Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2013 г.

Утверждаю

Приказ № 124-В

от «02» сентября 2013 г.

_____________________Л.В.Платицына









Рабочая программа


по биологии


для 8 класса


на 2014 - 2015 учебный год




Учитель: Ветрова Е. А.













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • обеспечение обучающихся надёжными базовыми знаниями, позволяющими не только углубить понимание механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой, но и самостоятельно разрабатывать и внедрять правила безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

и задач:

  • сформировать позитивно-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности к познанию мира живых организмов, природоохранной и исследовательской деятельности в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитать

  • научить применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за природными явлениями и выполнять биологические эксперименты;

  • научить иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Нормативно-правовая документация, на основании которой разработана рабочая программа:

Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №2 для 4-11 классов, реализующей программы общего образования, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

  • приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями).

  • приказом Минобразования России от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный

  • приказом Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643;

  • Уставом школы

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология//Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 г.

Обоснования выбора программы:

Кроме системы знаний о человеке, в программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования как общеучеб­ных, так и специальных умений и навыков, на­правленных на работу с различными литературны­ми источниками, наблюдения за природными объ­ектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологиче­ских проектов; универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Сведения о внесённых в программу изменениях

В программу введено изучение курса «Экология человека» (17 часов), который изучается самостоятельным модулем в 4 четверти.

В связи с этим убавлено количество часов на изучение следующих тем:

- «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Пищеварительная система», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция», «Выделение» - на 1 час

- «Дыхательная система», «Индивидуальное развитие организма» - на 2 часа

- изучение темы «Рефлекторная регуляция» включено в тему «Клеточное строение организма. Ткани», а темы «Выделение» в тему «Покровные органы. Терморегуляция» (убавлено по 1 часу)

- курс «Экология человека» - на 3 часа

Место и роль учебного курса.

Программа курса ориентирована на обучающихся 8 класса основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Преемственные связи между разделами обеспечива­ют целостность школьного курса биологии, а его содер­жание способствует формированию всесторонне разви­той личности, владеющей основами научных знаний.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологического материала позволяет ре­шать задачи экологического, эстетического, патриоти­ческого, физического, санитарно-гигиениче­ского, полового воспитания школьников. Все это дает возможность направленно воздействовать на лич­ность обучающегося: тренировать память, развивать наблю­дательность, мышление, обучать приемам самостоятель­ной учебной деятельности, способствовать развитию лю­бознательности и интереса к предмету. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью обучающихся.

Информация о количестве учебных часов:

Согласно учебному плану школы на изучение курса «Биология» в 8 классе предусматривается в объеме 70 часов (2 часа в неделю), в том числе на выполнение 22 лабораторных работ (из них 3 домашние), 7 тестирований и 3 биологических диктантов.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебного процесса курса «Биология. Человек» является урок, практическая деятельность (выполнение лабораторных работ, наблюдений и экспериментов).

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- ИКТ;

- развивающее обучение,

- проектная деятельность.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- метод исследовательской деятельности;

- целеполагание;

- рефлексия;

- самооценка.

Виды и формы контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

- опрос; тест; лабораторная работа; биологический диктант; анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения заданий рабочей тетради.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года.

знать/понимать

- общебиологические термины и понятия;

- признаки биологических объектов: живых организмов; строение и функции органов, систем органов;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение человека, наследственность и изменчивость;

- правила санитарной гигиены; выявление и предупреждение болезней систем органов;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь/ объяснять:

- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; выработку иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, бактериями, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, кровотечениях, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Информация об используемом учебнике

- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2010.-336 с..

- Шутова С. В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8 класса. -Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2010 г.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Введение (1 час)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Демонстрация

скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- науки, изучающие организм человека;

- методы исследования человека;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень контрольных мероприятий

Фронтальный опрос

2. Происхождение человека. (2 часа)

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие сходство человека и животных; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- общебиологические термины и понятия;

- доказательства животного происхождения человека;

- основные этапы эволюции человека;

- основные признаки человеческих рас;

уметь:

- делать вывод о происхождении человека от животных;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного поиска и отбора биологической информации.

Перечень контрольных мероприятий

Биологический диктант


Строение и функции организма

  1. Клеточное строение организма. Ткани (4 часа)

Общий обзор организма. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение.

Ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекс и рефлекторная дуга.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- общие признаки организма человека;

- строение и функция клетки;

- жизненные процессы клетки;

- виды и особенности строения тканей;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- распознавать органоиды клетки, ткани, органы и системы органов;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного поиска и отбора биологической информации;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа

  1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.

  2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.


  1. Опорно-двигательная система (7 часов).

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции опорно-двигательной системы;

- причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, заболеваний опорно-двигательной системы.

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа

  1. Микроскопическое строение кости.

  2. Мышцы человеческого тела.

  3. Самонаблюдение работы основных мышц.

  4. Утомление при статической и динамической работе.

  5. Выявление нарушений осанки.

  6. Выявление плоскостопия (дом.)

Тестирование по теме «Опорно-двигательная система»


  1. Внутренняя среда организма (2 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и переносчики болезни. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- компоненты внутренней среды организма;

- состав и функции крови;

- естественный и искусственный иммунитет;

- группы крови;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- соблюдать правила личной гигиены;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа

  1. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


  1. Кровеносная и лимфатическая системы организма (5 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции кровеносной и лимфатической систем;

- работу сердца;

- правила гигиены сердечнососудистой системы;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- измерять артериальное давление и пульс;

- оказывать первую помощь при кровотечениях;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- профилактики вредных привычек;

- оказания первой помощи при повреждениях сосудов.

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

  1. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

  2. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

  3. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тестирование по теме «Кровеносная и лимфатическая системы»


  1. Дыхательная система (4 часа)


Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции дыхательной системы;

- заболевания дыхательных путей;

- правила гигиены; выявление и предупреждение болезней;

- как происходит газообмен в легких и тканях;

- жизненную емкость легких;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь утопающему;

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- профилактики вредных привычек;

- оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

13. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

8. Пищеварительная система (5 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции пищеварительной системы;

- заболевания органов пищеварения, их профилактику;

- правила гигиены пищеварительной системы;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь при пищевых отравлениях;

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

- профилактики вредных привычек;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

  1. Действие ферментов слюны на крахмал (дом.)

  2. Тестирование


  1. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- обмен веществ и энергии;

- роль ферментов и витаминов в обмене веществ;

- нормы и режим питания;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- соблюдать нормы и режим питания.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме

- рациональной организации труда и отдыха;

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

15. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

16. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. (дом.)


  1. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (2 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции кожи и мочевыделительной системы;

- способы ухода за кожей, ногтями и волосами;

- причины заболеваний;

- правила гигиены; выявление и предупреждение болезней;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, тепловом и солнечном ударе;

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- профилактики вредных привычек;

- оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях;

- соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы.

Перечень контрольных мероприятий

Биологический диктант

  1. Нервная система человека (4 часа)

Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение.

Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции нервной системы;

- отделы нервной системы;

- правила гигиены; выявление и предупреждение болезней;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь при сотрясении мозга;

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

17. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

18. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

19. Штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной НС при раздражении


  1. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха.

Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции анализаторов;

- предупреждение болезней, травм анализаторов;

- правила гигиены; выявление болезней;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- оказывать первую помощь при повреждении глаза;

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха;

- профилактики вредных привычек;

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

20. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тестирование по темам «Нервная система человека», «Анализаторы»


  1. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.

Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность

- безусловные и условные рефлексы;

- биологические ритмы; сон и бодрствование;

- физиологические основы внимания, памяти, эмоций;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- рациональной организации труда и отдыха.

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

Перечень контрольных мероприятий

Лабораторная работа:

21. Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

22. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

14. Эндокринная система. (2 часа)

Регуляция функций в организме.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции эндокринной системы;

- свойства гормонов;

- взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;

- причины заболевания сахарным диабетом;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- профилактики вредных привычек.

Перечень контрольных мероприятий

Биологический диктант

15. Индивидуальное развитие организма (4 часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- строение и функции половой системы;

- этапы развития человеческого организма;

- наследственные и врожденные заболевания;

- влияние веществ: табака, алкоголя, наркотиков на развитие и здоровье человека;

- профилактику СПИДа;

- общебиологические термины и понятия.

уметь:

- обосновывать меры профилактики появления вредных привычек;

- самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, готовить доклады и сообщения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекций, вредных привычек;

- рациональной организации труда и отдыха;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Перечень контрольных мероприятий

Тестирование по теме «Индивидуальное развитие организма»

16. Экология человека (14 часов)

История развития представлений о влиянии факторов окружающей среды на организм человека. Предмет экологии человека и его место в системе биологических наук. Общебиологическое, физиолого-гигиенические, эргономическое, социально-экономическое и демографическое значение экологии человека на современном этапе.

Понятие адаптации. Природные и антропогенные факторы. Комплексное воздействие факторов. Адаптационные ресурсы организма. Количественная характеристика воздействующего фактора среды (оптимум, норма, пессимум). Особенности воздействия фактора в зависимости от его природы.

Классификация процесса адаптации по разным признакам. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Краткосрочная и долгосрочная адаптация. Биохимическая, морфологическая, физиологическая, психологическая и социальная адаптация. Комплексный характер процесса адаптации.

Учение Г. Селье о механизмах адаптации. «Стресс-реакция» Г. Селье как основа адаптационного процесса, стадии её протекания и основные проявления. Особенности адаптации человека к экстремальным условиям. Относительный характер понятия «экстремальный фактор». Виды чрезвычайных ситуаций в жизни человека (катастроф).

Понятие здоровья человека. Болезнь как следствие нарушения адаптации. Примеры развития болезни на разных этапах адаптационного процесса. Заболевание как последовательный (поэтапный) процесс.

Специфические и неспецифические методы увеличения эффективности адаптации.

Разнообразие космических влияний на организм человека, ихнеобходимость для процессов жизнедеятельности.

Влияние Солнца на живые организмы. Реакции организма на действие инфракрасных, ультрафиолетовых и видимых лучей. Влияние Луны на живые организмы. Магнитное поле Земли и его физиологические эффекты.

Разнообразие метеорологических факторов, погода и климат.

Температура воздуха: зона температурного комфорта, постоянство температуры тела человека и пределы её колебаний; тепловой обмен между организмом человека и окружающей его средой; физиологические реакции, проявляющиеся при понижении и повышении температуры окружающей среды.

Влажность воздуха: основные характеристики; значение для жизнедеятельности организма человека, сочетание с другими метеорологическими факторами.

Движение воздуха (ветер): действие на организм человека.

Атмосферное давление, его роль в функционировании организма.

Метеолабильность и метеопатология.

Экологические аспекты хронобиологии. Классификация биоритмов по продолжительности, морфофункциональному уровню проявления, происхождению. Основные характеристики биоритмов. Суточные (циркадианные) ритмы, их эндогенность, теории физиологической природы «биологических часов». Сезонные (циркануальные) ритмы, их физиологические проявления. Влияние гелиогеографических факторов на биоритмы человека. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Десинхрозы. Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатическим условиям. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.

Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам. Адаптация человека к условиям Арктики и Антаркиды. Морфофизиологические особенности аборигенов Севера. Адаптация человека к аридной зоне. Морфофизиологические особенности коренного населения аридной зоны. Адаптация человека к условиям тропиков (юмидная зона). Морфофизиологические особенности коренных жителей тропиков. Адаптация человека к высокогорью. Горная болезнь. Морфофизиологические особенности коренных жителей высокогорья. Адаптация человека к условиям морского климата. Климатозакаливающие и климато-лечебные эффекты.

Степень экстремальности воздействующих на человека факторов, общие механизмы ответных реакций. Гравитация. Механизмы действия ускорений (перегрузок). Ударные ускорения. Реакции организма человека на невесомость. Проблема адаптации человека к условиям авиакосмических полётов.

Влияние на организм человека вибраций. Влияние на организм человека длительных и интенсивных звуковых нагрузок. Влияние электромагнитных излучений на организм. Влияние излучений на организм.

Острая гипоксия. Высотные декомпремссионные расстройства. Влияние на организм подводных погружений. Физиологические реакции организма на избыток кислорода. Гиперкапния. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций (катастроф). Кровопотери. Гипо- и гипертермии.

Группы социальных факторов: загрязнение среды, материальные условия труда, быта, досуга, социально-организационные условия и поведенческая сторона образа жизни. Основные заболевания, связанные с неблагоприятными социальными условиями. Адаптация к городским и сельским условиям.

Загрязнение как антропогенный фактор среды. Последствия загрязнения почвы, воды, воздушной среды.

Влияние телевидения на здоровье детей. Фотоэпилепсия. Положительные и негативные стороны использования компьютера в деятельности ребёнка.

Реакция на курение основных систем детского организма. Алкогольная интоксикация и её последствия.

Определение понятия «наркомания» и «токсикомания». Этапы развития физической зависимости от наркотических средств. Влияние наркотиков на детский организм.

Понятие умственной и физической работы, их основные характеристики. Работоспособность, её периодические изменения, методы увеличения работоспособности.

Определение утомления, его биологическое значение. Средства профилактики и снятия утомления.

Требования к уровню подготовки.

Обучающиеся должны

знать:

- метеорологические факторы влияющие на организм человека;

- взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- влияние социальных факторов; заболевания, связанные с неблагоприятными социальными условиями;

- влияние курения, алкоголя на организм ребенка;

- адаптации организма к различным видам трудовой деятельности;

уметь:

- проводить самостоятельный поиск биологической информации;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- заботы о собственном здоровье;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вредными привычками (курением, алкоголизмом); рациональной организации труда и отдыха;

- соблюдения норм здорового образа жизни.

Перечень контрольных мероприятий

Тестирование по теме «Экология человека»

17. Обобщение курса 8 класса (1 час)

Итоговое тестирование по курсу биологии 8 класса















Учебно-тематический план


Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение.

1


Фронтальный опрос

2. Происхождение человека

2

Биологический диктант

3. Клеточное строение организма. Ткани

4

Лабораторная работа - 2

4. Опорно-двигательная система

7

Лабораторная работа - 6

Тест - 1

5. Внутренняя среда организма.

2

Лабораторная работа - 1

6. Кровеносная и лимфатическая системы.

5

Лабораторная работа - 3

Тест - 1

7. Дыхательная система

4


Лабораторная работа - 1

8. Пищеварительная система

5

Лабораторная работа - 1

Тест - 1

9. Обмен веществ и энергии

3

Лабораторная работа - 2

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система

2

Биологический диктант

11. Нервная система человека

4

Лабораторная работа - 3

12. Анализаторы

5

Лабораторная работа - 1

Тест - 1

13. ВНД. Поведение, психика

5

Лабораторная работа - 2

14. Эндокринная система

2

Биологический диктант

15. Индивидуальное развитие организма

4

Тест - 1

16. Экология человека

14

Тест - 1

17. Итоговый контроль знаний

1

Итоговый тест - 1

ИТОГО

70

Л.р. - 22, тест - 7, биологический диктант - 3







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Литература и средства обучения


  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. - 7-е изд. - Москва: «Дрофа», 2006.

  3. Шутова С. В. Экология человека: Учебное пособие для учащихся 8 класса. -Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2010 г.

Список дополнительной литературы для учителя:

  • Журнал «Биология в школе»

  • Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

  • Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

  • Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  • Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995

  • Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. - М.: Мир,

Список дополнительной литературы для обучающихся:

  • Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

  • Журнал «Биология для школьников».

  • Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  • Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986

Электронные издания:


  • Арбесман В.М., И.В. Копылов. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- ООО «Меридиан».

  • Дмитриева А.Г. , Рябчикова Н.А. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг.

  • Захаров В.Б. , Иванова Т.В. , Маталин А.В. , Баклушинская И.Ю. , Анфимова Т.В. . Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг.

  • Мамонтов Д. И. / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г.

  • Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

Интернет-ресурсы:

  • bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • bio.nature.ru - научные новости биологии

  • edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • km.ru/educftion - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


Приложение к рабочей программе


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

изучения курса биологии в 8 классе

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Дата


Примечание

пример-ная

факти-ческая

Введение (1 час)

1/1

1

Инструктаж по ТБ. Биосоциальная природа человека. Науки, изучающие организм человека, их становление.

03/09

Происхождение человека (2 часа)


2/1

1

Систематическое положение человека

06/09

3/2

1

Историческое прошлое людей. Расы человека. Биологический диктант

10/09

Клеточное строение организма. Ткани (4 часа)

4/1

1

Общий обзор организма

13/09

5/2

1

Клеточное строение организма

17/09

6/3

1

Ткани. Лабораторная работа «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»

20/09

7/4

1

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

24/09

Опорно-двигательная система (7 часов)


8/1

1

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости»

27/09

9/2

1

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

01/10

10/3

1

Соединение костей

04/10

11/4

1

Строение мышц. Лабораторная работа «Мышцы человеческого тела». Лабораторная работа «Самонаблюдение работы основных мышц»

08/10

12/5

1

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа «Утомление при статической и динамической работе»

11/10

13/6

1

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки».

15/10

14/7

1

Обобщение темы «Опорно-двигальная система» Тест

18/10

Внутренняя среда организма (2 часа)

15/1

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

22/10


16/2

1

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья

25/10


Кровеносная и лимфатическая системы (5 часов)



17/1

1

Транспортные системы организма

29/10


18/2

1

Круги кровообращения. Лабораторная работа «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

12/11


19/3

1

Строение и работа сердца

15/11


20/4

1

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лабораторная работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

19/11


21/5

1

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях. Лабораторная работа «Функциональная проба: реакция ССС на дозированную нагрузку»

22/11


Дыхательная система (4 часа)



22/1

1

Тест по теме «Кровеносная система» Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

26/11


23/2

1

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

29/11

24/3


Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

03/12

25/4

1

Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни органов дыхания. Приёмы реанимации. Лабораторная работа «Измерение обхвата грудной клетки. Функциональные пробы с задержкой дыхания»

06/12

Пищеварительная система (5 часов)

26/1

1

Питание и пищеварение

10/12

27/2

1

Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке. Пищеварение в ротовой полости

13/12

28/3

1

Функции тонкого и толстого кишечника. Первая помощь при подозрении на аппендицит

17/12

29/4

1

Регуляция пищеварения.

20/12

30/5

1

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Тестирование

24/12

Обмен веществ и энергии (3 часа)

31/1

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

27/12

32/2

1

Витамины

14/01

33/3

1

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

17/01

Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система (2 часа)

34/1

1

Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена кожи. Терморегуляция.

21/01

35/2

1

Выделение. Биологический диктант

24/01

Нервная система человека (4 часа)


36/1

1

Значение нервной системы, её строение. Спинной мозг

28/01

37/2

1

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. ЛР «Пальценосовая проба»

ЛР «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

31/01

38/3

1

Функции переднего мозга

04/02

39/4

1

Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа «Штриховое раздражение кожи»

07/02

Анализаторы (5 часов)

40/1

1

Анализаторы

11/02

41/2

1

Зрительный анализатор. Лабораторная работа «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» Гигиена зрения.

14/02

42/3

1

Слуховой анализатор

18/02

43/4

1

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

21/02

44/5

1

Обобщение темы «Нервная система. Анализаторы» Тест по теме «НС человека. Анализаторы»

25/02

Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

45/1

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

28/02


46/2

1

Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа «Выработка навыков зеркального письма»

04/03


47/3

1

Сон и сновидения. Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

07/03


48/4

1

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

11/03


49/5

1

Обобщение знаний по темам «Нервная система человека», «Анализаторы», «ВНД»

14/03


Эндокринная система (2 часа)



50/1

1

Роль эндокринной регуляции

18/03


51/2

1

Функция желез внутренней секреции. Биологический диктант

21/03


Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (4 часа)



52/1

1

Жизненные циклы. Размножение.

01/04


53/2

1

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

04/04


54/3

1

Наследственные и врожденные заболевания.

08/04


55/4

1

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. Тест

11/04



Экология человека (14 часов)


56/1

1

Введение в экологию человека. Адаптация и адаптогенные факторы. Виды и механизмы адаптации.

15/04

57/2

1

Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения эффективности адаптации.

18/04

58/3

1

Космические влияния.

22/04

59/4

1

Метеорологические факторы и их влияние на организм.

25/04

60/5

1

Экологические аспекты хронобиологии.

29/04

61/6

1

Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатическим условиям.

02/05

62/7

1

Гравитационные воздействия. Реакции организма человека на условия космических полётов.

06/05

63/8

1

Влияние на организм человека вибраций, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений.

09/05

64/9

1

Реакция организма на изменение газовой среды

13/05

65/10

1

Социальные факторы, негативно влияющие на организм.

16/05

66/11


Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм.

22/05

67/12

1

Реакция детского организма на телевидение и компьютер.

23/05

68/13

1

Реакция детского организма на курение, алкоголь, наркотические вещества. Проблема детской наркомании и токсикомании.

29/05

69/14

1

Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса. Тест


Итоговое обобщение знаний (1 час)

70/1

1

Итоговое обобщение знаний по курсу «Биология. Человек» Итоговый тест







27

© 2010-2022