- Преподавателю
- Биология
- ИЗУЧЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ КРЫМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЯЛТИНСКОГО РЕГИОНА)
ИЗУЧЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ КРЫМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЯЛТИНСКОГО РЕГИОНА)
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пригор Е.Л. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИЗУЧЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ КРЫМА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЯЛТИНСКОГО РЕГИОНА)
Охрана окружающей среды стала одной из ключевых проблем как для общества, так и для каждой отдельной семьи, живущей в заповедном крае, именуемом Крым. Природные экосистемы нашего полуострова остро нуждаются в защите и сохранении. Многие факторы в быту и на производстве, представляющие действительно серьезную угрозу для природных экосистем и здоровью людей, остаются вне поля зрения человека.
Современными экологическими проблемами являются: уменьшение ресурсов живой и неживой природы, загрязнение среды техногенными веществами, разрушение природного слоя почвы, проблемы с питьевой водой.
Начиная с 6 класса, школьники изучают природные и искусственные экосистемы своей местности, связь между экосистемами, определяют роль антропогенного фактора в природе.
«Экскурсии в живую природу» помогают учащимся дать самостоятельно экологическую оценку состояния той или иной экосистемы. Так, например, экскурсия, на место пожара (Уч-Кош), дала возможность детям реально оценить убытки, нанесенные лесу, заставляя задуматься о необходимости беречь лес, соблюдать аккуратность, не сорить, не разводить огонь в тех местах, где это запрещено.
Старшеклассниками был создан проект по восстановлению леса, составлен план морфолого-экологического анализа сосны крымской. Растения, как главный компонент биосферы, - предмет особого внимания и заботы наших меценатов. На занятиях кружка «Юный эколог» школьники изучают значение растений, их роль в биосфере, как основных поставщиков кислорода, ведь эти «зеленые фабрики» - растения - создают не только 36% общего количества органической массы, но и регулируют состав атмосферы, защищают почвы от смыва, служат сырьем для различных видов промышленности. Учащиеся проводили геоботанические и экологические исследования редких растений Крыма, составили экологическую тропу. Особое внимание на экологическом маршруте, который проходит от г. Ай-Петри - через горы до Черного моря (гост. Ореанда), Привлек участок, расположенный возле ресторана «Горный ручей», где идет массовая вырубка деревьев в связи со строительством частных коттеджей. А ведь это ареал иглицы - редкого растения Крыма. На экологической конференции. Проходившей в Ялте весной 2007 году, был представлен проект, созданный лицеистами, который ставил своей целью сохранить этот редкий вид растения.
Учащиеся нашего лицея не остаются равнодушными к экологическим проблемам Ялты, ставят на вид общественности и городской администрации не только саму проблему, но и предлагают пути её решения, создают проекты по восстановлению уникальных природных экосистем.
Работа учащихся 11 класса «Экологическое состояние малых рек Ялты на примере реки Учан-су» включила в себя не только описание реки. Была составлена подробная карта, где указаны все предприятия, сбрасывающие сточные воды в одну из самых красивых рек Крыма. Пробы воды, взятые в различных местах реки, с соблюдением всех требований показали, что при прохождении водой участков реки за пределами города, увеличивается. Это свидетельствует о значительном загрязнении реки. Было обнаружено, что огромный ущерб этой экосистеме наносят автомойки, которые расположены вблизи реки.
При отборы воды на нескольких участках Водопадной не было обнаружено живых существ, что свидетельствует о весьма сильном загрязнении.
В ходе исследований реки не обнаружено природных островков растительности. Проект, созданный кружковцами, содержит рекомендации ребят по созданию таких островков, как искусственных экосистем, рекомендации по спасению и очистке реки от стоков.
Старшеклассниками был разработан план очистки русла реки, где были внесены конкретные предложения по укреплению и чистке межбарражных пространств для защиты от селевых и водных паводков.
Создан целый комитет наблюдения за предприятиями, загрязняющими реку. Сотрудничая с гидрологической партией, нашими учащимися было предложено сооружение новых ступенчатых перепадов под мостом у Набережной, перед Выставочным залом.
Было отправлено письмо в «Водоканал», где обращалось внимание на необходимость демонтировать все используемые, вышедшие из строя коммуникации.
Все свои предложения и проекты учащиеся нашей школы обсуждают и защищают на экологических конференциях, которые проходят в Ялтинском экологическом центре. Наиболее рациональные предложения предоставляются в экологический отдел горисполкома.