Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии

Пояснительная записка

(70 часов, 2 урока в неделю)


Рабочая программа составлена


  • на основе программы

авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(Биология в основной школе: Программы /сост. И.Н. Пономарева и др. - М.: Вентана-Граф, 2008.), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю).


  • в соответствии с учебником,

допущенным Министерством образования Российской Федерации:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2010.

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )


  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 70 уроков.

  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий.

  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий

  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков


  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков .


Содержание учебной программы:

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 6 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида человек разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)

  • физиология (стр.7)

  • гигиена (стр.8)

  • ткань (стр.21)

  • орган (стр.25)

  • система органов (стр.25)

  • рефлекс (стр.28)

  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)

  • синапс (стр.23)

  • нейроглия (стр.23)

  • гормоны (стр.30)

  • железы внешней секреции (стр.30)

  • железы внутренней секреции (стр.30)

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 7 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опорно-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью прямохождением

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамическая

  • роль нервной системы в регуляции деятельности мышц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)

  • шов (стр.18)

  • надкостница (стр.34)

  • гладкая мышечная ткань (стр.51)

  • поперечнополосатая (стр.51)

  • сердечная (стр.51)

  • утомление (стр.55)

  • сколиоз (стр.58)

  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)

  • мышцы-cинергетики (стр.55)

  • гиподинамия (стр.65)

  • лордоз (стр.58)

  • кифоз (стр.58)

  • статическая и динамическая работа (стр.56)

Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 5 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борьбы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • виды иммунитета

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов

  • лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровотечениях

  • соблюдать правила общения с инфекционными больными

  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)

  • плазма (стр.69)

  • эритроциты (стр.70)

  • лейкоциты (стр.70)

  • свертывание крови (стр.69)

  • фагоцитоз (стр.71)

  • иммунитет (стр.73)

  • вакцина (стр.75)

  • прививка (стр.74)

  • группы крови (стр.77)

  • артерии (стр.81)

  • вены (стр.81)

  • капилляры (стр.81)

  • большой круг кровообращения (стр.81)

  • малый круг кровообращения (стр.82)

  • предсердия (стр.80)

  • желудочки (стр.80)

  • клапаны (стр.80)

  • автоматия сердца (стр.91)

  • капиллярное кровотечение (стр.96)

  • артериальное кровотечение (стр.96)

  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)

  • лимфа (стр.68)

  • тромбоциты (стр.70)

  • фибриноген (стр.69)

  • фибрин (стр.69)

  • иммунитет клеточный (стр.74)

  • иммунитет гуморальный (стр.74)

  • тимус (стр.74)

  • донор (стр.78)

  • изоантигены (стр.77)

  • гемоглобин (стр.70)

  • лимфатическая система (стр.74)

  • лимфатические узлы (стр.74)

  • реципиент (стр.78)

  • кровяное давление (стр.86)

  • инфаркт (стр.86)

  • инсульт (стр.86)

Тема 4. "Дыхание" - 4 часа.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберкулез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы дыхания

  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями

  • дыхательные движения

  • газообмен в легких и тканях

  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания

  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов

  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

  • владеть приемами искусственного дыхания

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания



термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)

  • плевра (стр.103)

  • грипп (стр.111)

  • туберкулез (стр.112)

  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)

  • легочное дыхание (стр.104)

  • тканевое дыхание (стр.104)

  • эфизема легких (стр.107)

  • реанимация (стр.118)

Тема 5. "Пищеварение" - 5 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеварения

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пищеварение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения

  • пищеварительные ферменты, их значение

  • внутреннее строение зуба

  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения

  • функции пищеварительных желез

  • регуляция процессов пищеварения


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищеварения

  • владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • определять топографию органов пищеварения


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)

  • питательные вещества (стр.122-123)

  • пищеварение (стр.125)

  • пищеварительные железы (стр.125-128)

  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)

  • резцы, клыки, большие и малые коренные (стр.130)

  • дизентерия (стр.141)

  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)

  • аппендикс (стр.127)

  • лизоцим (стр.132)

  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)

  • пристеночное пищеварение (стр.135)

  • фистула (стр.138)

  • гастрит (стр.142)

  • цирроз

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический обмен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергетического обмена

  • обмен воды и минеральных солей

  • обмен органических веществ

  • роль витаминов в обмене веществ

  • нормы питания


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)

  • пластический обмен (стр.147)

  • энергетический обмен (стр.148)

  • витамины (стр.153)

  • авитаминоз (стр.153)

  • цинга (стр.154)

  • рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)

  • гипервитаминоз (стр.153)

  • гликоген (стр.154)

  • бери-бери (стр.154)

Тема 7. "Выделение. Кожа". - 5 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек

  • образование первичной и вторичной мочи

  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями

  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов

  • обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка (стр.158)

  • эпидермис (стр.163)

  • дерма (стр.163)

  • гиподерма (стр.163)

  • пигменты (стр.163)

  • закаливание (стр.168)

  • терморегуляция (стр.168)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона

(стр.157)

  • рецепторы (стр.163)

  • меланин (стр.163)

  • альбинизм (стр.163)

  • термический и химический ожоги

(стр.166)

Тема 8. "Эндокринная система" - 3 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • гормоны (стр.173)

  • адреналин (стр.176)

  • инсулин (стр.176)

  • гормон роста (стр.177)

  • тироксин

на повышенном уровне

  • сахарный диабет (стр.175)

  • кретинизм (стр.175)

  • микседема (стр.175)

  • базедова болезнь (стр.175)

Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". - 9 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы

  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением

  • вегетативная и соматическая нервные системы

  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • центральная нервная система (стр.178)

  • периферическая нервная система (стр.178)

  • серое вещество (стр.187)

  • белое вещество (стр.187)

  • спинномозговая жидкость (стр.186)

  • продолговатый мозг (стр. 190)

  • мозжечок (стр.190)

  • средний мозг (стр.190)

  • промежуточный мозг

  • кора (стр.190)

  • большие полушария головного мозга (стр.191)

  • белочная оболочка (стр.198)

  • роговица (стр.198)

  • сосудистая оболочка (стр.198)

  • радужка (стр.198)

  • зрачок (стр.198)

  • хрусталик (стр.198)

  • стекловидное тело (стр.198)

  • сетчатка (стр.199)

  • палочки (стр.199)

  • колбочки (стр.199)

  • дальнозоркость (стр.201)

  • близорукость (стр.201)

  • барабанная перепонка (стр.203)

  • слуховые косточки (стр.204)

  • слуховая труба (стр.204)

  • слуховые рецепторы (стр.204)

на повышенном уровне

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)

  • вегетативные узлы (стр.180)

  • симпатический отдел (стр.181)

  • парасимпатический отдел (стр.181)

  • мост (стр.190)

  • ядра (стр.190)

  • таламус (стр.191)

  • гипоталамус (стр.191)

  • анализатор (стр.196)

  • желтое пятно (стр.200)

  • вестибулярный аппарат (стр.206)

  • децибел (стр.205)

  • тактильные рецепторы (стр.208)

  • токсикомания (стр.209)

  • обонятельные рецепторы (стр.209)

  • вкусовые рецепторы (стр.209)


Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД

  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение

  • социальная обусловленность поведения человека

  • изменение работоспособности в трудовом процессе

  • профилактика нервно-психических растройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные рефлексы

  • вырабатывать условные рефлексы у домашних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)

  • мышление (стр.216)

  • сон (стр.222)

  • сновидения (стр.222)

  • память (стр.225)

  • воображение (стр.225)

  • мышление (стр.226)

  • воля (стр.227)

  • эмоции (стр.228)

  • внимание (стр.230)

  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)

  • динамический стереотип (стр.215)

  • рассудочная деятельность (стр.217)

  • торможение (стр.219)

  • явление доминанты (стр.220)

  • быстрый сон (стр.222)

  • медленный сон (стр.222)

  • ощущения (стр.224)

  • восприятия (стр.224)

  • динамический стереотип (стр.233)

Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 6 часов.

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное развитие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного развития

  • периоды развития ребенка после рождения и их характеристик (физиологические и психические изменения)

  • условия правильного развития биосоциального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)

  • яйцеклетка (стр.238)

  • семенники (стр.239)

  • сперматозоиды (стр.239)

  • половое размножение (стр.240)

  • оплодотворение (стр.244)

  • матка (стр.244)

  • плацента (стр.244)

  • пуповина (стр.244)

  • рост (стр.246)

  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период

  • плодный период

  • постэмбриональный период

  • акселерация

  • физиологическая зрелость

  • психологическая зрелость

  • социальная зрелость


Итоговое повторение - 10 часов ЁЁ

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

Уроки

Тестовые

работы

Лабораторные работы

Контрольные

работы


1

Введение

1

1

-

-

-

2

Организм человека. Общий обзор.

5

2-6

-

2

-

3

Опорно- двигательная система.

7

7-13

-

1

1

4

Кровь. Кровообращение.

Внутренняя среда организма

5

14-18

-

1

-

5

Дыхательная система

4

19-22

-

2

1

5

Пищеварительная система

5

23-27

-

2

-

6

Обмен веществ и энергии.

4

28-31

-

-

1

7

Выделительная система

2

32-33

-

-

-

8

Кожа.

3

34-36

-

-

-

9

Эндокринная система

3

37-39

-

-

1

10

Нервная система человека

4

40-43

--

-

-

11

Органы чувств. Анализаторы.

5

44-48

-

-

-

12

Поведение и психика.

6

49-54

-

-

1

13

Индивидуальное развитие организма.

6

55-60

-

-

1

14

Повторение

10

61-70

-

-

-

15

Всего

70

70

-

4

6























Учебно -тематический план по курсу «Биология» , 8 класс .



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся. (результат)

Вид контроля, измерители.

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение

1.

Введение: биологическая и социальная природа человека

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Вводная лекция.

Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.

Знать, чем природная среда отличается от социальной.

Устный, текущий.

Организм человека. Общий обзор.

2.

Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена.

5

Урок изучения и закрепления новых знаний

Тематическая лекция

Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения.

Описывать методы изучения человека, приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке.

Устный,

текущий.

3.

Структура тела. Место человека в живой природе.

Урок изучения и закрепления знаний

Тематическая лекция

Части тела, области тела,полости тела: грудная, брюшная.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы.

Устный текущий.

4.

Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.

Л/р №1»Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

Урок изучения новой темы

Рассказ, заполнение таблицы.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма. Обмен веществ. Рост и развитие. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки.

Сравнивать клетки растений животных. человека.

Устный, текущий, по результатам л/р.

5.

Ткани. Л/р№2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Урок изучения новой темы

Рассказ, заполнение таблицы.

Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Давать определение понятия ткань. называть основные группы тканей. Сравнивать ткани человека.

Устный, текущий, по результатам л/р.

6.

Системы органов.

Уровни организации. Нервная и гуморальная регуляция.

Урок изучения новой темы.

Рассказ, заполнение таблицы.

Строение и процессы жизнедеятельности организма. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, гормоны ,гуморальная регуляция, органы, системы органов.

Давать определения понятиям :ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Устный, текущий.

Опорно - двигательная система.

7.

Скелет : строение, состав и соединение костей. Л/р №3 «Строение костной ткани»

7

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Опора и движение. Строение и функции ОД С. Кости: длинные, короткие, плоские. Строение кости, соединения костей, строение сустава. Скелет головы, скелет туловища, позвоночник, грудная клетка. Приспособление скелета к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть: особенности строения скелета человека, функции ОДС.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устный, текущий, по результатам л/р.

8.

Скелет головы, туловища и конечностей.

Комбинированный

Рассказ с элементами беседы.

Устный текущий.

9.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Комбинированный урок.

Заполнение таблицы, беседа.

Профилактика травматизма. Приёмы оказания первой помощи при травмах ОДС Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретённые знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушениях осанки; оказания первой помощи при травмах.

Устный текущий.

10.

Мышцы.

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей Дыхательные мышцы.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устный текущий.

11.

Работа мышц

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных сокращений.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Устный текущий.

12.

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие ОДС.

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретённые знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдений мер профилактики нарушения осанки.

Устный текущий.

13.

Контрольный урок по теме «Общий обзор организма человека. ОДС.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Письменная работа.

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.

Письменный.

Кровь. Кровообращение.

Внутренняя среда организма

14.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л/р №4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

5

Урок изучения новой темы,

Рассказ с элементами беседы.

Антитело; компоненты внутренней среды; свертывание крови; состав крови и плазмы; лимфатические сосуды и лимфатические узлы; фагоцитоз; строение и функции клеток крови; группы крови; правила переливания крови; иммунитет, его виды; иммунная система; аллергия; СПИД; резус-фактор.

Перечислять компоненты внутренней среды и их функции; называть функции лейкоцитов, группы крови человека; перечислять органы кроветворения; описывать проявление транспортной функции эритроцитов; приводить примеры инфекционных заболеваний; называть органы иммунной системы; давать определение терминам.

Устный, текущий, по результатам л/р.

15.

Иммунитет. Тканевая совместимость.

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Устный текущий

16.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

Урок изучения новой темы, урок .

Рассказ с элементами беседы.

Органы кровеносной и лимфатической систем; строение кровеносных и лимфатических сосудов; образование тканевой жидкости и лимфы; строение и работа сердца; автоматизм сердца; сердечный цикл. Его регуляция; движение крови по сосудам; артериальное давление крови, пульс; гигиена сердечно-сосудистой системы; первая помощь при заболевании сердца и кровотечении.

Устный текущий

17.

Движение лимфы и

крови по сосудам.

Урок изучения новой темы.

Рассказ с элементами беседы.

Устный текущий.

18

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Комбинированный урок.

Заполнение таблицы, беседа.

Устный, текущий.

Дыхательная система

19.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Л/р №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

4

Урок изучения новой темы, урок применения ЗУН учащимися

Тематическая лекция, беседа.

Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние дыхательные пути; значение дыхания; диффузия газов; кашель и чихание; легочное и тканевое дыхание; механизмы вдоха и выдоха; жизненная емкость легких; инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей; приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом.

Узнавать по немым рисункам органы дыхания; называть этапы дыхания; описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания; называть расположение органов дыхательной системы; давать определение терминам; описывать приемы реанимации; первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении.

Устный, текущий, по результатам л/р.

20.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л/ р №6 «Дыхательные движения»

Тематическая лекция, беседа.

Устный, текущий, по результатам л/р.

21.

Болезни органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Заполнение таблицы, беседа.

Устный текущий.

22.

Контрольный урок по теме «Кровь. Кровообращение. Дыхание.»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Письменная работа

Письменный.

Пищеварительная система

23.

Значение пищи и её состав.




5

Урок изучения новой темы.

Рассказ, заполнение таблицы.

Пищеварение; значение питания; функции и состав пищи; изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения; органы пищеварения; механическая и химическая обработка пищи; пищеварительные ферменты; механизм всасывания; роль печени

в организме; регуляция пищеварения; возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний; правила приема пищи; признаки недоброкачественности пищевых продуктов.

Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения; описывать строение зубов, проявление функций органов ротовой полости; описывать строение и расположение желудка и двенадцатиперстной кишки;

описывать состав желудочного сока, механизм всасывания, роль печени; перечислять функции толстого и тонкого кишечника; называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы; называть симптомы аппендицита; приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов; называть правила приема пищи.

Устный текущий.

24

Органы пищеварения.

Рассказ с элементами беседы.

Устный текущий.

25

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л/р № 7 , №8 «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие ферментов желудочного сока на белки»

Рассказ с элементами беседы, работа с рисунком.

Устный, текущий, по результатам л/р.

26.

Изменение питательных веществ в кишечнике.

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы.

Устный текущий.


27.

Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Комбинированный урок.

Опрос, самостоятельная работа с учебником.

Устный текущий.

Обмен веществ и энергии.

28.

Обменные процессы в организме.

4

Комбинированный урок.

Тематическая лекция, опрос.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.

Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Устный текущий.

29

Нормы питания.

Комбини

рованный урок.

Рассказ, беседа.

Обмен и роль белков,

углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания.

Использовать приоб

ретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Устный

текущий.

30

Витамины.

Комбинированный урок.

Рассказ, заполнение таблицы.

Витамины. Их роль в организме, содержание в пище. Гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов в организме и продукты, в которых они содержатся.

Устный текущий.

31

Контрольный урок по теме «Пищеварение. Обмен веществ.»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Письменная работа

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.

Письменный.

Выделительная система

32

Строение и функции почек.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тематическая лекция, работа с учебником.

Органы мочевыделения; Почки; корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; образование мочи; функции выделения; предупреждение почечных заболеваний

Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек; называть и показывать по таблице органы выделительной системы.

Устный текущий.

33

Предупреждение заболеваний почек.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Органы мочевыделения; Почки; корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; образование мочи; функции выделения; предупреждение почечных заболеваний

Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек, меры профилактики болезней почек; называть и показывать по таблице органы выделительной системы.

Фронтальный, индивидуальный.

Кожа.

34

Строение и функции кожи.

3

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Кожа; производные кожи; функции кожи; терморегуляция; закаливание; приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях; гигиена одежды и обуви; грибковые и паразитарные болезни кожи, травмы; первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Описывать строение кожи; перечислять функции кожи; перечислять признаки теплового и солнечного удара; характеризовать приемы оказания доврачебной помощи; называть возбудителей; причины заболевания кожи, гормональные нарушения; называть меры первой

помощи при термическом и химическом ожогах.

Устный текущий.

35

Повреждения кожи.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Устный текущий.

36

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Комбинированный урок.

Рассказ с эле ментами беседы.

Устный текущий.

Эндокринная система

37

Железы внешней, внутренней, смешанной секреции

3

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тематическая лекция, работа в тетради.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны , их действие на внутренние органы.

Называть орган эндокринной системы; узнавать по рисункам органы эндокринной системы; называть причины сахарного диабета; описывать симптомы нарушения функций желез внутренней секреции.

Устный текущий

38

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Устный текущий


39

Контрольный урок по теме:

«Выделение. Кожа. Эндокринная система.»

Контрольный урок.

Письменная работа

Письменный.

Нервная система человека

40

Значение и строение нервной системы. Вегетативная нервная система.

4

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тематическая лекция, заполнение таблицы.

Значение нервной системы; спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; строение и функции спинного мозга и головного мозга; соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.

Давать определения понятию рефлекс.

Называть: особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы.

Называть отделы нервной системы ,подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Устный текущий.

41

Нейрогуморальная регуляция.

Комбинированный.

Рассказ, опрос.

Устный текущий.

42

Спинной мозг.

Комбинированный.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос.

Спинной мозг, его строение и функции. Серое и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга.

Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга.

Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Устный текущий.

43.

Головной мозг.



Комбинированный.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос.

Продолговатый мозг ,средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные)

Называть: особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, функции отделов головного мозга.

Устный текущий.

Органы чувств. Анализаторы.

44

Как действуют орга ны чувств и анализаторы.

5

Комбини рованный.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос.

Анализаторы и органы

чувств; значение анализаторов; зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение; гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-

мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть: органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Устный текущий.

45

Орган зрения. Зрительный анализатор

Комбини рованный.

Тематическая лекция, заполнение таблицы.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть: органы чувств человека, анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Фрон

тальный, индивидуальный.

46

Заболевания и повреждения глаз.


Комбини рованный.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Устный текущий.

47

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос.

Устный текущий.

48

Органы обоняния осязания и вкуса.

Комбини рованный.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Устный текущий.

Поведение и психика.

49.

Врожденные и приобретенные программы поведения

6

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Их биологическое значение.

Давать определения понятиям: безусловный и условный рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Устный текущий.

50.

Биологические ритмы: сон и его значение

Комбини рованный.

Рассказ с эле ментами беседы, опрос, прослушивание сообщений.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Значение сна.

Характеризовать значение сна для человека.

Устный текущий.

51.

Особенности ВНД человека: речь, сознание. Мышление. Воля, эмоции.

Комбини рованный.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга, сознание человека, речь, роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий , мышление, его развитие.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека. Речь, мышление, их значение.

Устный текущий.

52.

Внимание и память.

Комбини рованный.

Самостоятельная работа с учебником, опрос.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно- логическое мышление. Память, виды памяти.

Устный текущий.

53.

Работоспособность. Режим дня.

Комбини рованный.

Составление режима дня, работа с учебником.

Режим дня, его значение.

Правила соблюдения режима дня.

Устный текущий.

54

Контрольный урок по теме «Нервная система. Органы чувств. ВНД»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Письменная работа

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.

По результатам письменной работы

Индивидуальное развитие организма.

55

Половая система человека»

6

Комбини рованный.

Тематическая лекция.

Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболе

вания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД,

сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Индивид и

личность. Темпера

мент и характер.

Перечислять этапы жизненного цикла особи; узнавать по рисункам органы размножения; называть функции плаценты; перечислять рефлексы новорожденных.

Устный текущий.

56.

Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

Комбинированный урок.

Тематическая лекция.

Устный текущий.

57

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Комбинированный урок.

Тематическая лекция.

Устный текущий

58.

О вреде наркогенных веществ.

Урок- семинар

Мини - конференция.

Устный текущий

59.

Психологические особенности личности.

Комбинированный урок.

Рассказ с элементами беседы, психологические тесты

Устный текущий

60.

Контроль знаний по курсу «Человек»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Письменная работа

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса «Биология».

Письменный

Повторение

61-70

Итоговое повторение.

10

Комбинированные уроки.

Итоговое повторение.

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении курса «Биология».

Устный текущий











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:


  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учаихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2010.

  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.

  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 198

б) литература для учителя:


  1. Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.

  2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.

  3. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.

  4. Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.

  5. Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.

  6. Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.

  7. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.

  8. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.

  9. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

  10. Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. , Аквариум, 1998.

1


© 2010-2022