Применение современных образовательных технологий на уроках биологии

Последнее время много говорят о современных образовательных технологиях. Существует много классификаций, порой они дублируют друг друга, а порой дополняют. Я попыталась разобраться в этом вопросе и, пропустив их через свой многолетний педагогический опыт, поделиться с коллегами. Сегодня трудно представить современный урок без возможностей компьютера. Появляются всё новые и новые компьютерные программы, которые позволяют существенно экономить время. Привлечь возможности интернета и самого компьют...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение современных образовательных технологий на уроках биологии.

ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий.

Современным образовательным технологиям должны быть присущи следующие характеристики:

  • Гуманность

  • Эффективность

  • Наукоёмкость

  • Универсальность

  • Интегрированность

Все современные образовательные технологии тесно взаимосвязаны и порой мы их активно применяем, не подозревая об этом.

Древняя японская мудрость гласит:

« Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я пойму».


Давно прошли те времена, когда учитель был почти единственным источником знаний для ученика на уроке. Современные источники информации опережают знания отдельного человека, каким бы высоко- образованным он не был. Рассказать можем. Показать тоже можем. А как вовлечь ученика? Именно это и оказывается самым сложным на уроке и во внеклассной работе. Опыт показывает: если выпускник умеет учиться, самостоятельно добывать знания, достиг определённых успехов в научно-исследовательской работе уже в школьные годы - перед ним открываются все дороги, и он может многого достигнуть.

1. Применение компьютерных технологий на уроках биологии.

1.1. Современные компьютерные технологии позволяют заменить таблицы, рисунки, муляжи и даже микропрепараты. При условии, что компьютеры современные, рабочие, имеют постоянный доступ в интернет.

Современные компьютерные учебные программы по биологии позволяют:

  1. Изучить новую тему одновременно по 5 электронным учебникам;

  2. Найти термины в словаре,

  3. Найти информацию об известных учёных биологах;

  4. Найти меры оказания первой помощи в разных ситуациях;

  5. Использовать справочные таблицы при изучении нового материала;

  6. Посмотреть анимации по изучаемой теме.

Так, одна из тяжёлых тем для понимания детей «Деление клетки» легко воспринимается и запоминается ими прямо на уроке. (достаточно дважды продемонстрировать анимацию: 1 раз для ознакомления, 2 раз для закрепления). Причём, 1 демонстрация занимает всего 1,5 минуты времени на уроке, две - 3 минуты. А сколько нужно времени, чтобы нарисовать схему на доске, озвучить её неоднократно и дать время зарисовать в тетради? Экономия рабочего времени на уроке налицо.

  1. Пройти тестирование и получить оценку в виртуальный классный журнал.

1.2. Использование материалов интернета на уроке очень эффективно при работе со способными учащимися (здесь можно говорить о технологиях ЛОО и дифференцированного обучения);

1.3. Широко использую подготовку учащимися презентаций ( наиболее эффективны при изучении многообразия растительного и животного мира, оказания первой помощи пострадавшим…). Знаю, что некоторые учителя не приветствуют эту форму работы, т.к. порой учащиеся берут готовые презентации из интернета и отследить этот процесс не всегда возможно. Считаю, что если ученик свободно владеет информацией по новой теме ( применяем опережающее обучение, когда ученик выступает в роли учителя - РО), правильно отвечает на вопросы учащихся и учителя, сам задаёт вопросы и может их оценить, то он заслуживает высокой оценки. Но все эти требования учителя он должен знать до того, как взялся за эту работу.

Сегодня я не представляю работу на уроке без современного компьютера со всеми его возможностями. Хотим мы того или нет, но дети много времени проводят за компьютером. Заинтересовать их через компьютер познавать новое, делиться своими знаниями на уроке - наша задача.

2. Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Цель РО - обеспечить каждому ученику условия для развития (т.е. хотеть, любить и уметь учиться).

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
(Л.Н. Толстой)


Типология уроков в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.


Этапы

Тип урока

Подтип урока

Формы взаимодействия

1. этап постановка учебной задачи

Урок постановки учебной задачи

Индивидуальная, групповая

2. этап решение учебной задачи

Урок моделирования

---------------------------------

Урок конструирования (способа) понятия

-----------------------------------------------------------------

Индивидуальная, групповая

3. этап решение частных задач

Конкретизация понятия

------------------------------------------------

Урок контроля

------------------------------------------

Тестово - диагностический

Индивидуальная

---------------------------------

Индивидуальная

Самостоятельная работа

------------------------------------------

Проверочная работа

Контрольная работа

Индивидуально - парная

--------------------------------Индивидуальная

Тестово - диагностическая

Индивидуальная

Урок оценки

Эталон оценки

Индивидуально - парная

Урок социальной значимости

Коллективное обсуждение

3. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания

Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации.

Г. Драйден

Личностно-ориентированное обучение и воспитание - означает направленность обучения и воспитания на личность.

Направленность на личность - означает развитие в человеке личности.

Развитие в человеке личности - означает развитие личностных качеств.

В обобщенном виде основные принципы подготовки уроков в системе РО и ЛОО заключаются в следующем:

  1. Учащиеся должны ориентироваться в изучаемой теме, видеть место урока в теме.

  2. Учащиеся сами выводят тему и цель урока.

3. Учитель максимально опирается на ЗУН учащихся.

4. Не стоит вводить знание в готовом виде. Ребёнок должен сам открыть новое, а учитель лишь создаёт ситуацию самостоятельного поиска.

ЛОО актуально не только в обучении, но и в воспитании. Так, в прошлом учебном году в начале моей работы в новом классе было много замечаний по поводу поведения отдельных учащихся. Я ввела Экран поведения и активности учащихся класса, в котором ученица ежедневно вела учёт замечаний, благодарностей учащихся класса за работу на уроках, активность каждого ученика во внеклассной работе ( подготовка к классному часу, работа на субботнике, посещение музея, выступление на конкурсах внутри гимназии и за её пределами, победы на олимпиадах….). Эта форма работы помогла значительно уменьшить количество замечаний и повысить активность учащихся класса. В итоге в классе все учащиеся закончили учебный год в соответствии со своим потенциалом. Теперь наша задача минимум - удержаться на этом уровне.

4. Технология дифференцированного обучения и воспитания

«Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным.»

Дж.Восс

Сущность данной технологии состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся, воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

Выделяют два вида дифференциации:

1. Внешняя дифференциация.

2. Внутренняя дифференциация.

Дифференцированный подход к детям представляет собой следующую последовательность действий:

  • Преподаватель изучает особенности учащихся прежде всего при помощи наблюдения. Проводит дифференциацию по типам мышления, или мотивам, или состояниям, уровням общего развития и т.д.

  • Учитель мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, отношениям, уровням понимания и пр.).

  • Учитель дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.

Технология дифференцированного обучения и воспитания радикально изменяет направленность учебно-воспитательного процесса: уроки учитель проводит не ради выполнения программы и не ради собственной самореализации, а для и ради учащихся.

5. Технология проблемного обучения и воспитания

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».

Питер Клайн

Большинство учителей применяет эту технологию. Я практически на каждом уроке ставлю проблемные вопросы и постоянно задаю проблемные задачи. Наиболее эффективно их применять при выводе учащимися темы и цели урока, при изучении нового материала. Так, при изучении темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» в 6 классе я задаю проблемные вопросы:

  1. Что бы произошло с клёном, если бы он на зиму остался с зелёными листьями?

  2. Вспомните сказку К.Чуковского «Как крокодил солнце проглотил». А на самом деле если бы это случилось, что бы произошло с животными? Правда ли, что зайчишку да и медведя солнце согревало и изнутри?

6. Технология модульного обучения.

Элементы этой технологии можно и нужно применять при тематическом учёте знаний учащихся.

Так, при календарном планировании уроков я всегда на первом уроке отвожу время для знакомства учащихся с технологической картой, в которой каждый ученик увидит:

  1. вопросы, которые он должен изучить,

  2. основные термины,

  3. сроки проведения самостоятельных, лабораторных и практических работ,

  4. домашнее задание,

  5. что он должен знать и уметь в конце изучения данной темы, согласно требований ФГОС.

Эта карта обычно висит в моём кабинете для всех классов, в которых я работаю, и любой ученик всегда может с ней ознакомиться. Эта информация снимает много вопросов, особенно для тех, кто пропустил занятия.



5


© 2010-2022