Конспект урока по теме: Пищеварение в ротовой полости

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Пищеварение в ротовой полости.

Цель: продолжить формирование представлений учащихся о процессе

пищеварения.

Задачи: образовательные - сформировать знания о процессах физической и

химической обработки пищи в ротовой полости;

- дать понятие о строении и функции зубов;

развивающие - развивать умения выделять главное, устанавливать

причинно-следственные связи.

воспитательные - осуществлять гигиеническое воспитание

учащихся;

- бережное отношение к своему здоровью;

- учить работать в паре, прислушиваться к мнению

других.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, ватные палочки, крахмальный

клейстер, йодная вода, пробирки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого вы должны

одним словом закончить мое предложение - вопрос (можете отвечать с места

хором).

Задание 1.«Мозговой штурм»

1.Источником энергии и строительного материала организма является(пища)

2.Процесс механической и химической обработки пищи называется

(пищеварением)

3.Самая крупная железа нашего организма(печень)

4.Из пищевода пища попадает в (желудок)

5.Первый отдел тонкого кишечника называется (12-перстная кишка)

МОЛОДЦЫ!

Задание 2. «Узнай орган по таблице» Один ученик получает список органов (глотка, печень, ротовая полость, желудок, желчный пузырь, толстый кишечник, поджелудочная железа, тонкий кишечник, пищевод) , называет их. Второй показывает.

А теперь попробуйте отгадать загадку.

Ваша пища в рот попала,

Сразу мелкой она стала.

Амилаза и мальтоза

Расщепляют углеводы-

В слабощелочной среде.

И белки, и углеводы-

Все, что нужно, мы едим,

Чтобы не было бактерий

Помогает лизоцим.

Посмотреть на них нам любо.

32 их - это зубы.

Все нужны нам, как один,

В них содержится дентин. (Ротовая полость)

ПРАВИЛЬНО, МОЛОДЦЫ! Это ротовая полость. Мы сегодня поговорим с вами о ней. Откройте тетради, сегодня 20.01,тема урока «Пищеварение в ротовой полости». СЛАЙД

Какие вопросы мы с вами будем рассматривать сегодня на уроке? (рецепторы вкуса, обработка пищи, строение зубов и их функции)

1.Какой вкус вы назвали бы приятным (для себя), а какой - нет?

2. Чем мы ощущаем вкус пищи?

(Работа с текстом учебника - прочитать 1 абзац п.31.)СЛАЙД

Правильно. ЯЗЫКОМ. Рецепторы вкуса расположены на языке, благодаря им человек различает кислое, соленое, сладкое, горькое, т.е в ротовой полости осуществляется опробование пищи.

Возвращаемся к нашей загадке. (Работаем с места, можно хором).

Прочитайте первые две строчки. О каком процессе идет речь? (механической

обработке пищи). Правильно! Какую характеристику можно дать механической обработке пищи? (размельчение, перетирание пищи).

Какие органы участвуют в механической обработке пищи? (Зубы). Да, правильно, зубы!

Посмотрели друг на друга, и широко улыбнулись ( своей голливудской улыбкой).Какую часть зуба вы увидели? Опираясь на рис.73,учебника, ответьте на вопрос.(коронка, десна),т.е это внешнее строение зуба. СЛАЙД. Перечислите внутреннее строение зуба(Эмаль, дентин, пульпа) МОЛОДЦЫ!.

(Один ученик работает с муляжом ЗУБА). Показывает части зуба.

Какие функции выполняют зубы? (ответ на слайде) Какие бывают зубы? (резцы, клыки, коренные зубы)

Кто помнит себя в первом классе? Все ли зубы были у вас во рту? (НЕ ВСЕ).

Почему у вас их не было? (Потому что они молочные и выпали). Как происходит развитие зубов у человека? Работа с текстом учебника стр.163 1 и 2 абзац. Сколько у человека зубов? (Молочных 20,постоянных 32).СЛАЙД

Первые зубы появляются в 6-8 месяцев. К 2м годам завершается развитие молочных зубов. Всего их 20:8 - резцов,4- клыка, 8 коренных: формула - 212/212.У взрослых 32 зуба- 8 резцов,4 клыка,8 мал.коренных,12 больших коренных: формула- 3212/2123( верх. и ниж. челюсти)

Я: По цвету зуба мы можем определить состояние эмали, целостность зубной коронки.(ШУТКА и того, кто утром поленился почистить зубы).

Кто скажет, как правильно надо чистить зубы? Опираемся на текст учебника стр.163.СЛАЙД

Дети говорят (я готовлю расческу с ватой). Показываю как чистить зубы.

Представим, что эта расческа десна с зубами. Как правильно чистить зубы?

Щетку следует вести от десны к коронке, при боковых движениях слева направо и наоборот, очищаются лишь верхние части коронок. Чистить зубы нужно не только с внешней, но и с внутренней стороны. (ВСПОМНИЛИ ГИГИЕНУ)- Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?(2 раза чистить зубы, полоскать рот после еды и т.д)

!!!ВИДЕО МУЛЬТФИЛЬМ!

Я. Но если мы едим много сладкого, неправильно ухаживаем за зубами начинают болеть зубы. Нет ничего страшнее похода к стоматологу. Чтобы этого не было нужно беречь зубы. Как? (СТР,164 учебника) Работа с текстом учебника. Что такое кариес? Пульпит? СЛАЙД

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Читаем следующие строчки стих-я загадки до слова «Лизоцим».

Как одним словом можно назвать все эти вещества?

Правильно. СЛЮНА.

Что собой представляет слюна?

Откройте учебник, стр.162.Прочитайте о составе слюны. СЛАЙД

Отвечают ученики. Слюна содержит вещество, склеивающее пищевые частицы, ферменты, расщепляющие крахмал и другие углеводы.

ПРАВИЛЬНО! Слюна на 90 % состоит из воды,10 % другие вещества ( ферменты, лизоцим - обеззараживает, муцин - склеивает). Слайд

(ПОКАЗЫВАЮ ЛИМОН).

Что вы почувствовали? (выделяется слюна, меняется выражение лица)

Показываю шоколад! А теперь? Как это можно назвать? (СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ).

Я: В ротовую полость открываются протоки 3-х пар крупных слюнных

желез. Какие они? Обратимся к рис. учебника на стр.162.

Мы можем прощупать их. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. (ПОКАЗЫВАЮ) Почувствуете, как во рту появляется слюна.

Я: А, вы знаете, что за сутки выделяется 1,5 л слюны.

Я: Когда откусили кусочек хлеба, начали медленно пережевывать, происходит какая обработка пищи?( механическая), затем химическая обработка, где происходит расщепление углеводов до глюкозы. Это сейчас мы с вами проделаем.

На столах у вас ватные палочки, раствор крахмала, раствор йода.

Берем палочку, обмакнули в раствор крахмала, затем в раствор йода. Какой цвет? ( да, синий). Если йод посинел, это доказывает наличие крахмала.

Взяли вторую палочку, обмакнули в раствор крахмала, затем обильно смачиваем слюной ватную палочку. Достали, обмакнули в раствор йода. Какой цвет? (Белый). ПРАВИЛЬНО! Дети говорят! Произошло расщепление крахмала ферментами слюны до глюкозы. Поэтому раствор йода не посинел.

Ребята! Какой вы сделаете вывод по этой работе? ( Что в ротовой полости происходит химическая и механическая обработка пищи).

ИТОГ. Процессы протекающие в «верхнем этаже» пищеварительной системы удивительны и очень важны для нашего организма.

Закрепление. Ответьте на вопросы:

  1. Почему важно хорошо пережевывать пищу?

  2. Если долго жевать хлеб, ощущается сладкий вкус. Почему?

  3. Чем объяснить, что на разную пищу выделяется различное количество слюны?

  4. Почему собака зализывает рану?

РЕФЛЕКСИЯ.

Задание: Какие утверждения верны? Если вы согласны с утверждением поднимаете прямоугольник зеленой стороной, если нет - красной.

  1. В ротовой полости происходит анализ пригодности пищи (да,зелен.)

  2. Слюна на 50% состоит из воды (нет,90% воды)

  3. Ферменты слюны действуют в слабощелочной среде( да,зел)

  4. Каждый зуб имеет корень, шейку, коронку (да,зел)

  5. Пульпа состоит из твердого костного вещества(нет,красн)

  6. Постоянные зубы человека делятся на резцы, клыки, малые коренные, большие коренные (да,зел.)

  7. Количество молочных зубов равно 18( нет,красн. 20)

  8. Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом ( да,зел)

МОЛОДЦЫ! Умницы!

ОЦЕНИВАНИЕ.

С лабораторной работой справились все. Молодцы.

Больше всех сегодня помогали мне ….-5, …-5,…4 и т.д.

Домашнее задание.

1.Прочитать параграф 31.

2.Составить синквейн 1 вариант к слову слюна

2 вариант - зубы.

А сейчас еще раз посмотрели друг на друга, широко и красиво улыбнулись. Поблагодарили за урок. Пожелали здоровья.

Спасибо, ребята, за урок. Благодарю за внимание!



© 2010-2022