- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Экологические игры на природе
Методическая разработка Экологические игры на природе
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпачева И.Ю. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методическая разработка
«Экологические игры на природе»
Разработала: Карпачева Ирина Юрьевна,
методист МБУ ДО «ЦРТДиЮ»
Алексин
2015
Экологические игры на природе
Цель: Закрепить полученные теоретические знания на практике, внести элемент занимательности при проведении экскурсии в природу,
Задачи:
Обучающая - углубить знания детей в области экологии, расширить их кругозор.
Развивающая - развивать натуралистические способности (наблюдательность, внимательность, умение проводить сравнительный анализ); формировать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
Воспитательная - прививать детям любовь к природе, показывая ее величие, красоту и ранимость, мир сложных взаимодействий живой природы, человека и окружающей среды.
Кто самый зоркий.
На довольно далёком расстоянии, но когда ещё можно различать простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т. п. Остальные игроки должны записать каждое его движение. Выигрывает тот, чьи записи окажутся наиболее точными.
Чего здесь не должно быть.
На определённом участке к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице - еловая шишка и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.
Слепой сторож
На пень кладём несколько небольших предметов. Одному из игроков - «сторожу» - завязываются глаза и ставят его на расстоянии двух шагов от пня. Остальные игроки должны незаметно взять какой-либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, «сторож» выводит из игры.
Угадай, какой цветок
Дети делятся на две группы. Одни получают листки с изображением цветов, другие - листки с их названием. По команде нужно быстро найти соответствующий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдёт его раньше всех.
Слепой ботаник.
Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названое растение игрок получает по очку.
Кто раньше и правильнее.
На листах бумаги пишем название растений так, чтобы название рода было написано на одном листке, а название вида - на другом. Листки хорошо перемешиваем. Детей делим на две группы и даём им задание найти к соответствующему названию рода название вида, и наоборот. Выигрывает тот, кто сделает это раньше и правильно.
Сбор листьев.
Напишем 5-10 названий деревьев и кустов, которые растут поблизости, а игроки в течении 10 минут должны принести их листья с деревьев. Очко получает игрок, который за эти 10 минут соберёт больше всего требуемых листьев.
Ползком.
Выбираем ровную площадку на краю редкого леса. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одно из деревьев вешается свисток. Остальные игроки спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком. Если наблюдающий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удаётся свистнуть раньше, чем его заметят.
Три движения.
Ведущий показывает участникам игры 3 движения, которые все должны запомнить:
- руки согнуть,
- руки выпрямить,
- руки поднять вверх.
Затем ведущий называет порядковый номер движения, а ребята выполняют это движение. В какой-то момент ведущий называет один порядковый номер, о движение показывает совсем другое.
Кто из ребят сбился, выходит из игры.
Сам себе дерево.
В этой игре участники представляют себя деревьями. Необходимо выяснить у игроков всем ли известно, что необходимо дереву для жизни? Участники игры становятся на расстоянии не менее 1 м друг от друга на лист бумаги формата А-4 двумя ногами - это прикорневая зона с которой нельзя сходить во время игры. На полу вокруг них раскладываются прямоугольники из цветной бумаги (синего, жёлтого, зелёного - вода, солнечный свет и питательные вещества) равномерно. По команде ведущего «Начали», игроки собирают прямоугольники, до которых смогут дотянуться, не сходя с места. Те деревья, которые собрали по крайней мере один синий, один зелёный и один жёлтый прямоугольник - здоровые деревья - они остаются в игре, а «нездоровые деревья» - выбывают. Так повторяется несколько раундов.
Вариации игры:
-
Участники располагаются близко друг к другу подобно группе деревьев. Это демонстрирует как трудно деревьям, растущим близко друг к другу, конкурировать за воду, солнечный свет и питательные вещества.
-
Смоделировать засуху: положить мало синих квадратов, а больше жёлтых и зелёных.
-
Представьте, что у дерева засохла одна ветка - в игре только одна рука, или начал засыхать корень - играть стоя на одной ноге.
Нелюбимое растение.
Дети рассаживаются по кругу. Один сидит в центре круга. Ведущий предлагает игрокам выбрать растение, которое им не симпатично. Сидящий в центре говорит об этом вслух, например, «мне не нравится роза», а все остальные игроки, по порядку говорят, почему ему должна нравится роза. Например, «роза должна быть тебе симпатична, потому что она имеет разнообразную окраску; она хорошо пахнет и т. д.». После того как каждый выскажется в середину круга садится следующий участник игры и называют своё нелюбимое растение. Ира продолжается до тех пор, пока все не побывают в центре круга.
Вариации: можно играть в темноте, и говоря, передавать по кругу зажжённую свечу.
Природное - неприродное.
Выбирается от 10 до 20 предметов: природные (листья, ветки, шишки, жёлуди, орехи и т. п.) и неприродные (гвозди, бумага, банки, ручки и т.п) - лучше всего использовать те, которые загрязняют природу.
Выбирается маршрут на протяжении которого раскладываются данные предметы, с элементами маскировки для развития наблюдательности. Даётся задание пройти по маршруту всем детям, выявить природные и неприродные объекты, запомнить их. После того как проходят все участники, подводятся итоги: кто нашёл больше, какие не нашли вообще.
Вариации:
-
Провести как командное соревнование.
-
Для упрощения игры «природная тропа» прокладывается в помещении, а не «природная» - на природе.
-
Вместо маршрута можно выделить участок, обозначить его и раскладывать предметы на нём.
Найди своё дерево.
Обычно проводят на полянке или любом открытом месте, где растут различные деревья. Детей разбивают на пары, одному завязывают глаза, а второй ведёт его за руку, петляя по своему усмотрению к заранее выбранному дереву. После этого разрешает тщательно ощупать кору, а потом отводит на место сбора игроков. Повязку снимают, и ребёнок пытается найти «своё» дерево, при этом напарник следит, чтобы дерево было обнаружено правильно.
Цикл жизни дерева
Участники располагаются по кругу, и выполнять действие, о которых говорит руководитель игры:
- вы семена - присесть, обхватив колени
- дерево растёт - распрямляются и становятся на колени
- выросла одна ветка - выставляется одна рука
- выросла другая ветка - выставляется другая рук
- выросли листья - шевелим пальцам
- дерево продолжает расти - встаем на ноги (ноги вместе)
- у дерева растут корни - расставить немного ноги
- растут меленькие корешки - шевелим пальцами ног
- дерево атакуют насекомые - начинаем чесаться
- дерево поражено молнией и теряет одну ветку - делаем громкий шум
(к-х-х-х)
- дерево стало домом для живой природы - улыбка и вздох (а-х-х)
- на дереве поселился дятел - говорим «тук-тук»
- дерево попало в ураган и погибло - скрипящий звук и падение.
- из семян упавшего дерева начинает расти молодое дерево (всё начинается сначала).