- Преподавателю
- Биология
- Урок естествознания по темеМногообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Урок естествознания по темеМногообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Савинцева Н.Г. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обобщающий урок «Насекомые».
Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.
Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме «Насекомые».
Задачи:
1.Обощить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.
2.Коррекция и развитие интеллектуальных умений и мысленных операций- анализ и синтез, сравнение, обобщение.
3. Расширить кругозор и воспитывать любовь к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, ребусы, кроссворды, коллекция и презентация по теме «Насекомые».
Ход урока.
-
Организация урока
-
Вступительное слово учителя.
-
Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд.
Отгадайте следующие загадки:
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки. (кузнечик)
На болоте обитает
И лягушек поедает. (цапля)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (пчела)
-Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит - пищит,
Сядет и- молчит. (комар)
Шевелись у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (муравей)
Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (шмель)
-
1
2
3
4
5
6
7
8
Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме.
Сообщение темы и цели урока. Совершим путешествие в удивительный мир - мир насекомых.
-
Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека.
(запись в тетради-даты, темы урока)
Самостоятельное выполнение практической части.
1Кузнечик,2 цапля, 3стрекоза, 4 пчела, 5комар, 6 бабочка, 7муравей, 8 шмель.
1.Посмотрите внимательно на кроссворд. Какое животное из них лишнее? Почему? (Цапля - птица).
2.Назовите одним словом всех его представителей. (насекомые).
3.Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? ( шесть ног, голова, грудь, брюшко м т. д.).
4.Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)
5. Работа у доски. Составить и описать схему развития бабочки- капустницы. 1 ученик.
6. Составить и описать схему развития тутового шелкопряда.1 ученик.
7. Как тутовый шелкопряд попал из Китая в другие страны?
8. На слайде показаны 3 схемы развития насекомых, выбрать правильную схему развития насекомых (майского жука, яблонной плодожорки, комнатной мухи) и объяснить.
9. Черный ящик: (мед, вощина)
В этом ящике находится продукт деятельности насекомых отряда Перепончатокрылых.
10 Рассказать о составе семьи, как пчелы узнают где можно сделать набор меда?
11. Как пчелы делают мед?
12. Работа с учебником стр. 30. Отряд Двукрылые.
Найдите ответ на вопрос. Почему муха может передвигаться по отвесным стенам, потолку, оконным стеклам.
Вспомним сказку про царя Салтана. В какие насекомые превращался князь Гвидон?
(комар, муха, шмель
13.Вспомните как в сказке отразил одну из стадий развития мухи.
(стадия куколки. Когда князь и царица выбирались из бочки))
-
Биологический диктант. Особенности строения и развития насекомых.
-
Внешний покров насекомых - …
-
Число крыльев - …
-
Отделы тела - …
-
Глаза у насекомых - …
-
Развитие с полным превращением происходит по схеме - …
-
Число усиков - …
-
Кровеносная система -…
-
Все насекомые -…
-
Дыхательная система - …
-
Выделительная система - …
-
Количество ног у комнатной мухи - …
-
Общественные насекомые - …
-
Примеры насекомых с полным превращением - …
-
Примеры насекомых с неполным превращением - …
-
Мальчик поймал на огороде беленькую … и принес к отцу.
-
- Это превредная …, -сказал отец, - если их разведется много, то пропадет наша … .
- Неужели эта бабочка такая жадная? - спрашивает мальчик.
-Не сама …, а ее … , - отвечает отец, - бабочка нанесет крохотных …, а из … выползут… Гусеница очень прожорлива и только делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то превращается в … . Не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее …, такая же, как вот эта.
Так превращается всякая … из … в … , из … в к…, из … в … , а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике.
VI Физкультминутка
VII Насекомые- вредители.
Меры борьбы с ними.
1.Агротехнические (уборка сорняков, растительных остатков, перекопка почвы, севооборот)
2.Химические (ядохимикаты)
3.Биологические (наекомые - наездники, жуки, златоглазка, богомол. Информация учащихся)
VIII Зоошутка. Фантастическое животное.
На слайде найти из частей тела каких насекомых составлено это животное?.
1.Голова-муравья
2. Усики- жука
3.Хоботок- бабочки
4.Спинка-пчелы
5.Ноги- комара
6.Передние крылья кузнечика
7.Задние- бабочки.
IX.Задания на карточках.
О том, что муравьи « доят» тлей, знал уже К.Линней, который дал этому насекомому название «муравьиная корова». Объясните, чем привлекает тля муравьев.
Насекомое садится верхом на жертву и изгибает брюшко вниз, причем часто жертва продолжает при этом двигаться. Как называются насекомые и какое они имеют значение?
Чем отличается «жало» комара от жала пчелы?
Рыболов остаток мотыля ( наживка для рыбалки) после рыбалки поместил в аквариум. В следующий раз он захотел их взять, но в аквариуме не обнаружил ни одной личинки. А над аквариумом почему-то летали комары. Объясните, в чем дело?
X. Выводы : Биология насекомых очень разнообразна. Велико и многообразно их значение в природе. Без насекомых разорвалась бы цепь круговорота веществ.
XI.Ознакомление с некоторыми охраняемыми насекомыми и их биологией.
На экране фотографии насекомых. Учитель делает краткие комментарии к ним: жук олень, махаон, павлиний глаз, малинница, бражник, красотел пахучий и другие.
Выводы: Несмотря на многочисленность насекомых их нужно охранять: не уничтожать их места обитания, не разорять гнезда, не раздавливать просто так, не собирать коллекции, если в этом нет необходимости, правильно выбрать методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
Итоговое тестирование: выбрать один правильный ответ
1Отделы тела насекомых
-
голова, грудь, брюшко
-
головогрудь, брюшко
-
головогрудь, хвост
2.Покровы тела насекомых
-
хитиновый
-
известковый
-
костный
3. Майский жук - это
-
обитатель почвы
-
листоед
-
водный жук
4. Пищеварительная система насекомых
-
сердце, мышцы, усики
-
глаза, клешни, жабры
-
рот, глотка, желудок
5. Выделительная система насекомых
-
сердце
-
мальпигиевы сосуды
-
жабры
6. Нервная система насекомых состоит
-
окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка
-
верхняя и нижняя челюсти
-
хитин
7. Дыхательная система
-
легкие
-
Жабры
-
трахеи
8. Усы - это
-
органы зрения
-
вкуса
-
обоняния, осязания
9. Глаза у насекомых
-
простые и сложные
-
сложные
-
отсутствуют
10. Личинки комаров развиваются
-
в воде
-
в почве
-
разлагающихся органических остатках
11. Существуют перелетные бабочки?
-
да
-
нет
12. Жуки имеют
-
2 пары крыльев, жесткие надкрылья
-
1 пара крыльев
-
2 пары прозрачных крыльев.
13. Насекомые
-
вредные существа
-
полезные существа
-
полезны и вредны только с точки зрения человека
14. Кузнечики стрекочут
-
ротовыми органами
-
трением ног о надкрылья
-
ногами
Объясните народные приметы
-
Паук плетет сеть-к сухой погоде.
-
Муравьи прячутся в муравейник-к ненастью.
-
Много мошек-готовь лукошко.
Общие выводы: Класс насекомые очень разнообразный и многочисленный. У представителей сложное поведение и многообразно значение.
Роль и значение насекомых:
Работа по карточкам. Поставить знаки + или -
В природе
В жизни человека
Питание
Опылители цветов
Участие в почвообразовании
Вредители растений и животных
Пчеловодство
Шелководство
Опылители растений
Биологический метод борьбы с вредителями- насекомыми.
Паразиты
Переносчики болезней
Вред сельскому хозяйству
Портят изделия из кожи, меха, шерсти.
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
Рефлексия:
Что интересного узнали на уроке?
Что нового и полезного узнали на уроке?
Домашнее задание. Подготовить сообщения каким насекомым где, когда и за что поставили памятники?