Методические рекомендации на тему Групповая форма работы на обобщающих уроках

Из опыта работы. В данной методической рекомендации представлено несколько вариантов организации и алгоритмы проведения обобщающих уроков на основе групповой формы организации деятельности учащихся. Даны пояснения, как вовлечь в работу всех учащихся класса, развивать критическое мышление, учить дискутировать, аргументировать ответы, отстаивать свои позиции. Применяя данные рекомендации, можно обобщающие уроки проводить очень эффективно.
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Групповая форма работы на обобщающих уроках биологии

Из опыта работы учителя биологии МКОУ

«Берёзовская НСОШ им. В.А.Роббека»

Труновой Елены Робертовны

Уроки обобщения знаний я стараюсь проводить после изучения больших, трудных и логически завершённых тем. На этих уроках акцентирую внимание на наиболее важные биологические понятия, которые служат основой для усвоения последующих учебных материалов.

Уроки обобщения знаний, при правильном их планировании и проведении, повышают качество усвоения базовых знаний, развивают познавательную активность учащихся. Поэтому я к обобщающим урокам тщательно готовлюсь: продумываю и составляю план организации учебной деятельности учащихся на уроке и в период подготовки к уроку, отбираю вопросы, которые должны нацеливать учащихся на самостоятельное решение поставленных задач.

Формы обобщающих уроков выбираю в зависимости от возрастных особенностей и уровня развития учащихся. В V -VII классах наиболее оптимальными являются уроки, проведенные в игровой форме. А в VIII - XI классах обобщающие уроки более разнообразны: семинары, конференции, учебные ролевые игры, уроки - путешествия, товарищеские зачёты, викторины и т.д.

За свой 30 - летний стаж работы пришла к выводу, что наиболее эффективными являются те уроки, где основной была групповая форма деятельности. Особенность такова: класс разделяю на несколько рабочих групп таким образом, чтобы в группе были учащиеся с разным уровнем подготовки, учитываю степень дружбы или толерантного отношения их друг к другу. Часто учащиеся хотят сами организовывать рабочие группы, но практика показывает, что результативность работы учащихся в этом случае на уроке не очень высокая, т.к. они организовываются в группы по принципу дружбы ( т. е. им комфортно находиться с друзьями вместе), конкурентность среди них низкая ( зачем соревноваться с друзьями, лучше быть таким как все), могут переключиться в любой момент урока на отвлечённые темы. Поэтому я сама составляю рабочие группы. Как только группы определены, на подготовительном этапе ставлю общую для всех учащихся класса цель, для достижения которой определяю для каждой группы частные задачи. С определением цели и задач, начинается основная подготовительная работа внутри группы. Если в классе определено 4 (или другое количество) рабочих групп, то я провожу консультации с учащимися каждой из этих 4 групп. Учащиеся не всегда способны правильно наметить пути решения поставленной задачи, им сложно оптимально распределить роли внутри своей группы. Поэтому я предлагаю варианты алгоритма работы учащихся в группе, а они выбирают тот, который способны осуществить. Моя роль сводится к консультации, в результате которой учащиеся каждой группы имеют намеченный план работы на обобщающем уроке, распределяют роли.

В составе каждой группы должно быть 4 -6 учащихся. Это наиболее оптимальное количество. В каждой группе должны быть: 1 консультант, 1 «хранитель времени», 1 ответственный за подбор наглядности и необходимой дополнительной литературы, несколько основных докладчиков.

Функции консультанта: следить за ходом подготовки каждого участника группы, устанавливать интерактивные взаимоотношения между учителем и членами группы, оценивать работу каждого в пределах группы. Чтобы направить консультантов на выполнение работы, я предварительно составляю инструкцию, в которой записана цель урока и задачи каждой группы, приведен список дополнительной литературы и электронных пособий или сайтов. Имея такое руководство к действию, учащиеся - консультанты на самом обобщающем уроке не испытывают затруднений и психологических переживаний, чётко знают свою работу. Обычно роль консультантов я предлагаю учащимся с высоким уровнем притязания и развитыми организаторскими способностями. Ребята с удовольствием выполняют свои функции, т.к. удовлетворяются их потребности в самореализации. Отмечу, что консультанты разных групп конкурируют между собой в хорошем смысле этого слова, сравнивают свою работу с работой других, учатся у лучших.

Функции «хранителей времени» состоят в том, что они должны следить за соблюдением сроков подготовки членов своей группы, а на обобщающем уроке следить за регламентом работы. Роль «хранителей времени» доверяю ученикам ответственным, пунктуальным, но не стремящимся в лидеры. Эти дети в спорных вопросах прекрасно выступают в роли справедливых орбитров.

Функция ответственных за подбор наглядности и дополнительной литературы понятна из самого названия. Эту роль я предлагаю учащимся, обучающимся на среднем или низком уровне. Для них подбор наглядности ( под моим руководством) является заданием не сложным, понятным, а значит, без труда выполнимым. Учащиеся испытывают нужность своей работы, не испытывают дискомфорта. Список необходимой дополнительной литературы составляю я, а вот поиском литературы в библиотеке ребята занимаются сами. Для большинства из них такие походы в библиотеку идут только на пользу. Всегда надеюсь на то, что прикосновение к книгам у таких учащихся вызовет положительные эмоции, снимет устойчивое состояние тревожности перед учебником. Не секрет, что такие дети не любят читать, читают плохо и с возрастом начинают испытывать комплексы. А простой поход в библиотеку позволяет им прикоснуться к источникам знаний без психологических переживаний. Отчётливо понимаю, что читать дополнительную литературу такие дети не будут, а вот выставку книг по теме они без труда готовят.

Функция основных докладчиков состоит в том, что они в краткой научной (но понятной) форме выступают по своей теме. Выступление по времени не должно быть долгим, в пределах 3 - 4 минут. Во время выступления обязательным условием является использование наглядности.

Этап подготовки к обобщающему уроку является очень важным, т.к. именно здесь закладывается интерес учащихся к уроку, проявляется их познавательная активность.

Структура такого обобщающего урока с ведущей групповой формой учебной работы выглядит следующим образом:

1.Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач для всех учащихся класса.

2.Выступление учащихся I группы. Во время их выступлений учащиеся других групп внимательно слушают и отмечают положительные моменты и недостатки.

( Консультанты определяют, кто будет в группе отмечать положительное в выступлении, а кто отрицательное. Каждый учащийся делает свои записи на личной зачётной карточке).

3.Обсуждение выступления.

(Каждая группа представляет свой вариант рецензии выступления. Хранители времени следят за регламентом. На рецензию даётся по 2 минуты на группу).

4. Выступление учащихся следующих групп и далее по плану.

5.Выполнение тестовых заданий.

Предлагаю учащимся выполнить 10 тестовых заданий, которые проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Ответы они записывают на своих зачётных карточках. Затем группы обмениваются своими зачётными карточками ( I группа отдаёт II, II→III, III→IV,IV→I) и проверяя, выставляют баллы. Возвращают карточки в группы.

6.Подведение итогов работы групп.

В течение нескольких минут отмечаю положительное в работе каждой группы. Обращаю внимание на научность информации, использование наглядности, культуру речи, эмоциональность, результативность.

7. Самооценка работы группы.

Каждый участник группы на своей зачётной карточке оценивает свою работу в группе по пятибальной системе. А консультанты оценивают работу каждого участника своей группы, о чём делают отметку в зачётных карточках. По окончании урока учащиеся свои зачётные карточки передают учителю.

8.Заключительное слово учителя. Подведение общего итога урока.

Оценку за урок каждый учащийся получает путём суммирования самооценочных и взаимооценочных баллов, отмеченных на зачётной карточке. Максимальное количество баллов - 20. Критерии оценивания для классов с разным уровнем обучаемости могут быть немного разными. Например: для классов с высоким уравнем обучаемости они должны быть более критичными, для классов со средним уровнем - менее критичными.

Высокий уровень:

Средний уровень:

«5» -20 -19 баллов

«4» -18 -15 баллов

«3» -14 -10 баллов

«2» -9 -5 баллов

«1» -4 -1 баллов

«5» -20 -18 баллов

«4» -17 -14 баллов

«3» -13 -10 баллов

«2» -9 -5 баллов

«1» -4 -1 баллов

Представленная схема урока проста, но эффективна. Практика показывает, что уроки, проведенные по одной схеме в разных классах или параллелях, очень отличаются и по темпу, и по уровню работы учащихся на уроке, и по результативности. Но главным является тот факт, что в посильную для них работу были вовлечены все учащиеся класса. Они активно познавали, а значит, работа была результативной.

Организовать работу в группах можно и по другому алгоритму. Этот алгоритм не требует большой предварительной подготовки. А результативность урока высокая.

Заранее объявляю тему обобщающего урока и представляю список вопросов для обсуждения. Ответы на данные вопросы готовят все учащиеся класса. Особенность данного урока в том, что состав групп в процессе работы меняется несколько раз. Каждая временная группа создаётся только на определённое время для решения конкретной поставленной перед ними задачи.

Структура такого обобщающего урока выглядит следующим образом:

1.Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач для всех учащихся класса.

2.Формирование временных групп для решения задания №1.

Для этого на организационном этапе урока учащимся предлагаю выбрать себе жетон. Жетоны вырезаны из цветной бумаги. Количество цветов жетонов зависит от того, сколько групп планирую организовать. Оптимальный вариант - 4 группы. На одной стороне жетона - цвет, на обратной сторонн - цифра от 1 до 4. Учащиеся класса распределяются по группам на основании цвета жетона.

3.Представление вариантов ответов на задание №1. От каждой группы выступает один учащийся - спикер.

4.Обсуждение по схеме: I группа даёт рецензию II, II→III, III→IV,IV→I.

5. Формирование временных групп для решения задания №2.

Учащиеся распределяются по группам на основании цифры, обозначеной на обратной стороне жетона.

6.Представление вариантов ответов на задание №2. От каждой группы выступает в роли спикера уже другой учащийся.

7.Обсуждение по схеме: I группа даёт рецензию II, II→III, III→IV,IV→I.

8. Формирование временных групп для решения задания №3.

Учащиеся распределяются по группам на основании того времени года, когда они родились (зима, весна, лето, осень).

9.Представление вариантов ответов на задание №3.

Роль спикера переходит к тем учащимся, которые хотят выступить.

10.Обсуждение по схеме: I группа даёт рецензию II, II→III, III→IV,IV→I.

11.Выполнение тестовых заданий.

12.Рефлексия.

13.Подведение общего итога урока.

Такие обобщающие уроки нравятся учащимся и очень результативны.

Существует множество вариантов организации групповой формы работы учащихся на уроке. Но все они при правильной организации вовлекают в работу всех учащихся класса, развивают критическое мышление, учатся дискутировать, аргументировать ответы, отстаивать свои позиции. Разнообразная и активная деятельность учащихся на таких уроках повышает качество усвоения учебного материала.





© 2010-2022