Рабочая программа по биологии, 8 класс

Основная цель программы – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.Согласно действующ... В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в оп...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева


«Рассмотрено»:

На заседании МО учителей естественно-научного цикла

Протокол №____

«____» _________ 2014г


«Согласовано»

Зам директора по УВР


_______С.В. Ракосеева

«____» _________ 2014г


«Утверждаю»

МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева

__________О.Н. Щербина

«____» _________ 2014г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология. Человек»

8 класс.

Срок реализации 2014 - 2015 учебный год




Учитель: Роговая Юлия Александровна




Серышево, 2014 г

Структура программы:

1.Пояснительная записка

2. Содержание рабочей программы

3. Учебно-тематический план

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

5. Литература и средства обучения

6. Календарно-тематический план учителя

1.Пояснительная записка


Основная цель программы - подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цели и задачи программы:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 336с..

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  2. Примерные программы основного общего образования по биологии.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.

  4. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

• выполнил работу без ошибок и недочетов;

• допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

• не более двух грубых ошибок;

• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух-трех негрубых ошибок;

• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по биологии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения

к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Программа предусматривает следующие формы контроля: - практические: упражнения, индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа;

- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы в виде разноуровневых тестов, зачеты.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Должны знать:

- главные анатомические понятия, термины;

- этапы развития человека до рождения и после рождения;

- общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма;

- основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;

-обмен веществ и превращения энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

- особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- клетки, ткани органы и их системы человека.

Должны уметь:

- характеризовать процесс деления клеток;

- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;

- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;

- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;

- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;

- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

-обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;

-обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

-обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;

-обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;

- распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;

- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

- вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;

- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;

- определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;

- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих работ и дополнительных сообщений.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Учебно-управленческие умения.

1) Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.

2) Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причин

Учебно-информационные умения.

1) Составлять сложный план письменного текста.

2) Составлять тезисы письменного текста.

3) Составлять реферат по определенной теме.

4)Осуществлять цитирование устного текста.

5) Составлять доклад устного текста.

6)Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).

Учебно-логические умения.

1) Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

2) Определять пространственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.

3) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

4) Определять отношения объекта с другим объектом.

5) Определять Существенные признаки объекта.

6) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам.

7) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род.

8) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

9) Различать родовое и видовое понятия.

10) Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

11) Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.

12) Определять проблемы устанавливать несоответствие между желаемым и действительным определять общие


2. Содержание рабочей программы

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (70ч.)

Тема 1. Науки, изучающие организм человека-2ч

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Тема 2 . Происхождение человека -Зч

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Тема 3. Строение организма -4ч

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительная, мышечная, нервная. Рефлекторная регуляция.

Лабораторная работа

  1. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

  2. Изучение микроскопического строения тканей



Тема 4. Опорно-двигательная система - 8ч

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Скелет человека. Осевой скелет. Добавочный скелет. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция Осанка. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система»

Лабораторная работа

  1. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

  2. Изучение внешнего вида отдельных костей

Тема 5. Внутренняя среда организма - 3 ч

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Лабораторная работа

5. Изучение микроскопического строения крови
(микропрепараты крови человека и лягушки)

Тема 6. Кровеносная и лимфатические системы -6ч

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа
6. Измерение кровяного давления

7. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Тема 7. Дыхание -5ч

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Контрольная работа №2 «Дыхание»

Лабораторная работа

  1. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

  2. Определение частоты дыхания

Тема 8. Пищеварение -6ч

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.
Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Лабораторная работа

10. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал

Тема 9. Обмен веществ и энергии - 4ч

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Лабораторная работа
11.Измерение массы и роста своего организма
Контрольная работа №3: «Обмен веществ»

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение - 5ч

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Контрольная работа №4 «Пищеварение, «Покровы тела. Терморегуляция. Выделение»

Тема 11. Нервная система - 4ч

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Лабораторная работа
12. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Тема 12. Анализаторы. Органы чувств - 5ч

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Лабораторная работа

13. Изучение изменения размера зрачка

Контрольная работа №5: «Анализаторы. Органы чувств»

Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика-6ч

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Сон и бодрствование. Значение сна. Познавательная деятельность мозга. Сознание
человека. Память, эмоции, речь, мышление. Индивидуальные особенности личности: способности ,и темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Контрольная работа №6 «Высшая нервная деятельность»

Тема 14. Эндокринная система - 2ч

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Тема 15. Индивидуальное развитие организма - 5ч

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Контрольная работа №7: «Индивидуальное развитие организма»

3.Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Науки, изучающие организм человека

2

Происхождение человека

3

Строение организма

4

2

Опорно-двигательная система

8

2

Внутренняя среда организма

3

1

Кровеносная и лимфатические системы

6

2

Дыхание

5

2

Пищеварение

6

1

Обмен веществ и энергии

4

1

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

5

Нервная система

4

1

Анализаторы. Органы чувств

5

1

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

6

Эндокринная система

2

Индивидуальное развитие организма

6

Резерв

2

ИТОГО

70

13


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.

Основные личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • владение основами самоконтроля, самооценки , принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Основные предметные результаты обучения биологии:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;

  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними.

5.Литература и средства обучения


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

  1. Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев М.: Дрофа, 2002.

  2. Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2005.

  3. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курс основной
    школы 9 класс. М.: Дрофа,2000.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Биология. Человек: учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-7-е изд., стереотип. - М.,Дрофа,2006. - 332,(4)с.: ил.

2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе, М., «Просвещение», 2006

3 .Банколе А.В., Васильева Г.Д. Биология. Ответы на экзаменационные вопросы. 9 класс, М., «Айрис Пресс», 2005

4. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2007 г.

5. Т.А. Бирилло. Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 126 /2/ с. - (Учебно-методический комплект).

6. Биология. 7-8 классы: тесты / авт. - сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007. - 150 с.

7. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. - (Игровые методы обучения).

8. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.Понамаревой) / авт. - сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд. Стереотип. - М.: Глобус, 2008. - 464 с. - ( Новый образовательный стандарт).

9. . Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое пособие.-5-е, стереотип. - М.Дрофа - 2001г.- 80 с.

10. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа - 2001 г. - 127 с.

11. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. - сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. - 9-е изд. Стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 234, /6/ с.

12. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2006г. - 95с.

13.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»).

14. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М. Богданарук, Н.В. Ковылина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174 с.

15. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 352 с.

16. Сивоглазов В.И., Марина А.В., Суматохин С.В. Биология: человек и его здоровье: дидактические карточки: 8 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 160 с.: ил.- (Б-ка учителя биологии).

17. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие/ И.В. Приходько (и др.) - Ростов - на -Дону: феникс, 2010 г.

18. Биология: Пособие для подгот. отд. мед. институтов/ Под общей ред. Н.Е.Ковалева. - М.: Высшая школа, 1986 г.

19. Органы чувств человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

20. Дыхательная система человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

21. Сердце и сердечно - сосудистая система/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

22. Клеточное и генетическое строение человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009

23. Пищеварительная система человека/ пер. с англ. И.А. Борисовой. - М. АСТ Артель, 2009












6. Календарно-тематический план.

2 часа в неделю


№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Цель раздела: сформировать представления о науках, изучающих природу человека и охрану его здоровья.

1.

Науки, изучающие организм человека (2ч)

Науки о человеке: анатомия,
физиология, гигиена, медицина,
психология.

1

Вводный урок

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов

Текущий

Связь с природой. Эксперименты исследования. Опыты.

Параграф 1

Становление наук о
человеке. Методы изучения
организма человека, их значение
и использование в собственной
жизни.

1

Урок изучения нового материала

Текущий

Параграф 2

2

Происхождение человека (3ч)

Систематическое положение человека

1

Комбинированный урок

Использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов

Текущий

Человеческие расы. Климатические и природные условия. Экологические факторы

Параграф 3

Историческое прошлое людей

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 4

Расы человека

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 5

Цель раздела: сформировать представления о строении и процессах жизнедеятельности организма человека


3

Строение организма (4ч)

Строение и процессы
жизнедеятельности организма
человека.

Л.pl. Распознавание на таблицах
органов и систем органов
человека

1

Урок изучения нового материала

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Учащиеся должны уметь: пользоваться анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своем теле, работать с микроскопом, наблюдать клетки, определять ткани, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги. Учащиеся должны знать:
Особенности строения
клетки - основной
структурной единицы
живого организма;
-строение и функции
тканей и систем органов.


Текущий

Молекулярный уровень.

Параграф 6



Клеточное строение организма

1

Комбинированный урок

Текущий


Параграф 7

Ткани: эпителиальные,
соединительная, мышечная,
нервная

Л.р.2 Изучение микроскопического строения тканей

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 8

Рефлекторная регуляция

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 9

Цель раздела: сформировать представления о опорно-двигательной системы человека


4

Опорно-двигательная система (8 ч)

Опора и движение. Строение и
функции опорно-двигательной
системы.

Л.рЗ Изучение внешнего
вида отдельных костей

1

Урок практикум

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Уметь:

-оказывать первую мед.
Помощь при вывихах и
переломах костей

-давать обоснование
правилам и нормам
личной гигиены;

-работать с учебником:

изучать биологические

объекты и процессы:

ставить биологические
эксперименты, описывать
и объяснять результаты
опытов; рассматривать на
готовых микропрепаратах
и описывать
биологические объекты;
- нарушения осанки

Текущий

Органические и неорганические вещества. Химические элементы.

Параграф 10

Скелет человека. Осевой скелет.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 11

Добавочный скелет

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 12

Строение мышц.

Л.р 4. Выявление влияния
статической и динамической
работы на утомление мышц

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 13

Работа скелетных мышц и их
регуляция

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 14

Осанка. Предупреждение
плоскостопия и искривления
позвоночника. Признаки
хорошей осанки.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 15

Профилактика травматизма.

Приемы оказания первой

помощи себе и окружающим при

травмах опорно-двигательной

системы.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 16, повторить п.10-15



Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система»

1

Урок обобщения и систематизация


Итоговый


Цель раздела: сформировать представления о внутренней среде организма человека


5

Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа,
тканевая жидкость. Значение
постоянства внутренней среды
организма.

Л.р5 Изучение микроскопического строения крови
(микропрепараты

крови человека и лягушки)

1

Урок изучения
нового материала

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета.

Знать:

значение
гомеостаза внутренней
среды организма;

-Кровь, ее
функции. Клетки крови. Плазма крови.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови.
Лимфа. Тканевая
жидкость.
Уметь:

- ставить биологические
эксперименты, описывать
и объяснять результаты
опытов; рассматривать на
готовых микропрепаратах
и описывать
биологические объекты

Текущий


Параграф 17

Иммунитет. Иммунная система
человека. Факторы, влияющие
на иммунитет


1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 18

Иммунология на службе здоровья

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 19

Цель раздела: сформировать представления о кровеносной и лимфатической систем человека


6

Кровеносная и лимфатическая системы (6ч)

Транспорт веществ

1

Урок изучения нового материала

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Знать \уметь:
сущность биологических
процессов кровеносной
системы

Уметь:

- измерять кровяное
давление и частоту
пульса;

- оказывать первую
помощь при
кровотечениях

изучать
биологические
объекты и процессы:
ставить биологические
эксперименты, описывать
и объяснять результаты опытов; рассматривать на
готовых микропрепаратах
и описывать
биологические объекты;

Текущий

Химические элементы. Связь с природой.

Параграф 20

Кровеносная система. Круги кровообращения

1

Комбинированной урок

Текущий

Параграф 21

Сердце и кровеносные системы

1

Комбинированной урок

Текущий

Параграф 22

Сердечно-сосудистые
заболевания, причины и
предупреждение. Артериальное
и венозное кровотечения.
Л.р.6 Измерение кровяного давления


1

Урок практикум

Текущий

Параграф 23

Приемы оказания первой
помощи при кровотечениях.
Л.р.7 Изучение приемов
остановки капиллярного,
артериального и венозного
кровотечений

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 24

Цель раздела: сформировать представление о дыхательной системы человека


7

Дыхание (5ч)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Заболевания органов
дыхания и их профилактика.
Л.р8.

Подсчет ударов пульса в покое и
при физической нагрузке

1

Урок изучения нового материала

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Знать\понимать:
сущность
биологических
процессов дыхания;

уметь:

анализировать и
оценивать

воздействие факторов

окружающей среды,

факторов риска на

здоровье,

последствий

деятельности

человека;

Текущий

Обмен газов между окружающей средой и легкими. Положительные числа, сравнение, анализ

Параграф 26

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

1

Комбинированный урок

Текущий




Параграф 27

Механизм вдоха и выдоха.

Чистота атмосферного воздуха

как фактор здоровья.

Л.р.9 Определение частоты дыхания

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 28

Предупреждение
распространения инфекционных
заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты
собственного организма. Приемы
оказания первой помощи при
отравлении угарным газом,
спасении утопающего

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 28, повторить п.26-27

Контрольная работа №2
«Дыхание»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Цель раздела: сформировать представления об пищеварительной системы человека


8

Пищеварение (6ч)

Питание и пищеварение

Л.р 10. Изучение действия
желудочного сока на белки,
действия слюны на крахмал

1

Урок изучения нового материала

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях

Знать\понимать:
сущность

биологических

процессов
пищеварения;
-проводить
самостоятельный

поиск биологической
информации:

находить в тексте

учебника

отличительные

признаки основных

систематических

групп;в

биологических

словарях и
справочниках

значения
биологических
терминов; в
различных
источниках
необходимую
информацию о
живых организмах

Текущий

Органические вещества. Роль микроорганизмов.

Параграф 30

Пищеварение в ротовой полости

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 31

Пищеварение в желудке

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 32

Пищеварение. Строение и
функции пищеварительной
системы

2

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 33

Пищеварительные железы. Роль
ферментов в пищеварении.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 34

Профилактика пищевых
отравлений, кишечных
инфекций, гепатита

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 35

Цель раздела: сформировать представления об обмене веществ человека


9

Обмен веществ (4ч)

Обмен веществ и энергии-основное свойство всех живых существ

1

Урок изучения нового материала

Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.


Знать\понимать:
сущность
биологических
процессов обмена
веществ и энергии;
- роль ферментов и

витаминов в
организме

изучать
биологические

объекты и процессы:

ставить биологические
эксперименты, описывать
и объяснять результаты
опытов;

Текущий

Химические элементы. Макроэлементы и микроэлементы. Витамины. Калорийность. Положительные цифры. Жизнь ученых внесших вклад в открытие обмена веществ.

Параграф 36 сообщение
о витаминах и
их роли

Витамины, их роль в
организме, содержание в пище.


1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 37

Л.р. 11 Измерение массы и

роста своего организма
Определение норм
рационального питания

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 38. Повторить п.36-37

Контрольная работа №3: «Обмен веществ»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Цель раздела: сформировать представления о покровных органах человека


10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч)

Кожа-наружный покровный орган

1

Урок изучения нового материала

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена


Уметь: проведения
наблюдений за состоянием
собственного
организма.

Текущий

Взаимодействие покровов тела с окружающей средой. Положительные числа. Сравнение.

Параграф 39

Уход за кожей, волосами,
ногтями. Приемы оказания
первой помощи

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 40

Терморегуляция. Закаливание.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 41

Выделение. Мочеполовая
система. Мочеполовые
инфекции, меры их
предупреждения для сохранения
здоровья.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 42, повторить п. 30-35, 39-41

Контрольная работа №4 Пищеварение», «Покровы тела.
Терморегуляция. Выделение»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Цель раздела: сформировать представление о нервной системы человека


11

Нервная система (4ч)

Нервная система. Значение нервной системы

1

Урок изучения нового материала

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Знать\понимать:
Нейро-гуморальная
регуляция процессов

Текущий

Взаимодействие с окружающей средой.

Параграф 43

Строение нервной системы. Спинной мозг

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 44

Головной мозг, строение и
функции.

Л.р. 12. Изучение строения головного мозга человека
(по муляжам)

1

Урок практикум

Текущий

Параграф 45, 46

Соматическая и вегетативная
нервная система. Нарушения
деятельности нервной системы и
их предупреждение.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 47

Цель раздела: сформировать представления об анализаторах и органах чувств человека

12

Анализаторы. Органы чувств (5ч)

Анализаторы.

Л.р. 13. Изучение изменения
размера зрачка

1

Урок открытия нового знания

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Знать/понимать:

- строение и функции
анализаторов

Уметь:

проведения наблюдений
за состоянием
собственного организма.

- нарушение зрения,
слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;

Текущий

Взаимодействие с окружающей средой

Параграф 38

Зрительный анализатор

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 49, 50

Слуховой анализатор

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 51

Органы чувств, их роль в
жизни человека.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 52, повторить п.38-51

Контрольная работа № 5: «Анализаторы. Органы чувств»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Цель раздела: сформировать представления о высшей нервной деятельности человека


13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6ч)

Психология и поведение
человека. Высшая нервная
деятельность.

1

Урок открытия нового знания

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности..

Знать\ понимать:

Биологическая
природа и социальная
сущность человека.
Особенности психики
человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к
накоплению и передаче из
поколения в поколение

информации.
Значение

интеллектуальных,
творческих и

эстетических
потребностей. Цели и
мотивы деятельности.
Рациональная

организация труда и отдыха.

Текущий

Взаимодействие с окружающей средой

Параграф 53

Безусловные и условные
рефлексы, их биологическое
значение.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 54

Сон и бодрствование.
Значение сна.

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 55

Познавательная деятельность
мозга. Сознание человека.
Память, эмоции, речь,
мышление.

1

Урок открытия нового знания

Текущий

Параграф 56

Индивидуальные особенности
личности: способности,
темперамент, характер.

1

Урок открытия нового знания

Текущий

Параграф 57, повторить п. 53-56

Контрольная работа № 6: «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Цель раздела: сформировать представления об эндокринной системы человека


14

Эндокринная система (2ч)

Эндокринная система.

1

Урок открытия нового знания

Эндокринная система Железы внешней и внутренней
секреции, их строение и
функции. Гормоны. Регуляция
деятельности желез

Учащиеся должны уметь: определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела, распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний

Текущий

Взаимодействие эндокринной системы с нервной и с окружающей средой.

Параграф 58

Железы внешней и внутренней
секреции, их строение и
функции. Гормоны. Регуляция
деятельности желез

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 59

Цель раздела: сформировать представление об индивидуальном развитии человека


15

Индивидуальное развитие организма (5ч)

Жизненные циклы. Размножение

1

Урок открытия нового знания

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Знать\уметь:

-соблюдения мер
профилактики
заболеваний, вызываемых
вирусами; ВИЧ-
инфекции, вредных
привычек (курение,
алкоголизм, наркомания);
- особенности инд.
развития организма

Текущий

Приспособления к окружающей среде. Вклад ученых в индивидуальное развитие организма.

Параграф 60

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 61

Наследственность и врожденные заболевания и заболевания передаваемые половым путем

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 62

Развитие ребенка после рождения. Становления личности

1

Комбинированный урок

Текущий

Параграф 63, повторить п.60-62

Контрольная работа № 7: «Индивидуальное развитие организма»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Итоговый


Резерв 2 часа



© 2010-2022