- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока: Синтез белка в клетке
Конспект урока: Синтез белка в клетке
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шоканаева А.О. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция».
Задачи:
1. Продолжить формирование понятия «биосинтез белка».
2. Показать роль т-РНК в процессе синтеза белка.
3. Раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи.
Оборудование:
учебная магнитная схема «Биосинтез белка на рибосомах», таблица «Строение рибосом», таблица «Синтез полипептидной цепи на рибосоме».
Методические рекомендации:
I. Проверка знаний.
1. Самостоятельная работа учащихся по теме «Генетический код. Трансляция» в виде теста и заданий.
2. Фронтальная беседа по вопросам:
а) Что такое рибосомы?
б) Где они расположены?
в) Какую функцию выполняют?
Учащиеся при ответах используют таблицы «Строение и функции рибосом».
II. Изучение нового материала.
1. Роль т-РНК в биосинтезе белка. Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рис. 35 учебника.
Опираясь на восстановленные таким образом знания о локализации рибосом и их функции, учитель сообщает, что «механизм» синтеза в рибосоме можно сравнить с магнитофонной лентой, которая проходит через звукоснимающую головку. В учебнике на рис. 35 показано, что транспортные молекулы вместе с аминокислотами приобретаются в рибосоме к молекуле и-РНК. Особенно важно обратить внимание на то, что присоединение происходит при контакте кодового конца молекулы т-РНК с участком и-РНК только в том случае, если соприкасающиеся нуклеотиды дополняют друг друга. Следовательно, к определенному участку и-РНК, находящемуся в рибосоме, может с помощью т-РНК присоединиться только одна аминокислота, закодированная тройкой нуклеотидов. Поэтому т-РНК будет являться антикодоном участка и-РНК, по принципу комплементарности.
После того как такое присоединение произошло, аминокислота включается в состав молекулы белка; информационная молекула продвигается в рибосоме подобно тому, как протягивается лента в пишущей машинке, а транспортная молекула удаляется из рибосомы в цитоплазму.
Внимание учащихся надо обратить на особенности матричного синтеза:
-
свойственен только живым системам;
-
отражает основное свойство всего живого - воспроизведение себе подобных;
-
обеспечивает специфическую последовательность мономеров в синтезируемых полимерах и строго направленное стягивание мономеров в определенное место клетки;
-
способствует быстроте реакции.
2. Трансляция. Объяснение учителя с использованием таблиц, магнитной учебной схемы и рис. 35 учебника.
При рассмотрении вопроса о трансляции учитель часто формирует определение, указывая, что это процесс, при котором информация о структуре белка, записанная в и-РНК в виде последовательных нуклеотидов, переносится далее в виде последовательности аминокислот в синтезируемой полипептидной цепи. Для лучшего усвоения материала о трансляции объяснение сопровождается синхронным монтажом динамической схемой (на магнитах) всей структурно-функциональной организации биосинтеза белка.
III. Закрепление знаний. Учитель предлагает самостоятельную работу с заполнением таблицы, в которой первая графа «Молекулы» заполнена. В процессе работы с учебником учащиеся самостоятельно заполняют вторую графу «Роль в биосинтезе» и третью - «Процессы в рибосомах».
Механизмы синтеза в полипептидной цепи на рибосомах
Молекулы
Роль
в биосинтезе
Процессы в рибосомах
Информационная РНК (и-РНК)
Является матрицей
Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи
Транспортная РНК (т-РНК)
Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы
Доставляет аминокислоты в функциональный центр рибосомы
Белки-ферменты
Катализируют образование химических связей
Катализируют возникновение пептидных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида
АТФ
Обеспечивает биосинтез энергией
Обеспечивает энергией образование пептидных связей при расщеплении АТФ
IV. Задание на дом. Выучить изученный материал.
Тесты и задания к уроку «Синтез белка в клетке. Трансляция»
1. Трансляция - это:
А - синтез полипептидной цепи на рибосомах;
Б - синтез т-РНК;
В - синтез и-РНК по матрице ДНК;
Г - синтез р-РНК.
2. Трансляция при биосинтезе белка в клетке осуществляется:
А - в ядре;
Б - на полисомах;
В - в цитоплазме;
Г - на каналах гладкой ЭПС.
3. При трансляции матрицей для сборки полипептидной цепи белка служат:
А - обе цепи молекулы ДНК;
Б - одна из цепей молекулы ДНК;
В - молекула и-РНК;
Г - в одних случаях одна из цепей ДНК, в других - молекула и-РНК.
4. Антикодоны т-РНК комплементарны:
А - кодоном р-РНК;
Б - кодоном ДНК;
В - кодоном и-РНК;
Г - всем указанным кодонам.
5. Количество т-РНК равно:
А - количеству всех кодонов ДНК;
Б - количеству кодонов и-РНК, шифрующих аминокислоты;
В - количеству генов;
Г - количеству белков в клетке.
6. На полисоме синтезируется:
А - одна молекула белка;
Б - несколько молекул различных белков;
В - несколько молекул одинаковых белков;
Г - возможны все варианты.
7. В каких из перечисленных реакций участвуют ферменты:
А - в синтезе и-РНК;
Б - во взаимодействии т-РНК с аминокислотой;
В - в сборке белковой молекулы;
Г - во всех указанных реакциях.
8. Функция рибосом в процессе биосинтеза белка в клетке состоит в:
А - активации аминокислоты и ее присоединении к т-РНК;
Б - образовании пептидной связи между аминокислотами состоящейся полипептидной цепи;
В - узнавании антикодоном т-РНК комплементарного ему кодона и-РНК;
Г - удержании молекул и-РНК и т-РНК вместе до образования пептидной связи между аминокислотами строящейся полипептидной цепи.
9. При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ:
А - расходуется;
Б - выделяется;
В - не расходуется и не выделяется;
Г - на одних этапах синтеза расходуется, на других - выделяется.
10. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка?
А - рибосомы;
Б - ядрышко;
В - ядерная оболочка;
Г - хромосомы.
Задание 1. Соотнесите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка с и функциями, поставив рядом с цифрами нужные буквы.
1. Участок ДНК
2. и-РНК
3. РНК-полимераза
4. Рибосома
5. Полисома
6. АТФ
7. Амикослота
8. Триплет ДНК
а) переносит информацию на рибосомы
б) место синтеза белка
в) фермент, обеспечивающий синтез и-РНК
г) источник энергии для реакций
д) мономер белка
е) группа нуклеотидов, кодирующих 1 аминокислоту
ж) ген, кодирующий информацию о белке
з) группа рибосом, место сборки одинаковых белков
Задание 2. Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия.
А - Процесс синтеза полипептидных цепей белков на матрице и-РНК с участием рибосом - … .
Б - Участок молекулы т-РНК из трех нуклеотидов, комплементарно связывающийся в определенным участком и-РНК, что обеспечивает правильное расположение аминокислот в строящейся полипептидной цепи.