• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад на тему: Индивидуальная работа с детьми-инвалидами на уроках биологии (с фрагментом открытого занятия)

Доклад на тему: Индивидуальная работа с детьми-инвалидами на уроках биологии (с фрагментом открытого занятия)

   Индивидуально - дифференцированный подход можно  рассматривать как организацию учебного процесса, создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого ученика или отдельных групп учащихся, в том числе детей-инвалидов. Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым учеником.  В ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало формы

Конец формы


Индивидуальная работа с детьми-инвалидами

на уроках биологии

В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью биологического образования в школе является освоение основ биологии, для обеспечения средствами биологии, как учебными предметами определенных условий для интеллектуального развития и саморазвития личности, воспитания гражданина-патриота, формирования у учеников разумного отношения к себе, другим людям, окружающей среде.

Учитывая широкие возможности биологии в области образования, воспитания и развития учеников, есть все основания считать, что изучение этого предмета в школе, ориентированное на перспективу развития общества через конкретного человека, должно обеспечить свободное развитие личности, способной к самообразованию, повышению интеллекта, улучшению памяти, наблюдательности, опрятности, умению выражать свои мысли, обосновывать суждения, строить логически правильные умозаключения с учетом задатков и способностей ученика.

Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.

«Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог бы взобраться, если только у него есть ноги. Следует лишь устроить надлежащим образом лестницу или образовать удобные, высеченные в скале в надлежащем направлении и расстоянии ступени» - так образно выразил суть индивидуального подхода Ян Амос Коменский. Проблема индивидуальных различий детей, и инвалидов в том числе, и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы - создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету. В данной ситуации учителю важно учитывать как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития, состояние его здоровья в настоящий момент.

Индивидуально - дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса, создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого ученика или отдельных групп учащихся. Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым учеником. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному? Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов.

Дифференциация осуществляется постепенно в процессе урока. В ходе такого урока реализуется одна из важнейших задач обучения - обеспечение индивидуальной зоны развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, которая соответствует его способностям. Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. В своей работе для реализации индивидуально - дифференцированного подхода я применяю его в нескольких направлениях:

  1. При опросе и актуализации знаний.

  2. При изложении нового материала.

  3. При закреплении изученного материала.

  4. При определении домашнего задания.

  5. При выполнении практических работ.

  6. На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

  7. При индивидуальной работе с учащимися.

При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности и самочувствие учащихся. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

Учащиеся с низким уровнем знаний или недостаточно хорошо чувствующие себя на уроке выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем.

Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.

Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом:

Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания - находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.

Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.

Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.

Тема урока «Ткани» (8 класс биология)

Изучите материал §4 и ответьте на вопросы

1 уровень:

  1. Что такое ткань?

  2. Какие виды тканей встречаются у человека?

  3. Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей.

2 уровень: 1-3 +

4. Укажите особенности строения каждого вида ткани.

3 уровень: 1-4 +

5. Перечислите функции каждого вида тканей.

Тема урока «Общая характеристика неметаллов» (9 класс химия)

Изучите материал § 15, выполните упражнения в рабочей тетради:

1 уровень: стр.81-82 №7,8

2 уровень: стр.80-82 №7,8,9

3 уровень: стр.80-82 №6,8,9

Закрепление изученного материала рассчитано на то, что:

Учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.

Учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.

Учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.

Для домашнего задания упражнения подбираю также дифференцированно.

Самое простое задание - репродуктивного характера.

Более сложное - задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные - творческие задания.

Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса.

При выполнении практических работ учитываю умения учащихся описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы.

При проведении практических работ индивидуально - дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций или схемы физиологических процессов.

Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально - дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:

Содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;

Задание общее для всего класса, а для слабых учеников даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ, разрешаю пользоваться тетрадями);

Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

Предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.

Индивидуальная работа с учащимися - получение дополнительных заданий.

1 уровень: подготовка сообщения на определенную тему.

2-3 уровень: подготовка реферата, подготовка презентации

Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес у учащихся к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Учащиеся, начиная с самого начала изучения биологии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями, что позволяет им активнее вовлекаться в учебный процесс. Практика применения дифференцированных заданий показывает, что систематичность и преемственность применения дают положительные результаты, особенно при выборе предмета биологии для сдачи ЕГЭ, при участии в районных и окружных олимпиадах по биологии.


Используемая литература:

  1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

  2. «Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики». Под редакцией М.Н. Скаткина, М.: Просвещение, 2002.

  3. «Образовательные Интернет - ресурсы в учебном процессе» - Е.Якушкина, Народное образование №7, 2005.

  4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 2002.



Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

У подростков 15 - 17 лет на первом месте болезни органов дыхания, на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем - болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы - на 29,5%, болезней крови - на 35,4%, астмы - на 40%, болезней органов пищеварения - на 21,6%. Острой социальной проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учете по злоупотреблению ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем - в 3 раза.

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроке.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Несколько рекомендаций по данной технологии на уроках биологии

С первых минут урока, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Еще один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой присутствующих. Я на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, проветривание помещения. Учеников запускаю в кабинет, чтобы привели свое место в порядок и приготовились к работе на уроке.

Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. На уроке я провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на месте, так и у доски, где ведомый, более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Еще один важный момент у меня на уроке - стимулирование учащихся. В конце урока я обсуждаю не только то, что усвоено нового, но выясняю, что понравилось, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Отдых - это смена видов деятельности, поэтому при планировании своих уроков я стараюсь не допускать однообразной работы. В норме 4-7 смен видов деятельности на уроке. Ребятам предлагаю развивать зрительную память, использую для этого различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, составить схему, мини-план). Еще проговариваем с ребятами хором новые и сложные термины и определения.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только пятикласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилием работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Упражнения, проводимые на уроках биологии

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении съедобных и ядовитых грибов ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если я называю съедобный гриб, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если ядовитый - влево.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняются упражнения «Буратино». После введения нового понятия, например, дезоксирибонуклеиновая кислота, хоровое прочтение этого термина ученикам предлагаю закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Предлагаю обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Важно еще включать профилактические упражнения для глаз. Например, «Раскрашивание». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Очень известная игра «Муха» помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальные вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против и другие.

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнения можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. Особенно эти точечные массажи помогают проснуться с утра на первом уроке.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При таком массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

В заключение хочется еще раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурном режиме, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером».



© 2010-2022