ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ

ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


О.Е. Ампилогова, преподаватель биологии и географии


Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский профессиональный техникум»


"Одна из важнейших задач воспитывающего обучения -
не допустить равнодушного, безразличного отношения
ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого
дела до их содержания".
В. А. Сухомлинский.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная

деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития обучающегося, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности.
Анализ особенностей содержания предметов географии, биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно- смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования разрешения проблем. Формирование ключевых компетентностей обучающихся требует от педагога пересмотреть свои приёмы и методы работы на уроке и в неурочное время.

Особое внимание в ФГОС уделяется умению обучающихся работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности.

Для обеспечения перехода на ФГОС необходимо привести в соответствие требования к результатам освоения обучающимися ООП и систему оценки качества знаний. В настоящее время педагоги уже не испытывают недостатка в методических статьях и рекомендациях, описывающих современный подход к организации учебной деятельности. Всем очевидно, что ядром обучения становится системно-деятельный подход, а одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться».

На основе заданий, которые направлены только на формирование и отработку знаний, невозможно сформировать навыки, заявлённые в ФГОС. В то же время анализ действующих учебников показывает, что в них преобладают именно задания, ориентированные на освоении предметного содержания. Одним из путей достижения нового качества образования является включение в образовательный процесс компетентностно -ориентированных.

Компетентностно- ориентированные задания базируются на знаниях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно - ориентированных заданий - включить обучающихся в решение «жизненной» проблемной задачи.

Для построения компетентностно-ориентированного задания преподавателю необходимо усвоить несколько основных правил. Во- первых, это должно быть деятельностное задание; во- вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в- третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале; в- четвёртых, его структура задаётся основными элементами.

Требования к содержанию компетентностно- ориентированных заданий:

  • Интеграция, сложность источников (использование не менее двух- трёх источников);

  • Различный характер взаимоотношений источников информации, заданный формулировкой задания;

  • Использование прямой и косвенной информации.

Требования к структуре компетентностно- ориентированных заданий:

  • Обозначение проблемы; указания на формы и виды деятельности по решению проблемы;

  • Ссылка на источники информации;

Указания на конкретный продукт деятельности.

Компетентностно- ориентированное задание имеет чётко определённую структуру и состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания ( если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки.

Стимул в компетентностно- ориентированном задании выполняет несколько функций: мотивирует обучающегося на выполнение задания; моделирует практическую жизненную ситуацию; при необходимости может нести функцию источника информации. Стимул должен быть кратким и не отвлекать обучающегося от содержания задания.

Задачная формулировка понимается однозначно, чётко соотносится с модельным ответом, соответствует возрасту обучающегося, интересно обучающемуся.

Источник информации содержит материалы, необходимые для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Обучающийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк задаёт структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания (не является обязательным).

Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: ключ (используется для текстовых заданий закрытого типа), модельный ответ (обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом), аналитическая шкала (используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом), бланк наблюдений за групповой работой (используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом).

В связи с этим меняются требования к преподаванию предмета: от умения транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности на основе овладения способами деятельности, передача обучающимся не просто знаний, а способов работы со знаниями. «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И. Кант), т.е. на первый план выходит обучение способам работы со знаниями, с информацией. Полноценная познавательная деятельность студентов выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность. С этой целью на уроках биологии и географии используются разнообразные типы деятельности: проектно-исследовательский, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, аргументация, логические рассуждения, умозаключения и выводы в процессе работы в группах, работа с понятийным аппаратом предмета, с опорными схемами, таблицами, рисунками. Большое познавательное и развивающее значение в настоящее время приобрели ИКТ- технологии, которые не только заменили устаревшие сухие изображения на таблицах объектов природы, процессов и явлений и позволили обеспечить наглядное, доступное, яркое и в тоже время, научное представление учебного материала в программе PowerPoint, показ кинофрагментов, но и обеспечили возможность развития эмоционально-ценностного компонента содержания образования, осознанное восприятие учебного материала, а, следовательно, формирование положительной мотивации изучения предмета.

Список литературы:

  1. Справочник заместителя директора № 11 2014 г.

  2. Беловолова Е. А. «К вопросу об усилении практической направленности школьной географии»//География в школе №6/2006

  3. Беловолова Е. А. «Значение практических работ в реализации компетентностного подхода»//География в школе №7/2007


© 2010-2022