Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных,  растений и микроорганизмов. Задачи: Обучающие: продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений. познакомить учащихся с методами селекции животных и растений. продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе. Развивающие: способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа. создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе. создать условия...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеУрок обобщение на тему Селекция в 11 классеТема: «СЕЛЕКЦИЯ»
Урок - обобщение
Учитель: Аймуханбетова А.Ф.

Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных, растений и микроорганизмов.

Задачи:

  • Обучающие:

    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.

    • познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.

    • продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

  • Развивающие:

    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.

    • создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.

    • создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала

    • способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.

  • Воспитывающие:

    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира

    • способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.

    • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

  • Методы обучения: словесно-наглядный

  • Перцептивные: словесные( рассказ, беседа, диалог) наглядные

  • Аудиовизуальные ( преобразование учебного материала).

  • Логические - сравнение.

    • Форма урока: обобщающий урок, систематизация и контроль знаний.

    • Вид: компьютерный урок

    • Тип: обобщение

    • Демонстрационное оборудование: электронный учебник, презентация Power Point, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы, кроссворды, таблицы, раздаточные материалы

План урока:

I. Организационный момент
II. Этап проверки домашнего задания

III. Самостоятельная работа
VI Обобщение и объяснение материала
V. Закрепление знаний
VI. Домашнее задание

VII. Самооценка и рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро.

5

3

4На столах у учащихся кроссворды. Учитель предлагает разгадать его и оценить. На столах у учащихся листы для оценки знаний. Учитель предлагает самим уч-ся оценить свои первоначальные знания по теме и кроссворд.

Кроссворд

Ф

О

Т

О

С

И

Н

Т

Е

З

У

Г

Л

Е

В

О

Д

Ы

Б

И

О

Л

О

Г

И

Я

Ч

Е

Х

Л

И

К

С

О

К

О

Л

М

У

Т

А

Ц

И

Я

П

А

Т

И

С

О

Н

Я

Д

Р

О

  1. Благодаря этому процессу, в атмосфере образовался кислород

  2. Органические вещества клетки

  3. Наука о живой природе

  4. Часть корня

  5. Пернатый охотник

  6. Неожиданные изменения генов или хромосом

  7. Разновидность тыквы

  8. Самая крупная органелла клетки округлой и овальной формы, находящаяся в центре клетки


Учитель просит прочитать ответ - СЕЛЕКЦИЯ (слайд 1)

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока - «Селекция»

- Что такое селекция? (слайд 2)
- Сегодня на уроке мы с вами должны:
- повторить основные понятия темы «Селекция»;
- углубить материал по данной теме;
- а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.
- Вы готовы это сделать? (Да)

II. Этап проверки домашнего задания

- Итак, скажите пожалуйста, какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов)

- Хорошо. А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)
- А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений). Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

- Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 3) - выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 7 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах. Ваша задача записать на карточках центры их происхождения. (Слайд 3)

Самостоятельная работа с карточками. Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений (Слайд 4)

ЮЖНОАЗИАТСКИЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ ЦЕНТР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЮЖНОЦЕНТР АЗИАТСКИЙ

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ЦЕНТР

АБИССИНСКИЙ ЦЕНТР

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ЦЕНТР

АНДИЙСКИЙ ЦЕНТР

(ЮЖНОАМЕРИКАНСКИЙ ) ЦЕНТР



- Время вышло. Теперь, откройте следующий слайд и посмотрите (слайд 4) правильный ответ и сравните со своими ответами

- Кто, сколько ошибок допустил?

3

4

5Учащиеся называют количество ошибок и сами себя оценивают.

Ученики находят на глобусе центры происхождения культурных центров растений.

Работа у доски: покажите на карте центры происхождения культурных центров растений.

Далее обобщение материала про селекцию, ученики изучают по электронному учебнику (9кл).

- А, теперь, скажите, пожалуйста, какие два основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация)

- Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации? (Животных, растений, микроорганизмы)

- А вам известны методы селекции этих живых организмов?
- Именно сегодня на уроке мы повторим особенности селекции животных, растений и микроорганизмов (слайд 5).

III. Обобщение и объяснение материала

- Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры.
Селекционеры создали прекрасные сорта культурных растений (слайд 6).

- Около 10 тыс. лет назад в разных местах Земли начался процесс одомашнивания животных. Например, на египетских рельефах показано доение безрогих коров с крупным выменем и кастрированный теленок, из которого вырастит вол - покорное и трудолюбивое животное. А древнее изображение различных пород собак не оставляет сомнения в том, что все основные породы сформировались в глубокой древности (слайд 7).

- А какими методами они пользовались, мы вспомним, прочитав текст параграфа 33 (10 кл.). У вас на столах распечатки, со схемой такой же, как на слайде. В схеме пропущено несколько методов селекции растений. Ваша задача, используя текст параграфа 33 на страницах 167-169 заполнить недостающие графы в таблице.

- Время вышло. Теперь, откройте следующий слайд и посмотрите (слайд 8) правильный ответ и сравните со своими ответами.
- Кто сколько ошибок допустил?

3

4

5Учащиеся называют количество ошибок и сами себя оценивают.

- А, как вы, думаете, отличаются ли методы селекции растений от методов селекции животных? (Нет…)

- Методы селекции животных те же, что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.

- Скажите, пожалуйста, какие это особенности?

  • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем

  • Потомство, полученное от одной пары производителей невелико

  • Высока селекционная ценность каждой особи (Слайд 9)

- Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока.

- Запишите, пожалуйста, в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные на слайде 11.

  • Одомашнивание

  • Гибридизация

  • Отбор

- Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.

Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.
В селекции животных применяют 2 вида гибридизации (слайд 12).

Инбридинг - родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков (слайд 13).

Аутбридинг - неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы. Сочетание - родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.

Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется, например, в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят (слайд 14).

Мутационная селекция. В настоящее время широко применяется мутационный метод создания сортов растений и штаммов микроорганизмов. Для этого используется химические вещества, оказывающие мутагенный эффект, и различные виды радиации ( слайд 15).

Биотехнология - это процесс с участием биологических организмов для внедрения в производство изменений, необходимых для определенных целей человека (слайд 16).

Клеточная инженерия - это выращивание клеток и тканей высококачественных организмов растений и животных на специально созданных искусственных питательных средах (слайд 17).

Материал для виртуальной экскурсии (слайды 18-22)

Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди некоторых пород домашних животных, культурных растений и микроорганизмов, а заодно и вспомним основные методы селекции животных.

Самостоятельная работа.

Задание на компьютере: К какому методу селекции относится эти животные?

1. Собаковолк (слайд 18) (аутбридинг)

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

2. Тигролев (слайд 19) (инбридинг)

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

3. Лигр (слайд 20) (инбридинг)

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

4. Левопард (слайд 21) (инбридинг)

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

5.Мул (слайд 22) (гетерозис)

Урок обобщение на тему Селекция в 11 классе

- Время вышло. Теперь, откройте следующий слайд и посмотрите (слайд 8) правильный ответ и сравните со своими ответами.
- Кто сколько ошибок допустил?

3

4

5Учащиеся называют количество ошибок и сами себя оценивают.

Групповая работа

Задание 1 группе: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новую пароду рогатого скота. Какими признаками вы наделили свою новую пароду? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Задание 2 группе: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

IV. Закрепление полученных знаний

Тестовые задания по теме «Селекция»



Тест для закрепления

1.Что обозначает слово селекция?

а/наука

в/отбор+

с/скрещивание

2.Научной основой селекции считается:

а/биология

в/генетика+

с/отбор

3. Отбор, который идет под руководством человека:

а/естественный

в/искусственный+

с/скрещивание

4.Отбор по фенотипу:

а/общий отбор+

в/индивидуальный отбор

с/бессознательный отбор

5.Скрещивание неродственных организмов:

а/аутбридинг+

в/инбридинг

с/гетерозис

6.Скрещивание организмов, относящихся к разным видам и родам:

а/гетерозис

в/отдаленная гибридизация+

с/инбридинг

7.Результат изменения количества хромосом в клетке:

а/мутация

в/полиплоидия+

с/гибрид

8.Каким методом был получен инсулин:

а/скрещивания

в/клеточная инженерия

с/генная инженерия +

V. Домашнее задание (Слайд 22)

1) Сделать кроссворд на тему «Селекция»

VI. Самооценка: учитель предлагает самим учащимся оценить свои знания по сегодняшней теме. Оценка учителя.

VII.Рефлексия:

все понял понял, но не все ничего не понял

- Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция», познакомились с методами селекции растений, микроорганизмов и методами селекции животных
- Спасибо за урок, до свиданья.



© 2010-2022