О чем расскажет почерк? исследовательская работа

Данная работа выполнена учащимся МОУ "ОСОШ", я являюсь научным руководителем.  Краткая аннотация В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология.Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека. Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков. Задачи: - изучитьфизиологическую ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

«Социология»

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»





О чем расскажет почерк?









Выполнил:

Хацкевич Николай, 11 класс

Научный руководитель:

Бабужапова Номин Будожаповна,

заместитель директора по НМР,

первая квалификационная категория




п. Орловский

2012

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11класс

Краткая аннотация

В почерке раскрывается природа человека, его характер. Связь почерка с характером изучает наука графология. Она позволяет определить по почерку человека его ум, силу воли, самооценку, эмоциональность и многое другое.









\

О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс

Аннотация

Цель работы: изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.

Гипотеза: черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.

Задачи:

- изучить физиологическую основу почерка

- исследовать механизм формирования и изменения почерка

-провести графологический анализ почерка экспериментальной группы

Методы исследования:

- Анализ литературы.

- Пробы почерка экспериментальной группы (5 учащихся)

- Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности по опроснику Айзенка (подростковый вариант).

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.






О чем расскажет почерк?

Хацкевич Николай

Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс


Научная статья

Графология - область знания о почерке и методах его исследования с точки зрения, отражающихся в нем психических состояний и особенностей личности пишущего. Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного. Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Например, мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный - оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами

История возникновения графологии

Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384-322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, - отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова - отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека».

А императору Нерону (37-68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере.

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др.

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер».

НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, не известно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. И, даже полностью изучив механизмы письма, люди продолжают использовать навыки, полученные в детстве, в соответствии с личными особенностями и предрасположенностями. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.

Поэтому так важно, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.

Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал. Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом начале XX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности».


Анализ почерка

Итак, какие особенности почерка, могут приоткрыть нам индивидуальные особенности личности:

  • Общая организованность почерка.

Имеется ввиду ровность почерка. От данной характеристики в анализе почерка отталкиваются, когда исследуют другие его особенности (решают, в каком ключе их рассматривать: положительном или отрицательном). Крупный, ровный и хорошо организованный почерк присущ активным, энергичным и уверенным в себе людям. Если почерк крупный, но не организованный, то его владелец заносчив и импульсивен. Почерк, который хорошо организован, но мелкий, показывает на то, что его обладатель разумно использует свои силы, прилагает их продуманно, в нужном направлении. При мелком и плохо организованном почерке можно говорить о робости и нерешительности, а также о тяге к сосредоточению на внутреннем мире. Если к хорошо организованному почерку прилагается комплект других положительных характеристик почерка, то можно говорить о целостности, ясности ума и богатстве внутреннего мира человека. Плохо организованный почерк в графологии характеризует личность, как неуверенную в себе, со слабым самоконтролем.


  • Размер почерка.

Величина букв при анализе почерка может рассказать об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Также размер букв достаточно четко определяет степень эгоцентризма человека. Буквами среднего размера являются знаки около 3 мм в высоту, соответственно, все, что меньше относят к мелкому почерку, все, что больше - к крупному. Владельцы крупного почерка всегда активны и общительны, они зачастую даже экспрессивны. Таким людям присущи смелость и самоуверенность, на мир они смотрят в общем, не выделяя отдельные детали. Обладатели крупного почерка готовы выслушать любую точку зрения и принять её, если собеседник будет достаточно аргументирован. Но желание быть в центре внимания не дает таким личностям сосредоточиться на одной проблеме и довести начатое до конца. Часто такие люди действуют, забыв или не желая подумать.

Слишком мелкие буквы указывают на скромность автора. Такие люди часто очень скрытны, они не любят привлекать к себе внимание. Обладатели мелкого почерка умны, но в жизни им мешает постоянный анализ своих проблем. Именно это мешает им взглянуть на ситуацию в целом, избавиться от ненужных зависимостей. Они больше любят размышлять, чем делать.

Соответственно, люди со средним почерком умеют находить компромиссы в жизни, они более дипломатичны. Они не переоценивают собственных возможностей, но и не забиваются в угол. Если у человека почерк неустойчив, то это показывает его способность приспосабливаться. Но при неустойчивом почерке в рамках одного предложения можно говорить о неустойчивой самооценке, которая мешает автору обрести почву под ногами и занять определенную жизненную позицию.

  • Линии и строчки.

В графологии большое значение придается положению строчек - линиям письма. Они характеризуют отношение личности к окружающим событиям. Это основной показатель состояния подсознания автора. На воображаемой линии человек расставляет знаки не только физически: многими процессами в этом случае управляет психика человека. Выбор бумаги также может достаточно хорошо характеризовать человека. Если автор изначально выбирает линованную бумагу, значит он придерживается четкого жизненного плана. Люди, использующие чистую бумагу, независимы и имеют меньше условностей.

Если при письме наблюдаются ровные строчки, то это говорит о надежности автора, постоянстве эмоций и привязанностей. Такие люди заслуживают доверия. Но если линии вычурно ровные, то это указывает на перебор в вопросах контроля собственных эмоций. Если при этом буквы написаны очень аккуратно, то можно говорить о том, что человеку не хватает гибкости ума и характера. Поэтому небольшой изгиб в строчке всё же желателен, такие люди и в жизни способны принимать гибкие, возможно, порой и спонтанные, решения.

При анализе почерка специалисты особое внимание уделяют неровным строчкам. Неровная линия показывает слабую внутреннюю стабильность. Если линия слишком пляшет, то можно говорить даже о психических нарушениях.

Отдельное направление в графологии - направленность линий. Если строчка уходит вверх, то человек полон оптимизма и радуется жизни. Автор позитивно относится к окружающим. Но слишком задранные вверх строчки характеризуют личность, как обладателя чрезмерного оптимизма, доходящего до эйфории. Пропадает здравое восприятие жизни, наблюдается её идеализация.

Если строчки при письме уползают вниз, то автор по натуре - пессимист или находится в депрессивном, подавленном состоянии. Если строчка идет ровно, а загибается вниз только в самом конце, то человек может долго находится в спокойном состоянии, но периодически его что-то выбивает из спокойствия, и он падает духом.

В зависимость от состояния человека в течение определенного отрезка жизни его строчки могут вести себя по-разному: то уходить вверх, то уползать вниз.

Бывают случаи, когда в рамках одного листа при анализе почерка обнаруживают, что строчки то опускаются, то поднимаются (образуя арку). В этом случае у автора есть хорошие шансы стать обладателем энергичной манеры поведения и здравого оптимизма.

  • Интервалы.

В графологии интервалы характеризуют стиль поведения и мышление личности. При анализе почерка исследуются интервалы между строчками и словам.

Достаточно большие интервалы между строчками говорят о внимательности и полном осознании своих действий автором. При очень крупных интервалах у личности наблюдается скепсис и социальная отстраненность. При среднем, умеренном размере между строчками уместно говорить о ясности мышления и хорошей организованности. Если строки путаются и заезжают друг на друга, то человек неорганизован в мышлении или находится в замешательстве. Если при этом наблюдаются крупные буквы, то автор не может остановиться на каком-то одном увлечении и довести его до конца. Чем больше путаница в строчках, тем больше интересов у личности.

Иногда наблюдается чуть ли не полное совпадение строк. Это говорит о том, что их автор в полном замешательстве. Но не нужно этот случай путать с ситуацией, когда при среднем интервале некоторые элементы букв заезжают на другую строку. В этой ситуации можно говорить об очень сильно развитом интеллектуальном типе, такие люди бывают успешны сразу в нескольких сферах деятельности.

Следующий блок исследований в графологии - интервалы между словами. Они характеризуют объем физического и психического пространства, который может обеспечить комфортное существование. А также отношение автора к окружающим.

Если пробелы между словами одной ширины, то человек адекватно воспринимает социальное неравенство и ко всем относится с уважением, а также он стабилен в межличностных отношениях. Если промежутки неодинаковые, то человек непостоянен в контактах с другими людьми: с одними он слишком плотно общается, других - игнорирует .

Очень узкие промежутки между словами характеризуют автора, как обладателя узкой личной зоны. Ему не нужно большое жизненное пространство, он предпочитает держаться поближе к другим людям. Если же промежутки между словами, напротив, широкие, то личность нуждается в большом личном пространстве. Такой человек любит одиночество и размышления наедине с самим собой. Независимость необходима такой личности, как воздух. Если промежутки слишком велики, то можно говорить о страхе автора перед контактами с другими людьми, им тяжело завязывать знакомства.

  • Нажим.

Нажиму при анализе почерка уделяют особое внимание. Нажим - это характеристика эмоционального состояния. При сильном нажиме говорят об эмоциональном постоянстве человека, такая личность стабильна в своих ощущениях. Человек со слабым нажимом поддается постороннему влиянию, обладает ветреными эмоциями, непостоянством чувств. Такие люди часто находят себя в духовной или интеллектуальной сферах деятельности. Но при том, что они восприимчивы к другим людям, наблюдается отсутствие глубоких чувств. Тогда как обладатели сильного нажима способны на глубокие и стабильные чувства, они испытывают потребность в остроте ощущений. Но при этом часто бывают равнодушны к переживаниям других.

  • Наклон букв.

Эта характеристика в графологии рассказывает об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих.

Если буквы расположены строго вертикально, то человек тщательно скрывает свои эмоции, он всегда невозмутим и спокоен, при этом зачастую даже равнодушен и безразличен к окружающим. Но если такой наклон сочетается с крупным почерком и хорошим нажимом, то холодность является скорее внешним проявлением желания все тщательно взвешивать перед принятием решения.

Наклон вправо характеризует человека, как обладателя хорошей скорости внутренних реакций, такие люди хорошо находят общий язык с окружающими. Небольшой наклон вправо говорит о мягкой реакции на события и людей. Нельзя сказать, что человек эмоционально сдержан, но эмоции он не проявляет сразу, сначала оценивает ситуацию. Такие люди часто колеблются между эмоциями и логикой. Но, в общем, являются дружелюбными людьми. Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона очень импульсивны.

Авторы почерка с наклоном влево эмоционально холодны. Они проявляют эмоции, но последние направлены внутрь самих людей. Такие личности стараются оградить себя от любых раздражителей и обладают выраженным эгоцентризмом. Часто именно повышенный эгоизм приводит к иррациональным поступкам, при этом человеку абсолютно все равно, что чувствуют при этом другие. При ярко выраженном наклоне влево можно говорить об эмоциональной отрешенности автора.


О чем расскажет почерк?

Первый этап работы: мы подобрали текст «Колокольчики» и собрали экспериментальную группу из 5 учащихся 7-11классов. Учащихся зашифровали под номерами от 1 до 5. Затем, не ограничивая во времени, попросили переписать текст «Колокольчики» на чистом, белом листе бумаги без линий и клеток.

После выполнения письменного задания экспериментальная группа ответила на 60 вопросов по опроснику Айзенка. После обработки данных почерка и результатов тестирования мы сопоставили и сравнили результаты исследования. Результаты таковы.


№1

коммуникабельный, находит общий язык с разными людьми, самовлюбленный, восприимчив к чужому мнению. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Все буквы в слове связаны между собой, это является признаком хорошего логического мышления. Сужающийся левый край выдает человека скупого и жадного, рассудительный.

1 тип №14

властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешкам над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.

(Пути коррекции: нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки)

№2

общительный, эгоистичный, не самостоятелен, обидчив, имеет веселый нрав, склонен к усталости, щедрый, хитрый.

2 тип №11

активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.

(Пути коррекции: поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко направляет в разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости)

№3

дружелюбный, имеет много друзей, отзывчив, нет силы воли, честолюбив, любит быть на виду, скрытный, беззаботный, жадный и требовательный.

3 тип № 29

жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевитое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

(Пути коррекции: взаимоотношения надо строит на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.)

№4

легко находит общий язык с разными людьми, дисциплинированный, добрый, отзывчивый, аккуратен, активен, человек с веселым нравом, хорошее логическое мышление, отношение человека к материальным ценностям, щедрый, оптимист.

4 тип № 12

легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству и спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен.

(Пути коррекции: лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане)

№5

общительный, легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей, единоличник, усидчив, нервный, хорошо развита интуиция, скупой, пессимист, безразличный, эмоционален, лжив.

5 тип № 20

очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен.

(Пути коррекции: режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным лидером).

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.













Список литературы

  1. Графология шаг за шагом. Как расшифровать почерк: Инесса Гольдберг - Москва, У - Фактория, АСТ Москва, 2008г

  2. Графология. Как «читать» человека о почерку: - Москва, Эксмо, 2009

  3. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях/ Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

  4. psyfactor.org

  5. goldberg1.htm



© 2010-2022