Рабочая программа по биологии 6 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Программа составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Л.Н. Сухоруковой и В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс» УМК линии Сферы. Программа разработана  в соответствии с учебным планом НОУ «Гуманитарный лицей» в соответствии, с которым на изучение биологии в 6 классе выделено 34 часа (1 час в...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Программа составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Л.Н. Сухоруковой и В.С. Кучменко «Биология. Живой организм. 6 класс» УМК линии Сферы.

Программа разработана в соответствии с учебным планом НОУ «Гуманитарный лицей» в соответствии, с которым на изучение биологии в 6 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).

Задачи курса:

  • Образовательные, усвоение знаний о том, что:

    • Растения, животные, грибы и бактерии - целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, растут, дышать, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

    • Растения играют в природе роль производителей органического вещества, животные - роль потребителей, а грибы и бактерии - роль разрушителей органического вещества;

    • Живые организмы в природе обитают не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными отношениями, отношениями хищник - жертва, паразит - хозяин и образуют природное сообщество.

  • Развивающие:

    • Формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

  • Воспитательные:

    • Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения и необходимости личного вклада и ее сохранения.

Курс «Биология. Живой организм. 6 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии. Данная программа направлена на реализацию потенциальных возможностей содержания для раскрытия аспектов взаимодействия человека и природы. В программе сохранены все разделы курса и практическая часть.

При изучении программы за 34 часа, на изучение тем программы отводится следующее учебное время:

  1. Введение (вместо3 часов - 2 часа).

  2. Строение клетки (вместо 12 часов - 5 часов), уменьшено количество лабораторных работ на 2.

  3. Ткани (вместо 9 часов - 3 часа), уменьшено количество лабораторных работ на 2

  4. Органы и системы органов живых организмов (вместо 12 часов - 5 часов), уменьшено количество лабораторных работ на 2

  5. Жизнедеятельность организмов ( вместо 23 часов - 16 часов), уменьшено количество лабораторных работ на 2, и практических работ на 2.

  6. Живые организмы в окружающей среде (вместо 5 часов - 4 часа).

Цели изучения биологии:

  • Освоение знаний: о живой природе, о присущих ей закономерностях. О строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, методах познания живой природы;

  • Овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии.

  • Развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами.

  • Воспитание: позитивного ценностного отношения к живой природе, культуре поведения в природе.

  • Использование приобретённых умений и знаний: в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными. Оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.









Учебно-тематически план

Темы

Количество часов

1

Введение.

2

2.

Строение клетки.

5

3.

Ткани живых организмов.

3

4.

Органы и системы органов живых организмов.

5

5.

Строение и жизнедеятельность организмов.

14

6.

Живые организмы в окружающей среде.

3

7

Резерв

2

Итого

34









Тематическое планирование учебного материала по биологии для 6 класса (УМК «Сферы»)

№ урока

Наименование тем и разделов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1.

Введение (2 часа)

1

Биология - наука о живых организмах.

2

Важнейшие признаки живых организмов.

Раздел 2.

Строение клетки (5 часов)

3

Работа с лупой и микроскопом.

4

Строение клеток растений

5

Строение клеток животных, грибов и бактерий. Вирусы.

6

Образование новых клеток.

7

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы.

Раздел 3.

Ткани живых организмов (3 часа)

8

Покровные ткани растений и животных.

9

Механические, проводящие, основные и образовательные ткани растений.

10

Соединительные, мышечные и нервная ткани животных.

Раздел 4.

Органы и системы органов живых организмов (5 часов)

11

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля.

12

Внешнее и клеточное строение листа.

13

Корень. Видоизменения надземных побегов.

14

Органы и системы органов животных.

15

Ткани, органы и системы органов живых организмов.

Раздел 5.

Строение и жизнедеятельность организмов (14 часов)

16

Почвенное питание растений.

17

Фотосинтез.

18

Испарение воды растениями. Листопад.

19

Питание животных, бактерий и грибов.

20

Дыхание растений, бактерий и грибов.
Кровообращение животных.

21

Транспорт веществ.

22

Выделение. Обмен веществ.

23

Размножение организмов. Бесполое размножение.

24

Вегетативное размножение растений.

25

Цветок - орган полового размножения.

26

Опыление. Оплодотворение у растений. Семена и плоды.

27

Размножение многоклеточных животных.

28

Индивидуальное развитие растений и животных. Приемы выращивания и размножения растений.

29

Расселение и распространение живых организмов. Строение и жизнедеятельность организмов.

Раздел 6.

Живые организмы в окружающей среде (3 часа)

30

Организм единое целое. Взаимосвязь организмов с факторами среды.

31

Весенние явления в жизни растений родного края. Взаимосвязь организмов в сообществе. Человек и живая природа.

32

Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде.

Всего часов по курсу: 34 часов.

Резерв часов: 2 час.



























Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен:

  • Знать/понимать:

    • Признаки биологических объектов: живых организмов, генов. Хромосом, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, популяций, экосистем и агроэкосистем, биосферы, растений, животных и грибов своего региона;

    • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

    • Особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • Уметь:

    • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных на примере сопоставление отдельных групп; роль различных организмов в жизни человека в собственной деятельности; взаимосвязи организмов окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранения биосферы; необходимость защиты окружающей среды, проявление наследственных болезней, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме, родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

    • Изучать биологические процессы и объекты: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

    • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицы органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

    • Сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

    • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые системы и экосистемы;

    • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний

    • Оказание первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

    • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдений правил поведения в окружающей среде;

    • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

    • Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-методическое обеспечение

  • УМК:

    • Программа курса «Биология. Живой организм» 6 класс для общеобразовательный учреждений (Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко).

  • Учебник:

    • Биология. Живой организм. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин. Издательство «Просвещение», 2007 год;

    • Тетрадь - тренажер;

    • Тетрадь - экзаменатор;

    • Тетрадь - практикум;

    • Методические рекомендации;

    • Электронное приложение к учебнику.







Список литературы:

  1. Дмитриева, Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002

  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994;

  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006;

  4. Л.Н. Сухорукова: Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011;

  5. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин: Биология. Живой организм. М.: «Просвещение», 2007 год;

  6. Верзилин Н.И. Путешествия с домашними животными.







«Согласованно»

На заседании МО преподавателей математики и предметов естественно-научного цикла
Руководитель МО Бадриева Е.Г.

«__» сентября 20__г.



«Согласованно»

Заместитель директора по УВР
Андриюк О.Ю.

«__» сентября 20__г.

© 2010-2022