с этикетом в области питания.

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении.

Сформировать представление об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне.

Познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни - строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

Сформировать навыки осторожного поведения на кухне - бытовые травмы.

Обобщать особенности национальной кухни,

выявлять особенности питания на Руси.

Обосновывать роль национальной кухни в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

1

1


Ты - покупатель

Срок хранения продуктов

2

Дать представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах.

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Формирование умения самостоятельно совершать покупки, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ.

Познакомить с основными признаками несвежего продукта.

1

1


Ты готовишь себе и друзьям

Бытовые приборы для кухни

2

Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности.

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; формирование умения самостоятельно работать с информационными источниками.

1

1


Кухни разных народов

Блюда жителей Крайнего Севера

3

Информирование о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем.

Расширение знаний об истории и традициях своего народа и народов других стран. Формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Формирование знания об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания.

Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности.

Развитие коммуникативных навыков .

1

1


Традиционные блюда России

Традиционные блюда Кавказа

Кухни разных народов праздник

3

1

1


Кулинарная история. Как питались наши предки?

2

1

1


Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника

2

Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Регулярность, разнообразие, безопасность, удовольствие; развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Обобщение знания о роли правильного питания для здоровья человека.

1

1


  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять анализ, синтез, сериацию, классификацию, обобщение;

  • устанавливать причинно­следственные связи;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с проектом и с иллюстрацией учебника;

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • строить монологическое высказывание;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;

  • задавать вопросы;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровом питании, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;

В проектной деятельности ИКТ-компетентность:

  • организовывать систему папок для хранения информации о здоровом питании в компьютере;

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке, редактировать;

  • сканировать рисунки и тексты;

  • использовать сменные носители (флэш­карты);

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  • создавать диаграммы;

  • готовить и проводить презентацию: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Как питались на Руси

Традиционные напитки на Руси

2

Формирование представлений о взаимообусловленности возникновения традиционных блюд от географии территории, а также особенностях ведения хозяйства.

Выставка « Уголок крестьянской избы», кроссворд

сказки современной кухни.

1

1


Составляем формулу правильного питания

« Формула правильного питания»

2

Закрепление представлений об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

Формирование и развитие представления о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей. Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Развитие, коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

Формирование умения выявлять в продуктах основные источники белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ.

1

1


Путешествие по «Аппетитной стране»

2

Формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.

Формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

Упражнять детей в названии составных частей предмета, совершенствовать умение оживлять предметы, находить похожие части, признаки, свойства предметов, подбирать слова противоположного значения, видеть прошлое предмета; развивать творческое воображение.

Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности

распознавать испорченные продукты, обосновывать правила гигиены во время еды вне дома.

1

1


34

17

17


8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.Оборудование

Классная доска с магнитами

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Принтер.

2. Учебный комплект

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2012 г.

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2012 г

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2007 г.

3. ЭОР

Презентации к урокам, использование сети Интернет (образовательного ресурса (school-collection.edu.ru/)

4. Методическое обеспечение

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 г.

5. Интернет-источники

prav-pit.ru

edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

intergu.ru (Интернет-государство учителей)

openclass.ru/node/323153

infourok.ru

proШколу.ru

41


© 2010-2022