Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основании документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.201.2 №273.

2.Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994 , от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4.Приказ № 83/1 по МБОУ "Капустиноярская СОШ МО "Ахтубинский район" от 22.05 2015 года "Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год".


Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Они должны знать, что человек-часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и следующих поколений людей.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


Цели и задачи учебного курса.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

-Знать основные свойства живой материи и методы ее изучения;

-Выделять уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, п- опуляционно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики;

-Определять основные закономерности эволюции и ее результаты;

-Характеризовать особенности антропогенного воздействия человека на природу и его последствия;

-Иметь представление о месте человека в ноосфере;

-Выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;

-Раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;

-Готовить микропрепараты и работать с микроскопами;

-Пользоваться научно-популярной и периодической литературой;

-Участвовать в мероприятиях по охране природы;

-Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.

Место курса биологии в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным планом в рамках основного общего образования на изучение курса биологии в 9 классе выделено 68 часов в год, 2 часа в неделю. .

При изучении программного материала используются:

- Академический школьный учебник :Биология 9 класс. В В Пасечник, А А Каменский, Г Г Швецов, М ПРОСВЕЩЕНИЕ 2011г (серия « Линия жизни»)

- Программа основного общего образования по биологии для 6-9 кл. под редакцией В. В.Пасечника , С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой (серия « Линия жизни») .


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лабораторных работ, сообщений обучающихся, презентаций, выполнение тестов.

Содержание программы курса

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Тема 1. Основы цитологии - науки о клетке (10 часов)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез , его космическая роль в биосфере.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. ДНК - источник генетической информации. Биосинтез белков. Генетический код. Понятие о гомеостазе.

Лабораторная работа № 1 «Строение эукариотических клеток»


Тема 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) -4 ч.


Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).



Тема 3. Основы генетики -10 ч.

Генетика как отрасль биологической науки. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности и закономерности наследования. Виды скрещивания .Фенотип. Генотип. Хромосомная теория наследственности. Основные формы изменчивости: генотипичес кая, фенотипическая , комбинативная. Мутации. Причины и частота мутаций.

Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений»

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач»


Тема 4. Генетика человека - 3 ч.

Методы изучения наследственности человека. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Влияние среды на здоровье человека.

Лабораторная работа № 3 « Составление родословных».


Тема 5 . Основы селекции и биотехнологии - 3 ч.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Тема 6 . Эволюционное учение - 15 ч.


Основные положения теории эволюции. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Вид. Критерии видов . Видообразование. Популяционная структура вида. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы , результат эволюции.


Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».


Тема 7. Возникновение и развитие жизни на Земле - 5 ч.


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Органический мир как результат эволюции.

Подготовка и защита проектов по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Тема 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды - 15 ч.

Окружающая среда - источник энергии, веществ и информации. Экология как наука. Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. Популяции. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей , потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговорот веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера - глобальная экосистема. Ее структура, свойства, закономерности. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические проблемы и их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека на живые организмы и экосистемы.

Итоговая конференция .

Лабораторная работа № 5 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).

Практическая работа № 2 «Особенности агросистемы».

Подведение итогов изучения материала по курсу биологии (тестирование) - 1ч.




Учебно-методическое обеспечение предмета.

- Академический школьный учебник : Биология 9 класс. В В Пасечник, А А Каменский, Г Г Швецов, М ПРОСВЕЩЕНИЕ 2011г (серия « Линия жизни») .

- Атлас « Биология Бактерии, грибы, лишайники, растения» Линия жизни М. Просвещение. 2011г - Атлас « Биология Позвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г - Атлас « Биология Беспозвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г

- Атлас « Биология Человек » Линия жизни М. Просвещение.2011г















Календарно-тематическое планирование уроков биологии, 9 класс



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Практические, лабораторные

Дата


Введение. Биология в системе наук.

2



1.

Биология как наука.

1



2.

Методы биологических исследований. Значение биологии.

1




Основы цитологии - науки о клетке.

10



3.

Основы цитологии - науки о клетке.

1



4.

Цитология- наука о клетке.

1



5.

Клеточная теория.

1



6.

Химический состав клетки.

1



7.

Строение клетки




8.

Особенности клеточного строения организма. Вирусы.

1

Л.р. № 1


9.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.

1



10.

Биосинтез белков.

1



11.

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

1



12.

Обобщение материала по теме « Основы цитологии ».

1




Размножение и индивидуальное развитие ( онтогенез) организмов.

4



13.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.

1



14.

Мейоз. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

1



15.

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.

1



16.

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие ( онтогенез) организмов».

1




Основы генетики.

10



17.

Генетика как отрасль биологической науки.

1



18.

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.

1



19.

Закономерности наследования.

1



20-21

Решение генетических задач.

2

Пр. р. №1


22.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1



23.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации

1



24.

Комбинативная изменчивость.

1



25.

Фенотипическая изменчивость.

1

Л.р. № 2


26.

Обобщение по теме « Основы генетики».

1




Генетика человека

3



27.

Методы изучения наследственности человека.

1



28.

Генотип и здоровье человека.

1



29.

Обобщение по теме «Генетика человека».

1

Л.р.№3



Основы селекции и биотехнологии.

3



30.

Основы селекции.

1



31.

Достижения мировой и отечественной селекции.

1



32.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

1




Эволюционное учение.

15



33-34.

Учение об эволюции органического мира.

2



35.

Вид. Критерии вида.

1



36-37.

Популяционная структура вида.

2



38-39.

Видообразование: географическое , экологическое

2



40-41.

Борьба за существование и естественный отбор- движущие силы эволюции.

2



42-43.

Адаптация как результат естественного отбора.

2

Л.Р.№ 4


44-45.

Урок-семинар « Современные проблемы теории эволюции».

2



46-47.

Обобщение по теме «Эволюционное учение».

2




Возникновение и развитие жизни на Земле.

5



48.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1



49.

Органический мир как результат эволюции.

1



50.

История развития органического мира.

1



51-52.

Урок-семинар « Происхождение и развитие жизни на Земле».

2




Взаимосвязь организмов и окружающей среды.

15



53.

Экология как наука.

1



54.

Влияние экологических факторов на организм.

1



55.

Экологическая ниша.

1



56.

Структура популяций.

1



57-58.

Типы взаимодействий популяций разных видов.

2



59.

Экосистемная организация природы.

1



60.

Компоненты экосистем.

1



61.

Структура экосистем.

1



62.

Поток энергии и пищевые цепи.

1

Л.Р.№5


63.

Искусственные экосистемы.

1



64.

Особенности агросистемы

1

Пр.р.№2


65.

Экологические проблемы современности.

1



66-67.

Итоговая конференция «Взаимосвязь организмов и окружающей среды».

2



68.

Подведение итогов по изученному курсу (тестирование).

1

















9

© 2010-2022