Урок по ботанике Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. по программе Пономаревой И. Н

Наука о растениях – Ботаника. Мир растений.§ 1, стр. 4-12, тетрадь. Цель урока: *познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; *познакомить школьников с основными компонентами учебника; *сформировать первоначальные представления о царствах живой природы и многообразии растительного мира; *дать представление о ботанике как науке; *раскрыть значение растений в природе и жизни человека, показать взаимосвязь организмов между собой и средой оби...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1. Урок обобщения и систематизации знаний. /1-я неделя сентября/.

Наука о растениях - Ботаника. Мир растений. § 1, стр. 4-12, тетрадь.

ЦУрок по ботанике Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. по программе Пономаревой И.Н.ель урока:

*познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности;

*познакомить школьников с основными компонентами учебника;

*сформировать первоначальные представления о царствах живой природы и многообразии растительного мира;

*дать представление о ботанике как науке;

*раскрыть значение растений в природе и жизни человека, показать взаимосвязь организмов между собой и средой обитания;

ПУрок по ботанике Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. по программе Пономаревой И.Н.лан урока:

1. Биология - наука о живой природе.

2. Царства живой природы.

3. Ботаника - раздел биологии, изучающая царство растений.

4. Однолетние и многолетние растения.

5. Жизненные формы растений.

6. Культурные и дикорастущие растения.

7. Значение растений в природе и жизни человека.

Биология - наука о жизни. Название образовано путём сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение.

Предмет изучения биологии - живые организмы: бактерии, грибы, растения, животные - их происхождение, развитие, строение, процессы жизнедеятельности, связь друг с другом и с неживой природой.

Термин «Биология» появился в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист де Ламарк.

Жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому биология делится на несколько «ветвей» - самостоятельных наук.

БИОЛОГИЯ

Микробиология Микология Растения Животные

Царство Царство Царство Царство

Бактерии Грибы Растения Животные

20 тыс. видов ≈ 100 тыс. видов ≈ 350 тыс. видов 2 мил. видов

Царство - самая крупная единица систематики, объединяющие организмы со сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Чтобы сохранить живую природу во всём её многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких

условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они

по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.

Ботаника - это наука, изучением которой мы с вами займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля, он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку.

«Ботаника» - происходит от греческого слова «botane» - трава, растение.

Ботаника - наука, о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении и взаимосвязях с окружающей средой.

Растительный мир богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов. Разнообразие растительного мира заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм; однолетних, двухлетних и многолетних растений; трав, кустарников, кустарничков и деревьев. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные.

Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства (преимущественно водоросли). Они встречаются в пустынях и высоко в горах. Арктика и Антарктика в тёплоё время года тоже покрыты растениями.

РАСТЕНИЯ

Культурные Дикорастущие

Нуждаются в помощи человека Не нуждаются в помощи человека

Специально выведенные и выращиваемые Растут, развиваются и расселяются без

человеком для удовлетворения своих помощи человека

потребностей (происходят от дикорастущих)

РАСТЕНИЯ

Однолетние Двулетние Многолетние

Жизнь растений укладывается В первый год растут Живут много лет, цветение и

в один вегетационный период образуют вегетативные органы), плодоношение повторяются

(весна, лето, осень) на второй год - плоды и семена ежегодно или один раз в жизни

Томаты, подсолнечник, банан, Морковь, капуста, репа, свёкла, Агава, рябина, яблоня, берёза и т.п.

Крапива, астра, овёс и т.п. редис и т.п.

Жизненная форма растений

Деревья Кустарники Кустарнички Травы

Многолетнее растение Многолетние деревянистые Многолетние низкорослые Однолетние и многолет-

С одревеневшим главным растения небольшой высоты растения (до 0,6 метров) ние травянистые растения,

Стеблем (стволом), и (до 5-6 метров), не имеющие с древеснеющими сильно имеющие зелёные стебли,

ветвями , образующими во взрослом состоянии ветвящимися побегами ежегодно отмирающие.

крону. Высота 30-40 метров. главного ствола. 50 лет. Обычно не имеют главного

120-200 лет (много стволов) ствола (много стволов),

черника, брусника, кляква

могут жить сотни лет

Роль растений в природе и жизни человека огромна. Все растения - богатство нашей Земли. Знания о растениях помогают человеку видеть красоту природы и делать всё для её сохранения.

ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ

В природе: Для человека:

* В процессе фотосинтеза превращают *Служат пищей.

энергию солнца в энергию органических *Источник витаминов.

веществ, т.е. являются источником пищи *Строительный материал.

для всех организмов на Земле (т.е. *Лекарство.

являются продуцентами). *Служат топливом (торф, каменный уголь,

*Выделяют кислород, необходимый для нефть).

дыхания других организмов и поглощают *Одежда (лён, хлопок, искусственный шёлк).

углекислый газ. *Из них получают ткани, бумагу, красители.

*Очищают и увлажняют воздух, смягчают *Имеют эстетическое значение.

климат.

*Служат местообитанием и убежищем

для многих животных.

*Укрепляют почву, задерживая рост

оврага.

*Поглощая из почвы растворы минеральных

солей, участвуют в круговороте веществ в

природе.

Задание № 1.

Установите соответствие:

А - Биология; Б - Ботаника; В - Царства; Г - Культурные растения;

Д - Дикорастущие растения; Е - Теофраст; Ж - Ж.Б.Ламарк;

1. Наука о растениях, изучающая их строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

2. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.

3. Французский учёный - ввёл термин биология (1802 г.)

4. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

5. Древнегреческий учёный, которого в науке называют отцом ботаники.

6. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения потребностей.

7. Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.


1

2

3

4

5

6

7

Б

Д

Ж

В

Е

Г

А


© 2010-2022