- Преподавателю
- Биология
- Статья Системно-структурный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии
Статья Системно-структурный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурцева Н.П. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Системно-структурный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии.
Бурцева Н.П., к.п.н., преподаватель биологии и спецдисциплин Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной медицинский колледж №5»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
При внедрении ФГОС СПО приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно-структурный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у студентов системного мышления.
При системно-структурном подходе к обучению биология рассматривается как единый учебный предмет, что накладывает определенные требования и к содержанию учебного материала, и к его методическому построению. Системно - структурный подход предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Развитие личности студента в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Сущность системно-структурного подхода заключается в том, что относительно самостоятельныекомпоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системно-структурный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системно-структурный подход к обучению позволяет развить у обучающихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность. Кроме того, системно-структурный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность подачи учебного материала.
В соответствии с технологией системно-структурного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» - основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. При изучении биологии частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
На различных этапах занятия при прохождении нового материала составляются и анализируются схемы, таблицы, составленные планы ответов по схемам, что вызывает особый интерес у учеников. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция. При изучение темы «Строение и жизнедеятельность животной и растительной клеток» обучающимся предлагается сопоставить предложенные данные для самостоятельного вывода о том, какие отличительные особенности имеются в структуре строения животной и растительной клетках, одноклеточных и многоклеточных организмов. Ребята анализируют признаки живой клетки и не живого тела. Обращают внимание на то, что в клетке и в организме в целом происходит обмен веществ, в результате которого происходит рост и развитие организма, а рост еще зависит и от деления клеток (здесь же вспомнили фазы митоза).
Особое внимание на занятиях уделяется взаимодействию обучающихся со слабой мотивацией к обучению при контакте со способными студентами, с использованием методики ассистирования учебного процесса. Во время проведения занятий были заслушаны дополнительные интересные сведения о строении клеток. Задания и вопросы предлагаются с учётом возрастных и психофизических возможностей каждого из обучающихся. В течение всех занятий при изучении строения и жизнедеятельности животных и растительных клеток были заданы дополнительные вопросы, строились они и так, чтобы обучающиеся могли сами ответить на поставленный вопрос, подводила их к необходимым выводам.
При использовании разнообразных методов, приёмов и анализа, в том числе и системно-структурного подхода на протяжении трех лет удалось добиться от обучающихся четкого усвоения причинно-следственных зависимостей между органоидами на клеточном и органами на организменном уровне, между пластическим и энергетическим обменом, делением клеток и ростом и развитием организмов, жизнедеятельности в целом, как на одноклеточном, так и многоклеточном уровне. На занятиях осуществлялась взаимосвязь важнейших процессов научного мышления, таких как индукция, дедукция, сравнения, сопоставления, выделение второстепенных и существенных признаков клеточной структуры, установление причинно-следственных связей и отличия в строении животной и растительной клетках.
Широкое распространение и возрастающая популярность системно-структурного подхода в современной науке и практике как стратегии, организующей и направляющей деятельность человека в условиях нарастающей дифференциации и интеграции знаний, определяется его методологическим потенциалом, который позволяет:
- обеспечить интеграцию разнообразной информации в системную картину для формирования целостного представления об объектах и явлениях действительности и окружающего мира в целом;
- спроектировать и реализовать программу системного исследования сложных (системных) объектов и процессов, спрогнозировать их дальнейшее развитие в различных условиях;
- разработать новые принципы познания, открывающие методологические пути к постановке и решению разных типов современных научных и практических задач;
- провести строгую теоретическую концептуализацию знаний и упорядочить процесс познания в соответствие с современным уровнем развития науки и культуры.
Системно-структурный подход к обучению позволяет развить у обучающихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность. Кроме того, системно-структурный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала. Использование системного подхода на уроках биологии способно гарантировать у обучающихся успех в обучении. Системно-структурный подход способствует развитию коммуникативных качеств, т.е. осуществляет реализацию возрастных особенностей: быть значимым, уметь общаться, дает возможность раскрыть врожденную потребность в активном познании окружающего мира. При этом отмечается значительный рост активности обучающихся, развитие навыков мышления. Блочные системные структурные схемы помогают быстро запомнить материал, увидеть его с разных сторон, понять взаимосвязи элементов в теории и увязать материал с действительностью.
Можно выделить следующие параметры системного и развивающего подхода к обучению предмету: мотивация студента на поиск и приобретение знаний, умений и навыков; формирование системы знаний, умений и навыков через:
-
системный подход к планированию учебно-воспитательных задач;
-
системный подход к контролю знаний;
-
широкое использование в практике работы эксперимента;
-
разнообразие типов и форм занятий;
-
системное обобщение изученного материала.
-
развитие познавательного интереса к предмету.
В дальнейшей работе я буду продолжать внедрять в образовательный процесс технологию системно-структурного подхода. Системно-структурный подход, к изучению общебиологических закономерностей, основанный на принципе "от общего к частному", позволяет сформировать у обучающихся не просто определенный алгоритм работы с любой информацией, когда они используют готовые конструкции, но и способность рассуждать с их помощью; использовать знания для выработки собственных взглядов. Системно-структурный подход позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.Системно-структурный подход к учебному процессу привлекает учащихся к проблемам охраны природы, помогает раскрыть красоту и гармонию в природе. У них формируется умение выделять главное в изучаемом материале, производить сравнение процессов происходящих в организме различного уровня.