Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»

1. Прием «Знаете ли вы …?  Учитель организует беседу по поставленным в начале урока вопросам.Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других – разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? Почему в одних случаях чужие органы отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других – отторгаются? 2. Прием «Корзина идей» Учитель организует беседу по идеям, выдвинутым в начале урока. 3. Прием «...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»Урок по биологии для 8 класса по теме «Тканевая совместимость. Переливание крови»

Название УМК: «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилова, Р.М. Маша.- М.; Вентана- Граф, 2010

Предмет: Биология

Класс: 8

Тема урока: Тканевая совместимость. Переливание крови.

Место и роль урока в изучаемой теме: в теме «Кровь. Кровообращение» урок «Тканевая совместимость. Переливание крови» проводится после изучения учащимися состава и функций крови. На уроке при изучении группы крови и резус-фактора рассматривается, что в основе совместимости тканей и групп крови лежит иммунная реакция.

Цель: создать условия для осмысления школьниками информации о тканевой совместимости и правилах переливания крови.

Задачи:
- помочь учащимся в раскрытии роли антигенов при пересадке органов и переливании крови;
- создать условия для развития у школьников умения составлять схемы;

- развивать логические умения (анализ, сравнение, обобщение, выводы);

- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, совместно приходить к общему решению, оценивать результат;
- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками;

- способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Вызов

Цель: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

1. Прием «Знаете ли вы …?

Идея о вливании крови в кровеносные сосуды родилась в 17 веке после открытия Гарвеем кругов кровообращения. В 1667 г. Во Франции было произведено первое переливание крови животных человеку.

Первая попытка случайно оказалась успешной, а все остальные привели к смерти больных. Первое переливание крови от человека человеку было сделано в Англии в 1919 году. В одних случаях перелитая кровь действовала прекрасно, в других - больные умирали. Почему?

Можно ли пересаживать органы от одного человека другому человеку?

О чем сегодня на уроке пойдёт речь?

Предложите формулировку темы сегодняшнего урока.

2. Прием «Корзина идей»

Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других - разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

Почему в одних случаях чужие органы отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других - отторгаются?

Учитель записывает предложенные идеи на доске.

3. Прием «Кластер»

Составьте схему, показывающую совместимость крови при переливании.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу.

На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: "Что это значит для меня?",

"Зачем это мне нужно?",

задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.



Определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Выдвигают идеи.



Составляют схему в тетради.

Умение организовать свое рабочее место, мотивация к учению, постановка познавательных целей,

умение выдвигать гипотезы,

умение участвовать в диалоге,

умение выражать свои мысли, формулировать высказывания,

умение структурировать информацию

Осмысление

Цель: организация работы с текстом, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

  1. Для изучения новой темы используем прием «Инсерт (маркировка текста)».

Учащиеся читают текст параграфа 17 «Тканевая совместимость и переливание крови» и маркируют текст:

"V" - известная информация

"-" противоречит моим первоначальным представлениям;

"?" - непонятная информация;

"+" - новая информация



  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Учитель организует работу учащихся по составлению вопросов, ответы на них учащимися.

3. Прием «Знаю. Дополняю»

Учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся по составлению таблицы «Переливание крови» и коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Донор

Реципиент

I


II


III


IV




Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения (маркировка), составляют и задают вопросы, обсуждают ответы с классом.



Учащиеся составляют вопросы, определяют тип вопроса, отвечают на вопросы, обсуждают результаты работы.

Учащиеся составляют таблицу в тетради, дополняя недостающие сведения, обсуждают результаты работы в паре, а затем с классом.

Умение работать с источником информации; логические умения (анализ, сравнение, обобщение, выводы, классификация), структурирование знаний;

умение определять цель выполнения заданий и составлять план их выполнения, умение оценивать результат,

умение участвовать в диалоге, отвечать на вопросы,

умение выражать свои мысли,

умение работать в паре и коллективно.

Рефлексия

Цель: вернуться к первоначальным записям -предположениям, внести изменения, дополнения, выполнить творческие задания.



  1. Прием «Знаете ли вы …?

Учитель организует беседу по поставленным в начале урока вопросам.

Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других - разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию?

Почему в одних случаях чужие органы отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других - отторгаются?

2. Прием «Корзина идей»

Учитель организует беседу по идеям, выдвинутым в начале урока.

3. Прием «Кластер»

Учитель предлагает снова составить схему, показывающую совместимость крови при переливании или внести коррективы в старую схему.

4. Прием «Итог-опрос». Закончите предложения:

1. А я и не знал …

2. На будущее мне надо иметь в виду …

3. Для меня этот учебный материал важен, потому что...

4. Самым сложным для меня сегодня было …

4. Домашнее задание: составить кроссворд по теме, используя текст параграфа 16.

Выставление оценок.

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, проверяют правильность выполнения задания «Знаете ли вы?»,



Учащиеся обсуждают идеи, вносят коррективы.

Учащиеся составляют схему, обсуждают результаты.

Учащиеся делают вывод по уроку, оценивают процесс достижения результата.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Мотивация к учению,

логические умения (анализ, сравнение, обобщение, выводы),

умение оценивать результат,

умение структурировать информацию,

умение участвовать в диалоге, отвечать на вопросы,

умение выражать свои мысли,

выработка собственной позиции,
оценка процесса.



Приложение

Второй этап - «осмысление»


  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Учитель организует работу учащихся по составлению вопросов, отвечают на них учащимися и определяют тип.

Толстые

Тонкие

Дайте объяснения, почему...?

Кто ?

Объясните, почему...?

Что ?

Почему Вы думаете ...?

Когда ?

Почему Вы считаете ...?

Мог ли ... ?

В чем различие ...?

Согласны ли Вы ...?

Предположите, что будет, если... ?

Верно ли ...?

Что, если ... ?

Было ли ...?






3. Прием «Знаю. Дополняю»

Учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся по составлению таблицы «Переливание крови» и коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

«Переливание крови»

Донор

Реципиент

I

I, II, III, IV

II

II, IV

III

III, IV

IV

IV

Третий этап - «рефлексия»

Схема, показывающую совместимость крови при переливании:

I

II III

IV

Rh+ Rh-


© 2010-2022