Учитель - моя профессия

В жизни молодого человека наступает момент, когда перед ним встает вопрос: кем быть?   Конечно же, этот вопрос мучил и меня. Я никогда не мечтала стать учителем, более того, я категорично заявляла: «никогда!», даже тогда, когда уговаривал поступать в пединститут классный руководитель, многие другие учите­ля, видя во мне что-то от учителя... Когда выбор встал передо мной, я решила - учитель-это не для меня . И начался мучительный путь... в школу. Да, я не мечтала быть учителем. Но теперь я счастлива, что могу приносить пользу обществу тем, что делюсь всем, что у меня есть с детьми, от которых во многом зависит наше будущее. Впереди много дорог. Будут взлеты и будут падения. Будут новые успехи и новые потрясения. Но думаю, что никто и ничто не переубедит меня в том, что я - учитель, и это мое призвание.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель - моя профессияМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени Г.Ф. Атякшева»


Учитель - моя профессия



Лукина Е.А.

Учитель биологии




Югорск

2011




Учитель - моя профессия


В жизни молодого человека наступает момент, когда перед ним встает вопрос: кем быть? Конечно же, этот вопрос мучил и меня.

Я никогда не мечтала стать учителем, более того, я категорично заявляла: «никогда!», даже тогда, когда уговаривал поступать в пединститут классный руководитель, многие другие учите­ля, видя во мне что-то от учителя.

Почему была против поступления в пединститут ? Да, потому что в моей семье слишком много учителей, - все, кроме мамы. Отец - 50 лет проработал в проф. тех. училище. Сколько нервов, переживаний за ребят я видела дома. Естественно, это отражалось и на мне. Две сестры-учителя иностранного и русского языка. Они намного старше меня. Им нужно было готовиться к урокам, писать сценарии, проверять тетрадки. К ним приходили «их» дети и они увлеченно с ними разрабатывали какое-нибудь мероприятие. А я оставалась за «бортом». Мне так хотелось внимания с их стороны, но я знала, что мешать им нельзя. Они - учителя!

Когда выбор встал передо мной, я решила - учитель-это не для меня . И начался мучительный путь... в школу. После учебы в школе захотелось романтики. Поехала я в далекий Новосибирск и поступила в НИСКТ (Новосибирский институт Советской кооперативной торговли), на факультет - товарове­да промышленных товаров.

Казалось бы, все хорошо. Но со временем я стала понимать, что мне чего-то не хватает. И вот это «чего то» взяло верх, и я забрала документы и вернулась домой. Все очень переживали за меня, особенно отец. Я дала ему слово, что за то время, которое у меня есть до вступительных экзаменов, определюсь в выборе профессии и обязательно поступлю.

И, наверное, тогда я стала понимать, что мое призвание все-таки школа. Мои мысли работали уже в этом направлении. Но теперь встал вопрос: кем быть в школе? И здесь мне помог муж моей средней сестры, которого я очень уважаю. Он посоветовал поступать на Е.Г.Ф. (химия и биология). Я взвесила все за и против и решила да - я буду химиком.

И вот я студентка Казахского Государственного Педагогического Университета имени Абая. Удивительно замечательное время студенчества: интересные занятия, конспекты, бессонные ночи, выезды на полевую практику и общение с детьми. С самого первого курса мы работали в школе № 119 г. Алма - Аты, постигая секреты воспитательной работы. Мне и моей подруге достался класс, о котором в школе говорили - дети очень трудные, взбалмошные и непослушные. Предстояла трудная кропотливая работа. Сначала было действительно очень трудно с ребятами, но после проведения нескольких интересных мероприятий дети стали доверять нам, поверили в нас. И когда мы приходили к ним, они с радостью бежали к нам навстречу. Тому, кто не испытывал это в жизни, трудно понять, какое глубокое чувство удов­летворения получаешь от мысли, что ты нужен, в тебя верят. Именно тогда я поняла, что между учителем и учеником должно быть всегда взаимопонимание, доверия, искренность. Нельзя никогда фальшивить и кривить душой, дети это чувствуют мгновенно.

Затем были первые уроки педагогической практики, которые еще раз убедили меня в том, что общение между учителем и учеником должны складываться в первую очередь по формуле «человек - человек», а уж потом «ученик - учитель». Учитель должен видеть в ребенке прежде всего личность, у которой свои взгляды на мир, свои тайны и увлечения. С помощью педагогических средств и приемов учитель должен заботиться о развитии и совершенствовании каждой личности, о формировании в ней таких качеств, как честность, справедливость, доброта, взаимовыручка, преданность, отзывчивость. Ведь все эти качества украшают и облагораживают человека, делают его сильнее. На мой взгляд, решение этих задач очень актуально сейчас, в наше непростое время, когда экраны телевизоров пестрят насилием, подлостью, коварством. И именно учитель должен противопоставить этому чистое, доброе, светлое, искреннее, проводя это красной линией через всю свою педагогическую деятельность.

После университета я вернулась в родную школу. Первый педсовет закончился долгим и приятным разговором с бывшим классным руководителем, и тогда он мне сказал: «Женя, я очень рад, что Вы правильно выбрали свой профессиональный путь». Теперь я и сама совершенно твердо уверена, что мне нужна была именно школа.

Я не мыслю своей жизни без детей, без повседневной школьной суматохи, без поисков новых форм и методов работы, без этих глаз, которые видят в тебе человека понимающего, сильного, способного помочь в трудную минуту.

Но не все так безоблачно и легко в моей педагогической деятельности. Иногда все проходит на одном дыхании, я полна энергии и оптимизма и дети мне платят тем же. А иногда бывают минуты отчаяния, когда, начинаешь сомневаться в себе, когда кажется, что все старания напрасны, что все мои находки и затраты никому не нужны, и не будут оценены. Но где-то в глубине души я понимаю, что это минутная слабость, что это пройдет. И очень часто выйти из этого состояния, разбить все сомнения и тревоги мне помогают мои дети. Такие разные, такие родные. Совсем недавно мы с ребятами готовились к выступлению на фестивале. Я стараюсь никогда не навязывать свою точку зрения, поэтому рождение сценария, репетиции - это радость творчест­ва осознание своей значимости, полнота раскрытия способностей. Каждый ребенок понимает, что и от него тоже зависит успех класса. Я в это время стараюсь помочь, подсказать, направить.

И вот выступление закончилось, под гром аплодисментов они бегут ко мне и спрашивают: «Е. А, Вам понравилось?». Ну это ли не встряска, это ли не награда. Как после этого можно без воодушевления идти на работу. Ведь успех детей - это и мой успех. А когда ребята оценивают свой труд - это для меня высшая награда.

Я человек восприимчивый и эмоциональный и мне не стыдно признаться, что я сдерживала слезы радости, когда ученики награждали меня медалями «За честность! Требовательность! Справедливость!», «За понимание!», «За порядочность и искренность!», значит они смогли увидеть во мне меня, поверить и понять. Это ли не высшая оценка. Когда мне трудно, я вспоминаю эти минуты и появляются силы, приходит вдохновение. Хочется жить и творить на радость детям, которые умеют и хотят быть благодарными.

Сейчас я преподаю биологию и считаю этот предмет одним из самых важных, особенно в настоящее время, в век скоростей и научно-технического прогресса, в век экологического кризиса, который охватил сегодня все континенты планеты. Каждый из нас должен осознавать, что у «Земли» нет аварийного выхода. Свою первостепенную задачу я вижу в том, чтобы разбудить и развить чувства ребенка, вселить в него любовь к природе, чтобы он почувствовал себя частичкой этой природы. Если проводить эту работу и наращивать ее из года в год, тогда, я думаю, что подросток не сломает ветку дерева, не разорит гнездо, не бросит полиэтиленовый мешок в реку и не потому что кто-то увидит, а потому, что в душе своей он ощутит внутренний нравственный, эмоциональный запрет. Мы должны заниматься экологическим самовоспитанием и самообразованием. Во имя гармонии природы и человека. Гармония природы и человека- это замечательно! Это так глобально, но ведь гармония должна быть во всем. В том числе и в отношениях между людьми. Я, по прежнему, считаю, что общение между учеником и учителем должны строиться на уровне «человек - человек». И в этом я вижу гармонию. За время работы в школе я поняла, что больший вклад в создании гармонии должен вносить учитель. Ребенок должен с удовольствием идти на урок, он постоянно должен ощущать жажду к познанию и должен быть уверен, что учитель поможет ему в этом. И здесь очень важно не переступить критического порога, когда стремление научить приводит к тому, что ребенок перегружается, перегорает и теряет интерес к предмету. А я твердо уверена, что ребенка, потерявшего интерес, невозможно заставить учиться.

Потому, готовясь к уроку, я всегда продумываю, а посильно это ребенку, т.е. обязательно учитываю возрастные особенности учащихся. Стараюсь построить урок так, чтобы суждения исходили не от меня, а от самих детей.

Используя разнообразные формы и методы работы на уроке, я в первую очередь должна снять страх у ребенка за неправильный ответ, гипотезу, предложение. И опять я делаю акцент на том, что характер отношений между учителем и учеником - важный фактор, вызывающий проявление интереса к предмету.

Ребятам нравится, когда учитель помогает им принять активное >частие в приобретении новых знаний, побуждает его быть внимательным, подмечать тактично недостатки и принимать меры к их устранению.

Из собственных наблюдений я пришла к выводу, что ребятам приелся монолог учителя. Они ждут диалога, и я с удовольствием использую диалоги на своих уроках.Учитель - моя профессия

Ведь диалог - это уважение, стимул к самовыражению, самоутверждению. Диалог - это форма общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники, с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей. Диалог не возможен без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представить и понять проблемы друг друга, без взаимного приятия.

В создании эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся большую роль играет и эмоциональность самого учителя. Главное условие успеха, главная предпосылка творчества учителя - его стремление и готовность к сотрудничеству с учащимися. Сделать эффективный учебный труд необходимым и радостным для каждого ученика можно только, встав на позиции педагогики сотрудничества, при которой учитель и ученик трудятся вместе, ради достижения общей цели. При этом ученик ощущает себя соавтором единого творческого процесса.

Чтобы дать ребенку возможность почувствовать себя нужным, способным и равноправным на уроке, нужно решить следующие задачи:

  1. Выбрать форму работы на уроке, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем подготовки.

  2. Вовлечь ребят в совместный процесс познания.

  1. Определить каждому посильную часть общей проблемы.

  1. Снять с ученика страх перед плохой оценкой при неверном ответе, раскрепостить процесс его мышления.

Оценка не должна быть инструментом наказания, она должна вознаграждать учащегося за труд. Свою педагогическую задачу я вижу не в том, чтобы поставить «2», а в том, чтобы убедить ребенка, что он способен на большее, но для этого нужно приложить усилия. И если я вижу, что ребенок старается, я никогда не позволю себе унизить его плохой оценкой. Я всегда стараюсь поставить себя на место ребенка, прокручиваю в голове его мысли: «я старался, учил, неужели меня оценят неправильно?». И здесь для меня важно самой не ошибиться в выставлении оценок. Ведь неправильное решение может надолго отбить у ребенка желание изучать мой предмет.

Если выразить мою педагогическую философию в нескольких предложениях, то, наверное, это должно звучать так: ребенок должен ощущать радость от познания, ему должно быть интересно, он не должен ощущать страха унижения, оскорбления. А для того, чтобы это реализовывалось, каждый учитель должен понимать, что перед ним личность, у которой свой мир, свои тайны, свои взгляды на жизнь. А ученикк должны видеть в учителе человека, которого можно спросить, с которым можно поспорить, с которым можно найти ответ на волнующий вопрос. Процесс познания должен быть построен на взаимном уважении двух людей: ученика и учителя. Именно это и поможет нам решить много проблем, которые лежат сейчас на школе.

Да, я не мечтала быть учителем. Но теперь я счастлива, что могу приносить пользу обществу тем, что делюсь всем, что у меня есть с детьми, от которых во многом зависит наше будущее.

Впереди много дорог. Будут взлеты и будут падения. Будут новые успехи и новые потрясения. Но думаю, что никто и ничто не переубедит меня в том, что я - учитель, и это мое призвание.

© 2010-2022