- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по экологии 6 класс
Рабочая программа по экологии 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Катренко О.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению учебного предмета
«Экология», 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений: В.А. Самкова Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5-9 классы. -
М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Контрольное обобщение - 1 час
Учебно-методический комплект состоит из
учебника:
Самкова В.А. Экология. Природа. Человек. Культура.: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений / В.А. Самкова,
Л.И. Шурхал - М.:Академкника/Учебник, 2012.
учебно-методической литературы:
Методическое пособие для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 - 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. - М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2012
Информационно - коммуникативные средства:
bio.1 September.ru| - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
bio. nature. ru.- научные новости биологии
km. ru| education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
В авторскую учебную программу не внесено никаких изменений.
Календарно - тематическое планирование
по экологии
6 класс
№
урока
Наименование раздела программы
(количество часов)
Тема
Кол-во часов
Элементы содержания
Домашнее задание и подробности урока
Дата проведения
План
Факт
1
Введение
(2 часа)
Человек - часть природы.
1 час
Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
задание в тетради
2
Потребности человека.
1 час
Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.
задание в тетради
3
Наши древние
корни
(4 часа)
Наши древние корни
(4 часа)
Наша планета
до появления человека.
1 час
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни
на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
задание в тетради
4
Религиозные и научные представления о происхождении человека.
1 час
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян Отличительные особенности человека как биологического вид
задание в тетради
5
Основные этапы эволюции человека.
1 час
Основные этапы эволюции человека. Биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различны климатическим условиям при расселении человека по земному шару.
задание в тетради
6
Человек овладевает огнём.
1 час
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня. Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем.
задание в тетради
7
Природа и человек: у истоков культуры (4 часа.)
Природа и человек: у истоков культуры (4 часа.)
Способность человека познавать окружающий мир.
1 час
Способность познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним - отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
задание в тетради
8
Возникновение устной и
письменной речи.
1 час
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить
разнообразные звуки речи. Язык.. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения.
задание в тетради
9
Как человек получает информацию об окружающем мире.
1 час
Особенности восприятия человеком
окружающего мира. Органолептические свойства. Сенсорная экология. «Метод пристального взгляда».
задание в тетради
10
Способы познания человеком природы и самого себя.
1 час
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство - способы познания человеком природы и самого себя.
задание в тетради
11
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов
(4 часа)
Научные методы в экологии
(4 часа)
Древний человек - часть единой природы.
1 час
Единство человека и природы в представлениях древних людей.
Культ Богини-Матери - всеобщей прародительницы и покровительницы.
задание в тетради
12
Растения и животные - покровители рода.
1 час
Растения и животные - покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо жизни, Древо познания, Древо
центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
задание в тетради
13
Природа и человек в верованиях древних славян.
1 час
Особо почитаемые славянами растения и животные. Язычество. Древнейшие божества славян. Божества плодородия - берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
задание в тетради
14
Человек и его отношения к природе в различных религиях народов России.
1 час
Религия - часть мировой культуры человечества. Темы, сближающие различные религии. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
задание в тетради
15-16
Философия об отношении человека к природе.
2 часа
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы.
задание в тетради
17
Методы экологических исследований.
1 час
Методы экологических исследований: наблюдение, научное предположение (гипотеза) и его проверка, измерение, эксперимент. Приборы, используемые в экологических исследованиях.
заполнить таблицу
18
Моделирование в экологии.
1 час
Моделирование - современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Моделирование в экологии. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.
задание в тетради
19
Человек изменяет природу (3 часа).
Два периода в истории взаимоотношений человека и природы.
1 час
Первый период - человек всецело зависит от природы; второй - природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных
экологических проблем.
задание в тетради
20
Бездонна ли «кладовая» природы.
1 час
Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов
на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
задание в тетради
21
Человек изменяет природу (3 часа).
Человек охраняет природу.
1 час
Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты
задание в тетради
22
Отношение человека к природе в искусстве
(4 часа).
Особенности эстетического восприятия.
1 час
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека. «Человек рисующий». Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.
задание в тетради
23
Наука и искусство - два способа познания человеком окружающего мира.
1 час
Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа -
источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство - два способа познания человеком окружающего мира.
задание в тетради
24-25
Природа и архитектура.
2 час
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство. Природа в языке символов. Геральдическая символика. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран.
задание в тетради
26
Экология, человек, культура
(8 часов)
Экология, человек, культура
(7 часов)
Стоянка древнего человека.
1 час
Археологические раскопки на территории Волгоградской области.
выполнить рисунок в тетради
27
Памятники древней культуры.
1 час
Обзор памятников древней культуры на территории Волгоградской области.
подготовить презентацию
28-29
Охраняемые территории и памятники природы.
2 часа
Обзор охраняемых территорий и природных памятников Волгоградской области.
подготовить сообщение
30
Памятники древнего зодчества.
1 час
Обзор памятников древнего зодчества на территории Волгоградской области.
подготовить презентацию
31
Азбука экологической культуры.
1 час
Что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.
задание в тетради
32
Правила поведения в природе.
1 час
Основные правила поведения в природе. Экологическая культура.
подготовить памятку в тетради
33
Обобщение
(1 час)
Итоговое обобщение.
1 час
задание на лето
34
Резервный урок