- Преподавателю
- Биология
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы
Рабочие программы по биологии 6-11 классы
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Турышева О.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Листвянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
Руководитель МО
_____________Л.А.Долгушина
ФИО
«____»______________2015г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________Л.А.Долгушина
ФИО
«____»______________2015г.
Утверждено
Директор школы
_____________Е.А.Цветков
ФИО
«____»______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
биологии
11 класс
Учитель: Турышева Ольга Васильевна
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по биологии
11 класс
Рабочая программа для 11 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений (полного среднего общего образования, базовый уровень) автор В.И.Сивоглазова и федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 11 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 11 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
-
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
-
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
-
личностная ориентация содержания образования;
-
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
-
усиление воспитывающего потенциала;
-
формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
-
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 11 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
- понимать:
- знать:
- уметь:
- решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного
здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного
отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения;
- использовать биологические знания доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;
- узнавать основные компоненты клетки;
В результате изучения биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; учение В.И.Вернадского о биосфере
-
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действия искусственного
-
и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота
-
веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
-
основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ,
-
закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы
-
наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения,
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Методическое обеспечение.
Основная литература.
1. Учебник: В.И.Сивоглазова,И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова . Общая биология.10-11 классы.М.:Дрофа,2013г.
Доп. литература:
1. Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология.10-11 класс. М.: Дрофа,2010г.
2. Беляев Д.К. и др. Общая биология. 10-11 класс, М.: Просвещение, 2010 г.
3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2009г
4. Биология: рекомендации и комментарии к выполнению заданий повышенной сложности.(составитель Чередниченко И.П.). Волгоград, Учитель.2010.
5. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Биология. М.:Просвещение,2008-2011 г.
6. CD-диски: «Общая биология» (Кирилл и Мефодий), «Общая биология», «Зоология», «Ботаника», «Биотехнология», «Тесты по ЕГЭ»
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. 10-11класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 11 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
bio.1september.ru - газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
bio.nature.ru - научные новости биологии
edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели,презентации,видео и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем презентаций и исследований по учебной дисциплине)
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядные средства обучения).
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
11 КЛАСС (1 ч в нед., 35 ч)
Наименование
раздела
программы
№
урока
Тема
урока
Кол-
во
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Измерители
Информационно- методическое обеспечение
Д/з
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы учения об эволюции
(10 ч)
1(1)
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
1
Изучение нового материала
Происхождение видов. Эволюция. Факторы эволюции
Репродуктивный: знать основные этапы становления и развития эволюционной теории Ч. Дарвина и основные положения эволюционной теории. Продуктивный: уметь на примерах из жизни животных и растений привести доказательства эволюции
Конспект
Текст учебника
§52
2(2)
Вид, его критерии
1
Комбинированный урок. Практическая работа
Биологический вид. Критерии вида
Репродуктивный: знать определение биологического вида и его критерии. Продуктивный: уметь доказать целостность вида, значение видового разнообразия в природе«Описание особей вида по морфологическому критерию»
Беседа по вопросам
Таблица,
презентация
«Вид. Критерии вида.»
§53
3(3)
Популяции
1
Комбинированный урок
Популяция
Репродуктивный: знать характеристику популяций, значение популяций для вида, структуру и свойство популяций. Продуктивный: уметь описать структуру популяции по ее критериям
Проверочная работа.
Таблица. Схема,презентация «Популяции».
§54
4(4)
Генетический состав и изменение генофонда популяций
1
Комбинированный урок
Генофонд
популяции.
Генетическое
равновесие.
Дрейф генов.
Изменения
генофонда
Репродуктивный: знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях, знать биологическую значимость этого процесса. Продуктивный: уметь раскрыть причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяции
Беседа по вопросам
Таблица.
Схема.
Доклад.Презентации
§ 55- 56
5(5)
Борьба за существование и ее формы
1
Комбинированный урок. Самостоятель-ная работа
Борьба за существование, формы борьбы
Репродуктивный: знать основные формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями среды. Продуктивный: уметь привести примеры различных форм борьбы за существование
Самостоятельная работа
Таблица,
видео «Борьба за существова-ние»
§57
6(6)
Естественный отбор и его формы
1
Комбинированный урок
Естественный отбор. Биологические адаптации. Формы естественного отбора
Репродуктивный: знать о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции. Продуктивный: уметь привести примеры движущего и стабилизирующего отбора, уметь показать творческую роль естественного отбора
Тест
Таблица. Схема.Презентация «Естествен-ный отбор и его формы».
§58
7(7)
Изолирующие механизмы. Видообразование
1
Комбинированный урок
Репродуктивная изоляция.Микроэволю-ция.Аллопатрическое и симпатрическое видообразование
Репродуктивный: знать виды и значение изолирующих механизмов, основные формы видообразования. Продуктивный: показать значение различных механизмов изоляции в видообразовании
Беседа по вопросам
Схема,презентация «Видообразо-вание»
§59- 60
8(8)
Макроэволю-ция, ее доказательст-ва
1
Урок- семинар
Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды
Репродуктивный: знать отличительные особенности макроэволюции и ее доказательства.
Продуктивный: уметь привести примеры переходных форм и их роли в эволюционном процессе
Доклады,
презентации
Конспект. Презентации
§61
9(9)
Система растений и животных - отображение эволюции
1
Комбинированный урок
Бинарная номенклатура, естественная классификация
Репродуктивный: знать основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных. Продуктивный: уметь найти отображение эволюции в современной системе органического мира
Тест
Схема. Таблица
§62
10
(10)
Главные направления эволюции органического мира
1
Комбинированный урок
Параллелизм. Конвергенция.
Дивергенция. Ароморфоз. Идиоадаптация.
Дегенерация. Биологический прогресс и регресс
Репродуктивный: знать главные направления органической эволюции, их соотношение и роль в эволюционном процессе.
Продуктивный: уметь дать краткую характеристику основных типов эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании
Заполнение таблицы
Презентация. Схема
§63
Основы селекции и биотехноло-гии (4 ч)
1(11)
Основные методы селекции и биотехнологии
1
Изучение нового материала
Селекция. Сорт. Порода. Штамм. Гибридизация. Аутбри- динг. Гетерозис. Биотехнология. Клеточная инженерия
Репродуктивный: познакомиться с работами и достижениями современных ученых-селекционеров; рассмотреть основные методы селекции. Продуктивный: уметь объяснить значение новых терминов и понятий
Заполнение
таблицы
Таблица.
Презентация «Основы селекции.
Методы селекции.»
§64
2(12)
Методы селекции растений
1
Комбинированный урок.
Центры происхождения культурных растений. Закон гомологичных рядов наследственности. Полиплоидия. Гибридизация
Репродуктивный: знать основные методы, применяемые в селекции растений: гибридизация, отбор, полиплоиди- зация.
Продуктивный: уметь показать значение закона гомологичных рядов наследственности и знания о центрах происхождения культурных растений в селекции растений
Самостоятельная работа
Таблица
§65
3(13)
Методы селекции животных
1
Комбинированный урок
Генетическое клонирование. Гибридизация. Индивидуальный отбор. Поли- эмбриония
Репродуктивный: знать основные методы и особенности селекции животных. Продуктивный: уметь показать особенности, проблемы, перспективы и значение метода клеточной инженерии в селекции животных
Беседа по вопросам
Схема.
Таблица.
Рисунок.
Презентация
§66
4(14)
Селекция микроораниз-мов. Современное состояние и перспективы биотехнологии
1
Урок- семинар
Биотехнология. Генная инженерия. Модифицированные продукты
Репродуктивный: знать основные достижения современной биотехнологии. Продуктивный: значение генной инженерии в жизни человека
Беседа по вопросам
Доклады.
Рефераты.
Презентации
§67- 68
Антропогенез (4 ч)
1 (15)
Положение человека в системе животного мира
1
Практическая работа «Анализ и оценка различ-ных гипотез происхождения человека»
Антропология. Homo Sapiens
Репродуктивный: знать систематическое положение человека в системе животного мира, отличия человека от животных; рассмотреть гипотезы происхождения человека. Продуктивный: уметь привести доказательства происхождения человека от животных
Практичес-кая работа
Схема. Реферат.
Презентация
§69
2(16)
Основные стадии антропогенеза
1
Комбинированный урок.
Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архан- тропы. Палеоантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый
Репродуктивный: тать основные стадии эволюции человека, признаки и отличия каждой из эволюционных групп. Продуктивный: уметь показать поэтапное развитие и совершенствование человека от парапитеков до человека разумного (изменение физиологических показателей, появление речи, пользование орудиями труда, огнем и пр.)
Самостоятельная работа
Схема. Таблица
§ 70
3(17)
Движущие силы антропогенеза
1
Комбинированный урок
Социальные факторы антропогенеза
Репродуктивный: знать основные факторы эволюции человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
Продуктивный: уметь показать роль биологических и социальных факторов в антропогенезе
Тест
Презентация «Движущие силы антропогенеза»
§71
4(18)
Прародина человека. Расы и их происхождение
1
Комбинированный урок
Человеческие расы
Репродуктивный: знать основные гипотезы и предположения о родине предков человека; знать основные отличительные черты представителей различных рас.
Продуктивный: показать зависимость формирования отличительных признаков рас с условиями жизни
Беседа по вопросам
Таблица
Презентация «Расы и их происхождение.»
§72- 73
Основы экологии
(12 ч)
1
(19)
Что изучает экология
1
Комбинированный урок
Экология
Репродуктивный: знать основные этапы становления и развития науки экологии.
Продуктивный: уметь показать роль экологии в современном обществе
Проверочная работа
Рисунок. Схема.
§74
2
(20)
Среда обитания организмов и ее факторы
1
Комбинированный урок
Среда обитания. Экологические факторы. Абиотические, биотические факторы. Кривая толерантности
Репродуктивный: знать все виды факторов среды и их влияние на животные и растительные организмы; знать механизмы и силу влияния экологических факторов на организмы. Продуктивный: уметь составить кривую толерантности
Опорный конспект
Тест
Презентация «Среда обитания организмов и ее факторы».
§75
3
(21)
Местообита-ние и экологические ниши
1
Практическая работа «Выявле-ние приспособлений у организмов к среде обитания»
Местообитание. Экологические ниши
Репродуктивный: знать отличительные особенности понятий «местообитание» и «экологическая ниша». Продуктивный: уметь показать значение экологической ниши в жизни сообщества, выявлять приспособления организмов к среде обитания
Практичес-кая работа
Рисунок. Схема
§76
4
(22)
Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия
1
Комбинированный урок
Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Симбиоз. Кооперация. Комменсализм.
Паразитизм. Мутуализм. Аменсализм.
Хищничество.
Конкуренция
Репродуктивный: знать основные виды отношений между организмами: нейтральные, положительные, отрицательные, их разновидности и значение в жизни живых организмов. Продуктивный: уметь на примере показать типы взаимоотношений организмов между собой
Опорный конспект
Работа с учебником
Видео «Паразитизм»
§77- 78
5
(23)
Основные экологические характеристи-ки популяций. Динамика популяций
1
Комбинированный урок
Демографические характеристики популяции.Динами-ка популяции
Репродуктивный: знать основные демографическис показатели и их значение в жизни популяции.
Продуктивный уметь привести примеры pегуляторных механизмом; знать причины колебаний численности и популяциях
Беседа по вопросам
Кроссворд
Схема
§79- 80
6
(24)
Экологические сообщества
1
Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Биоценоз.
Экосистема.
Биогеоценоз.
Биосфера.
Агробиоценоз
Репродуктивный: уметь отличать понятия: сообщество, экосистема, биоценоз, агроценоз, знать их структуру и значение в природе. Продуктивный: уметь показать отличие естественных и антропогенных систем своей местности
Практическая работа
Рисунок. Схема.
Презентация «Экологические сообщества».
§81
7
(25)
Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах
1
Комбинированный урок
Структура сообщества. Пищевая сеть. Пищевая цепь. Автотрофы. Гетеротрофы
Репродуктивный: знать структуру сообщества и значение в природе. Продуктивный: уметь показать целостность и взаимосвязь между компонентами сообществ
Биологический диктант
Видео «Взаимо-связь организмов в сообществах»,таблица,
схема
§82- 83
8
(26)
Пищевые цепи
1
Практическая работа «Состав-ление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цепи и сети питания. Трофические уровни. Круговорот веществ. Биогенные элементы
Репродуктивный: знать значение биогенного круговорота веществ в природе и типы организмов, играющих в нем ключевую роль.
Продуктивный: уметь распределять организмы по трофическим уровням, составлять цепи и сети питания
Практическая работа
Схема. Рисунок.
Презентация «Пищевые цепи»
§84
9
27
Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия
1
Комбинированный урок
Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Экологическая сукцессия
Репродуктивный: знать основные правила построения экологических пирамид. Продуктивный: уметь показать закономерности смены сукцессий на определенной территории, знать их виды и значение
Тест.
Беседа по вопросам учебника
Рисунок
Презентация «Экологичес-кие сукцессии»
§85- 86
1028
Влияние загрязнений на живые организмы
1
Комбинированный урок
Ядохимикаты
Репродуктивный: знать основные типы загрязнителей и их влияние на живые организмы.
Продуктивный: уметь спрогнозировать последствия влияния загрязнителей на живые организмы, знать меры предотвращения загрязнений
Презента-ции учащихся
«Влияние загрязнений на живые организмы» Защита проектов
Рисунок. Схема.
Презентации
§87
1129
Основы рационального природопользования
1
Урок- семинар
Природные ресурсы. Экологическое сознание
Репродуктивный: знать основы рационального природопользования, примеры влияния человека на природу. Продуктивный: уметь привести примеры рационального природопользования и роли человека в сохранении биоразнообразия планеты
Беседа по вопросам
Доклад.
Презентации
§88
12 30
Решение экологических задач
1
Практическая работа
Репродуктивный: знать основные правила решения экологических задач. Продуктивный: уметь решать задачи и правильно оформлять решение
Практичес-кая работа.
Решение экологичес-ких задач.
Индивидуальная работа по карточкам
Конспект
Эволюция биосферы и человек
(6 ч)
1
(31)
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни
1
Изучение нового материала
Креационизм. Биологическая эволюция. Панспермия. Самозарождение. Химическая, пред- биологическая, биологическая эволюция
Репродуктивный: знать основные гипотезы происхождения жизни, уметь выявлять их плюсы и минусы. Продуктивный: уметь проследить путь зарождения и развития жизни на Земле. Уметь привести доказательства происхождения жизни на Земле
Беседа по вопросам
Самостоятельная работа с учебником.
Конспект. Схема.
Презентация «Гипотезы о происхождении жизни.»
§ 89- 90
2
(32)
Основные этапы развития жизни на Земле
1
Комбинированный урок
Гипотеза. Биопоэза. Симбиотиче- ская гипотеза
Репродуктивный: знать основные этапы в возникновении и развитии жизни на Земле.
Продуктивный: уметь доказать достоверность симбиотической гипотезы происхождения эукариотических клеток
Таблица.
Схема.
Рисунок.
Презентация «Основные этапы развития жизни на Земле».
§91
3
(33)
Эволюция биосферы
1
Изучение нового материала
Биосфера. Вернадский В. И. Структура биосферы
Репродуктивный: знать основные этапы эволюции биосферы в хронологической последовательности. Продуктивный: уметь показать взаимосвязь развития органического мира и эволюции биосферы
Защита презентаций
Доклад
Презентация «Биосфера».
§92
4
(34)
Антропоген-ное воздействие на биосферу
1
Комбинированный урок
Загрязнение. Экология
Репродуктивный: знать все основные виды антропогенного воздействия на природу.
Продуктивный: уметь применять меры, снижающие силу антропогенного воздействия
Беседа по вопросам Контр.работ.
Разноур.тестирование
Схема. Таблица
Презентации учащихся
«Антропоген-ное воздействие на биосферу»
§93