- Преподавателю
- Биология
- КТП. 9 класс. Биология
КТП. 9 класс. Биология
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | АЛФЁРОВА Е.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9 класс. Введение в общую биологию.
Учебно-методическое обеспечение.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 - 11 классы. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Программа основного общего образования по биологии. 6 - 9 классы (авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).
9 класс. Введение в общую биологию, М.: «Дрофа», 2009
-
Учебник. Биология. 9 класс. Введение в общую биологию и экологию. А.А. Каменский, Е.А. Крикунов, В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2008 год
-
Диденко Т.Н. Программа регионального компонента по биологии для общеобразовательных школ Хабаровского края. Программы общеобразовательных учреждений. Региональный компонент в биологическом образовании школьников Хабаровского края. - Хабаровск: ХК ИППК, 2002.
Учащиеся должны называть:
-
Общие признаки живых организмов.
-
Признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных.
-
Причины и результаты эволюции.
Учащиеся должны уметь:
-
Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции.
-
Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
-
Приводить примеры природных и искусственных сообществ.
-
Характеризовать строение, функции клеток бактерий, растений, грибов и животных.
-
Характеризовать деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира.
-
Характеризовать обмен веществ и превращение энергии.
-
Характеризовать роль ферментов и витаминов в организме.
-
Характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов).
-
Характеризовать размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека.
-
Характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни.
-
Обосновывать роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
-
Сравнивать строение и функции клеток растений и животных.
-
Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов.
-
Применять знания о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны.
-
Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
-
Делать выводы о клеточном строении всех царств.
-
Делать выводы о родстве и единстве органического мира.
-
Делать выводы об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
-
Соблюдать правила бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.
-
Наблюдать результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
№
Кол-во часов
Тема
Основные понятия.
Содержание темы. Задачи темы.
Оборудование к лабораторным работам, творческие работы.
Региональный компонент.
Дом. зад.
1
2 часа
1 урок
ВВЕДЕНИЕ.
Биология как наука и методы ее исследования.
Задачи: дать представление о предмете, методах и теориях биологии; показать практическое значение биологических знаний в народном хозяйстве; развивать умения сравнивать; работать с учебником; проводить наблюдения; Воспитывать научное мировоззрение.
§1,2 вопросы
Значение биологической науки в деятельности человека.
2
2 урок
Современные научные представления о сущности жизни.
Понятие «жизнь»
§3, вопросы
3
52часа
10 часов
1 урок
РАЗДЕЛ 1
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
Тема 1.1. Молекулярный уровень.
Молекулярный уровень: общая характеристика.
§1.1
Качественный скачок от неживой к живой природе.
4
2 урок
Углеводы
Многомолекулярные комплексные системы (полисахариды)
§1.2
5
3 урок
Липиды
§1.3
6
4 урок
Состав и строение белков
Многомолекулярные комплексные системы (белки)
§1.4
7
5 урок
Функции белков
Многомолекулярные комплексные системы (белки).
§1.5
8
6 урок
Нуклеиновые кислоты
Многомолекулярные комплексные системы (нуклеиновые кислоты)
§1.6
9
7 урок
АТФ и другие органические соединения клетки
§1.7
10
8урок
Биологические катализаторы
Катализаторы
§1.8
11
9 урок
Вирусы
Вирусы
§1.9
12
10 урок
Обобщение по темам «Введение», «Молекулярный уровень»
Повторить главу 1
13
15 часов
1 урок
Тема 1.2. Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории
§2.1
Химический состав клетки и его постоянство
14
2 урок
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
Клетка - структурная и функциональная единица жизни
Демонстрация модели клетки
§2.2
15
3 урок
Л.Р.1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом
Клетка - структурная и функциональная единица жизни
Оборудование: микроскопы, микропрепараты.
Повторить §2.2
16
4 урок
Ядро
Клетка - структурная и функциональная единица жизни.
Строение клетки. Функции органоидов.
Демонстрация модели хромосом, видеофильма «Хромосомы человека»
§2.3
17
5 урок
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Строение клетки. Функции органоидов.
Демонстрация расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
§2.4,
2.5
18
6 урок
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
Строение клетки. Функции органоидов.
§2.6
19
7 урок
Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Прокариоты, эукариоты.
§2.7
20
8 урок
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.
§2.8
21
9 урок
Энергетические возможности клетки
Аэробное и анаэробное дыхание
§2.9
22
10 урок
Питание клетки
Автотрофы, гетеротрофы
§2.10
23
11 урок
Фотосинтез и хемосинтез
Автотрофы
§2.11
24
12 урок
Гетеротрофы
Гетеротрофы
§2.12
25
13 урок
Синтез белков в клетке.
§2.13
26
14 урок
Общие понятия о делении клетки
Митоз. Мейоз
Демонстрация микропрепаратов митоза в корешке лука; ЦОРов, иллюстрирующих деление клеток
§2.14
27
15 урок
Обобщение по теме «Клеточный уровень»
Повторить главу 2
28
14 часов
1 урок
Тема 1.3. Организменный уровень
Бесполое размножение организмов.
§3.1
29
2 урок
Половое размножение организмов.
Половые клетки.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных
§3.2
30
3 урок
Оплодотворение.
§3.3
31
4 урок
Индивидуальное развитие организмов.
§3.4
32
5 урок
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.
Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
§3.5
33
6урок
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
§3.6
34
7 урок
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
§3.7
35
8 урок
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.
Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.
§3.8
36
9 урок
Взаимодействие генов.
§3.9
37
10 урок
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Р.К.1.Загрязнение среды обитания человека на территории края и влияние его на здоровье. Наследственные и врожденные заболевания.
§3.10
38
11 урок
Закономерности изменчивости.
Модификационная изменчивость. Норма реакции.
§3.11
39
12 урок
Закономерности изменчивости.
Мутационная изменчивость
§3.12
40
13 урок
Л.р. 2. Выявление изменчивости организмов.
Оборудование: биологические объекты (например, семена фасоли, листья растений), линейки
Повторить §3.11
3.12
41
14 урок
Обобщение по теме «Клеточный уровень»
Повторить главу 3
42
4 часа
1 урок
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида.
§4.1
43
2 урок
Л.Р. 3. Изучение морфологического критерия вида
Оборудование: гербарии растений разных видов одного рода
Повторить
§4.1
44
3 урок
Популяция - форма существования вида.
§4.2
45
4 урок
Экология как наука. Экологические факторы.
§4.3
9.1
46
58 часов
1 урок
Тема 1.5. Экосистемный уровень.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.
§5.1
Демонстрация моделей экосистем
Р.К.2.Биоценозы края. Изменение среды обитания организмов под действием антропогенного фактора.
47
2 урок
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.
Демонстрация коллекций,
ЦОРов, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах.
§5.2
48
3 урок
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.
§5.3
49
4 урок
Искусственные биоценозы.
§5.4
50
5 урок
Экологическая сукцессия.
Экскурсия в биоценоз
§5.5
51
4 часа
1 урок
Тема 1.6. Биосферный уровень
Биосфера и ее структура.
§6.1
52
2 урок
Биосфера, ее свойства и закономерности
Средообразующая деятельность организмов
§6.2
53
3 урок
Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
§6.3
54
4 урок
Обобщение по теме «Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни»
Повторить главы 4-6
55
7 часов
1 урок
РАЗДЕЛ 2.
ЭВОЛЮЦИЯ.
Основные положения теории эволюции.
§7.1
56
2 урок
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость.
§7.2
7.3
57
3 урок
Движущие силы эволюции: борьба за существование, естественный отбор.
§7.4
58
4 урок
Формы естественного отбора. Приспособленность и ее относительность
§7.5, записи в тетради
59
5 урок
Искусственный отбор. Селекция.
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Р.К.3.Своеобразие климатических условий в крае и необходимость местной селекции.
§3.13
3.14
60
6 урок
Образование видов - микроэволюция.
Экскурсия. Причины многообразия видов в природе.
§7.6
7.7
61
7 урок
Макроэволюция.
§7.8
7.9
62
7 часов + 2 часа
1 урок
РАЗДЕЛ 3.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
§8.1
Гипотезы возникновения жизни.
63
2 урок
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна
§8.2
64
3 урок
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Современные гипотезы происхождения жизни.
§8.3
65
6 урок
Л.Р.4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Оборудование: ЦОРы, иллюстрирующие палеонтологические доказательства эволюции органического мира.
Повторить
§8.1 - 8.3
66
4 урок
Краткая теория развития органического мира.
Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.
§8.4
8.5
67
5 урок
Краткая теория развития органического мира.
Развитие жизни в протерозое и палеозое.
§8.6
68
7 урок
Краткая теория развития органического мира.
Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
§8.7
8.8
69
8 урок
Обобщение по темам: «Эволюция», «Возникновение и развитие жизни»
Повторить разделы 2,3
70
9 урок
Обобщение курса «Введение в общую биологию»