Рабочие программы по биологии 6-11 классы

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Листвянская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

Руководитель МО

_____________Л.А.Долгушина

ФИО

«____»______________2015г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________Л.А.Долгушина

ФИО

«____»______________2015г.


Утверждено

Директор школы

_____________Е.А.Цветков

ФИО

«____»______________2015г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

биологии

11 класс

Учитель: Турышева Ольга Васильевна


2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по биологии

11 класс


Рабочая программа для 11 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений (полного среднего общего образования, базовый уровень) автор В.И.Сивоглазова и федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 11 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 11 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны

- понимать:

- знать:

- уметь:

- решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса

веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного

здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного

отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения;

- использовать биологические знания доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе;

- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

- узнавать основные компоненты клетки;

В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; учение В.И.Вернадского о биосфере

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действия искусственного

  • и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота

  • веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ,

  • закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы

  • наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения,

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Методическое обеспечение.

Основная литература.

1. Учебник: В.И.Сивоглазова,И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова . Общая биология.10-11 классы.М.:Дрофа,2013г.

Доп. литература:

1. Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология.10-11 класс. М.: Дрофа,2010г.

2. Беляев Д.К. и др. Общая биология. 10-11 класс, М.: Просвещение, 2010 г.

3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2009г

4. Биология: рекомендации и комментарии к выполнению заданий повышенной сложности.(составитель Чередниченко И.П.). Волгоград, Учитель.2010.

5. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Биология. М.:Просвещение,2008-2011 г.

6. CD-диски: «Общая биология» (Кирилл и Мефодий), «Общая биология», «Зоология», «Ботаника», «Биотехнология», «Тесты по ЕГЭ»

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. 10-11класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 11 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели,презентации,видео и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем презентаций и исследований по учебной дисциплине)

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядные средства обучения).

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

11 КЛАСС (1 ч в нед., 35 ч)

Наименование

раздела

программы

урока

Тема

урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Измерители

Информационно- методическое обеспечение

Д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Основы учения об эволюции

(10 ч)

1(1)

Развитие эволюци­онного учения Ч. Дарвина

1

Изучение нового ма­териала

Происхожде­ние видов. Эволюция. Факторы эво­люции

Репродуктивный: знать основные эта­пы становления и развития эволюцион­ной теории Ч. Дарвина и основные по­ложения эволюционной теории. Продуктивный: уметь на примерах из жизни животных и растений привести доказательства эволюции

Кон­спект

Текст учебника

§52

2(2)

Вид, его критерии

1

Комбини­рованный урок. Практиче­ская работа

Биологиче­ский вид. Критерии вида

Репродуктивный: знать определение биологического вида и его критерии. Продуктивный: уметь доказать целост­ность вида, значение видового разнооб­разия в природе«Описание особей вида по морфо­логическо­му крите­рию»

Беседа по вопросам

Таблица,

презентация

«Вид. Критерии вида.»

§53

3(3)

Популяции

1

Комбини­рованный урок

Популяция

Репродуктивный: знать характеристи­ку популяций, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций. Продуктивный: уметь описать струк­туру популяции по ее критериям

Проверочная работа.

Таблица. Схема,презентация «Популяции».

§54

4(4)

Генетический состав и изменение гено­фонда популяций

1

Комбини­рованный урок

Генофонд

популяции.

Генетическое

равновесие.

Дрейф генов.

Изменения

генофонда

Репродуктивный: знать причины на­рушения генетического равновесия в популяциях, знать биологическую зна­чимость этого процесса. Продуктивный: уметь раскрыть при­чины и последствия нарушения генети­ческого равновесия в популяции

Беседа по вопросам

Таблица.

Схема.

Доклад.Презентации

§ 55- 56

5(5)

Борьба за существо­вание и ее формы

1

Комбини­рованный урок. Само­стоятель-ная работа

Борьба за существо­вание, формы борьбы

Репродуктивный: знать основные фор­мы борьбы за существование: внутри­видовая, межвидовая, с неблагоприят­ными условиями среды. Продуктивный: уметь привести приме­ры различных форм борьбы за сущест­вование

Самостоятельная работа

Таблица,

видео «Борьба за существова-ние»

§57

6(6)

Естественный отбор и его формы

1

Комбини­рованный урок

Естествен­ный отбор. Биологиче­ские адапта­ции. Формы естественно­го отбора

Репродуктивный: знать о сущности и формах естественного отбора как дви­жущей силе эволюции. Продуктивный: уметь привести приме­ры движущего и стабилизирующего от­бора, уметь показать творческую роль естественного отбора

Тест

Таблица. Схема.Презентация «Естествен-ный отбор и его формы».

§58

7(7)

Изолирующие меха­низмы. Видообразо­вание

1

Комбини­рованный урок

Репродук­тивная изо­ляция.Микроэволю-ция.Аллопатрическое и симпатрическое видообразо­вание

Репродуктивный: знать виды и значе­ние изолирующих механизмов, основ­ные формы видообразования. Продуктивный: показать значение раз­личных механизмов изоляции в видооб­разовании

Беседа по вопросам

Схема,презентация «Видообразо-вание»

§59- 60

8(8)

Макроэволю-ция, ее доказательст-ва

1

Урок- семинар

Макроэво­люция, пере­ходные фор­мы, филоге­нетические ряды

Репродуктивный: знать отличительные особенности макроэволюции и ее дока­зательства.

Продуктивный: уметь привести приме­ры переходных форм и их роли в эво­люционном процессе

Доклады,

презентации

Кон­спект. Презентации

§61

9(9)

Система растений и животных - ото­бражение эволюции

1

Комбини­рованный урок

Бинарная номенклату­ра, естест­венная клас­сификация

Репродуктивный: знать основные сис­тематические группы, используемые при классификации растений и животных. Продуктивный: уметь найти отображе­ние эволюции в современной системе органического мира

Тест

Схема. Таблица

§62

10

(10)

Главные направле­ния эволюции орга­нического мира

1

Комбини­рованный урок

Параллелизм. Конверген­ция.

Дивергенция. Ароморфоз. Идиоадаптация.

Дегенерация. Биологиче­ский прогресс и регресс

Репродуктивный: знать главные на­правления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.

Продуктивный: уметь дать краткую характеристику основных типов эволю­ционных изменений, описать их роль в видообразовании

Заполнение таблицы

Презентация. Схема

§63

Основы селекции и биотехноло-гии (4 ч)

1(11)

Основные методы селекции и биотех­нологии

1

Изучение нового ма­териала

Селекция. Сорт. Поро­да. Штамм. Гибридиза­ция. Аутбри- динг. Гетеро­зис. Биотех­нология. Кле­точная инже­нерия

Репродуктивный: познакомиться с ра­ботами и достижениями современных ученых-селекционеров; рассмотреть основные методы селекции. Продуктивный: уметь объяснить зна­чение новых терминов и понятий

Заполнение

таблицы

Таблица.

Презентация «Основы селекции.

Методы селекции.»

§64

2(12)

Методы селекции растений

1

Комбини­рованный урок.

Центры про­исхождения культурных растений. Закон гомо­логичных ря­дов наследст­венности. Полиплои­дия. Гибри­дизация

Репродуктивный: знать основные ме­тоды, применяемые в селекции расте­ний: гибридизация, отбор, полиплоиди- зация.

Продуктивный: уметь показать значе­ние закона гомологичных рядов наслед­ственности и знания о центрах проис­хождения культурных растений в селекции растений

Само­стоятельная работа

Таблица

§65

3(13)

Методы селекции животных

1

Комбини­рованный урок

Генетическое клонирование. Гибридиза­ция. Индиви­дуальный отбор. Поли- эмбриония

Репродуктивный: знать основные ме­тоды и особенности селекции животных. Продуктивный: уметь показать осо­бенности, проблемы, перспективы и значение метода клеточной инжене­рии в селекции животных

Беседа по вопросам

Схема.

Таблица.

Рисунок.

Презентация

§66

4(14)

Селекция микроораниз-мов. Современ­ное состояние и пер­спективы биотехно­логии

1

Урок- семинар

Биотехноло­гия. Генная инженерия. Модифици­рованные продукты

Репродуктивный: знать основные дос­тижения современной биотехнологии. Продуктивный: значение генной инже­нерии в жизни человека

Беседа по вопросам

Докла­ды.

Ре­фераты.

Презентации

§67- 68

Антропо­генез (4 ч)

1 (15)

Положение человека в системе животного мира

1

Практиче­ская работа «Анализ и оценка различ-ных гипотез происхож­дения чело­века»

Антрополо­гия. Homo Sapiens

Репродуктивный: знать систематиче­ское положение человека в системе жи­вотного мира, отличия человека от жи­вотных; рассмотреть гипотезы проис­хождения человека. Продуктивный: уметь привести дока­зательства происхождения человека от животных

Практичес-кая работа

Схема. Реферат.

Презентация

§69

2(16)

Основные стадии антропогенеза

1

Комбини­рованный урок.

Парапитеки. Дриопитеки. Австралопи­теки. Архан- тропы. Па­леоантропы. Неандерталь­цы. Кромань­онцы. Чело­век умелый

Репродуктивный: тать основные ста­дии эволюции человека, признаки и от­личия каждой из эволюционных групп. Продуктивный: уметь показать по­этапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного (изменение физиологических показателей, появление речи, пользова­ние орудиями труда, огнем и пр.)

Само­стоятельная работа

Схема. Таблица

§ 70

3(17)

Движущие силы ан­тропогенеза

1

Комбини­рованный урок

Социальные факторы ан­тропогенеза

Репродуктивный: знать основные фак­торы эволюции человека: трудовая дея­тельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Продуктивный: уметь показать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе

Тест

Презентация «Движущие силы ан­тропогенеза»

§71

4(18)

Прародина человека. Расы и их происхож­дение

1

Комбини­рованный урок

Человеческие расы

Репродуктивный: знать основные ги­потезы и предположения о родине пред­ков человека; знать основные отличи­тельные черты представителей различ­ных рас.

Продуктивный: показать зависимость формирования отличительных призна­ков рас с условиями жизни

Беседа по вопросам

Таблица

Презентация «Расы и их происхож­дение.»

§72- 73

Основы экологии

(12 ч)

1

(19)

Что изучает экология

1

Комбини­рованный урок

Экология

Репродуктивный: знать основные эта­пы становления и развития науки эко­логии.

Продуктивный: уметь показать роль экологии в современном обществе

Прове­рочная работа

Рисунок. Схема.

§74

2

(20)

Среда обитания ор­ганизмов и ее факто­ры

1

Комбини­рованный урок

Среда обита­ния. Экологи­ческие факто­ры. Абиоти­ческие, био­тические факторы. Кривая толе­рантности

Репродуктивный: знать все виды фак­торов среды и их влияние на животные и растительные организмы; знать меха­низмы и силу влияния экологических факторов на организмы. Продуктивный: уметь составить кри­вую толерантности

Опор­ный кон­спект

Тест

Презентация «Среда обитания ор­ганизмов и ее факто­ры».

§75

3

(21)

Местообита-ние и экологические ниши

1

Практиче­ская работа «Выявле-ние приспособ­лений у ор­ганизмов к среде оби­тания»

Местообита­ние. Экологи­ческие ниши

Репродуктивный: знать отличительные особенности понятий «местообитание» и «экологическая ниша». Продуктивный: уметь показать значе­ние экологической ниши в жизни сооб­щества, выявлять приспособления орга­низмов к среде обитания

Практичес-кая работа

Рисунок. Схема

§76

4

(22)

Основные типы эко­логических взаимо­действий. Конку­рентные взаимодей­ствия

1

Комбини­рованный урок

Экологиче­ское взаимо­действие. Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменса­лизм.

Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм.

Хищничест­во.

Конку­ренция

Репродуктивный: знать основные виды отношений между организмами: ней­тральные, положительные, отрицатель­ные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. Продуктивный: уметь на примере по­казать типы взаимоотношений организ­мов между собой

Опор­ный кон­спект

Работа с учебником

Видео «Паразитизм»

§77- 78

5

(23)

Основные экологические характеристи-ки популяций. Динамика популяций

1

Комбини­рованный урок

Демографические характеристики популяции.Динами-ка популяции

Репродуктивный: знать основные демографическис показатели и их значе­ние в жизни популяции.

Продуктивный уметь привести приме­ры pегуляторных механизмом; знать причины колебаний численности и по­пуляциях

Беседа по вопросам

Кроссворд

Схема

§79- 80

6

(24)

Экологические со­общества

1

Практиче­ская работа «Сравни­тельная характеристи­ка природ­ных экоси­стем и агроэкосистем своей мест­ности»

Биоценоз.

Экосистема.

Биогеоценоз.

Биосфера.

Агробиоценоз

Репродуктивный: уметь отличать по­нятия: сообщество, экосистема, биоце­ноз, агроценоз, знать их структуру и значение в природе. Продуктивный: уметь показать отли­чие естественных и антропогенных сис­тем своей местности

Практиче­ская работа

Рисунок. Схема.

Презентация «Экологические сообщества».

§81

7

(25)

Структура сообщест­ва. Взаимосвязь ор­ганизмов в сообще­ствах

1

Комбини­рованный урок

Структура сообщества. Пищевая сеть. Пище­вая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы

Репродуктивный: знать структуру со­общества и значение в природе. Продуктивный: уметь показать цело­стность и взаимосвязь между компонен­тами сообществ

Биоло­гический диктант

Видео «Взаимо-связь организмов в сообществах»,таблица,

схема

§82- 83

8

(26)

Пищевые цепи

1

Практиче­ская работа «Состав-ле­ние схем передачи веществ и энергии (цепей пи­тания)»

Цепи и сети питания. Трофические уровни. Круговорот веществ. Биогенные элементы

Репродуктивный: знать значение био­генного круговорота веществ в природе и типы организмов, играющих в нем ключевую роль.

Продуктивный: уметь распределять организмы по трофическим уровням, составлять цепи и сети питания

Практиче­ская работа

Схема. Рисунок.

Презентация «Пищевые цепи»

§84

9

27

Экологические пи­рамиды. Экологиче­ская сукцессия

1

Комбини­рованный урок

Экологиче­ская пирами­да. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Экологическая сукцессия

Репродуктивный: знать основные пра­вила построения экологических пирамид. Продуктивный: уметь показать законо­мерности смены сукцессий на опреде­ленной территории, знать их виды и зна­чение

Тест.

Беседа по вопросам учебника

Рисунок

Презентация «Экологичес-кие сукцессии»

§85- 86

1028

Влияние загрязнений на живые организмы

1

Комбини­рованный урок

Ядохимикаты

Репродуктивный: знать основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы.

Продуктивный: уметь спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы, знать меры пре­дотвращения загрязнений

Презента-ции учащихся

«Влияние загрязнений на живые организмы» Защита проектов

Рисунок. Схема.

Презентации

§87

1129

Основы рациональ­ного природопользо­вания

1

Урок- семинар

Природные ресурсы. Экологиче­ское сознание

Репродуктивный: знать основы рацио­нального природопользования, примеры влияния человека на природу. Продуктивный: уметь привести приме­ры рационального природопользования и роли человека в сохранении биораз­нообразия планеты

Беседа по вопросам

Доклад.

Презентации

§88

12 30

Решение экологиче­ских задач

1

Практиче­ская работа

Репродуктивный: знать основные пра­вила решения экологических задач. Продуктивный: уметь решать задачи и правильно оформлять решение

Практичес-кая работа.

Решение экологичес-ких задач.

Индивидуальная работа по карточкам

Кон­спект

Эволюция биосферы и человек

(6 ч)

1

(31)

Гипотезы о проис­хождении жизни. Современные пред­ставления о проис­хождении жизни

1

Изучение нового ма­териала

Креационизм. Биологиче­ская эволю­ция. Пан­спермия. Са­мозарожде­ние. Химиче­ская, пред- биологиче­ская, биоло­гическая эво­люция

Репродуктивный: знать основные ги­потезы происхождения жизни, уметь выявлять их плюсы и минусы. Продуктивный: уметь проследить путь зарождения и развития жизни на Земле. Уметь привести доказательства проис­хождения жизни на Земле

Беседа по вопросам

Самостоятельная работа с учебником.

Кон­спект. Схема.

Презентация «Гипотезы о проис­хождении жизни.»

§ 89- 90

2

(32)

Основные этапы раз­вития жизни на Земле

1

Комбини­рованный урок

Гипотеза. Биопоэза. Симбиотиче- ская гипотеза

Репродуктивный: знать основные эта­пы в возникновении и развитии жизни на Земле.

Продуктивный: уметь доказать досто­верность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток

Таблица.

Схема.

Рисунок.

Презентация «Основные этапы развития жизни на Земле».

§91

3

(33)

Эволюция биосферы

1

Изучение нового ма­териала

Биосфера. Вернад­ский В. И. Структура биосферы

Репродуктивный: знать основные эта­пы эволюции биосферы в хронологиче­ской последовательности. Продуктивный: уметь показать взаи­мосвязь развития органического мира и эволюции биосферы

Защита презентаций

Доклад

Презентация «Биосфера».

§92

4

(34)

Антропоген-ное воз­действие на биосферу

1

Комбини­рованный урок

Загрязнение. Экология

Репродуктивный: знать все основные виды антропогенного воздействия на природу.

Продуктивный: уметь применять меры, снижающие силу антропогенного воз­действия

Беседа по вопросам Контр.работ.

Разноур.тестирование

Схема. Таблица

Презентации учащихся

«Антропоген-ное воз­действие на биосферу»

§93


© 2010-2022