Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биология для 6-8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.05.2004 ) и программой основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой (базовый уровень), «Дрофа», 2011. Москва.

Уровень изучения учебного материала: основная общеобразовательная школа.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Цель данной программы Создание условий для развития и воспитания творческой и социально зрелой личности, обладающей прочными базовыми знаниями и способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Задачи

1. Предоставление разностороннего, универсального базового образования, в соответствии с требованию к основному общему образованию и требованиям, предъявляемым к выпускнмку основной школы.

2. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности через формы организации познавательной деятельности на уроке; творческие работы, создание ситуации успеха на уроке, индивидуальный подход, организацию внеурочной деятельности.

3. Формирование культуры самостоятельной деятельности обучающихся через работу по составлению кроссвордов, выполнению проектов, составлению презентаций, участию в различных формах организации работы на уроке и в неурочное время.

4. Развитие личности, владеющей ключевыми компетенциями на основе использования современных технологий обучения.

Применение на уроках различных форм проведения уроков и современных интерактивных методов обучения, позволяет привить интерес к изучению предмета.

- обучение в сотрудничестве

- лабораторный практикум

- тестирования

- мультимедийные сценарии урока

- домашние творческие задания

5. Развитие духовно - нравственной, физически - здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению через организацию урока:

- соблюдение санитарных норм и правил

- эстетическое оформление кабинета

- создание материально-технической базы кабинета

- создание благоприятного психологического климата

6. Развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса, через совместную деятельность педагогов, родителей, обучающихся участие в различных конкурсах, олимпиадах различного уровня, турнирах, предметных неделях.


УМК к программе, состоит из:

1. Учебник: Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007

2. Учебник В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Биология. Многообразие живых организмов.7класс.Москва, «Дрофа», 2009

3. Учебник Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2009


В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

« Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю.

C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 34 часа,

« Биология» в 7 классе выделено 2 часа в неделю.

C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на68 часов,

« Биология» в 8 классе выделено 2 часа в неделю.

C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 68 часов,


включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента. (экология)

Формы работы: урок, экскурсия, практикум, лабораторная работа, конференция, урок-диалог.

Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, моделирование, измерение, эксперимент, опыт.

Режим занятий: учебная, внеурочная и самостоятельная деятельность.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания биологии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • владеть языком предмета;

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе и человека;

  • грамотного формулирования результатов биологических исследований;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • составлять схемы скрещивания, путем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях) и критически ее оценивать;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков биологии (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

Литература и образовательные ресурсы:

  1. Электронное пособие к учебникам курса Кирилла и Мефодия.

Способы проверки результатов: индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, комбинированный опрос, устная контрольная работа, биологический и графический диктант, тестирование учащихся, краткая письменная контрольная работа, письменная контрольная работа, экзамен (письменная и устная форма), зачет.


Перечень средств обучения:

  • гербарий по биологии,

  • комплект таблиц по разделу «Общая биология»,

  • мультимедийные презентации,

  • комплект мультимедийного оборудования.


Содержание программы.

Биология. 6 класс. Живой организм.

Автор

Н. И. Сонин

(34 часов, 1 час в неделю)

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Раздел 1. Строение живых организмов

Тема 1.1. Многообразие живых организмов, их основные свойства

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

1

Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки

4

Тема 1.4. Ткани растений и животных

2

Тема 1.5. Органы и системы органов животных

5

Тема 1.6. Организм как единое целое. Контроль знаний по теме «Строение живых организмов».

2

Всего

14

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2.1. Питание и пищеварение

2

Тема 2.2. Дыхание

1

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

Рема 2.4. Выделение

2

Тема 2.5. Опорные системы

1

Тема 2.6. Движение

1

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

2

Тема 2.8. Размножение

2

Тема 2.9. Рост и развитие

2

Тема 2.10. Повторение и обобщение знаний по темам «Строение организма. Жизнедеятельность организма. Тестирование.

2

Всего

18

Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

1

Тема 3.2. Природные сообщества

1

Тема 3.3. Итоговый урок. Зачет за курс биологии 6 класса.

1

Всего

3

ИТОГО

34








СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов (13 часов).

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток (1 час)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (4 часа)

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Тема 1.4

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.

Тема 1.5

Органы и системы органов (5 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных*.

Тема 1.6

Растения и животные как целостные организмы (2 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

Тестирование по теме.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (18 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (3 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (1 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Опорные системы (1 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (1 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение (2 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие(2 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда (3 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация моделей экологических систем.

Итоговое тенстирование.



7 КЛАСС

Биология. Многообразие живых организмов

Авторы: Б. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Введение

2

Раздел 1. Царство Прокариоты

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов

2

Всего

2

Раздел 2. Царство Грибы

Тема 2.1. Общая характеристика грибов

2

Тема 2.2. Лишайники

2

Тема 2.3. Контрольно-обощающий урок по теме «Царства Прокариоты. Грибы».

1

Всего

5

Раздел 3. Царство Растения


Тема 3.1. Общая характеристика растений

1

Тема 3.2. Низшие растения

3

Тема 3.3. Высшие растения

5

Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения

2

Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

4

Тема 3.6. Контрольно-обобщающий урок о прокариотах, грибах и растениях

1

Всего

16

Раздел 4. Царство Животные


Тема 4.1. Общая характеристика животных

1

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные

2

Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные

2

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные

2

Тема 4.5. Тип Плоские черви

2

Тема 4.6. Тип Круглые черви

1

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви

1

Тема 4.8. Тип Моллюски

2

Тема 4.9. Тип Членистоногие

6

Тема 4.10. Тип Иглокожие

1

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

6

Тема 4.13. Класс Земноводные

2

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

Тема 4.15. Класс Птицы

3

Тема 4.16. Класс Млекопитающие

5

Всего

39

Раздел 5. Царство Вирусы

3

ИТОГО

68





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (2 часа)

Тема 1.1

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

■ Демонстрация

Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка - элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.


РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (5 часа)

Тема 2.1

Общая характеристика грибов (2 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

Тема 2.2 Лишайники (2 час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

  • Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

  • Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

  • Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

  • Контрольно-обобщающий урок. (1час)

РАЗДЕЛ 3

Царство Растения (16 часов)

Тема 3.1

Общая характеристика растений (1 часа)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Рабочая программа по биологииТема 3.2

Низшие растения (3 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения водорослей различных отделов.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения водорослей*.

Тема 3.3

Высшие растения (5 часа)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.

■ Лабораторная работа

Изучение внешнего строения мхов*.

Изучение внешнего строения папоротника*.

Тема 3.4

Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

  • Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

  • Лабораторная работа

Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

Тема 3.5

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (4 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений*.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.

Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

Контрольно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ 4

Царство Животные (39 часов)

Тема 4.1

Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

Тема 4.2

Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики - паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

  • Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

  • Лабораторная работа

Строение инфузории туфельки.

Тема 4.3

Подцарство Многоклеточные (2 часа)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Тема 4.4

Тип Кишечнополостные (2 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

Тема 4.5

Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 4.6

Тип Круглые черви (1 час)

Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

Тема 4.7

Тип Кольчатые черви (1 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

■ Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8

Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9

Тип Членистоногие (6 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды на­секомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

  • Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

Тема 4.10 Тип Иглокожие ( 1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

Тема 4.11

Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.

Тема 4.12

Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (6 часов)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

  • Демонстрация. Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.

Тема 4.13

Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

  • Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

Рабочая программа по биологииТема 4.14

Класс Пресмыкающиеся (2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 4.15

Класс Птицы (3 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

  • Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

  • Лабораторная работа

Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

Тема 4.16

Класс Млекопитающие (5 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.

■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.

Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой - рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (1 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

  • Демонстрация. Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

Заключение (2 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию Полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

В заключение приведен список основной и дополнительной литературы.



8 КЛАСС

Человек

Автор Н. И. Сонин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно. Темы 1, 2 и 3 подлежат изучению, но не включены в Требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Тема Введение . инструктаж ТБ и ОТ

1

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

1

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

6

Тема 5. Координация и регуляция

12

Тема 6. Опора и движение

9

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

Тема 8. Транспорт веществ

5

Тема 9. Дыхание

3

Тема 10. Пищеварение

4

Тема 11. Обмен веществ и энергии

3

Тема 12. Выделение

2

Тома 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Знакомство со структурой учебника. Инструктаж ТБ.

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (1 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (6 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (9 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (3 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■ Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (4 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье ( на самостоятельное изучение, в основных темах)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.






























Календарно-тематическое планирование

по биологии

Тематическое планирование по биологии 6 класс

№ урока

Названия разделов,

тем уроков


Кол-во

часов

по плану


Дата по плану

Дата по факту

примечание


Тема1 Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки -

1/




1

Основные свойства живых организмов. Химический состав клетки

Л.Р.№1 Определение состава семян пшеницы/мука, стакан ,йод





Тема 2 Строение растительной и животной клетки - 2 ч

2/




1(2)

Строение растительной клетки.

Л.Р.№2 Строение клеток живых организмов/микроскоп, кожица листа; таблица «Строение растительной клетки»




2(3)

Строение животной клетки.

Л.Р.№2 Строение животной клетки / микроскоп, готовые микропрепараты, таблица «Строение животной клетки»





Тема3 Ткани растений и животных- 2 ч.

2/




1(4)

Ткани растений.

Л.Р.№3. Растительные ткани/ микроскоп, готовые микропрепараты





2 (5)

Ткани животных.

Л.Р.№3. Ткани животных организмов/ микроскоп, готовые микропрепараты






Тема4 Органы и системы органов- 4 ч

4/




1(6)

Понятие органа.





2(7)

Вегетативные органы растений.

Л.Р.№4. Строение корневых систем. Строение почек, листьев/гербарий





3(8)

Генеративные органы растений

Л.Р.№4. Сухие и сочные плоды .Строение семян/коллекции





4(9)

Системы органов животных.

Таблицы, рисунки учебника

Л.р. №5 Распознавание органов растений и животных






Тема5 Растения и животные как целостный организм-1 ч

1/




1(10)

Урок-обобщение по темам 1-5





Тема6 Питание и пищеварение- 3 ч.

4/




1(11)

Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное)

Д. Образование крахмала на свету, поглощение СО2 листьями/йод, спирт




2(12)

Питание животных





3(13)

Пищеварение. Пищеварительные системы. Ферменты.






Тема7 Дыхание растений и животных- 2 ч

2/




1(14)

Дыхание растений

Д. Дыхание прорастающих семян дыхание корней/растение ,стакан, вода, растительное масло





2(15)

Дыхание животных

Д. Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе/стеклянная трубка, известковая вода






Тема8 Передвижение веществ в организмах -2ч

2/




1(16)

Передвижение веществ в растениях

Пр. №1

Пути передвижения воды и мин. веществ по стеблю/ рисунки учебника, вода ,подкрашенная чернилами





2(17)

Д. Строение клеток крови лягушки и человека/микроскоп, готовые микропрепараты






Тема9 Выделение. Обмен веществ у животных и растений-2 ч + 1 ч резерв

2/




1(18)

Выделение у

беспозвоночных

животных.




2(19)

Выделение у позвоночных животных и растений.





3(20)

Обмен веществ у растений и животных.






Тема10 Опорная система- 2 ч

2/




1(21)

Опорная система растений. Значение опорной системы.





2(22)

Опорная система животных.

Л.Р.№ 6 Разнообразие опорных систем животных/таблицы






Тема11 Движение- 2 ч.

2/




1(23)

Способы

передвижения б\п животных. Способы передвижения позвоночных животных

. Л.Р.№7 Движение инфузории-туфельки.

ПР.№2Перемещение дождевого червя/ Рисунки учебника





2(24)

Урок-обобщение по темам 6-11






Тема12 Регуляция процессов

жизнедеятельности -Зч.

3/




1(25)

Организм и среда.





2(26)

Нервная регуляция.

Д. Микропрепарат нервной ткани/микроскоп





3(27)

Гуморальная регуляция.





Тема13 Размножение-Зч

3/




1(28)

Бесполое размножение.

Пр. №3 Черенкование комнатных растений/





2(29)

Половое

размножение

животных.





3(30)

Половое

размножение

растений.






Тема14 Рост и развитие растений и животных- 2 ч.

2/




1(31)

Рост и развитие растений.


Д. Прорастание семян. Способы

распространения семян и плодов/стакан, вода, коллекции





2(32)

Рост и развитие животных

Урок-обобщение по темам 12,13,14

Л.Р.№8. Прямое и непрямое развитие насекомых/ Рисунки учебника, коллекционный материал






Тема15 Организм и среда 2 часа

2/




1(33)

Среда обитания. Факторы среды

Д. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов




2(34)

Природные сообщества

Д. Модели экологических систем






























Календарно-тематическое планирование

по биологии класс 7


№ урока

Названия разделов,

тем уроков


Кол-во

часов

по плану/

факти-

чески

Дата по плану

Дата по факту

примечание


Введение (3часа)

3/




1

Мир живых организмов.

Уровни организации живого.




2

Ч.Дарвин и происхождение видов.




3

Многообразие организмов и их классификация.





Царство. Прокариоты (3часа)

3/




1

(4)

Общая характеристика и

Происхождение прокариот.

Д.Схемы возникновения одноклеточных эукариот,

многоклеточных организмов.

Строение клеток различных прокариот/рисунки учебника, таблица «разнообразие бактерий»




2

(5)

Особенности строения, жизнедеятельности прокариот подцарств Настоящие бактерии,

Архебактерии, их роль в природе и практическое значение.




3

(6)

Подцарство Оксифотобактерии, особенности и

Практическое значение.





Царство. Грибы (4часа)

4/




1

(7)

Царство. Грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Д.Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы.

Л.р. №1 Строение плесневого гриба мукора.

Пр.р. №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов./ рисунки учебника, таблица «Разнообразие грибов»,микорскоп, плесень




2

(8)

Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности.




3

(9)

Классы Базидиомицеты, Несовершенные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты.

Д.Строение плодового тела шляпочного гриба/таблица «строение шляпочного гриба»




4

(10)

Отдел .Лишайники.

Д. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников./таблица «Строение лишайников»





5(11)

Повторительно-обобщающий урок по темам «Царство. Прокариоты», «Царство. Грибы»






Царство.Растения

(16час.)

16/




1

(12)

Общая характеристика царства растений.-2часа.






Подцарство Низшие растения (2часа)





2

(13)

Общая характеристика водорослей.

Размножение и развитие водорослей

Д.Схема строения водорослей различных отделов/таблицы «Разнообразие водорослей», рисунки учебника





3

(14)


Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

Л.р. №2

Строение

Спирогиры/таблица, микроскоп, готовые микропрепараты





Подцарство Высшие растения (4часа).





4

(15)

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности.







Д.Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей .плаунов

Л.р. №3 Изучение внешнего строения мха кукушкина льна, сфагнума" /таблицы, гербарий

5

(16)

Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности.





6

(17)

Отдел Хвощевидные, особенности строения и жизнедеятельности,

роль в природе.







7

(18)

Отдел Папоротниковидные, Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе ,практическое значение

Л.р. №4 " Изучение внешнего строения папоротника" /таблицы, гербарий






Отдел Голосеменные растения (2часа)





8

(19)

Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности,

происхождение.



Д.Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных.

Л.р. № 5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений./ таблицы, гербарий рисунки учебника, таблица






9

(20)

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение






Покрытосеменные Растения (6часов)





10

(21)

Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

Л.Р. №6 Изучение строения покрытосеменных растений.

ПР.р. №2 Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека .





11

(22)

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные.




12

(23)

Класс Двудольные, характер-

ные особенности растений семейства розоцветных.

Д."Строение шиповника, систематическое положение" таблицы, гербарий /





13

(24)

Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и паслёновых.





14

(25)

Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства злаковых, лилейных.

Д."Строение пшеницы, систематическое положение"/ таблицы, гербарий





15

(26)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Царство Растений»






Царство животные (37часов)

37/




1

(27)

Общая характеристика царства Животные-1час






Подцарство Одноклеточные (2часа)





2

(28)

Особенности организации одноклеточных или простейших, их классификация

Д.Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.

Представители различных групп одноклеточных./ Таблицы, рисунки учебника.





3

(29)

Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека

Л.р. №7 "Строение инфузории-туфельки"/ микроскоп, готовые микропрепараты





Подцарство Многоклеточные (1час)





4

(30)

Особенности организации многоклеточных. Губки, как примитивные многоклеточные животные.

Д.Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок. /рисунки учебника.






Тип Кишечнополостные (3часа)





5(31)



Особенности организации кишечнополостных

Д.Внешнее и внутреннее строение пресноводной гидры, схемы строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов / Таблицы, рисунки учебника.






6

(32)

Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека.








Тип Плоские черви (2часа)





7

(33)

Особенности организации плоских червей

Д.Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. / Таблицы, рисунки учебника





8

(34)

Плоские черви - паразиты

Д. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня./ Таблицы, рисунки учебника





Тип Круглые черви (1час)





9

(35)

Тип Круглые черви, особенности их организации

Д.Схемы строения и цикл развития аскариды человеческой. / Таблицы, рисунки учебника






Тип Кольчатые черви (3часа)





10

(36)

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей

Л.р. №8 "Внешнее строение дождевого червя"

Д.Схемы строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. / Таблицы, рисунки учебника





11

(37)


Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые, Пиявки.






Тип Моллюски (2часа)





12

(38)

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Л.р. №9 "Внешнее строение моллюска"

Д.Схемы строения брюхоногих, двухстворчатых и головоногих моллюсков./ Таблицы, рисунки учебника





13

(39)

Многообразие моллюсков, значение их в природе.






Тип членистоногие (7часов)





14

(40)

Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные.

Л.р.№10 "Внешнее строение речного рака".

Д.Схемы строения речного рака, паука-крестовика, насекомых./ Таблицы, рисунки учебника, влажный препарат.





15

(41)

Многообразие ракообразных, их роль в природе.





16

(42)

Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности.





17

(43)

Многообразие паукообразных, их роль в природе.





18

(44)

Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности

Д.Внешнее строение насекомого./ Таблицы, рисунки учебника, коллекции





19

(45)

Размножение и развитие насекомых





20

(46)

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.






Тип Иглокожие (1час)





21

(47)

Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе

. Д.Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии./ Таблицы, рисунки учебника, муляж.





22(48)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Особенности организации беспозвоночных животных»






Тип Хордовые (1час)





23

(49)

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные.

Д.Схема строения ланцетника рисунки учебника.






Надкласс Рыбы (2часа)





24

(50)

Подтип Позвоночные. Рыбы - водные позвоночные животные.

Д.Многообразие рыб. Схемы строения кистепёрых и лучепёрых рыб.

Л.р. №11

« Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»./ Таблицы, рисунки учебника, муляж.





25

(51)

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение.






Класс Земноводные (2часа)





26

(52)

Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных.



Л.р. №12

« Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Д.Многообразие амфибий. Схема строения кистепёрых рыб и земноводных./ Таблицы, рисунки учебника, муляж.







27

(53)

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.






Класс Пресмыкающиеся (2часа)





28

(54)

Особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных.

Д.Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий./ Таблицы, рисунки учебника, влажный препарат





29

(55)

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение.






Класс Птицы (4часа)





30

(56)

Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

Д.Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц./ Таблицы, рисунки учебника,





31

(57)

Особенности организации птиц, связанные с полётом.

Л.р. №13

« Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»/ Таблицы, рисунки учебника, муляж.





32

(58)


Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека





Класс Млекопитающие (4часа)





33

(59)


Особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Д.Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих./ Таблицы, рисунки учебника





34

(60)

Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

Л.р. №14 « Изучение строения млекопитающих»,

ПР.р. №3 «Распознавание млекопитающих своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». /Таблицы, рисунки учебника





35

(61)

Сумчатые и Первозвери.




36

(62)

Повторительно-обобщающий.

Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности





Царство Вирусы (2часа)





37-38

(63-

64)

Царство вирусы.


Д.Модели различных вирусных частиц. Схема взаимодействия вируса и клетки./ /Таблицы, рисунки учебника




39(65)

Заключение - 1час.





40(66)

Итоговое повторение






Резервное время - 2 часа.

















Календарно -тематическое планирование

по биологии класс 8


№ урока

Названия разделов,

тем уроков


Кол-во

часов

по плану/

факти-

чески

Дата по плану

Дата по факту

примечание


Место человека в системе органического мира

2/




1

Человек как биологический вид.





2

Особенности человека.

Д. Скелеты человека и позвоночных/таблицы, схемы, рисунки.






Происхождение человека.

3/




1(3)

Происхождение человека.





2(4)

Этапы и факторы становления человека Д. Модели «Происхождение человека»






3(5)

Расы человека, их происхождение и единство

Д. Иллюстрации рас человека






История развития знаний о человеке

1/




1(6)

История развития знаний о человеке






Общий обзор организма человека.

4/




1(7)

Клеточное строение организма





2(8)

Ткани (эпителиальные и соединительные)

Л.р. №1 Изучение микроскопического строения эпителиальной и соединительной тканей/ микроскоп, готовые микропрепараты





3(9)

Ткани (мышечные и нервная)

Л.р. №1 Изучение микроскопического строения мышечной и нервной тканей/ микроскоп, готовые микропрепараты





4(10)

Органы и системы органов

Пр.р. №1 Распознавание на таблицах органов и систем органов/ таблицы, схемы, рисунки учебника





1(11)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общий обзор организма человека.»


1/






Координация и регуляция

10/




1(12)

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Пр.р. №1 Распознавание на таблицах органов и систем органов/ таблицы, схемы, рисунки учебника





2(13)

Роль гормонов в обменных процессах. Нейрогуморальная регуляция.





3(14)

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.





4(15)

Рефлекс. Проведение нервного импульса.

Д. Схема рефлекторной дуги безусловного рефлекса.





5(16)

Строение и функции спинного мозга.





6(17)

Строение и функции головного мозга

Д. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Л.р. №2 Изучение головного мозга человека/ муляжи





7(18)

Полушария большого мозга. Кора больших полушарий.





8(19)

Анализаторы, их строение и функции. Восприятие зрительных раздражений. Нарушение зрения.

Пр.р. №2 Изучение изменения размера зрачка.





9(20)

Анализаторы слуха и равновесия.





10(21)

Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус. Взаимодействие анализаторов и их взаимозаменяемость.






Опора и движение.

8/




1(22)

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение.

Д. Скелет человека, отдельных костей





2(23)

Строение и свойства костей. Типы соединения костей.

Л.р. №3 Изучение внешнего строения костей/ таблицы, муляжи, рисунки.





3(24)

Особенности строения скелета человека.





4(25)

Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении.

Д. Оказание первой помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата





5(26)

Мышцы, их строение и функции

. Пр.р. №3 Измерение массы и роста своего организма/ весы





6(27)

Работа мышц. Утомление.

Пр.р. №4 Утомление при статической и динамической работе





7(28)

Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы





8(29)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата»

Тестирование






Внутренняя среда организма

3/




1(30)

Внутренняя среда организма и ее значение.





2(31)

Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы крови, строение и функции.

Д. Таблица «Строение крови»

Л. Р. №4 Строение клеток крови/ микроскоп, готовые микропрепараты





3(32)

Иммунитет. Группы крови, переливание крови, резус - фактор





Транспорт веществ

4/




1(33)

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.




2(34)

Строение и работа сердца.

Д. Модели сердца человека




3(35)

Движение крови по сосудам

Пр.р. №5 Измерение кровяного давления/тонометр

Пр.р. №6 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений/секундомер




4(36)

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.




5(37)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма, транспорт веществ»





Дыхание

5/




1(38)

Дыхание. Строение органов дыхания.

Д. Модели гортани, легких




2(39)

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.




3(40)

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Пр.р. №7 Определение частоты дыхания




4(41)

Регуляция дыхания




5(42)

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.





Пищеварение

5/




1(43)

Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения.





2(44)

Пищеварение в ротовой полости.

Л.р. №5 Действие слюны на углеводы.





3(45)

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Л.р. №6 Воздействие желудочного сока на белки.





4(46)

Всасывание. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.





5(47)

Рациональное питание

Пр.р. №8 Определение норм рационального питания.






Обмен веществ и энергии

2/




1(48)

Обмен веществ и энергии





2(49)

Витамины






Выделение

2/




1(50)

Выделение. Строение и работа почек.

Д. Модели почек





2(51)

Заболевания почек, их предупреждение.





3(52)

Повторительно-обобщающий урок по темам «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Выделение»






Покровы тела

3/




1(53)

Строение и функции кожи, гигиена кожи.




2(54)

Роль кожи в терморегуляции организма





3(55)

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.





Размножение и развитие

3/




1-2(56-57)

Половая система человека. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.




3(58)

Возрастные процессы





Высшая нервная деятельность

5/




1(59)

Поведение человека. Теория рефлекторного поведения.





2(60)

Торможение, его виды и значение





3(61)

Биологические ритмы. Сон, его значение.





4(62)

Особенности ВНД человека (внимание, память, речь, мышление)





5(63)

Типы нервной деятельности





6(64)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы. Системы органов человека и их функции»






Человек и его здоровье

4/




1(65)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Пр.р. №9 Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.






2(66)

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

Л.р. №7 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.





3(67)

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.





4(68)

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.







































Тематическое планирование по биологии 9 класс

№ урока

Названия разделов,

тем уроков


Кол-во

часов


Дата

по плану


Дата по

факту

примечание


Введение






1

Предмет и задачи

курса "биология. Общие

закономерности"

1





Эволюция живого мира на Земле





1(2)

Многообразие живого мира.

1




2(3)

Основные свойства живых организмов.

1




3(4)

Развитие биологии в

додарвиновский период. Становление систематики.

1




4(5)

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1




5(6)

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1




6(7)

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1




7(8)

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1




8(9)

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

1




8(10)

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

1




10(11)

Приспособительные особенности строения, краски и поведения животных.

1




11(12)

Физиологические адаптации.

1




12(13)

Микроэволюция. Вид, его критерии, структура.

Л.р. №1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания./ коллекции, таблица «Видообразование»

1




13(14)

Эволюционная роль мутаций.

Л.р. №2 Изучение критериев вида.

ПР.р. №1 Изучение

результатов

искусственного

отбора на сортах культурных растений.

Экскурсия на

пришкольный

участок

1




14(15)

Макроэволюция, биологические последствия адаптации.

1




15(16)

Главные направления эволюции.

1




16(17)

Общие закономерности биологической эволюции.

1




17(18)

Современные представления о возникновении жизни и её развитии в эрах древней жизни.

1




18(19)

Жизнь в палеозойскую эру.

1




19(20)

Жизни в мезозойскую эру.

1




20(21)

Жизнь в Кайнозойскую эру.

1




21(22)

Происхождение человека

1




22(23)

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»

1





Структурная организация живых организмов





1(24)

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1




2(25)

Органические вещества, входящие в состав клетки

1




3(26)

Пластический обмен. Биосинтез белка

1




4(27)

Энергетический обмен.

1




5(28)

0бмен веществ и превращение энергии в клетке


Контрольное тестирование

1




6(29)

Прокариотическая клетка

1




7(30)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Л.р. №3 Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом/микро-скоп, готовые микропрепараты / таблица «Строение животной клетки»





8(31)

Эукариотическая клетка. Ядро.

1




9(32)

Деление клетки

1




10(33)

Клеточная теория строения организмов

1




11(34)

Обобщающий урок по теме «Структурная организация живых организмов»

1





Размножение и индивидуальное развитие организмов





1(35)

Бесполое размножение организмов

1




2(36)

Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.

1




3(37)

Эмбриональный период развития организма

1




4(38)

Рабочая программа по биологииПостэмбриональный период развития организма.

1




5(39)

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

Повторительно-обобщающий урок

1





Наследственность и изменчивость организмов





1 (40)

Генетика как наука, методы ее изучения

1




2(41)

Генетика как наука, методы ее изучения

1




3(42)

Моногибридное скрещивание

1




4(43)

Дигибридное скрещивание

1




5(44)

Решение генетических задач. Составление родословных


1




6(45)

Решение генетических задач. Составление родословных

Л.р. №4 Решение

генетических

задач.

Составление

родословных


1




7(46)

Решение генетических задач. Составление родословных


1




8(47)

Изучение наследования признаков у человека

1




9(48)

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1




10(49)

Свойства гена. Генотип как система.

1




11(50)

Наследственная

(генотипическая)

изменчивость

1




12(51)

Фенотипическая изменчивость

Л.р. №5 Построение

вариационной

кривой

1




13(52)

Предмет и задачи селекции

1




14(53)

Методы селекции растений и животных

1




15(54)

Селекция микроорганизмов

1




16(55)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость организмов»

1





Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии





1(56)

Структура биосферы. В.И. Вернадский

1




2(57)

Круговорот веществ в природе

1




3(58)

Сообщества живых организмов. История их формирования

1




4(59)

Абиотические факторы среды

1




5(60)

.Интенсивность воздействия факторов

среды

1




6(61)

Многообразие и структура биоценозов

Л.р. №6 Составление цепи питания/. Экскурсия в природу

1




7(62)

Биотические фактор среды. Взаимоотношение между организмами

Пр.р. №2 Изучение и описание экосистемы своей местности/экскурсия на пришкольную территорию

1




8(63)

Природные ресурсы и их использование. Искусственные биоценозы

1




9(64)

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

Пр.р. №3 Анализ и оценка последствий хозяйственной деятельности человека/экскурсия на тематическую выставку или в природу

1




10(65)

Охрана природы и основы рационального природопользования

1




11(66)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»

1





Повторение изученного материала





1(67)

Факторы и результат эволюции

1




2(68)

Клетка - структурная и

функциональная единица живого. Закономерности изменчивости и наследственности

1






© 2010-2022