Методическая разработка элективного курса Сестринское дело

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы по профилю «Сестринское дело». Является ориентационным элективным курсом предпрофильного обучения. Представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника (младшей медицинской сестры) в различных лечебных учреждениях, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиб...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

элективного курса по выбору

« Сестринское дело»

(для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в условиях межшкольного учебного комбината)

Составитель: Береснева Елена Леонидовна, учитель биологии Жешартской общеобразовательной школы №1.

Программа элективного курса рассчитана на 16 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 классов средней общеобразовательной школы по профилю «Сестринское дело». Является ориентационным элективным курсом предпрофильного обучения. Представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием профессиональной деятельности медицинского работника (младшей медицинской сестры) в различных лечебных учреждениях, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов в профессиональном выборе.

Программа разработана на основе программы «Сестринское дело», на основе анализа профессиональной деятельности младшей медицинской сестры в различных отделениях лечебных учреждений.

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, требования к уровню компетенций, формируемых у учащихся, содержание теоретического и практического обучения с краткими методическими рекомендациям.

Цель программы - создание условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению школьников по медицинскому профилю.

Это предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование у школьников знаний о современной системе здравоохранения, содержания труда в ней.

  2. Формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больными.

  3. Формирование общественно ценных мотивов выбора профессий медицинского профиля, выявление и развитие у учащихся таких способностей, как память, логическое мышление, внимание, организаторские способности, любовь к труду, вкус к творческому решению производственных задач и др.

  4. Ознакомление школьников с основными путями получения специальности медицинского профиля и повышения квалификации в системе здравоохранения.

Программа состоит из трёх блоков: теоретического, практического и самостоятельной деятельности учащихся. Это предполагает осуществление различных видов деятельности обучающихся в рамках данного курса:

  1. познавательной (формирование теоретической базы знаний в области медицины);

  2. практической (как опыта преобразовательной практической деятельности учащихся, в рамках которой предусматривается и экскурсии в больницу);

3) учащиеся прослушавшие курс, сдают зачёт.

Под руководством преподавателя в процессе практических занятий учащиеся знакомятся с современными методами диагностики, лечения и ухода за больными. При этом обращается внимание учащихся на соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии. Для развития интереса к профессии и формирования на его основе профессиональной компетенции занятия строятся на основе принципов развивающего и проблемного обучения. Разработка системных заданий позволяет отследить уровень компетенции учащихся по теоретическим разделам, а так же практические навыки и умения.

С целью подготовки школьников к активному включению в трудовую деятельность по избранной профессии, облегчению их дальнейшей профессиональной адаптации, по окончании курса учащимся предлагается сдача зачёта. Это позволяет развивать профессионально значимые способности учащихся: логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские способности; формируется такое качество, как уверенность в себе, в своих действиях и поступках; учащиеся обучаются общению с людьми.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы и разделы

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Основные задачи медицинской службы.

Требования к деятельности медицинской сестры.

2

2

2. Обязанности мед. сестры.

2

2

3. Элементы общего ухода за больными.

4

1

3

4. Основы оказания первой доврачебной помощи.

5

1

4

5. Антропометрия. Текущая и учетная документация лечебного учреждения.

3

1

2

УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • научную организацию труда в работе медицинского персонала;

  • санитарно-гигиенический режим лечебно-профилактического учреждения;

  • о личной гигиене младшей медицинской сестры;

  • о технике измерения температуры больного и технике определения температуры.

  • о технике применения компресса, грелки, пузыря со льдом, горчичников, банок; о применении кислорода;

  • о технике остановки кровотечений;

  • об использовании подручных средств для иммобилизации при травмах конечностей;

  • о доврачебной помощи при ожогах, обморожениях, утоплении, удушье, отравлении угарным газом, электротравме, укусах собак, ядовитых змей, пчел и ос, при отравлениях.

Учащиеся должны уметь:

  • придавать необходимое положение больному; измерять температуру больному;

  • ставить компресс;

  • пользоваться грелкой, пузырем со льдом;

  • ставить горчичники и банки;

  • проводить профилактику пролежней;

  • оказывать до врачебную помощь при обмороке, кровотечении;

  • использовать подручные средства для иммобилизации при травмах конечностей;

  • накладывать повязки;

  • оказывать до врачебную помощь при ожоге, обморожении, утоплении, удушье, отравлении угарным газом, электротравме, укусах собак, ядовитых змей, пчел и ос, при отравлениях; решать ситуационные задачи по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ С КРАТКИМИ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.

1. Введение - 2 часа.

Познакомить учащихся с системой здравоохранения и ее направлениями по оказанию медицинской помощи населению. Понятие об уходе, его разновидности; общий, специальный уход. Значение ухода.

* В процессе занятия учащиеся решают ситуационные задачи, связанные с уходом за
больными.

2. Требования к работе медицинского персонала - 2 часа.

Рабочее место медсестры. Технологическая культура. Культура труда - соблюдение технологической дисциплины, умение организовать свое рабочее место, обеспечение условий охраны труда и техники безопасности, умение определять эффективность трудовой деятельности.

* В процессе устного опроса заостряется внимание на значении внедрения новой
техники и передового опыта, на рациональное использование рабочего времени.

3. Элементы общего ухода - 4 часа.

Понятие об уходе и наблюдение за больными. Значение ухода за больными.

Личная гигиена младшей медицинской сестры. Внешний вид, одежда, обработка рук и предметов ухода за больными.

Внутренний распорядок. Режим лечебных учреждений. Положение больного при различных заболеваниях. Теплорегуляция. Общие правила измерения температуры. Значение измерения температуры. Медицинский термометр: устройство, хранение, обращение с ним. Техника и время измерения температуры.

Отвлекающие средства: компрессы и припарки. Применение сухого тепла и холода. Грелка. Пузырь для льда. Применение горчицы. Порядок процедуры.

* В процессе занятий проводятся взаимоопросы, Экскурсия в терапевтическое отделение Жешартской районной больницы.

4. Основы оказания первой до врачебной помощи -5 часов.

Сущность и задачи первой до врачебной помощи. Приемы и последовательность оказания первой до врачебной помощи при различных неотложных состояниях: сердечно­сосудистая недостаточность, обморок, кровотечения, вывихи и переломы, черепно-мозговая травма, травматический шок, ушибы и растяжения связок, ожоги, обморожения, электротравма, утопление, удушье, отравление угарным газом, пищевыми продуктами и другими веществами, укусы (собак, пчел, ос, змей)

* В процессе занятий проводится отработка навыков и умений по системе практических
заданий, связанных с оказанием первой до врачебной помощи в каждом конкретном случае. Проводится экскурсия в хирургическое отделение Жешартской районной больницы.

5. Антропометрия. Текущая и учетная документация - 3 часа.

Физическое развитие человека и его оценка - рост, вес, окружность грудной клетки, мышечная сила, жизненная емкость легких, антропометрия как метод измерения показателей физического развития. Виды и значение текущей и учетной медицинской документации

* На занятиях учащиеся знакомятся с амбулаторной картой и историей болезни
больного, учатся заполнять эти документы, правильно вести их, сохранять
медицинскую тайну. На занятия приглашаются медицинские сёстры с целью проведения практических занятий.

Учащиеся, прослушавшие элективный курс сдают зачет.

Программа по курсу "Сестринское дело"

Тема, кол-во часов

Уроки по данной теме

Практикум, экскурсии

Тема № 1. Введение (2 ч.)

Урок № 1. Основные задачи медицинской службы

Урок № 2. Требования к работе мед. персонала.

теория

Тема № 2. Обязанности мед. сестры

(2 ч.)

Урок № 1. Наблюдения за больными

Урок № 2. Рабочее место медсестры.

Решение ситуационных задач.

Тема № 3. Элементы общего ухода. (4 ч.)

Урок № 1. Общие правила по уходу за больными.

А) измерение температуры

Б) отвлекающие средства

В) положение больного при различных заболеваниях.

Экскурсия в ЖРБ. Кабинет терапии или приглашение школьного фельдшера.

Тема № 4. Основы оказания первой доврачебной помощи. (5 ч.)

Урок № 1. Помощь при сердечно­сосудистой недостаточности.

Урок № 2. Помощь при травмах.

Урок № 3. Помощь при кровотечениях.

Урок № 4. Помощь при отравлениях.

Урок № 5. Помощь при обмороках, , шоковых состояниях.

Практические занятия по отработке навыков и умений в каждом конкретном случае. Практические занятия с приглашением специалиста.

Экскурсия в хирургическое отделение ЖРБ.

Тема № 5. Антропометрия.

Учётная и текущая документация. (3 ч.)

Урок № 1. Виды документации.

Урок № 2. Оценка развития человека по антропометрическим данным.

Урок № 3. Знакомство с амбулаторной картой больного


Экскурсия в ЖРБ (Жешартскую районную больницу) .

№ 1. Отделение терапии




© 2010-2022