Мастер-класс Первые шаги в Биологию

Данный мастер-класс был взят из Интернета. К сожалению, автора разработки не знаю. В этой разработке по своему усмотрению кое-что изменила. К тексту есть приложение "маршрутный лист", в котором имеются задания для групп. Также необходимо распечатать фотографии для задания "собрать пазлы"Этот урок можно применить в 5 классе.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мастер-класс.

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги.

(разделить аудиторию на 4 группы по 4-5 человек, раздать маршрутные листы, объяснить)

Тема нашего занятия «Первый шаг в Биологию» (Слайд 1).

Цель поставила такую: сформировать знания о биологии, как науке, изучающей живые организмы, ее значении в жизни современного человека. (Слайд 2)

А понятие «биология» тесно связано с понятием «природа».

Прием " Ассоциации" (выполняется на фоне легкой музыки голосов природы).

Учитель: Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных листках, отобразить свое видение природы, представление о ней.

(учитель читает стихотворение Бориса Сердюка) (слайд 3)

Дорога на самый верх

Ковёр травы росой покрытый,
Туман и свежесть поутру,
Здесь дуб стоит, и тень размыта,
Природа ждёт восхода и готовится к нему.

Всё тут естественно, без фальши,
Бушует жизнь, и замкнут круг.
Спешит куда-то муравей, стучит ли дятел,
Гармония по-своему вокруг.

Вода, река, земля, деревья
Закончены, ласкают взор.
Мы с осторожностью и упоеньем
Обязаны беречь, любить божественный узор.

Босые ноги и прикосновенья,
Следы твои, мои и всех.
У каждого своя дорога,
Ведущая на самый верх.


Учитель: А теперь я попрошу показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих - наша уникальная планета.

А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

Учёные выяснили, что в космическом пространстве нет такого места, где могли быть созданы условия для зарождения живой природы, как на Земле.

А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников). А теперь давайте посмотрим определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь (Слайд 4).

И с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них:

  • (слайд 5) самый большой цветок - раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан.

  • (слайд 6) самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час

  • (слайд 7) самое толстое дерево - баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды.

Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Как и в любой науке у биологии есть свои объекты.

Приём "Четвёртый - лишний". Вот Вам задание: найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете (слайд 8).

  • Камень - гриб - вода - облако

  • Гладиолус - клён - пшеница - крокодил

  • Бактерии - вода - воздух - снег

  • Иголка - книга - мимоза - шкаф.

Учитель: Что же у нас получилось? (слайд 9) Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

Приём "Пазлы".

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок, удивительный мир. И чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю собрать рисунки-пазлы, на которых изображены удивительный мир живой природы.

(после создания рисунка показать слайды собранных пазлов слайды 10-13)

Учитель: Вот какие удивительные живые организмы у нас получились. А какие признаки имеют живые организмы? Чем они отличаются от неживых объектов? (ответы участников).

Признаки живых организмов:

  • растут

  • размножаются

  • питаются

  • дышат

  • состоят из клеток

Прием «Задача». Природа и биология как наука любит и точность. А точность - это и математика. Переходим к решению математических задач по биологии. На Ваших листках имеются задачи. С помощью приемов математики ответьте на поставленные вопросы. (слайд 14)

Задача: человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. 1) Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? 2) Какое количество углекислого газа при этом выделится? 3)Сколько гектаров леса «работает» на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?

Ответы к задаче: (слайд 15)

1) Городу в 1 млн. человек нужно 430 т кислорода.

2) Выделится углекислого газа 800 т.

3) Для города в 1млн. человек нужно 5000 га леса.

Прием «Синквейн». (слайд 16) Подводя итоги нашего занятия, предлагаю составить синквейн со словом «Природа»

  1. ПРИРОДА

  2. _____________________ _________________________

  3. ___________________ _____________________ _____________________

  4. __________________________________________________________________

  5. ________________________

Молодцы! Мы хорошо поработали с вами. Осталось определить, где можно использовать биологические знания (ответы участников).

Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод совместного труда - ваши портретики, показывающие как вы чувствовали себя на нашей встрече (слайд 17). Я прошу на ваших творческих листах нарисовать.

(слайд 18) Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

- На мастер - классе я…

- Самым интересным для меня сегодня было…

- В своей дальнейшей работе я…

- Я пожелал бы ведущему урок учителю…

- Я бы хотел посоветовать…

Биология - таит ещё много тайн и загадок.

Биология - удивительны и восхитительны творения Природы.

Биология - путь этой науки долог и неостановим.

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

(слайд 19) Успехов Вам и творчества! Спасибо за внимание!




















Приложение.

Задание «Четвертый лишний». Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему вы так считаете:

  • Камень - гриб - вода - облако

  • Гладиолус - клён - пшеница - крокодил

  • Бактерии - вода - воздух - снег

  • Иголка - книга - мимоза - шкаф.

Задание «Решить задачу».

Задача: человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Сколько гектаров леса «работает» на жителей города в 1 млн. человек, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?

Задание «Составить синквейн».

  1. ПРИРОДА

  2. _____________________ _________________________

  3. ___________________ _____________________ _____________________

  4. __________________________________________________________________

  5. ________________________

Рефлексия.

Из предложенных предложений выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

- На мастер-классе я…

- Самым интересным для меня сегодня было…

- В своей дальнейшей работе я…

- Я пожелал бы ведущему урок учителю…

- Я бы хотел посоветовать…


© 2010-2022