Урок по теме: Грибы

Конспект урока по биологии " Грибы". Это урок открытия новых знаний на основе изученного. На уроке использованы разные методы работы. В начале урока ставится проблема над которой дети работают в течение урока. в виде игры ребята сами подходят к названию темы и соответственно называют ее. Каждому ученику раздаются листы на которых они работают в течении всего урока. В урок включена физминутка, согласно данной теме.Домашнее задание состоит из 2 частей. Для всех одно единое- это изучение данного па...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: ГрибыУрок по теме: Грибы




Конспект урока

по биологии

5 класс

Тема: Общая характеристика грибов





Учитель: Писаревская

Галина Афанасьевна

МКОУ « СОШ № 5» г. Ершова




2014г

Предмет - биология

Класс - 5

Урок по теме: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.

Технологии урока : элементы технологии проблемного диалога.

Цели урока:

Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность

Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: «знаем -не знаем… постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: Диалогический( словесные), наглядный, поисково-исследовательский

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, муляжи шляпочных грибов, таблица « Строение и многообразие грибов» , лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата; микроскопы (световой, цифровой). учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация прежних знаний.

  3. Актуализация знаний

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  6. Физ. минутка.

  7. Закрепление изученного материала.

  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 минута).

- Добрый день ребята. (слайд1)

Присаживайтесь на свои места.

Урок по теме: Грибы

А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка - это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Включение в деловой ритм).

У вас у каждого на столе лежит листок бумаги, подпишите его. С ним вы будите работать в течение урока.

2.Актуализация прежних знаний. (4 минуты)

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

4 человека работают с карточками: Набоко С., Алпау Д., Миндагалиев А., Супогалиев М.

Вопросы к классу:

- Дайте определение бактериям

Работа у доски: (2 уч-ся)

- Нарисуйте, какие бывают формы бактерий

- Подписать их название

Для класса:

- Найди ошибку ( слайд 2)

Урок по теме: Грибы

3. Актуализация знаний (4 минуты) (выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

- Совершенно верно - это гриб (слайд 3)

Урок по теме: Грибы

- Как вы думаете , как будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 4)

Урок по теме: Грибы

Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 5)

Урок по теме: Грибы

(Дети отвечают: Царство грибов)

Тема урока: Царство Грибов. Характеристика грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока). (слайд 6)

Урок по теме: Грибы

4.Постановка учебной задачи. (4 минута)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы - царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

( слайд 7)

Урок по теме: Грибы

5.Усвоение новых знаний. 5 мин

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

- Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 8)

Проблема.

Урок по теме: Грибы

Работа в парах.

- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?

Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

Ваши версии (запись на доске)

- Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?

- Вспомним признаки царства: (слайд 9)

Урок по теме: Грибы

- Что вы помните и знаете о грибах?

- Наука изучающая грибы- микология ( слайд 10) ( записывают в тетрадь)

Урок по теме: Грибы

- А сейчас Илья Шенин поделится с нами, какой он проделал дома эксперимент.

(В теплой воде развести немного дрожжей и добавить немного сахара. Дрожжи увеличились в размере.)

Вывод: дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Пузырьки углекислого газа, образующие например, в тесте делают его пористым и легким.

- Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?

Самостоятельная работа с учебником ( 7 мин).

Работа в листах самоконтроля ( задания групповые по рядам)

Каждой группе даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из группы.

Задания для первого ряда

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.

Задание для второго ряда.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для третьего ряда 3.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.

6.Физ. минутка. (слайд 11) 1 мин.

Учащиеся выполняют упражнение на слова:

Урок по теме: Грибы

работа с микроскопом ( рассмотреть готовый микропрепарат гриба мукор), зарисовать рисунок (Слайд 12) -7 мин

Урок по теме: Грибы

7.Закрепление изученного материала . 5 мин

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

тестовое задание»

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов

  2. Эукариотов

  3. Самых древних организмов

  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками

  2. Устьицами

  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл

  2. Дрожжи

  3. Мукор

  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина

  2. Гетеротрофный способ питания

  3. Запас углеводов в виде гликогена

  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника

  2. Экология

  3. Микология

( Ребята обмениваются работами с соседом по парте проверяют и оценивают ее)

Ответы (Слайд 13)

Урок по теме: Грибы

Слайд 14

Все верно -5

Одна ошибка -4

Две ошибки -3

Больше двух - 2

8. Рефлексия деятельности. 3 минуты (слайд 15)

Работа в листах самоконтроля, обсуждение

Урок по теме: Грибы

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

По результатам урока заполни табличку ( в ваших листах), и оцените уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать


Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________


«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

9.Домашнее задание. (слайд 16) 3 мин

Урок по теме: Грибы

Слайд 17

Урок по теме: Грибы

Лист работы

Задания для 1 группы


  1. Выполните следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24

61, 64, 26, 34, 24, 32


1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч


2 Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.

Виды размножение грибов










3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

1 Прокариотов

  1. Эукариотов

  2. Самых древних организмов

4.Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками

  2. Устьицами

  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл

  2. Дрожжи

  3. Мукор

  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина

  2. Гетеротрофный способ питания

  3. Запас углеводов в виде гликогена

  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника

  2. Экология

  3. Микология


Я знал

Я узнал

Я хочу узнать



Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________



Задания для II группы

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24,

61, 64, 26, 34, 24, 32

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч


2.Строение грибов

Строение грибов по количеству клеток


Строение грибов:

1.

2.

3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов

  2. Эукариотов

  3. Самых древних организмов

  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками

  2. Устьицами

  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл

  2. Дрожжи

  3. Мукор

  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина

  2. Гетеротрофный способ питания

  3. Запас углеводов в виде гликогена

  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника

  2. Экология

  3. Микология

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать



Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

Задания для III группы

1. Выполните следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.


1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24

61, 64, 26, 34, 24, 32



  1. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.

По характеру питания









3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов

  2. Эукариотов

  3. Самых древних организмов

  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками

  2. Устьицами

  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл

  2. Дрожжи

  3. Мукор

  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина

  2. Гетеротрофный способ питания

  3. Запас углеводов в виде гликогена

  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника

  2. Экология

  3. Микология


Я знал

Я узнал

Я хочу узнать



Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________


© 2010-2022