Тема урока: Многообразие и значение паукообразных в биоценозах

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2

Тема урока: Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Цель урока: рассмотреть многообразие представителей паукообразных.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с многообразием паукообразных и их значением в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие мышления, речи, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, учебник "Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. Захаров В. Б., Сонин Н.И, диск (приложение к учебнику).

Ход урока:

Дата

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

(1 мин)

Здравствуйте, ребята садитесь. Я рада видеть вас на уроке. И как всегда на каждом уроке я надеюсь на вашу внимательность и работоспособность.

Цель нашего урока - закрепить полученные знания по изученным типам животных и продолжить знакомство с многообразием животного мира.

Приветствие учителя.

Проверка домашнего задания

(5-8 мин)



Метод тестирования.









Эвристическая беседа.

-Задание у доски (по картинкам): распределить представителей царства Животных по ранее изученным типам. (Приложение к учебнику - диск).

- Индивидуальное задание по карточкам (два учащихся) (Приложение 1).

- Фронтальный опрос:

1) Назовите представителей класса Паукообразные.

2) Какие общие признаки объединяют в один класс?



3) Докажите, что они относятся к типу Членистоногих.

4)Рассказать о внутреннем и внешнем строении.

























- А теперь проверим работу у доски.

Сдача письменных работ.

Распределяют у доски представителей.



Выполняют задания

Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи.

Отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, трахейное или легочное дыхание, постоянные околоротовые придатки - верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги).

Тело разделено на 2 отдела,4 пары ног, отсутствие усиков.

У паука первая пара ротовых органов - верхние челюсти, снабженные острыми, загнутыми вниз коготками. У конца коготков открываются выводные протоки ядовитых желез. Челюсти служат пауку для умерщвления добычи и для защиты. Вторая пара ротовых органов - ногощупальца, которыми паук ощупывает и поворачивает жертву во время еды. Четыре пары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Брюшко паукообразных крупнее головогруди. На заднем конце брюшка у пауков располагаются паутинные бородавки, в которые открываются паутинные железы.

Органы дыхания паука представлены легочными мешками, сообщающимися с окружающей средой. Кроме них, у паука в брюшке есть трахеи - два пучка дыхательных трубочек, открывающихся наружу общим дыхательным отверстием. Кровеносная система паука, в основном, такая же, как у рака. Роль органов выделения выполняют мальпигиевы сосуды, их у паука одна пара, но они ветвятся. Гемолимфа (кровь, смешанная с лимфой) паука омывает эти сосуды и продукты обмена выходят через просветы, затем попадают в кишечник и далее выделяются наружу.

Нервная система образована подглоточным узлом, головным мозгом, от которых отходят нервы к различным органам. Пауки имеют многочисленные и разнообразные органы чувств: органы осязания (волоски на теле паука и на ногощупальцах), обоняния и вкуса (на ногощупальцах и ходильных ногах), органы вкуса имеются еше и на боковых частях глотки; органы зрения (восемь простых глаз).

III. Изучение нового материала

(30 мин)

Рассказ.





Рассказ.









Метод Объяснения.







Частично-поисковый.







Частично-поисковый.



Частично-поисковый.







Беседа.













Сегодня мы с вами будем знакомиться с пауками и его родственниками и узнаем, так ли уж они страшны и опасны?

- Записываем число и тему урока «Многообразие Паукообразных».

- В настоящее время на Земле насчитывается 62 тысячи видов паукообразных. По особенностям строения их делят на несколько отрядов. Мы с вами будем знакомиться с:

1. отрядом пауки

2. отрядом скорпионы

3. отрядом клещи

- Изучение темы проведем работая в группах с текстом учебника стр. 154-156. (3группы). План изучения отрядов: представители; местообитание; особенность строения; роль в природе и жизни человека. После знакомства с отрядами мы с вами должны выделить общие признаки класса паукообразных, показать их систематическое положение в системе органического мира. Время на работу 4-5 минут.

- Итак начинаем знакомство с отрядами паукообразных. Слово 1 группе, которая описывала отряд Пауки.







-Слово 2 группе, которая описывала отряд скорпионы



-Слово 3 группе, которая готовила отряд клещи







- А теперь давайте выделим общие признаки класса Паукообразных.

Записывают в тетрадь тему урока.





Слушают учителя.











Делятся на группы, изучают отряды.





Группа отвечает

1.представители: паук крестовик, паук серебрянка, черная вдова, птицеед (до 20 см.), тарантул, каракурт или черная смерть.

2.имеют паутинные бородавки и железы для строительства ловчих сетей и коконов для яиц (у одного паука можно вытянуть до4 км. паутины)

3.пищеварение вне организма

4.партогенез.

Группа отвечает:

1.представители: пестрый скорпион, императорский скорпион

2.задняя часть тела - «хвост» - имеет жало и ядовитую железу.

3.яд скорпионов используют в лечебных целях, любители держат в террариуме

Группа отвечает:

1.представители: собачий клещ, таежный клещ (энцефалит - воспаление головного мозга), амбарный клещ, чесоточный зудень (чесотка)

2.тело слитное (размер 0,05 - 13 мм.)

3.вредители с/х культур растений, паразиты животных и человека

(слюна клеща обладает анастизирующем действием)

1.наземные представители

2.хищники

3.тело состоит из головогруди и крупного брюшка (исключение клещи)

4.четыре пары ходильных членистых ног

5.имеют хелицеры и педипальпы

6.имеют несколько простых глазиков

7.кровь - гемолимфа

8.мальпигиевые сосуды - органы выделения

9.органы дыхания: легочные мешки (скорпионы), трахеи (клещи), легочные мешки и трахеи (пауки)

10.имеют ядовитые и паутинные железы

Закрепление

(5 мин)

Беседа

Подведем итог

1. Назовите представителей класса паукообразных.

2. Почему они относятся к типу Членистоногие?

3. Чем они отличаются от класса Ракообразных?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание (1 мин)

С.154-156, зад.96 в Р.т.

Записывают в дневник

Итоги

Выставление оценок



© 2010-2022