- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская работа на тему Барыня-капуста
Исследовательская работа на тему Барыня-капуста
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мункуева Н.М. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РБ
Закаменский район
МБОУ «Холтосонская СОШ»
Тема: «Барыня капуста»
Автор: Москвитина Евгения Александровна ученица 3 класса
Руководитель: Мункуева Наталья Мэлсовна
Год выполнения работы: 2014
2014
Содержание
I. Введение 2
1.1 Что такое капуста? Сорта. 3
1.2 История капусты 3
II. Основная часть:
2.1 Первое интервью. 4
2.2 Практическая часть 5
III. Заключение 6
IV. Литература 7
V. Приложения
Введение
Среди большого разнообразия овощей на столе не последнее место занимает капуста. Существует огромное количество загадок, пословиц и поговорок об этом овоще. Например, такие загадки:
-
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. -
Голова большая, а шея тоненькая.
-
Не книжка, а с листьями.
-
Сто одёжек и все без застёжек.
О том, как хозяйки уважают этот замечательный овощ, рассказывают нам и поговорки о капусте, например:
-
Капуста любит воду да хорошую погоду.
-
Ни один рот без капусты не живет.
Моя бабушка всегда говорит: «Капуста полезна в любом виде». Я задумалась, и сразу возникли вопросы: Откуда капуста появилась?
Сколько сортов существует?
Почему говорят, что капуста полезна в любом виде?
И хотя ни вторым, ни третьим хлебом мы ее не называем, зато величаем барыней и едим круглый год.
Мне, очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярна капуста и какие блюда можно из неё приготовить?
А смогу ли я сама вырастить капусту?
Меня заинтересовали эти вопросы и я решила найти ответы на них.
Предмет исследования - капуста.
Цель работы: Узнать на самом ли деле капуста так популярна в народе.
Вырастить капусту на своём огороде.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Что такое капуста, откуда родом и как попала в Россию.
-
Первое интервью.
-
Попробовать вырастить на своём огороде капусту.
-
Обобщить полученные знания.
Что такое капуста?
Я стала искать информацию о капусте и вот что узнала:
КАПУСТА - Огородное растение, растущее обычно кочаном.
Морская капуста - род морских водорослей, используемых как пищевой продукт и лечебное средство.
Заячья капуста - растение с плоскими мясистыми листьями, похожими на маленькие кочаны капусты.
Сортов капусты существует около 100: кольраби, брюссельская, брокколи, цветная, пекинская, краснокочанная, салатная, савойская и другие. Речь пойдет о белокочанной капусте. Блюда из нее составляют четверть рациона овощей на нашем столе. А без квашеной капусты многие из нас не могут представить питания в зимний период.
II. История капусты
Центр происхождения капусты - средиземноморские районы Западной Европы и Северной Африки. Капусту кочанную начали возделывать свыше 4 тыс. лет назад.
В России капусту начали выращивать очень давно - наши прохладные увлажненные условия хорошо подошли холодостойкой влаголюбивой капусте.
Капуста всегда была главным овощем на Руси, и имела исключительное продовольственное значение. Её выращивали на каждом огороде страны. Это отмечали даже путешественники-иностранцы. Русская кухня немыслима без этого овоща. Капусту на Руси использовали свежей, варёной, тушёной, квашеной, маринованной и даже сушёной.
Вывод: капуста издревле выращивалась разными народами, а на Руси была основным и любимым овощем. Наибольшее распространение получила белокочанная капуста. Она стала одним из основных продуктов питания и заготовки на зиму. Капуста глубоко и органично вписалась в русский национальный быт. Заготовка капусты стала всенародным праздником. С началом рубки капусты (уборки) капусты начинались девичьи гулянья и посиделки. Они назывались капустниками и продолжались до окончания рубки капусты. Капустницы (уборщицы капусты) ходили по домам и поздравляли хозяев с «капустой», как с большим праздником. На уборке капусты пели специальные «капустные» песни.
Основная часть.
III . Первое интервью.
Читая различную литературу о капусте, я задумалась: «Если существует такое многообразие сортов капусты то, сколько же сортов знают взрослые?»
Я провела анкетирование в школе и задала пять вопросов:
-
Какие сорта капусты вы знаете?
-
Какие блюда известны вам из капусты?
-
Какое самое любимое?
-
Выращиваете ли вы дома капусту? Сколько примерно кочанов?
-
Можно ли использовать капусту как лечебное средство?
Вот такие результаты я получила:
-
Самые известные сорта это «СБ», «Грибовская», «Слава», «Июньская».
-
Известные блюда из капусты - это щи, голубцы, тушеная капуста, салаты из свежей и квашеной, пирожки с капустой, борщ, пироги.
-
Самыми любимыми назвали борщ и голубцы.
-
Выращивают капусту из 20 опрошенных, только половина. Объясняя это тем, что она круглый год продаётся в магазине и её трудно выращивать. Те, кто выращивает капусту, садят от 20 до 60 кочанов.
-
О лечебных свойствах капусты знают 15 человек.
Моя бабушка Раиса Павловна, тоже рассказала мне о лечебных свойствах капусты: листья полезны при боли в суставах, достаточно положить листья на больное место, помогают они и при головной боли: листья свежей капусты нужно приложить ко лбу и вискам.
А мама говорит, что сок капусты отбеливает лицо и для укрепления волос надо втирать, выжитый сок свежей капусты. Это действительно так.
Из книг я ещё узнала, что капуста укрепляет стенки сосудов, чистит почки, помогает работе кишечника и даже способна излечивать язвенную болезнь. Капустные листья снимают отёки и «вытягивают» нагноения. Самой полезной является сырая капуста. Там много аскорбиновой кислоты. Лучше всего употреблять её в салатах. Самый простой салат - мелко нашинкованная капуста, тертая молодая морковь, немного соли, перец и другие специи по вкусу, сметана в качестве заправки.
IV. Практическая часть:
Узнав всё о капусте, я решила сама вырастить её. Работу провела на своём домашнем огороде. Мне помогала моя мама Людмила Анатольевна.
-
Семена поместили в воду. Всплывшиеся семена убрали, потому что они пустые.
-
Посадили в ящички 16 семян и поставили на окно 16 апреля, закрыв стеклом.
-
Через 10 дней семена проклюнулись все.
-
Когда появились 3-4 листочков рассадили их в баночки по одному.
-
Рассаду меняли местами, чтобы они не вытягивались и поливали. Выносили днём на улицу. (Приложение 1)
-
18 июня в пасмурный день рассаду посадила в огород, который заранее приготовили для капусты. (Приложение 2)
-
Поливала каждый день вечером. (Приложение 3)
-
Капуста быстро росла в жаркие дни. Кроме полива рыхлила почву между рядами, чтобы проходил воздух.
-
Через 20 дней окучила растения. (Приложение 4)
-
Когда появились блошки, то посыпала золу. Лето в августе было дождливое, поэтому часто приходилось рыхлить землю, чтобы не загнили корни.
-
Осматривала листья и собирала гусениц капустной белянки. Гусеницы находились на нижней стороне листьев, их собирала вручную. Их было немного. (Приложение 5)
-
Некоторые кочаны, почему-то плохо завились, были слабые, но несколько были тугие и тяжёлые.
Но всё равно я была рада своему хоть и небольшому урожаю! (Приложение 6)
Заключение.
В ходе данной работы по выращиванию капусты я пришла к следующим выводам:
-
Не так - то просто вырастить капусту! Для получения высокого урожая капусты нужно производить рыхление междурядий, окучивание, большой полив, борьбу с вредителями.
-
Я узнала, насколько полезен этот овощ, причем в любом виде и теперь могу сделать вывод: хотя ни вторым, ни третьим хлебом мы капусту не называем, зато величаем барыней и едим круглый год.
-
Выращивая свою капусту, вы будете знать, что там нет никаких вредных веществ. Поэтому выращивайте и ешьте капусту, и будете здоровы!
Литература
-
Журнал «Полезные советы огородникам»
-
Клепинина З.А., Капралова В.С. «Растения»
-
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П.
«Школьный толковый словарь русского языка»
-
Овощной портал 0vosh.ru/istoria-2.php
-
Ушакова О.Д. «Загадки о растениях и животных»
-
Ушакова О.Д. «Загадки, считалки и скороговорки»
-
Ушакова О.Д. «Толковый словарик школьника»