Рабочая программа по экологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по изучению учебного предмета

«Экология», 6 класс.



Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений: В.А. Самкова Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5-9 классы. -

М.: Академкнига/Учебник, 2015.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.

Контрольное обобщение - 1 час

Учебно-методический комплект состоит из

учебника:

Самкова В.А. Экология. Природа. Человек. Культура.: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений / В.А. Самкова,

Л.И. Шурхал - М.:Академкника/Учебник, 2012.

учебно-методической литературы:

Методическое пособие для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 - 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. - М.: Издательство «Академкнига /Учебник, 2012

Информационно - коммуникативные средства:

bio.1 September.ru| - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio. nature. ru.- научные новости биологии

km. ru| education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

В авторскую учебную программу не внесено никаких изменений.



Календарно - тематическое планирование

по экологии

6 класс



урока

Наименование раздела программы

(количество часов)


Тема

Кол-во часов


Элементы содержания

Домашнее задание и подробности урока

Дата проведения


План


Факт




1






Введение

(2 часа)





Человек - часть природы.




1 час

Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.

задание в тетради


2

Потребности человека.



1 час

Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.

задание в тетради



3









Наши древние

корни

(4 часа)










Наши древние корни

(4 часа)

Наша планета

до появления человека.



1 час


Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни

на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.

задание в тетради



4

Религиозные и научные представления о происхождении человека.



1 час

Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян Отличительные особенности человека как биологического вид

задание в тетради




5

Основные этапы эволюции человека.




1 час

Основные этапы эволюции человека. Биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различны климатическим условиям при расселении человека по земному шару.

задание в тетради




6

Человек овладевает огнём.




1 час

Человек овладевает огнем. Способы добывания огня. Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем.

задание в тетради





7








Природа и человек: у истоков культуры (4 часа.)















Природа и человек: у истоков культуры (4 часа.)


Способность человека познавать окружающий мир.





1 час

Способность познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним - отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.

задание в тетради




8

Возникновение устной и

письменной речи.




1 час

Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить

разнообразные звуки речи. Язык.. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения.

задание в тетради




9

Как человек получает информацию об окружающем мире.




1 час

Особенности восприятия человеком

окружающего мира. Органолептические свойства. Сенсорная экология. «Метод пристального взгляда».

задание в тетради




10

Способы познания человеком природы и самого себя.




1 час

Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство - способы познания человеком природы и самого себя.

задание в тетради




11











Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов

(4 часа)























Научные методы в экологии

(4 часа)









Древний человек - часть единой природы.




1 час

Единство человека и природы в представлениях древних людей.

Культ Богини-Матери - всеобщей прародительницы и покровительницы.

задание в тетради




12

Растения и животные - покровители рода.




1 час

Растения и животные - покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо жизни, Древо познания, Древо

центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.

задание в тетради




13

Природа и человек в верованиях древних славян.




1 час

Особо почитаемые славянами растения и животные. Язычество. Древнейшие божества славян. Божества плодородия - берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.

задание в тетради




14

Человек и его отношения к природе в различных религиях народов России.




1 час

Религия - часть мировой культуры человечества. Темы, сближающие различные религии. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.

задание в тетради




15-16

Философия об отношении человека к природе.




2 часа

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы.

задание в тетради




17

Методы экологических исследований.




1 час

Методы экологических исследований: наблюдение, научное предположение (гипотеза) и его проверка, измерение, эксперимент. Приборы, используемые в экологических исследованиях.

заполнить таблицу




18

Моделирование в экологии.



1 час

Моделирование - современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Моделирование в экологии. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование.

задание в тетради




19







Человек изменяет природу (3 часа).


Два периода в истории взаимоотношений человека и природы.




1 час

Первый период - человек всецело зависит от природы; второй - природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных

экологических проблем.

задание в тетради




20

Бездонна ли «кладовая» природы.




1 час

Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов

на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.

задание в тетради




21

Человек изменяет природу (3 часа).




Человек охраняет природу.




1 час

Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты

задание в тетради




22









Отношение человека к природе в искусстве

(4 часа).






Особенности эстетического восприятия.




1 час

Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека. «Человек рисующий». Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.

задание в тетради




23

Наука и искусство - два способа познания человеком окружающего мира.




1 час

Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа -

источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство - два способа познания человеком окружающего мира.

задание в тетради




24-25

Природа и архитектура.




2 час

Природа и архитектура. Три принципа архитектуры. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство. Природа в языке символов. Геральдическая символика. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран.

задание в тетради




26

Экология, человек, культура

(8 часов)















Экология, человек, культура

(7 часов)
















Стоянка древнего человека.




1 час

Археологические раскопки на территории Волгоградской области.

выполнить рисунок в тетради




27

Памятники древней культуры.




1 час

Обзор памятников древней культуры на территории Волгоградской области.

подготовить презентацию




28-29

Охраняемые территории и памятники природы.




2 часа

Обзор охраняемых территорий и природных памятников Волгоградской области.

подготовить сообщение


30

Памятники древнего зодчества.




1 час

Обзор памятников древнего зодчества на территории Волгоградской области.

подготовить презентацию




31

Азбука экологической культуры.




1 час

Что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.

задание в тетради




32

Правила поведения в природе.




1 час

Основные правила поведения в природе. Экологическая культура.

подготовить памятку в тетради




33




Обобщение

(1 час)

Итоговое обобщение.




1 час

задание на лето



34



Резервный урок




© 2010-2022