- Преподавателю
- Биология
- Тема урока: Многообразие и значение паукообразных в биоценозах
Тема урока: Многообразие и значение паукообразных в биоценозах
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крапивина Т.Н. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 2
Тема урока: Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Цель урока: рассмотреть многообразие представителей паукообразных.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с многообразием паукообразных и их значением в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, учебник "Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Захаров В. Б., Сонин Н.И, диск (приложение к учебнику).
Ход урока:
Дата
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Орг.момент
(1 мин)
Здравствуйте, ребята садитесь. Я рада видеть вас на уроке. И как всегда на каждом уроке я надеюсь на вашу внимательность и работоспособность.
Цель нашего урока - закрепить полученные знания по изученным типам животных и продолжить знакомство с многообразием животного мира.
Приветствие учителя.
Проверка домашнего задания
(5-8 мин)
Метод тестирования.
Эвристическая беседа.
-Задание у доски (по картинкам): распределить представителей царства Животных по ранее изученным типам. (Приложение к учебнику - диск).
- Индивидуальное задание по карточкам (два учащихся) (Приложение 1).
- Фронтальный опрос:
1) Назовите представителей класса Паукообразные.
2) Какие общие признаки объединяют в один класс?
3) Докажите, что они относятся к типу Членистоногих.
4)Рассказать о внутреннем и внешнем строении.
- А теперь проверим работу у доски.
Сдача письменных работ.
Распределяют у доски представителей.
Выполняют задания
Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи.
Отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, трахейное или легочное дыхание, постоянные околоротовые придатки - верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги).
Тело разделено на 2 отдела,4 пары ног, отсутствие усиков.
У паука первая пара ротовых органов - верхние челюсти, снабженные острыми, загнутыми вниз коготками. У конца коготков открываются выводные протоки ядовитых желез. Челюсти служат пауку для умерщвления добычи и для защиты. Вторая пара ротовых органов - ногощупальца, которыми паук ощупывает и поворачивает жертву во время еды. Четыре пары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Брюшко паукообразных крупнее головогруди. На заднем конце брюшка у пауков располагаются паутинные бородавки, в которые открываются паутинные железы.
Органы дыхания паука представлены легочными мешками, сообщающимися с окружающей средой. Кроме них, у паука в брюшке есть трахеи - два пучка дыхательных трубочек, открывающихся наружу общим дыхательным отверстием. Кровеносная система паука, в основном, такая же, как у рака. Роль органов выделения выполняют мальпигиевы сосуды, их у паука одна пара, но они ветвятся. Гемолимфа (кровь, смешанная с лимфой) паука омывает эти сосуды и продукты обмена выходят через просветы, затем попадают в кишечник и далее выделяются наружу.
Нервная система образована подглоточным узлом, головным мозгом, от которых отходят нервы к различным органам. Пауки имеют многочисленные и разнообразные органы чувств: органы осязания (волоски на теле паука и на ногощупальцах), обоняния и вкуса (на ногощупальцах и ходильных ногах), органы вкуса имеются еше и на боковых частях глотки; органы зрения (восемь простых глаз).
III. Изучение нового материала
(30 мин)
Рассказ.
Рассказ.
Метод Объяснения.
Частично-поисковый.
Частично-поисковый.
Частично-поисковый.
Беседа.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с пауками и его родственниками и узнаем, так ли уж они страшны и опасны?
- Записываем число и тему урока «Многообразие Паукообразных».
- В настоящее время на Земле насчитывается 62 тысячи видов паукообразных. По особенностям строения их делят на несколько отрядов. Мы с вами будем знакомиться с:
1. отрядом пауки
2. отрядом скорпионы
3. отрядом клещи
- Изучение темы проведем работая в группах с текстом учебника стр. 154-156. (3группы). План изучения отрядов: представители; местообитание; особенность строения; роль в природе и жизни человека. После знакомства с отрядами мы с вами должны выделить общие признаки класса паукообразных, показать их систематическое положение в системе органического мира. Время на работу 4-5 минут.
- Итак начинаем знакомство с отрядами паукообразных. Слово 1 группе, которая описывала отряд Пауки.
-Слово 2 группе, которая описывала отряд скорпионы
-Слово 3 группе, которая готовила отряд клещи
- А теперь давайте выделим общие признаки класса Паукообразных.
Записывают в тетрадь тему урока.
Слушают учителя.
Делятся на группы, изучают отряды.
Группа отвечает
1.представители: паук крестовик, паук серебрянка, черная вдова, птицеед (до 20 см.), тарантул, каракурт или черная смерть.
2.имеют паутинные бородавки и железы для строительства ловчих сетей и коконов для яиц (у одного паука можно вытянуть до4 км. паутины)
3.пищеварение вне организма
4.партогенез.
Группа отвечает:
1.представители: пестрый скорпион, императорский скорпион
2.задняя часть тела - «хвост» - имеет жало и ядовитую железу.
3.яд скорпионов используют в лечебных целях, любители держат в террариуме
Группа отвечает:
1.представители: собачий клещ, таежный клещ (энцефалит - воспаление головного мозга), амбарный клещ, чесоточный зудень (чесотка)
2.тело слитное (размер 0,05 - 13 мм.)
3.вредители с/х культур растений, паразиты животных и человека
(слюна клеща обладает анастизирующем действием)
1.наземные представители
2.хищники
3.тело состоит из головогруди и крупного брюшка (исключение клещи)
4.четыре пары ходильных членистых ног
5.имеют хелицеры и педипальпы
6.имеют несколько простых глазиков
7.кровь - гемолимфа
8.мальпигиевые сосуды - органы выделения
9.органы дыхания: легочные мешки (скорпионы), трахеи (клещи), легочные мешки и трахеи (пауки)
10.имеют ядовитые и паутинные железы
Закрепление
(5 мин)
Беседа
Подведем итог
1. Назовите представителей класса паукообразных.
2. Почему они относятся к типу Членистоногие?
3. Чем они отличаются от класса Ракообразных?
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание (1 мин)
С.154-156, зад.96 в Р.т.
Записывают в дневник
Итоги
Выставление оценок