• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Человек» 8 класс. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Человек» 8 класс. Н. И. Сонин, М. Р. Сапин

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 8 класс составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начально общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  • Примерными программами по учебным предметам. Биология. Учебника Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для обощеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Основной образовательной программой - Образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;

  • Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;

  • Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.



Рабочая программа по биологии для учащихся 8А, 8Б, 8В составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной учебной программы для общеобразовательных учреждений опубликованной в «Сборник нормативных документов. Биология» под редакцией Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008. -174с.



  • Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Человек» 8 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. Порядковый номер учебника 1.2.4.2.9.4, утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 31 марта 2014 года.


Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение в год:

Лабораторных работ - 15

Проверочных работ - 7

Список плановых лабораторных работ:

Вид работы

Название

1.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения тканей.

2

Лабораторная работа

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

3

Лабораторная работа

Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга.

4

Лабораторная работа

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

5

Лабораторная работа

Изучение изменения размера зрачка.

6

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения костей.

7.

Лабораторная работа

Измерение массы тела и роста своего организма.

8

Лабораторная работа

Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.

9

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

10

Лабораторная работа

Изучение строения клеток крови под микроскопом.

11

Лабораторная работа

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

12

Лабораторная работа

Определение частоты дыхания.

13

Лабораторная работа

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

14

Лабораторная работа

Определение норм рационального питания.

15

Лабораторная работа

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Список плановых проверочных работ:

Вид работы

Название

1.

Проверочная работа

Общий обзор строения и функций человеческого организма

2

Проверочная работа

Координация и регуляция

3

Проверочная работа

Опора и движение

4

Проверочная работа

Внутренняя среда. Транспорт веществ

5

Проверочная работа

Дыхание

6

Проверочная работа

Выделение. Кожа.

7

Проверочная работа

Высшая нервная деятельность

Цель рабочей программы:

Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.

Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:

  • Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной - науками о человеке, этапами их развития.

  • Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

  • Раскрыть роль человека в природе.

  • Продолжить формировать представление о единстве живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма

  • Овладения умениями применять приобретенные знания в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим.

Педагогические технологии.

При реализации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:

  • технология развивающего обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология организации самостоятельной деятельности школьников;

  • технология диалогового взаимодействия;

Применение данных педагогических технологий обусловлено специфическими особенностями ученических коллективов классов.

Характеристики классов

8 «А» класс - у учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Поэтому обоснованным для этого класса является применений технологий диалогового обучения (диспуты, дискуссии), проблемного обучения, информационно-компьютерных технологий.

8 «Б» класс - класс с обучающимися различного уровня обученности и мотивации к учебной деятельности. Часть обучающихся являются успешными, подготовленными к восприятию учебного материала; внимательно и сосредоточенно работают во время самостоятельных и лабораторных работ, добросовестно выполняют домашние задания, аккуратно ведут рабочие тетради. Часть имеет серьезные проблемы с обучением. На уроках не проявляют никакого интереса к учебному процессу, не выполняют домашние задания. Наибольший интерес у обучающихся этого класса вызывают задания, связанные с практической деятельностью и использованием современных электронных пособий и информационно-компьютерных технологий. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие внимания и мышления.

8 «В» класс - у учащихся наблюдается высокий уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Мальчики и девочки дружат между собой, переживают удачи и неудачи своего класса. Класс проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения с удовольствием, большинство учащиеся сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Для данного класса планируется включить занятия и отдельные упражнения на развитие (внимания и мышления).


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса


Курс «Биология. Человек» 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.


  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане


Для общеобразовательных учреждений РФ рабочая программа по биологии 8 классов предусматривает изучение предмета в объёме 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется

в соответствии с :

- Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс.


  1. Результаты освоения учебного предмета


Предметными результатами освоения основной образовательной программы по биологии являются:

1) формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

3) формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

4) осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

  1. овладение элементарными практическими умениями определять и показывать на таблице органы и системы;

  2. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний по биологии;

  3. формирование биологических понятий и терминов;

  4. формирование представлений и признаков, доказывающих родство человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас.



  1. Основное содержание учебного предмета, курса


Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 часов)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей

Распознавание на таблицах органов и систем органов

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)

Изучение изменения размера зрачка

Тема 6. Опора и движение (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей

Измерение массы и роста своего организма

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Тема 17 Обобщающий урок (1 час)






6. Тематическое планирование

Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Место человека в системе органического мира

2

2

-

2

Происхождение человека

2

2

-

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

1

-

4

Общий обзор строения и функций организма человека

5

2

3

5

Координация и регуляция

12

9

3

6

Опора и движение

9

7

2

7

Внутренняя среда организма

3

1

2

8

Транспорт веществ

4

2

2

9

Дыхание

5

4

1

10

Пищеварение

5

4

1

11

Обмен веществ и энергии

2

1

1

12

Выделение

2

2

-

13

Покровы тела

3

3

-

14

Размножение и развитие

3

3

-

15

Высшая нервная деятельность

5

5

-

16

Человек и его здоровье

4

4

-

17

Резерв

1

1

-

Итого

68

53

15




Календарно - тематическое (поурочное) планирование

№ п/п

Основное содержание по темам (урокам)

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности

(элементы содержания/контроль)

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема 1. Место человека в системе органического мира -2 часа

1

Место человека в системе органического мира.


Урок изучения


Сравнивать черты сходства с животными, определить место человека в системе орг. мира, уметь работать с учебником, совершать мыслительные операции



Устный опрос в процессе эвристической беседы Биологическая природа и социальн.

сущность человека.

Науки о человеке.

Учебник

стр.1-3


2

Особенности человека.


Урок изучения и первичн.

закрепления

знаний

Определять характерные для человека особенности. Уметь анализировать, сравнить, обобщать.



Устный опрос, задание в рабочей тетради

Место и роль человека в системе

органического мира, его

сходство с животными и отличие от них

Учебник

стр.4-5


Тема 2. Происхождение человека - 2 часа

3

Происхождение человека и его эволюция.


Урок изучения и первичн.

закрепления

знаний


Перечислять характерные особенности предшественников человека, узнать по рисункам предшественников совр. Человека, объяснять факторы, влияющие на эволюцию.



Устный опрос, проверка таблицы. изучения наук о человеке. Экологические условия, в которых развивались предки людей. Формирование вида Человек разумный

Учебник стр.10




4

Расы человека, их происхождение и единство.


Урок изучения и первичного закрепления

знаний

Уметь доказать, что все представители человечества относятся к одному виду, узнавать по рисункам представителей рас.



Проявление биологической и социальной природы людей. Устный опрос, заполнение таблицы

«Сравнительная характеристика рас»

Учебник стр.16-17


Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека (1 ч.)

5

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.


Комбинированный

изучения и первич.

закрепления новых знаний наук о человеке.

Описывать методы изучения человека., различать предметы изучения наук о человеке. Знать основные открытия ученых на раз. этапах становления наук о человеке



Устный опрос, заполнить таблицу

«ученые, изучавшие человека».

Поиск в учебнике информации для составление таблицы, выполнение упр. в раб. тетради

Учебник

стр. 20-27

Подготовить сообщения об ученых


Тема 4. Общий обзор организма и функций человека - 5 часов

6

Клеточное строение организма.


Комбинированный

Назвать органоиды клетки и их строение, функции, описывать и узнать этапы деления клетки



Л.Р. 1 «Строение животной клетки»

устный опрос, самост. заполнение таблицы «Органоиды клетки»

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы

жизнед. Организма.


Учебник

стр.28-29



7

Ткани. Мышечная и нервная ткань .


Комбинированный урок

Назвать основные группы тканей, узнать на рисунке виды тканей, приводить примеры расположения тканей в организме, назвать функции тканей.



Ткани человека:

соединительные, эпителиальные, мышечные


Учебник

стр. 32-35



8

Органы.

Системы органов.

Комбинированный урок

Назвать основные группы тканей, узнать на немом рисунке виды тканей, приводить примеры расположения тканей в организме, назвать функции тканей.



Л.Р. 2 «Изучение

микроскопического строения

тканей»

устный опрос

Давать определение

понятиям:орган,

система органов

записи в тетради

Учебник

стр. 32-35



9

Организм.

Комбинированный урок

Называть органы и

системы органов человека



Л.Р. 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

устный опрос, эвристическая беседа

Строение и процессы

жизнедеятельности организма

человека

Учебник

стр. 28-40

подготовит. к проверочн. работе.


10

Общий обзор организма человека.


Урок обобщен.

закрепления знаний

Назвать основные группы тканей, органов, систем органов.

Приводить примеры расположения тканей в организме, назвать функции тканей, систем органов



Проверочная работа№1

Обобщение и закрепление материала: строение и функции клетки, строение и особенности строения и функции тканей человека.

записи в тетради



Тема 5. Координация и регуляция - 12 часов

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.


Комбинированный

Называть особенности строе

ния и работы желез эндокринной системы, знать отличия желез внутр. секреции от желез внешней секреции, уметь работать с учебником, раз. источниками информации.



Устный опрос, задание в рабочей тетради. участие в беседе, анализ текста учебника.

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней секреции

Учебник,

стр.44-45


сообщения по желанию


12

Роль гормонов в обменных процессах нервно - гуморальная регуляция, ее нарушения.


Комбинированный

Знать характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах; нарушение нервно- гуморальной регуляции, их признаки и профилактику.



устный опрос, работа в рабочей тетради, участие в беседе, заслушивание сообщений учащихся.

Гормоны, их роль в жизнедеятельности организма. Болезни, связанные с нарушением функций желез.

Учебник

стр. 45-47


13

Строение и значение нервной системы.




Комбинированный

Называть особенности строения нервной системы. Знать значение нервной системы, классификацию, строение нервных тканей.



Отделы нервной системы. Центральная

нервная система.

Периферическая нервная система.

Устный опрос, знание номенклатуры обсуждение вопросов в ходе беседы, составление опорной схемы, анализ содержания рисунков

Учебник

стр.50-52



14

Рефлекторный

характер деятельности

нервной системы.

Комбинированный

Называть безусловный

рефлекс.

Условный

рефлекс. Характеризовать

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы



Л.Р. 4 «Определение безусловного рефлексов различных отделов головного мозга».

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Дать определение Безусловный рефлекс.

Условный рефлекс.

Учебник

стр. 52 -53



15

Спиной мозг.

Строение

и функции.


Комбинированный

Характеризовать роль спинного мозга в регуляции

жизнедеятельности организма. Знать строение спинного мозга, знать его функции, характеризовать особенности



Фронтальный опрос.

Серое вещество,

белое вещество. Функции автономного отдела.

Симпатический и парасимпатический подотделы. Строение и функции спинного мозга.

Учебник

стр. 56-57



16

Строение и функции головного мозга.


Комбинированный

Называть особенности строения головного мозга. Узнавать по рисунку структурные компоненты головного мозга



Объяснить строение отдельных отделов головного мозга; разъяснять особенности микроскопического строения мозга.

фронтальный устный опрос, заполнение таблицы

«Строение головного мозга»

Учебник

стр. 60-62



17

Строение и функции головного мозга.


Комбинированный, практик.

Давать характеристику головного мозга Находить на макете основные отделы мозга



Л.Р. 5 «Изучение головного мозга человека по муляжам»

Учебник,

стр. 63-65



18

Полушария головного мозга.


Урок изучения и первичн.

закрепления новых знаний

Знать особенности строения полушарий большого мозга, функции долей и зон коры полушарий. Сравнить строение и функции больших полушарий мозга человека и животных



Аналитико-синтетическая

функция коры больших полушарий.

Фронтальный опрос.



Учебник

стр. 66-69

записи в тетради



19

Анализаторы. Зрительный анализатор, строение и функции глаза.




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать и описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения, показать взаимосвязь строения глаза и выполняемой функции, различать близорукое и дальнозоркое зрение.



Л.Р.6 «Изучение изменение размера зрачка»

устный фронтальный опрос.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.

Орган зрения. Вспомогательный

аппарат глаза. Строение и

функции оболочек глаза.

Зрительный нерв.


Учебник

стр. 72-77



20

Анализаторы слуха и равновесия.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Описывать строение органов слуха, механизм передачи звуковых сигналов, узнавать по рисункам структурные компоненты орган. слуха



Устный фронтальный опрос. Строение и функции наружного,

среднего и внутреннего уха. Нарушения слуха. Гигиена слуха.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Учебник

стр.80-83



21

Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

Комбинированный

Назвать расположение зон чувствительности в коре больших полушарий, описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса.



Мышечное чувство, кожная чувствительность.

Обоняние, вкус.

Учебник

стр.86-89

подготовит. к проверочной работе


22

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимодействие. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторов.

Урок кон-

троля и

оценки

знаний

Знать взаимодействие и функции анализаторов.

Использовать

приобретенные знания для соблюде

ния мер профилактики

заболеваний





Провероч. работа № 2 Тема: « Координация и регуляция»

Нарушения зрения и их

профилактика. Заболевания и

повреждения глаз, их профилактика.


записи в тетради


Тема 6. Опора и движение - 9 часов

23

Кости скелета.

Форма и строение костей.

Комбинированный

Знать виды костей, строение и химический состав, типы соединения костей. уметь анализировать прочитанный текст, сравнить, обобщать



Объяснить особенность форм костей. Дать определение опорно-двигательный аппарат

Учебник

стр.92-94



24

Рост и соединение костей. Значение скелета.

Комбинированный

Практик

Называть функции опорной системы, описывать хим. состав костей, знать типы соединения костей



Л.Р. 7 «Изучение внешнего строения костей»

Объяснить особенность роста костей, соединения костей. Виды суставов


Учебник

стр.95-97


25

Скелет головы и скелет туловища.

Урок изучения нового материала

Характеризовать особенности строения скелета головы и туловища.



Объяснить особенность мозговой, лицевой отдела черепа.

Рассказать шейный, грудной, поясничный, крестцовый отделы позвоночника.

Работа с текстом учебника

Учебник

стр. 98-99


26

Скелет

конечностей.

Комбинированный

Характеризовать

Скелет поясов конечностей и

свободных конечностей.

Приспособление скелета человека к прямо хождению



Объяснить особенность

ключицы, лопатки, тазовый пояс, верхняя конечность, нижняя конечность.

Учебник

стр. 100-103

сообщения по желанию


27

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Комбинированный

Знать о видах травм, их признаках. Последовательн.

действий при оказании первой помощи, научиться оказывать первую помощь



Травма, перелом, вывих, растяжение

связок. Заслушивание сообщений

записи в тетради



28

Мышцы, их строение, основные группы и функции.


Комбинированный

Практик

Знать о строение мышечного пучка, поперечнополос. и гладкой мышечной ткани



Л.Р. 8 «Измерение массы тела и роста своего организма» Обзор основных мышц человека. Сухожилия, функции

автономного отдела.

Учебник

стр. 106-109


29

Работа мышц.


Урок изучения нового материала

Знать условия функционирования мышц, систему управляющую сокращение мышц, условия повышающая работоспособность мышц.



Л.Р. 9 «Выявление статистической и динамической работы, на утомление мышц»

Раскрывать сущность биологического

процесса работы мышц. Динамическая и статическая работа

мышц.

Учебник

стр. 112-113

сообщения по желанию


30

Взаимосвязь строения и функций опорно - двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.


Знать взаимосвязь строения и функций скелета и мышц, черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных



Заслушивание сообщений. Профилактика травматизма.

Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Записи в тетради

подготовит. к проверочной работе


31

Обобщающий урок по теме: Опора и движение.

Урок контроля и оценки знаний

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, оказания первой помощи



Проверочная работа№3

Тема: «Опора и движение»

Записи в тетради

учебник


Тема 7. Внутренняя среда организма - 3 часа

32

Внутренняя среда организма и ее значение.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции, устанавливать между ними связь. объяснить процессы , происходящие в лимфатических узлах, характеризовать процесс свертывания крови



Л.Р. 10 «Микроскопическое строение крови»

Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Значение постоянства

внутренней среды организма. Плазма крови, клетки крови.

Учебник

стр.116-117


33

Плазма крови, ее состав. Открытие фагоцитоза.

Комбинированный

Знать состав крови, строение, продолжительность жизни. Знать значение плазмы и форменных элементов крови.



Л.Р. 11 «Изучение строения клеток крови под микроскопом»

Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.



Учебник

стр.118-119

подготовить сообщение


34

Иммунитет.


Комбинированный

Знать определение иммунитета, его виды, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки.

Знать определения группы крови, резус -фактор



Иммунная система человека.

Антигены и антитела.

Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация.

Лечебная

сыворотка

Учебник

стр. 122 -123



Тема 8. Транспорт веществ - 4 часа

35

Кровеносная система. Органы кровообращения.

Комбинированный

Знать строение и функции крови, движение крови и лимфы, его значение особенности строения органов кровообращения.

Устанавливать

взаимосвязи

между строением и функциями сердца



Сердце. Створчатые

и полулунные клапаны.

Кровеносные сосуды.

Устный фронтальный опрос, задание в рубрике « Проверьте свои знания»

Учебник

стр. 126-127



36

Работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.


Урок изучения нового материала

Значение кровообращения.

Уметь рассказать большой и малый круги кровообращения.



Объяснить большой и малый круг

кровообращения круг.

Устный фронтальный опрос, задание в рубрике «Проверьте свои знания»


Учебник

стр. 130-131


37

Движение крови и лимфы по сосудам.

Регуляция работы сердца.


Комбинированный


Знать что такое кровяное давление, причины изменения кровяного давления и движение крови по организму.



Л.Р. 12 «Подсчет пульса в разных условиях»

Причины движения крови по сосудам. Измерение артериального давления. Пульс. Дать определения лимфа, лимфоузлы

Подготовить по желанию сообщения,

презентацию

Учебник

стр.134-135



38

Заболевания сердечно-сосудистой системы.

Урок контроля и

оценки

знаний.

Знать сердечно-сосудистые

заболевания, причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.



Провероч. работа№4

Тема: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

Гипертония. Гипотония.

Инсульт. Инфаркт.

Учебник

стр.128-

135


Тема 9. Дыхание - 5 часов

39

Значение дыхания.

Органы дыхания.

Строение легких.

Лекция

Знать сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека. Знать особенности строения и функционирования органов дыхания, их взаимосвязь



Система органов дыхания и её роль в обмене веществ. Гортань, трахея, легкие, бронхи, плевральная полость.

Учебник

стр.138-139



40



41

Газообмен в легких и тканях.

Дыхательные движения и их регуляция.

Комбинированный

Знать особенности строения легких, механизм газообмена в легких и тканях. Дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений



Л.Р.13 «Измерение частоты дыхания»

Обмен газов в легких и тканях. Дыхательный центр продолговатого мозга. Дыхательные движения. Диафрагма. Межреберные мышцы. Высшие дыхательные

центры к.б.п.

Учебник

стр.142-145

подготовить сообщения


42

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Комбинированный

Знать возможные заболевания и нарушения органов дыхания. Профилактические меры заболевания органов дыхания




Заболевания и их профилактика.

Соблюдение санитарно-

гигиенических норм здорового образа жизни. Вредные

привычки и их влияние на состояние здоровья

записи в тетради


43

Обобщение по теме: Дыхание

Комбинированный




Проверочн. работа №5 Тема: «Дыхание»



Тема 10. Пищеварение - 5 часов

44

Пища как

биологическая основа жизни.

Пищевые продукты

и питательные вещества.

Комбинированный

Знать понятия пищеварение, питательные вещества, знать значение пищеварения



Объяснить роль

питательных веществ в организме. Питательные в-ва: белки, жиры, углеводы, минеральные в-ва, витамины. Пища как биолог. основа жизни.


Учебник

стр.148-149


45

Строение пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.


Комбинированный

Знать сущность процесса пищеварения в ротовой полости. строение зубов, их виды



Строение и функции

пищеварительной системы.

Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении

Учебник

стр.152-153


46

Пищеварение в желудке и двенадцатиперст. кишке.

Регуляция пищеварения.

Комбинированный

Знать строение желудка и 12 - перстной кишки и особенности пищеварения в них, определить роль желудочного сока, соляной кислоты в процессе пищеварения



Л.Р. 14 «Действие слюны на крахмал»

Желудок, строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок.

Пепсин.

Учебник

стр.156-157


47

Пищеварение в

кишечнике.

Регуляция

пищеварения. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

Комбинированный

Описывать роль печени в организме, механизм всасывания. Перечислить функции тонкого и толстого кишечника



Всасывание

питательных в-в. Строение и

функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Ферменты поджелудочной железы.

Фронтальный опрос

Учебник

стр.158-159

подготовить сообщение или презентацию


48

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений.

Комбинированный

Использовать приобретенные

знания для

соблюдения мер профилактики.



Заболевания и их профилактика.

Соблюдение санитарно-

гигиенических норм здорового образа жизни. Профилактика пищевых отравлений. Заслушивание сообщений


записи в тетради


Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины - 2 часа

49

Обмен веществ.


Комбинированный, практик.

Знать значение энергетического и пластического обмена, роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ.



Л.р.15 «Определение норм рационального питания»

Обмен и роль белков, жиров и углеводов. Водно-солевой

обмен. Пластический и энергетический обмен.

Устный опрос

Учебник

стр.162-163


подготовить сообщение или презентацию




50

Витамины.


Лекция

Называть группы витаминов, значение витаминов в организме.



Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах.

Заслушивание сообщений

Учебник

стр.166-167



Тема 12. Выделение - 2 часа

51

Выделение. Строение и работа почек.


Комбинированный

Назвать функции мочевыделительной системы, описывать строение и работу нефрона



Объяснить строение системы выделения. Дать понятия:

нефрон, мочевой пузырь, мочеточники,

мочеиспускател. канал

Учебник

стр. 170-171


52

Заболевания почек и их предупреждение

Урок повторение

Знать о влиянии заболеваний почек на здоровье человека. Знать меры профилактики заболеваний почек



Заболевание почек, профилактика заболеваний.

Устный опрос

Записи в тетради


Тема 13. Покровы тела - 3 часа

53

Строение и функции кожи.


Комбинированный

Знать строение и функции кожи. Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции кожи.



Строение и значение кожных покровов и слизистых оболочек.

Функции эпидермиса, дермы и гиподермы.

Фронтальный опрос

Учебник

стр.174-175


54

Роль кожи в терморегуляции организма.


Комбинированный

Определить роль кожи в терморегуляции, условия сохранения постоянной температуры тела человека.



Роль кожи в терморегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами. Укрепление здоровья.

Устный опрос

Учебник

стр. 178-179

подготов. к проверочной работе


55

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Урок закрепления знаний

Знать организма роль закаливания. условия и физиологические механизмы закаливания



Проверочн. работа №6 Тема: «Выделение. Кожа»

Укрепление здоровья:

закаливание, рациональное

питание. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях


Записи в тетради


Тема 14. Высшая нервная деятельность - 5 часов

56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.


Лекция

Знать особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды. Уметь объяснить суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения



Безусловные и условные

рефлексы, их биологическое значение. Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды, роль приспособлении к условиям жизни.


Учебник

стр. 193-195


57

Торможение и его виды и значение.

Лекция

Знать роль и физиологическую природу различных видов торможения. Описывать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения



Безусловные и условные

рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность

Записи в тетради


58

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.


Комбинированный

Знать биол. значение чередование сна и бодрствования.



Биологические ритмы. Сон и бодрствование, значение сна

Учебник

стр.200 -202


59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Комбинированный

Знать особенности высшей человека, значение речи, сознания и мышления; деятельности, сущность памяти и ее виды



Психология и поведение

человека. Сознание человека.

Речь. Роль трудовой

деятельности в появлении речи и сознания

Учебник

стр. 206-207


60

Типы нервной деятельности.


Комбинированный

Знать сущность понятий темперамент, характер, личность, расширить знания о типах нерв. деятельности, темпераментах, характерных признаках типов нервной систем.



Проверочн.работа№7 Тема: «Высшая нервная деятельность»

Физиологическая основа эмоций. Особенности психики

человека. Непроизвольное и произвольное внимание.

Учебник

Стр.210-211


Тема 15. Размножение и развитие - 3 часа

61

Половая система человека.


Урок лекция.

Знать преимущества полового размножения перед бесполым. Строение и функции половой системы. Определить роль половых желез в жизнедеятельности организма



Женская и мужская половые системы. Оплодотворение.

Устный опрос

Учебник

стр.182-183


62

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Возрастные процессы.


Комбинированный

Знать особенности роста и развития ребенка первого года жизни. Характеризовать этапы формирования организма



Размножение и развитие.

Внутриутробное развитие. Роль

генетических знаний в планировании семьи.

Учебник

стр. 188-189

подготовить презентацию или сообщение


63

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

Комбинированный

Объяснять причины проявления

наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие

факторов окружающей среды на здоровье

Использование приобретенных знаний

для соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек.



Инфекции, передающиеся

половым путем, их

профилактика. Культура

отношения к собственному здоровью СПИД, ВИЧ инфекция,

сифилис, гонорея.

Заслушивание презентаций.


Учебник

стр. 186-189



Тема 16. Человек и его здоровье - 4 часа

64

Человек и его здоровье.

Комбинированный

Учащиеся должны знать: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни



Стресс, переутомление,

режим дня. Фронтальный опрос

Проанализировать свой режим дня.

Подготовить сообщения.


65

Экологические проблемы и НСО, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Специфика здоровья жителей НСО, обусловлен. воздействием факторов внешней среды.

Комбинированный

Использование

полученных знаний для сохранения здоровья



Окружающая

среда и факторы здоровья.

Заслушивание сообщений

Записи в тетради


66

Строение и

процессы

жизнедеятельности организма человека.

Комбинированный

Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, влияние физических упражнений на органы и системы органов, факторы риска: стрессы, гиподинамия,



Взаимосвязь строения и функций в организме человека.

Записи в тетради


67

Обобщающий урок

Закрепление знаний

Организм чело-

века - единое

целое.



Взаимосвязь строения и функций в организме человека.

записи в тетради


68

Резерв










  1. Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для учащихся:

  • Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учереждений. - М.: Дрофа, 2004.

Для учителя:

  • Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

  • Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.

  • Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.

  • Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224 с.

  • Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. - 95с.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Человек»

2. Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии

km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий


Контрольно-измерительные матерриалы. Биология. 8 класс/Сост. Е.В. Мулловская. - М.: ВАКО, 2013 - 112 с.. Контрольно-измерительный материал представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Тематические тесты содержат 7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А - базовый (4 вопроса). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В - более сложный (2 вопроса). Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С - повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке

на проверку домашнего задания.

Пример задания из части А

А1. Как называется подкожная жировая клетчатка? (Кожа. Значение и строение)

1) эпидермис 3) гиподерма

2) дерма 4)эпителий

Ответ: 3 (1 балл).

Пример задания из части В

В2. Что является основной формой деятельности нервной системы? (Нервная система. Значение, строение и функции.)

Ответ: рефлекс (1 балл)

Пример задания из части С

С1. Почему организм человека нуждается в пище? (Пищеварительная система.)

Примерный ответ: С пищей в организм поступают органические и неорганические вещества, которые используются для восстановления и создания тканей, а также для выработки энергии, необходимой для работы органов.

Критерии оценки ответов

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл. Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания. Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или

минисочинение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл. Ответы на задания части С в 8 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов - оценка ≪5≫;

60-80% - оценка ≪4≫;

40-60% - оценка ≪3≫;

0-40% - оценка ≪2≫.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмера


В процессе обучения ученик научится понимать и объяснять:

  • место и роль человека в системе органического мира;

  • сходства и отличия человека от животных;

  • уровни организации организма человека;

  • процессы жизнедеятельности организма человека;

  • взаимосвязь строения и функций органов человека;

  • особенности второй сигнальной системы;

  • особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;

  • предотвращение болезней ЗОЖ;

  • основные меры профилактики здоровья человека.


Ученик получит возможность научиться:

  • находить органы человека;

  • распознавать системы органов на таблицах, рисунках;

  • проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

  • определять нормы рационального питания;

  • анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье;

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам;

  • находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.

© 2010-2022