- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме: Пищеварение в ротовой полости
Конспект урока по теме: Пищеварение в ротовой полости
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гумерова Г.Д. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Пищеварение в ротовой полости.
Цель: продолжить формирование представлений учащихся о процессе
пищеварения.
Задачи: образовательные - сформировать знания о процессах физической и
химической обработки пищи в ротовой полости;
- дать понятие о строении и функции зубов;
развивающие - развивать умения выделять главное, устанавливать
причинно-следственные связи.
воспитательные - осуществлять гигиеническое воспитание
учащихся;
- бережное отношение к своему здоровью;
- учить работать в паре, прислушиваться к мнению
других.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, ватные палочки, крахмальный
клейстер, йодная вода, пробирки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке. Для этого вы должны
одним словом закончить мое предложение - вопрос (можете отвечать с места
хором).
Задание 1.«Мозговой штурм»
1.Источником энергии и строительного материала организма является(пища)
2.Процесс механической и химической обработки пищи называется
(пищеварением)
3.Самая крупная железа нашего организма(печень)
4.Из пищевода пища попадает в (желудок)
5.Первый отдел тонкого кишечника называется (12-перстная кишка)
МОЛОДЦЫ!
Задание 2. «Узнай орган по таблице» Один ученик получает список органов (глотка, печень, ротовая полость, желудок, желчный пузырь, толстый кишечник, поджелудочная железа, тонкий кишечник, пищевод) , называет их. Второй показывает.
А теперь попробуйте отгадать загадку.
Ваша пища в рот попала,
Сразу мелкой она стала.
Амилаза и мальтоза
Расщепляют углеводы-
В слабощелочной среде.
И белки, и углеводы-
Все, что нужно, мы едим,
Чтобы не было бактерий
Помогает лизоцим.
Посмотреть на них нам любо.
32 их - это зубы.
Все нужны нам, как один,
В них содержится дентин. (Ротовая полость)
ПРАВИЛЬНО, МОЛОДЦЫ! Это ротовая полость. Мы сегодня поговорим с вами о ней. Откройте тетради, сегодня 20.01,тема урока «Пищеварение в ротовой полости». СЛАЙД
Какие вопросы мы с вами будем рассматривать сегодня на уроке? (рецепторы вкуса, обработка пищи, строение зубов и их функции)
1.Какой вкус вы назвали бы приятным (для себя), а какой - нет?
2. Чем мы ощущаем вкус пищи?
(Работа с текстом учебника - прочитать 1 абзац п.31.)СЛАЙД
Правильно. ЯЗЫКОМ. Рецепторы вкуса расположены на языке, благодаря им человек различает кислое, соленое, сладкое, горькое, т.е в ротовой полости осуществляется опробование пищи.
Возвращаемся к нашей загадке. (Работаем с места, можно хором).
Прочитайте первые две строчки. О каком процессе идет речь? (механической
обработке пищи). Правильно! Какую характеристику можно дать механической обработке пищи? (размельчение, перетирание пищи).
Какие органы участвуют в механической обработке пищи? (Зубы). Да, правильно, зубы!
Посмотрели друг на друга, и широко улыбнулись ( своей голливудской улыбкой).Какую часть зуба вы увидели? Опираясь на рис.73,учебника, ответьте на вопрос.(коронка, десна),т.е это внешнее строение зуба. СЛАЙД. Перечислите внутреннее строение зуба(Эмаль, дентин, пульпа) МОЛОДЦЫ!.
(Один ученик работает с муляжом ЗУБА). Показывает части зуба.
Какие функции выполняют зубы? (ответ на слайде) Какие бывают зубы? (резцы, клыки, коренные зубы)
Кто помнит себя в первом классе? Все ли зубы были у вас во рту? (НЕ ВСЕ).
Почему у вас их не было? (Потому что они молочные и выпали). Как происходит развитие зубов у человека? Работа с текстом учебника стр.163 1 и 2 абзац. Сколько у человека зубов? (Молочных 20,постоянных 32).СЛАЙД
Первые зубы появляются в 6-8 месяцев. К 2м годам завершается развитие молочных зубов. Всего их 20:8 - резцов,4- клыка, 8 коренных: формула - 212/212.У взрослых 32 зуба- 8 резцов,4 клыка,8 мал.коренных,12 больших коренных: формула- 3212/2123( верх. и ниж. челюсти)
Я: По цвету зуба мы можем определить состояние эмали, целостность зубной коронки.(ШУТКА и того, кто утром поленился почистить зубы).
Кто скажет, как правильно надо чистить зубы? Опираемся на текст учебника стр.163.СЛАЙД
Дети говорят (я готовлю расческу с ватой). Показываю как чистить зубы.
Представим, что эта расческа десна с зубами. Как правильно чистить зубы?
Щетку следует вести от десны к коронке, при боковых движениях слева направо и наоборот, очищаются лишь верхние части коронок. Чистить зубы нужно не только с внешней, но и с внутренней стороны. (ВСПОМНИЛИ ГИГИЕНУ)- Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?(2 раза чистить зубы, полоскать рот после еды и т.д)
!!!ВИДЕО МУЛЬТФИЛЬМ!
Я. Но если мы едим много сладкого, неправильно ухаживаем за зубами начинают болеть зубы. Нет ничего страшнее похода к стоматологу. Чтобы этого не было нужно беречь зубы. Как? (СТР,164 учебника) Работа с текстом учебника. Что такое кариес? Пульпит? СЛАЙД
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Читаем следующие строчки стих-я загадки до слова «Лизоцим».
Как одним словом можно назвать все эти вещества?
Правильно. СЛЮНА.
Что собой представляет слюна?
Откройте учебник, стр.162.Прочитайте о составе слюны. СЛАЙД
Отвечают ученики. Слюна содержит вещество, склеивающее пищевые частицы, ферменты, расщепляющие крахмал и другие углеводы.
ПРАВИЛЬНО! Слюна на 90 % состоит из воды,10 % другие вещества ( ферменты, лизоцим - обеззараживает, муцин - склеивает). Слайд
(ПОКАЗЫВАЮ ЛИМОН).
Что вы почувствовали? (выделяется слюна, меняется выражение лица)
Показываю шоколад! А теперь? Как это можно назвать? (СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ).
Я: В ротовую полость открываются протоки 3-х пар крупных слюнных
желез. Какие они? Обратимся к рис. учебника на стр.162.
Мы можем прощупать их. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. (ПОКАЗЫВАЮ) Почувствуете, как во рту появляется слюна.
Я: А, вы знаете, что за сутки выделяется 1,5 л слюны.
Я: Когда откусили кусочек хлеба, начали медленно пережевывать, происходит какая обработка пищи?( механическая), затем химическая обработка, где происходит расщепление углеводов до глюкозы. Это сейчас мы с вами проделаем.
На столах у вас ватные палочки, раствор крахмала, раствор йода.
Берем палочку, обмакнули в раствор крахмала, затем в раствор йода. Какой цвет? ( да, синий). Если йод посинел, это доказывает наличие крахмала.
Взяли вторую палочку, обмакнули в раствор крахмала, затем обильно смачиваем слюной ватную палочку. Достали, обмакнули в раствор йода. Какой цвет? (Белый). ПРАВИЛЬНО! Дети говорят! Произошло расщепление крахмала ферментами слюны до глюкозы. Поэтому раствор йода не посинел.
Ребята! Какой вы сделаете вывод по этой работе? ( Что в ротовой полости происходит химическая и механическая обработка пищи).
ИТОГ. Процессы протекающие в «верхнем этаже» пищеварительной системы удивительны и очень важны для нашего организма.
Закрепление. Ответьте на вопросы:
-
Почему важно хорошо пережевывать пищу?
-
Если долго жевать хлеб, ощущается сладкий вкус. Почему?
-
Чем объяснить, что на разную пищу выделяется различное количество слюны?
-
Почему собака зализывает рану?
РЕФЛЕКСИЯ.
Задание: Какие утверждения верны? Если вы согласны с утверждением поднимаете прямоугольник зеленой стороной, если нет - красной.
-
В ротовой полости происходит анализ пригодности пищи (да,зелен.)
-
Слюна на 50% состоит из воды (нет,90% воды)
-
Ферменты слюны действуют в слабощелочной среде( да,зел)
-
Каждый зуб имеет корень, шейку, коронку (да,зел)
-
Пульпа состоит из твердого костного вещества(нет,красн)
-
Постоянные зубы человека делятся на резцы, клыки, малые коренные, большие коренные (да,зел.)
-
Количество молочных зубов равно 18( нет,красн. 20)
-
Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом ( да,зел)
МОЛОДЦЫ! Умницы!
ОЦЕНИВАНИЕ.
С лабораторной работой справились все. Молодцы.
Больше всех сегодня помогали мне ….-5, …-5,…4 и т.д.
Домашнее задание.
1.Прочитать параграф 31.
2.Составить синквейн 1 вариант к слову слюна
2 вариант - зубы.
А сейчас еще раз посмотрели друг на друга, широко и красиво улыбнулись. Поблагодарили за урок. Пожелали здоровья.
Спасибо, ребята, за урок. Благодарю за внимание!