Методическая разработка Экологические игры на природе

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Методическая разработка

«Экологические игры на природе»

Разработала: Карпачева Ирина Юрьевна,

методист МБУ ДО «ЦРТДиЮ»

Алексин

2015

Экологические игры на природе


Цель: Закрепить полученные теоретические знания на практике, внести элемент занимательности при проведении экскурсии в природу,

Задачи:

Обучающая - углубить знания детей в области экологии, расширить их кругозор.

Развивающая - развивать натуралистические способности (наблюдательность, внимательность, умение проводить сравнительный анализ); формировать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

Воспитательная - прививать детям любовь к природе, показывая ее величие, красоту и ранимость, мир сложных взаимодействий живой природы, человека и окружающей среды.



Кто самый зоркий.

На довольно далёком расстоянии, но когда ещё можно различать простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т. п. Остальные игроки должны записать каждое его движение. Выигрывает тот, чьи записи окажутся наиболее точными.

Чего здесь не должно быть.

На определённом участке к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице - еловая шишка и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.


Слепой сторож

На пень кладём несколько небольших предметов. Одному из игроков - «сторожу» - завязываются глаза и ставят его на расстоянии двух шагов от пня. Остальные игроки должны незаметно взять какой-либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, «сторож» выводит из игры.


Угадай, какой цветок

Дети делятся на две группы. Одни получают листки с изображением цветов, другие - листки с их названием. По команде нужно быстро найти соответствующий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдёт его раньше всех.

Слепой ботаник.

Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названое растение игрок получает по очку.


Кто раньше и правильнее.

На листах бумаги пишем название растений так, чтобы название рода было написано на одном листке, а название вида - на другом. Листки хорошо перемешиваем. Детей делим на две группы и даём им задание найти к соответствующему названию рода название вида, и наоборот. Выигрывает тот, кто сделает это раньше и правильно.


Сбор листьев.

Напишем 5-10 названий деревьев и кустов, которые растут поблизости, а игроки в течении 10 минут должны принести их листья с деревьев. Очко получает игрок, который за эти 10 минут соберёт больше всего требуемых листьев.

Ползком.

Выбираем ровную площадку на краю редкого леса. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одно из деревьев вешается свисток. Остальные игроки спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком. Если наблюдающий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удаётся свистнуть раньше, чем его заметят.

Три движения.

Ведущий показывает участникам игры 3 движения, которые все должны запомнить:

- руки согнуть,

- руки выпрямить,

- руки поднять вверх.

Затем ведущий называет порядковый номер движения, а ребята выполняют это движение. В какой-то момент ведущий называет один порядковый номер, о движение показывает совсем другое.

Кто из ребят сбился, выходит из игры.

Сам себе дерево.

В этой игре участники представляют себя деревьями. Необходимо выяснить у игроков всем ли известно, что необходимо дереву для жизни? Участники игры становятся на расстоянии не менее 1 м друг от друга на лист бумаги формата А-4 двумя ногами - это прикорневая зона с которой нельзя сходить во время игры. На полу вокруг них раскладываются прямоугольники из цветной бумаги (синего, жёлтого, зелёного - вода, солнечный свет и питательные вещества) равномерно. По команде ведущего «Начали», игроки собирают прямоугольники, до которых смогут дотянуться, не сходя с места. Те деревья, которые собрали по крайней мере один синий, один зелёный и один жёлтый прямоугольник - здоровые деревья - они остаются в игре, а «нездоровые деревья» - выбывают. Так повторяется несколько раундов.

Вариации игры:

  1. Участники располагаются близко друг к другу подобно группе деревьев. Это демонстрирует как трудно деревьям, растущим близко друг к другу, конкурировать за воду, солнечный свет и питательные вещества.

  2. Смоделировать засуху: положить мало синих квадратов, а больше жёлтых и зелёных.

  3. Представьте, что у дерева засохла одна ветка - в игре только одна рука, или начал засыхать корень - играть стоя на одной ноге.

Нелюбимое растение.

Дети рассаживаются по кругу. Один сидит в центре круга. Ведущий предлагает игрокам выбрать растение, которое им не симпатично. Сидящий в центре говорит об этом вслух, например, «мне не нравится роза», а все остальные игроки, по порядку говорят, почему ему должна нравится роза. Например, «роза должна быть тебе симпатична, потому что она имеет разнообразную окраску; она хорошо пахнет и т. д.». После того как каждый выскажется в середину круга садится следующий участник игры и называют своё нелюбимое растение. Ира продолжается до тех пор, пока все не побывают в центре круга.

Вариации: можно играть в темноте, и говоря, передавать по кругу зажжённую свечу.

Природное - неприродное.

Выбирается от 10 до 20 предметов: природные (листья, ветки, шишки, жёлуди, орехи и т. п.) и неприродные (гвозди, бумага, банки, ручки и т.п) - лучше всего использовать те, которые загрязняют природу.

Выбирается маршрут на протяжении которого раскладываются данные предметы, с элементами маскировки для развития наблюдательности. Даётся задание пройти по маршруту всем детям, выявить природные и неприродные объекты, запомнить их. После того как проходят все участники, подводятся итоги: кто нашёл больше, какие не нашли вообще.

Вариации:

  1. Провести как командное соревнование.

  2. Для упрощения игры «природная тропа» прокладывается в помещении, а не «природная» - на природе.

  3. Вместо маршрута можно выделить участок, обозначить его и раскладывать предметы на нём.


Найди своё дерево.

Обычно проводят на полянке или любом открытом месте, где растут различные деревья. Детей разбивают на пары, одному завязывают глаза, а второй ведёт его за руку, петляя по своему усмотрению к заранее выбранному дереву. После этого разрешает тщательно ощупать кору, а потом отводит на место сбора игроков. Повязку снимают, и ребёнок пытается найти «своё» дерево, при этом напарник следит, чтобы дерево было обнаружено правильно.


Цикл жизни дерева

Участники располагаются по кругу, и выполнять действие, о которых говорит руководитель игры:

- вы семена - присесть, обхватив колени

- дерево растёт - распрямляются и становятся на колени

- выросла одна ветка - выставляется одна рука

- выросла другая ветка - выставляется другая рук

- выросли листья - шевелим пальцам

- дерево продолжает расти - встаем на ноги (ноги вместе)

- у дерева растут корни - расставить немного ноги

- растут меленькие корешки - шевелим пальцами ног

- дерево атакуют насекомые - начинаем чесаться

- дерево поражено молнией и теряет одну ветку - делаем громкий шум

(к-х-х-х)

- дерево стало домом для живой природы - улыбка и вздох (а-х-х)

- на дереве поселился дятел - говорим «тук-тук»

- дерево попало в ураган и погибло - скрипящий звук и падение.

- из семян упавшего дерева начинает расти молодое дерево (всё начинается сначала).

© 2010-2022