- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока на тему Природа и человек
Конспект урока на тему Природа и человек
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Валиева Р.М. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
11 класс
Тема: Биосфера и человек
Цель: познакомить с техносферой и влиянием человека на природные экосистемы; сосредоточить внимание учащихся на проблемах взаимоотношений человека и природы.
Задачи: Образовательные: познакомить с техносферой; основными типами измененных и нарушенных экосистем; восстановлением и деградацией экосистем; концепцией устойчивого развития.
Развивающие: развивать умения и навыки самостоятельной работы с рисунками учебника; развивать мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.
Учебник: П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц, Б.М.Медников и др. Биология.10-11 классы, профильный уровень, часть 2, М. «Просвещение», 2010.
Ход урока:
1. Организационный момент. Целеполагание.
Для круговорота веществ нужна энергия. Что служит ее источником? Почему необходим постоянный приток энергии извне? Какие превращения энергии происходят в биосфере?
2. Биологический диктант «Проверь себя».
Биосфера, биомасса Земли, биологическая продуктивность, живое вещество, функции живого вещества, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество.
Организация взаимопроверки, выставление оценок.
Ответы на вопросы:
1. Определите, в результате каких процессов происходит превращение атмосферного азота в соединение аммиака, усваиваемые растениями. (Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями.)
2. Относится ли азот к универсальным биогенным элементам? Если да, то почему? (Да, относится, так как некоторое количество азота, благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий, поступает в воздух).
3. Каковы результаты вмешательства человека в круговорот фосфора при выращивании сельскохозяйственных культур с внесением избыточных доз фосфорных удобрений? (Растения используют только часть этого фосфора; много его уносится реками в моря и снова отлагается в осадках).
4. Объясните, какова роль живого вещества биосферы в круговороте углерода. (В процессе фотосинтеза зеленые растения используют диоксид углерода и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу. Им дышат различные животные и растения, а конечный продукт дыхания - углекислый газ - выделяется в атмосферу).
3. Изучение нового материала.
1. Закон константности живого вещества. Количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа. Суммарная масса всех живых компонентов биосферы Земли относительно постоянна в любой из геологических периодов развития планеты.
2. Биосфера и техносфера. Техносфера - сфера, которая содержит искусственные технические сооружения, которые изготавливаются и используются человеком:
1) часть биосферы (по некоторым представлениям, со временем вся биосфера), коренным образом преобразованная человеком с помощью опосредованного воздействия технических средств, а также технические и техногенные объекты (здания, дороги, механизмы и т. д.) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества.
3. Основные типы измененных и нарушенных экосистем.
-собирательские
-лесопользовательские
-земледельческие
-пастбищные
-техногенные
-урбанизированные.
4. Восстановление и деградация экосистем. Антропогенный субклимакс.
5. Законы Б.Коммонера:
-все связано со всем;
-все надо куда-то девать;
-природа знает лучше;
-за все надо платить.
6. Концепция устойчивого развития.
Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) - гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей.
Документ Хартия Земли появился на свет в результате шестилетнего международного диалога с целью выработки общечеловеческих целей и общих ценностей. Он был подготовлен по инициативе гражданского сообщества и был официально принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 года. Миссией Хартии Земли является пропаганда перехода к устойчивому образу жизни и формированию глобального сообщества, основанного на общих этических устоях, включающих в себя уважение и заботу о всём сообществе живого, принципы экологической целостности, всеобщие права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическую справедливость, демократию и культуру мира.
4. Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала, задают вопросы, участвуют в беседе, отстаивают свои мнения.
5. Домашнее задание: изучить § 107, термины, вопросы.