- Преподавателю
- Биология
- Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся (в рамках ФГОС) Почвы посёлка Новогорный
Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся (в рамках ФГОС) Почвы посёлка Новогорный
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глухова С.В. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(«Почвы посёлка Новогорный»)
Направление: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная.
Возраст школьников: 9 класс.
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность по реализации этой программы может быть организована в форме факультативных занятий познавательной и практической направленности. Настоящая программа предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать практикоориентированных воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.
Рассмотрение проблем почв в окрестностях посёлка Новогорный- это лишь повод привлечь внимание школьников к экологическим проблемам общества. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к природе, роли человека в нынешнем состоянии природы, её реабилитации. Это создает благоприятную почву для включения школьников в различные природоохранные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.
Тематическое планирование
№
Тема
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий, практических занятий
1
Вводное занятие.
1
1
-
2
Методы изучения почв.
2
1
1
3
Понятие почвы.
4
2
2
4
Свойства почвы.
10
2
8
5
Обработка почвы
3
1
2
6
Удобрение
6
4
2
7
Охрана почв
4
2
2
8
Заключение
4
2
2
Всего:
34
20
14
Примерное содержание занятий
-
Вводное занятие (1 час). Цели задачи элективного курса. Предмет изучения курса.
-
Методы изучения почв (2 часа).Забор образцов(1 час) почв из различных участков окрестностей посёлка Новогорный: район обелиска, район подветренной стороны Аргаяшской ТЭЦ, район садоводства «Энергетик», район садоводства «Строитель», район с подветренной стороны полигона УСЦ, район завода ЖБИ.
-
Понятие почвы (4 часа). Классификация почв, факторы почвообразования; морфологические признаки почвы - строение почвы, мощность почвы, окраска, механический состав, структура почв, методики определения механического состава почвы.
Экскурсии (2 часа) в окрестности посёлка Новогорный с целью визуального изучения особенностей почв, простейшего органолептического изучения их свойств.
-
Свойства почвы(10 часов). Зависимость свойств почвы от ее типа. Физические свойства почвы. Методики определения физических свойств почвы.(2 часа). Практические работы(8 часов): определение плотности, пористость, связности, липкости, влажности почвы; определение минеральных и органических составляющих почвы; определение
химических свойств почвы.
-
Обработка почвы(3 часа) приемы и способы обработки почвы. Основная обработка почвы, поверхностная обработка почвы, минимальная обработка почвы, виды паров. Практические работы (2 часа) рыхление, перемешивание, выравнивание, боронование, полив, мульчирование горшечных культур, прополка, подготовка посадочных смесей.
-
Удобрение (6 часов) Необходимость минерального питания растений; органические удобрения - навоз, навозная жижа, компосты, перегной; виды и свойства минеральных удобрений; сочетаемость удобрений, правила смешивания удобрений; система применения удобрений - сроки и способы внесения. Практические работы(2 часа): определение минеральных удобрений, расчет доз удобрений;
-
Охрана почв (4 часа). Рациональное использование и охрана почв; рекультивация земель. Экскурсии (2 часа): Аргаяшская ТЭЦ (отдел экологии и охраны окружающей среды), лесное хозяйство.
-
Заключение(4часа). Составление карты земель окрестностей посёлка Новогорный. Конференция. Характеристика почвы окрестностей посёлка Новогорный и приемлемые способы повышения плодородия для наших условий. Круглый стол. Техногенный и человеческий фактор в развитии почв посёлка Новогорный (с приглашением представителей предприятий в окрестностях которых проводился забор и анализ проб почв). Пути реабилитации почв посёлка Новогорный. Акция «Чистый лес». Расчистка от мусора поляны, на которой проводится ежегодный туристический слёт учащихся и родителей школы № 41 посёлка Новогорный.
Предполагаемые
результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником знаний, умений ): приобретение школьниками знаний о почвах, приёмах и методах её исследования, влиянии человека и его деятельности на почвы, навыков простейших анализов вида, состава и свойств почвы, расчета доз удобрений.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества): развитие ценностных отношений школьника к природе родного края
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Литература:
-
Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
-
Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова - М.: Просвещение, 1973. - 350 с.
-
Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. - М:, 1962
-
Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке - М: Просвещение, 1974
-
Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976