• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект интегрированного урока по биологии, физике, истории Историческое прошлое людей или кто умнее?

Конспект интегрированного урока по биологии, физике, истории Историческое прошлое людей или кто умнее?

Данный урок разработан при соавторстве с Ивановой И.В.- учителем физики, Чураевой Р.П.- учителем истории Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее? Цель: установить   межпредметные   связи  по  истории,  биологии, физике; Образовательная  цель: сравнить объем мозга древнейших  людей и современного человека; выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи; Задачи: -Изучить предшественников человека разумного; -Сформировать понятие о сходстве  и различ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина»



Конспект интегрированного урока биологии, физики, истории в 8 классе

«Историческое прошлое людей или кто умнее?»



Авторы:

Иванова И.В.- учитель физики

Русских О.Н.- учитель биологии

Чураева Р.П.- учитель истории



г. Ижевск, 2014 год

Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее?

Цель:

установить межпредметные связи по истории, биологии, физике;

Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека;

выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи;

Задачи:

-Изучить предшественников человека разумного;

-Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

-Повторить решение задач на нахождение объема;

Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы?

  2. Назовите положение человека в системе животного мира.

  3. Каковы отличительные признаки вида Homo Sapiens?

После ответов учащихся демонстрация правильных ответов с ЭОР издательства «Дрофа»

III. Изучение нового материала

Учитель физики: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает - ход урока: форма работы- групповая.

Весь урок- идет демонстрация ЭОР- «Историческое прошлое людей»

Учитель истории:

Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей - австралопитеков. (Все данные из рассказа учителя биологии и истории учащиеся заносят в таблицу)

Предки человека

Историческая эпоха

Биологические особенности

Объем головного мозга

австралопитек

питекантроп

неандерталец

кроманьонец


Конспект интегрированного урока по биологии, физике, истории Историческое прошлое людей или кто умнее?

Учитель биологии:

Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

Учитель истории

Древнейшие люди: питекантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.)

Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

Учитель биологии

  1. Кроманьонец - первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.


Учитель физики

Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете, распознавание лиц или различение тех или иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел.

Учитель физики: А сейчас выполним практическую работу (у детей на столах раздаточный материал по физике)

Практическая работа.

Вычисление объема черепной коробки.

Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

(Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных..Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,) Конспект интегрированного урока по биологии, физике, истории Историческое прошлое людей или кто умнее?

Ход работы.

В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:

1. измеряют длину L (от лба до бугра на затылке длину);

2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);

3.измеряют высоту H ( от середины ушной раковины до макушки);

4. по соответствующей формуле вычисляют объем.

Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах, оценка - по физике.

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .

6. Делают вывод .

IV.Закрепление полученных знаний:

1..Заполнение таблицы 2:

Группа

Объем черепной коробки 1 человека из группы

1 группа

2 группа

3 группа

4

2. Таблица 3 (При заполнении таблицы2 учащиеся опираются на таблицу 3 «Объем мозга современных юношей и девушек» )


Предки

человека

Размер мозга

австралопитеки

500-600 см куб

Древнейшие люди

1100 см куб

Неандерталец

1700 см куб

кроманьонец

1800 см. куб

Современный человек(взрослый)

Девушки

Юноши

1200-1800 см. куб

1200-1400 см куб

1250-1450 см куб

3..Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»

Вывод:

делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»

Рефлексия:

Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке

Источники знаний:


1.Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс

2. Manjunath, K. Y. Estimation of Cranial Volume - an Overview of Methodologies. J. Anat. Soc. India, 51:85-91, 2002
medind.nic.in/jae/t02/i1/jaet02i1p85.pdf

3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия, 1964.

4. ЭОР издательства «Дрофа», Историческое прошлое людей, 8 класс

5. Электронный журнал «Наука», статья «Размер мозга и интеллект»2014 год









© 2010-2022