Конспект урока на тему: Строение и функции головного мозга

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: Строение и функции головного мозгаКонспект урока на тему: Строение и функции головного мозга




Конспект урока на тему:

«Строение и функции головного мозга»




Цели: создание условий для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;

способствовать развитию интереса к биологии через проведение опытов;

содействовать осознанию учащимися изучаемого материала.

Задачи:

  • обобщить знания предыдущих тем о строении нервной системы;

  • организовать самостоятельное изучение учащимися материала о внешнем строении головного мозга и его функций;

  • развивать способность к анализу, сравнению, установлению причинно-следственных связей;

  • формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Оборудование:

Муляж головного мозга, карточки: «строение головного мозга», грецкий орех, витаминки - драже.

Ход урока

Мозг - управляет всем, что мы делаем: он работает быстро и способен обработать 100 триллионов операций в секунду; указывает, чем питаться; управляет нашими сновидениями, мышцами и нервами.

Ребята, что вам известно о головном мозге? (высказывание учеников на поставленный вопрос).

Верно ли, что человек использует возможности своего мозга только на 10%?

Ответ: Если мозг будет работать на 10%, то человек моментально умрет. Мозг работает целиком всегда - во время сна и бодрствования, благодаря чему человек во сне дышит, сердце бьется, мышцы находятся в тонусе. Другое дело, что, когда мы спим, мозг расходует 9% всей энергии тела, а в активном состоянии - 25%.

Местоположение, размеры головного мозга: головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Ответ: подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина - выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева - 2012 г, Анатоля Франса - 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже:

  1. расположение белого и серого вещества. Поверхность мозга образована корой, состоящая из серого вещества, где сосредоточены тела нейронов. Под корой располагается белое вещество, состоящее из массы нервных волокон (проводящие волокна), связывающие нейроны коры между собой и ниже лежащие отделы мозга.

  2. наличие извилин (борозды и извилины увеличивают поверхность коры до 2000 - 2500 см2).

  3. кора больших полушарий. В ней находится около 14 млрд. нейронов, которые располагаются шестью слоями. Каждое полушарие разделено на лобную, затылочную, височную и теменную доли. Рис 1. Доли головного мозга.

Конспект урока на тему: Строение и функции головного мозга

Рис 1. Доли головного мозга.

Изучаем отделы головного мозга (рис. 2.), и заполняем схему:

Продолговатый Задний Средний Промежуточный Конечный

Мост 4-холмие таламус полушария

Мозжечок гипоталамус

эпифиз

Ученикам можно дать копии карточек, чтобы дети сами указали отделы головного мозга и раскрасили каждый отдел цветными карандашами (см. Приложение 1).

Конспект урока на тему: Строение и функции головного мозга

Рис. 2 . Отделы головного мозга.


Кора является материальной основой психической деятельности человека: память, речь, мышление. Кора образована серым веществом, которое лежит по переферии полушарий мозга

Познакомимся со строением и функциями каждого из отделов головного мозга.

Учащимся предлагается заполнить таблицу в ходе рассуждения и объяснения материала.

Таблица 1 Строение головного мозга.

Название отдела

Особенности строения

Функции

Продолговатый мозг

Пирамиды, оливы

Кашель, мигание, слезоотделение, рвота, глотание, деятельность сердца, сосудов, дыхания.

Задний мозг

Мост

Мимика, жевательные функции.

Мозжечок

Координация движений, поддержание позы и равновесия.

Средний мозг

4 - холмие

Ориентировочное действие на свет, звук, прикосновение, сложные движения ОДА (поза).

Промежуточный мозг

Таламус

Чувствительная информация: боль, слух, чувство голода, потолстение.

Гипоталамус

Выработка гормона постоянства температуры тела, обменные процессы, выделяет вещество - адреналин (ацетил - холин - гормон радости).

Эпифиз

Сон, бодрствование.

Конечный мозг

Полушария (свод)

Речь, мышление, память, внимание.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями - ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Продолговатый мозг не только "большая дорога", но и "главный коммутатор телефонных связей" между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые - к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток - ядер.

Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.

Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил. В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.

Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики). Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Задний мозг. Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз - в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка - движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

Опыт 2. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Поражение мозжечка при опьянении:

Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести?

Ответ: наибольшая концентрация алкоголя первоначально отмечается в печени и мышцах, затем он проникает в центральную нервную систему, сначала в подкорковые образования и мозжечок, потом в кору головного мозга, где сохраняется дольше всего. Большие дозы алкоголя вызывают торможение коры и жизненно важных центров продолговатого мозга (дыхательного, сосудодвигательного). Что и обусловливает тяжелые расстройства дыхания и кровообращения - основную причину смерти при тяжелом алкогольном опьянении; снижение тонуса сосудистой системы в целом (падение артериального давления (АД)), мышечного тонуса, дисфункция мозжечка (мышцы мягкие на ощупь, движения неточные и замедленные).

Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.

Опыт № 3 Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию - поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем - слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится - впереди, сзади, справа, слева.

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

Опыт 4. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды "Замри".

Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду "Замри". Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать полный рефлекс промежуточного мозга.

Команда "Замри" вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела.

Конечный мозг состоит из двух полушарий:

Полушария

Левое (речевая деятельность, устная речь, письмо)

Правое (образы: зрительные, музыкальные, формы и структуры предметов, художественное восприятие).

Функционально в коре различают чувствительные зоны, которые осуществляют обработку информации, поступающую от органов чувств:

  1. Височную - речь, слух, обоняние, вкус.

  2. Теменная - кожно - мышечная активность.

  3. Затылочная - зрение, письмо.

  4. Лобная - поведение.

Закрепление: мозг - главная составляющая нашего организма, от него зависит наша жизнь. Благодаря проводящим нервным волокнам обеспечивается самые важные функции нашего организма.

- Проведем практическую простую работу: у вас в тарелочках разложены витаминки - драже. Положите ее в рот и закройте глаза. Чувствуете, что во рту выделилась слюна? А теперь ее стало много, и витаминка легко проскользнула по пищеводу внутрь. Это - пример работы, какого отдела мозга? (Продолговатого мозга)

- А рефлекс? (Глотания и выделения на пищу слюны).

- Почему может возникнуть укачивание на качелях? (Возникает нарушение пространственной ориентации, тошнота, рвота.)

- Самая молодая в эволюционном отношении часть центральной нервной системы это большие полушария, которые относятся к переднему мозгу. Перед вами на столах в чашках лежат чищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? (напоминают форму извилин, борозд и полушарий головного мозга).

- Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? (Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми).



Приложение 1

Конспект урока на тему: Строение и функции головного мозга


© 2010-2022