- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка элективного курса Сестринское дело
Методическая разработка элективного курса Сестринское дело
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Береснева Е.Л. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
элективного курса по выбору
« Сестринское дело»
(для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в условиях межшкольного учебного комбината)
Составитель: Береснева Елена Леонидовна, учитель биологии Жешартской общеобразовательной школы №1.
Программа элективного курса рассчитана на 16 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы по профилю «Сестринское дело». Является ориентационным элективным курсом предпрофильного обучения. Представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника (младшей медицинской сестры) в различных лечебных учреждениях, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов в профессиональном выборе.
Программа разработана на основе программы «Сестринское дело», на основе анализа профессиональной деятельности младшей медицинской сестры в различных отделениях лечебных учреждений.
Программа содержит пояснительную записку, тематический план, требования к уровню компетенций, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения с краткими методическими рекомендациям.
Цель программы - создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению школьников по медицинскому профилю.
Это предполагает решение следующих задач:
-
Формирование у школьников знаний о современной системе здравоохранения, содержания труда в ней.
-
Формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больными.
-
Формирование общественно ценных мотивов выбора профессий медицинского профиля, выявление и развитие у учащихся таких способностей, как память, логическое мышление, внимание, организаторские способности, любовь к труду, вкус к творческому решению производственных задач и др.
-
Ознакомление школьников с основными путями получения специальности медицинского профиля и повышения квалификации в системе здравоохранения.
Программа состоит из трёх блоков: теоретического, практического и самостоятельной деятельности учащихся. Это предполагает осуществление различных видов деятельности обучающихся в рамках данного курса:
-
познавательной (формирование теоретической базы знаний в области медицины);
-
практической (как опыта преобразовательной практической деятельности учащихся, в рамках которой предусматривается и экскурсии в больницу);
3) учащиеся прослушавшие курс, сдают зачёт.
Под руководством преподавателя в процессе практических занятий учащиеся знакомятся с современными методами диагностики, лечения и ухода за больными. При этом обращается внимание учащихся на соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии. Для развития интереса к профессии и формирования на его основе профессиональной компетенции занятия строятся на основе принципов развивающего и проблемного обучения. Разработка системных заданий позволяет отследить уровень компетенции учащихся по теоретическим разделам, а так же практические навыки и умения.
С целью подготовки школьников к активному включению в трудовую деятельность по избранной профессии, облегчению их дальнейшей профессиональной адаптации, по окончании курса учащимся предлагается сдача зачёта. Это позволяет развивать профессионально значимые способности учащихся: логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские способности; формируется такое качество, как уверенность в себе, в своих действиях и поступках; учащиеся обучаются общению с людьми.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы и разделы
Кол-во часов
Теория
Практика
-
Основные задачи медицинской службы.
Требования к деятельности медицинской сестры.
2
2
2. Обязанности мед. сестры.
2
2
3. Элементы общего ухода за больными.
4
1
3
4. Основы оказания первой доврачебной помощи.
5
1
4
5. Антропометрия. Текущая и учетная документация лечебного учреждения.
3
1
2
УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
-
научную организацию труда в работе медицинского персонала;
-
санитарно-гигиенический режим лечебно-профилактического учреждения;
-
о личной гигиене младшей медицинской сестры;
-
о технике измерения температуры больного и технике определения температуры.
-
о технике применения компресса, грелки, пузыря со льдом, горчичников, банок; о применении кислорода;
-
о технике остановки кровотечений;
-
об использовании подручных средств для иммобилизации при травмах конечностей;
-
о доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, удушье, отравлении угарным газом, электротравме, укусах собак, ядовитых змей, пчел и ос, при отравлениях.
Учащиеся должны уметь:
-
придавать необходимое положение больному; измерять температуру больному;
-
ставить компресс;
-
пользоваться грелкой, пузырем со льдом;
-
ставить горчичники и банки;
-
проводить профилактику пролежней;
-
оказывать до врачебную помощь при обмороке, кровотечении;
-
использовать подручные средства для иммобилизации при травмах конечностей;
-
накладывать повязки;
-
оказывать до врачебную помощь при ожоге, обморожении, утоплении, удушье, отравлении угарным газом, электротравме, укусах собак, ядовитых змей, пчел и ос, при отравлениях; решать ситуационные задачи по темам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ С КРАТКИМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.
1. Введение - 2 часа.
Познакомить учащихся с системой здравоохранения и ее направлениями по оказанию медицинской помощи населению. Понятие об уходе, его разновидности; общий, специальный уход. Значение ухода.
* В процессе занятия учащиеся решают ситуационные задачи, связанные с уходом за
больными.
2. Требования к работе медицинского персонала - 2 часа.
Рабочее место медсестры. Технологическая культура. Культура труда - соблюдение технологической дисциплины, умение организовать свое рабочее место, обеспечение условий охраны труда и техники безопасности, умение определять эффективность трудовой деятельности.
* В процессе устного опроса заостряется внимание на значении внедрения новой
техники и передового опыта, на рациональное использование рабочего времени.
3. Элементы общего ухода - 4 часа.
Понятие об уходе и наблюдение за больными. Значение ухода за больными.
Личная гигиена младшей медицинской сестры. Внешний вид, одежда, обработка рук и предметов ухода за больными.
Внутренний распорядок. Режим лечебных учреждений. Положение больного при различных заболеваниях. Теплорегуляция. Общие правила измерения температуры. Значение измерения температуры. Медицинский термометр: устройство, хранение, обращение с ним. Техника и время измерения температуры.
Отвлекающие средства: компрессы и припарки. Применение сухого тепла и холода. Грелка. Пузырь для льда. Применение горчицы. Порядок процедуры.
* В процессе занятий проводятся взаимоопросы, Экскурсия в терапевтическое отделение Жешартской районной больницы.
4. Основы оказания первой до врачебной помощи -5 часов.
Сущность и задачи первой до врачебной помощи. Приемы и последовательность оказания первой до врачебной помощи при различных неотложных состояниях: сердечнососудистая недостаточность, обморок, кровотечения, вывихи и переломы, черепно-мозговая травма, травматический шок, ушибы и растяжения связок, ожоги, обморожения, электротравма, утопление, удушье, отравление угарным газом, пищевыми продуктами и другими веществами, укусы (собак, пчел, ос, змей)
* В процессе занятий проводится отработка навыков и умений по системе практических
заданий, связанных с оказанием первой до врачебной помощи в каждом конкретном случае. Проводится экскурсия в хирургическое отделение Жешартской районной больницы.
5. Антропометрия. Текущая и учетная документация - 3 часа.
Физическое развитие человека и его оценка - рост, вес, окружность грудной клетки, мышечная сила, жизненная емкость легких, антропометрия как метод измерения показателей физического развития. Виды и значение текущей и учетной медицинской документации
* На занятиях учащиеся знакомятся с амбулаторной картой и историей болезни
больного, учатся заполнять эти документы, правильно вести их, сохранять
медицинскую тайну. На занятия приглашаются медицинские сёстры с целью проведения практических занятий.
Учащиеся, прослушавшие элективный курс сдают зачет.
Программа по курсу "Сестринское дело"
Тема, кол-во часов
Уроки по данной теме
Практикум, экскурсии
Тема № 1. Введение (2 ч.)
Урок № 1. Основные задачи медицинской службы
Урок № 2. Требования к работе мед. персонала.
теория
Тема № 2. Обязанности мед. сестры
(2 ч.)
Урок № 1. Наблюдения за больными
Урок № 2. Рабочее место медсестры.
Решение ситуационных задач.
Тема № 3. Элементы общего ухода. (4 ч.)
Урок № 1. Общие правила по уходу за больными.
А) измерение температуры
Б) отвлекающие средства
В) положение больного при различных заболеваниях.
Экскурсия в ЖРБ. Кабинет терапии или приглашение школьного фельдшера.
Тема № 4. Основы оказания первой доврачебной помощи. (5 ч.)
Урок № 1. Помощь при сердечнососудистой недостаточности.
Урок № 2. Помощь при травмах.
Урок № 3. Помощь при кровотечениях.
Урок № 4. Помощь при отравлениях.
Урок № 5. Помощь при обмороках, , шоковых состояниях.
Практические занятия по отработке навыков и умений в каждом конкретном случае. Практические занятия с приглашением специалиста.
Экскурсия в хирургическое отделение ЖРБ.
Тема № 5. Антропометрия.
Учётная и текущая документация. (3 ч.)
Урок № 1. Виды документации.
Урок № 2. Оценка развития человека по антропометрическим данным.
Урок № 3. Знакомство с амбулаторной картой больного
Экскурсия в ЖРБ (Жешартскую районную больницу) .
№ 1. Отделение терапии