Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»

Данный урок проводится в рамках программы - «Анатомия человека», но информацию использованную на данном уроке можно использовать и при проведении внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни. На уроке использовались новые образовательные технологии (информационно коммуникативные технологии), В процессе урока были рассмотрены основные виды витаминов и их влияние на организм человека независимо от возраста. Данные записывались в виде схемы на интерактивной доске и в тетрадях. На уроке использ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»Тема урока: Витамины и их значение

для здоровья человека.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением для здоровья человека.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с историей открытия витаминов, дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными их группами, раскрыть роль витаминов для здоровья человека, объяснить значение понятий: авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз на примере важнейших представителей водорастворимых и жирорастворимых витаминов.

  • развивающие: рассказать о природных источниках витаминов и продуктах питания, в которых они содержатся, ежедневных нормах потребления витаминов, формировать умения: самостоятельно работать с текстом, рисунками и интернет ресурсами, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, сравнить природные и искусственные витамины.

  • воспитательные: воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков, бережного отношения к своему здоровью.

Методы обучения:

  • Словестный (объяснение, рассказ, работа с учебником)

  • Репродуктивный (формирование ЗУН)

  • Эвристический (частично поисковый)

  • Объяснительно - иллюстративный (сообщение готовой информации)

Оборудование:

Таблицы: «Витамины», «Суточные нормы потребления витаминов», презентация «Витамины», , учебник биологии для 8 класса

Ход урока:

1. Организационный момент (подготовка класса к уроку)

2. Постановка цели урока

3. Проверка полученных знаний по теме «Обмен веществ»



  1. Индивидуальная работа

Карточка № 1- используя опорную схему дайте определение понятия обмена веществ в организме

Обмен веществ и энергии

Пластический обмен Энергетический обмен

Какова роль обмена веществ в организме?

Карточка № 2 - Используя опорную схему, расскажите об обмене белков

Распад - в кишечнике до простых

веществ : аминокислот, глюкозы, глицерина, жирных кислот.



ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Пластический обмен Энергетический обмен

(в клетках) (в клетках: распад и окисление

органических веществ)

Ассимиляция органических Диссимиляция

веществ

СО2+Н2О + энергия

Карточка № 3 - Используя опорную схему, расскажите об обмене жиров

Карточка № 4 - Используя опорную схему, расскажите об обмене углеводов

Схемы выводятся на интерактивную доску (И-Д), для того что бы уч- ся класса было наглядно видно информацию которую подготовили одноклассники.

  1. Фронтальный опрос



  1. Объясните значение обмена веществ для организма человека?

  2. Назовите основные функции углеводов?

  3. Какие взаимопревращения органических веществ возможны в человеческом организме?

  4. Почему обмен веществ считается основным свойством живых организмов?

  5. Что такое пластический и энергетический обмен?



  1. Работа в парах



  1. Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени, - 0,12%глюкозы. Сделайте вывод из приведенных фактов.

  2. При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Объясните, почему?

  3. Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?

4. Изучение нового материала:

Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала

  • Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?

(Неорганические и органические вещества.)

  • Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?

(Вода и минеральные соли.)

  • Какие органические вещества входят в состав живой клетки?

(Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

  • Укажите роль воды и минеральных солей в клетке.

(Вода - универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. В водной среде или при участии воды протекает большая часть реакций в клетке. Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.)

  • В чем заключается значение пищи?

(Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)

  • Вспомните основные признаки живых организмов?

(Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость)

Презентация «Витамины».

Работа с классом:

Вопрос учащимся:

  • Что вы знаете о витаминах?

  • Как они влияют на организм человека?

Определение понятия витамины и схема записывается в тетради

Витамины - это биологически активные вещества, являющиеся низкомолекулярными органическими соединениями различной химической природы, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека.

На И-Д записывается схема основные витамины:



ВИТАМИНЫ

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ

С В А Д

аскорбиновая В1 - тиамин ретинол кальциферол

кислота В2 - рибофлавин

В6 - пиридоксин

В12 - цианкобаламин

Вопрос учащимся:

  • Как вы думаете, с чем связано влияние витаминов на протекание обмена веществ?

  • Вспомните, что такое ферменты?

Все обменные процессы в организме человека представляют собой сложные химические превращения, и могут протекать только при участии ферментов - биологических катализаторов, ускорителей химических процессов. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними влияют на обмен веществ. Но в отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека и поступают только вместе с пищей. Лишь некоторые синтезируются бактериями, обитающими в кишечнике человека.

История открытия витаминов.

Витамины открыты Н. И. Луниным в 1881 году. Опыты, предшествовавшие их открытию. Наличие в пище каких-то незаменимых веществ, необходимых для поддержания жизни.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

В настоящее время известно около 50 видов витаминов.

В организме витамины, как правило, не откладываются, а их избыток выводится органами выделения.

Наибольшее количество витаминов содержится в растительных продуктах, но некоторые встречаются только в продуктах животного происхождения.

При отсутствии или недостатке витаминов в пище в организме развиваются заболевания - авитаминозы, гиповитаминозы, при избытке - гипервитаминозы.

5.Промежуточная проверка знаний

Выполнение учащимися самостоятельной работы. На И-Д выводится тест.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А - да. Б- нет.

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А - да. Б - нет.

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А - да. Б - нет.

4. Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость?

А - да. Б - нет.

5. Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом и осенью?

А - да. Б - нет.

6. Возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А - да. Б - нет.

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А - да. Б - нет.

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А - да. Б - нет.

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А - да. Б - нет.

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А - да. Б - нет.

(Анализ и выводы по результатам тестирования:

Каждый ответ «А» - 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов.

0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.

1 - 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 - 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 - 8 баллов. Авитаминоз - фон вашей жизни.

9 - 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания)

Классификация витаминов.

Знакомство с основными витаминами.

1.Витамин С (аскорбиновая кислота)

2.Витамины группы В

  • В1 (тиамин)

  • В2 (рибофлавин

  • В5 (пантотеновая к-та)

  • В6 (пиридоксин)

  • В9 (фолиевая к-та)

  • В12(цианокобаламин)

3. Витамин А (ретинол)

4.Витамин Д (кальциферол)

5.Витамин Е (токоферол)

6.Витамин Н (биотин)

7. Витамин К (фитоменадиол)

8. Витамин РР (никотиновая к-та)

В тетрадях заполняется таблица:

Характеристика основных групп витаминов



Витамин

Суточная потребность (мг)

Симптомы, возникающие при гиповитаминозе

Симптомы, возникающие при гипервитаминозе

А

0,9

«Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста

Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие

B1

1,4-1,6

Болезнь бери"бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность

Возможна аллергия

С

75

Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям

Возможны повреждения поджелудочной железы и почек

D

2,5

Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита

Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек



  1. Закрепление и обобщение пройденного материала.

Вопросы учащимся:

  1. Что такое витамины?

(Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека).

  1. Значение витаминов в организме человека?

(Входят в состав ферментов - биологических катализаторов).

  1. На какие группы можно разделить витамины?

(Водо- и жирорастворимые).

Дайте определение понятиям:


  • авитаминоз (отсутствие того или иного витамина в результате потребления неполноценных питательных веществ),

  • гиповитаминоз ( недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем),

  • гипервитаминоз (избыток потребления витаминов, приводящий к тяжелому отравлению организма).

Работа в тетрадях тренажерах.

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок

Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.


  1. Д/З - §

Заполнить таблицу:

НАЗВАНИЕ ВИТАМИНА

ФУНКЦИИ

СИМПТОМЫ АВИТАМИНОЗА И

ГИПОВИТАМИНОЗА

СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА ДЛЯ ОРГАНИЗМА






Подготовить сообщение о авитаминозах и гипервитаминозах.



© 2010-2022