- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока по биологии по теме
Технологическая карта урока по биологии по теме
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордиенко Л.В. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта
-
ФИО Гордиенко Людмила Викторовна
-
Место работы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края
-
Должность учитель биологии
-
Предмет биология
-
Класс 7класс
-
Тема и номер урока в теме «Класс Земноводные», № 26 в теме «Многообразие животных»
-
Базовый учебник В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».
-
Цель урока Учащиеся должны называть представителей класса, охраняемые виды земноводных; уметь определять понятия по теме урока; распознавать представителей отрядов на таблицах; описывать основные признаки представителей класса, черты усложнения организации земноводных по сравнению с рыбами; объяснять 6устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, размножения и средами жизни земноводных.
-
Задачи урока Предметные: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, размножения и развития земноводных в связи с жизнью на суше и в воде; сформировать представления о происхождении земноводных; сформировать знания о разнообразии, охраняемых видах земноводных, их значении в природе.
Метапредметные: развивать способности применять знания и опыт в различных ситуациях; развивать общеучебные и предметные умения ( работать с текстом, описывать морфологические признаки, анализировать, делать выводы); формировать умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке, самооценку, самоконтроль. Помочь осознать ценность совместной деятельности, воспитывать культуру умственного труда; развивать коммуникативные качества.
-
Тип урока изучение нового материала
-
Формы работы учащихся: работа в группах, опережающие задания, работа с информационным материалом.
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, ЦОР на диске «Биология. 7 класс»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Актуализация знаний
Цель: организация работы учащихся, эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Организует деятельность по актуализации понятий многообразие рыб; предлагает тесты по многообразию рыб; организует работу по взимопроверке тестов.
Выполняет тесты; принимает участие во взимопроверке тестов; обсуждает возникшие ошибки.
Личностные: самооценка на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Способность к волевому усилию, сличение результата с эталоном, коррекция, внесение необходимых изменений.
Познавательные
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
Коммуникативные
Ученик может отслеживать действия партнера; может осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми;
Мотивация и целеполагание
Цель: определение темы урока и целеполагание.
Предлагает учащимся объяснить почему новый класс называется земноводными.
Определите среду обитания земноводных.
Какие вопросы будут изучаться в ходе ознакомления с этим классом.
Назовите известных вам представителей класса.
Учащиеся указывают, что среда обитания у этих животных двойная: наземно-воздушная и водная.
По аналогии с другими классами позвоночных ребята называют план изучения земноводных6 особенности внешнего и внутреннего строения, их происхождение, многообразие, охраняемые виды.
В связи с тем, что у амфибий выделяется двойная среда обитания, то в ходе изучения учащиеся должны выделить черты приспособленности к водной и наземно-воздушной среды обитания.
Личностные:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Регулятивные:
Определять цели и задачи урока;
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные
формулирование познавательной цели;
выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные
Ученик умеет вступать в диалог;
Выражать свои мысли и идеи
Процессуальный
(изучение нового материала)
Цель: на основе имеющихся у учащихся знаний и субъективного опыта обеспечить актуализацию знаний, направленных на изучение темы.
Учитель предлагает назвать отделы тела у лягушки;
Предлагает определить особенности покрова тела и выявить причины таких покровов.
Учитель раскрывает роль влажной кожи для дыхания.
Учитель для подтверждения показывает видеофрагменты с движением земноводных.
Учитель предлагает внимательно посмотреть на голову лягушки, выделить особенности в расположении глаз и ноздрей.
Учитель на доске вывешивает таблицы по внутреннему строению рыбы и земноводных. Делит учащихся на группы: 1. Кровеносная система, строение сердца, круги кровообращения.
2. По таблице и с помощью учебника на с. 115 -116 подготовить дыхательную систему.
3. Используя рис.104 и текст на с. 120-121 рассказать о питании и охоте земноводных.
Учитель включает фрагмент по развитию лягушки, предлагает учащимся назвать стадии развития и назвать тип развития.
Учитель предлагает найти сходство личинки с рыбами, назвать предков древних земноводных.
Учитель сообщает информацию о том, что климат того времени становится более сухим, суши появляется больше.
На экране представлено многообразие земноводным. Учитель предлагает определить, какие признаки лежат в основе классификации земноводных.
Учитель называет отряды: Хвостатые, Безхвостые, Безногие.
Предлагает учащимся самостоятельно подготовить характерные черты каждого отряда.
Предлагает познакомиться с охраняемыми видами амфибий.
Учитель делит учащихся на две группы и предлагает одной определить черты приспособленности земноводных к наземно-воздушной среде обитания, второй - к водной среде обитания.
Глядя на изображение на экране, ребята называют отделы тела.
Учащиеся называют особенности покровов: кожа голая, есть слизь. Учащиеся предполагаю, что это связано с тем, что они кроме водной среды способны обитать на суше.
Учащиеся выделяют особенности строения конечностей, наличие плавательной перепонки. Указанное они связывают с передвижение по суше прыжками и в водной среде.
Учащиеся предполагают, что это связано с особенностями передвижения в воде.
Учащиеся работают в группах, обсуждают найденные данные, формулируют ответы на вопросы.
Усложнение в строении сердца, появление второго круга кровообращения.
Называют: Дыхание с помощью кожи в воде и с помощью мешковидных лёгких.
Рассказывают роль и особенности языка.
Учащиеся называют стадии: яйцо, личинка (головастик), взрослая особь.
Они выделяют, что в связи с тем, что личинка не похожа на своих родителей, то тип развития - развитие с превращением.
Учащиеся называют черты рыб на ранних стадиях личинки.
Предполагают, что предками амфибий были древние рыбы, способные дышать и в воде и на суше.
Учащиеся предполагают, что это наличие или отсутствие ног и хвоста. Исходя из этого распределяет представленных животных по им указанным группам.
Используя с.117-120, выявляют характерные черты. В дальнейшей беседе их называю.
Опережающее задание ( сообщение учащегося)
Ребята выделяют нужную информацию, в случае необходимости используют учебник. Принимают участие в дальнейшем обсуждении.
Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы У ребенка сформирована учебная мотивация;
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Регулятивные:
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
У ученика сформирован внутренний план действий;
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
Познавательные
поиск и выделение информации; Работа с информационными текстами
работать с таблицей
анализ с целью выделения признаков Сравнивать и выделять признаки установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
Ученик умеет составлять план действий;
Ученик умеет договариваться несиловыми методами;
Ученик умеет вступать в диалог;
Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
Групповая работа по обсуждению информации
Рефлексия
Цель: определить качество усвоения учебного материала.
Какие вопросы вызвали затруднение.
Предлагает поработать с лисами самооценки и самоконтроля и оценить свою работу и работу товарищей.
Ребята анализируют, делают выводы.
Работают с листами самооценки и самоконтроля, оценивают свою работу.
Личностные:
Самооценка на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, оценка.
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Домашнее задание
Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.
Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Даёт домашнее задание : Изучить параграф 24.
Получают домашнее задание в соответствии с запросами и интересами.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.