- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока: «Класс Костные рыбы. Многообразие, значение, охрана»
Конспект урока: «Класс Костные рыбы. Многообразие, значение, охрана»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казанкова Е.М. |
Дата | 11.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № дата
Тема урока: « Класс Костные рыбы. Многообразие, значение, охрана».
Цели урока:
Образовательные: раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды; определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека; основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.
Развивающие: научиться узнавать изученных рыб; уметь сравнивать особенности строения рыб;
уметь работать с учебником,
Воспитательные: познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения; показать влияние человека на численность рыб;
соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать очень интересных животных, населяющих водоемы земного шара, которых можно встретить в соленой воде и пресной, в высокогорных озерах, глубинах океана, в холодных северных и теплых тропических морях.
Давайте вспомним их систематику. (2-е уч-ся пишут на доске систематику рыб).
В это время с классом проводится
Блиц-опрос.
-
Орган дыхания рыбы (жабры).
-
Яйцеклетка рыб (икринка).
-
Орган равновесия рыбы (боковая линия).
-
Органы передвижения рыб (плавники).
-
Сперматозоиды рыб (молоки).
-
Количество кругов кровообращения у рыбы (один).
-
Защитный покров тела рыбы (чешуя).
-
Орган слуха рыбы (внутреннее ухо).
-
Количество камер в сердце рыбы (две).
-
Личинка рыб (малек).
-
Орган осязания рыб (усы).
-
Ответная реакция организма на воздействия из внешней среды (рефлекс).
-
Тип оплодотворения у рыб (внешнее).
-
Кровеносные сосуды, по которым кровь течет к сердцу (вены).
-
Рыбы по постоянству температуры и обмену веществ (холоднокровные).
-
Поведение рыб во время размножения (нерест).
-
Кровеносные сосуды, по которым кровь течет от сердца (артерии).
-
Орган, заполненный смесью газов, для поднятия и опускания рыбы в воде (плавательный пузырь).
-Каких хрящевых рыб вы знаете?
-Чем отличаются хрящевые рыбы от костных?
Перед вами записи, где все признаки разных классов рыб соединены воедино.
Наша задача - распутать эти записи.
Класс Хрящевые рыбы - _____________________________________________
Класс Костные рыбы - _______________________________________________
1. Размеры до 20м. 2. Жаберные крышки 3. Находятся в постоянном движении. 4. Нет шеи. 5. Наличие ребер. 6. Плавательный пузырь. 7. Брызгальца. 8. 5 - 7 пар жаберных щелей. 9. Чешуя состоит из дентина. 10. Хрящевой скелет во взрослом состоянии. 11. Спиральный орган. 12.Парные плавники расположены в горизонтальной плоскости. 13.Скелет плавников представлен костными лучами. 14.Рыло. 15.Боковая линия. 16. Могут быть глоточные зубы. 17.Неравнолопастной хвостовой плавник. 18.На чешуе есть годовые слои.
Правильные ответы:
Класс Хрящевые рыбы - 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17.
Класс Костные рыбы - 2, 4, 5, 6, 12, 13, 15, 16
3. Изучение нового материала. Сегодня мы с вами будем говорить о костных рыбах, их многообразии, значении и охране.
И эпиграфом нашего урока я выбрала строки:
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!
-Как вы думаете, почему существует такое огромное многообразие рыб?
-Сейчас мы с вами будем знакомиться с отрядами костных рыб, слушать сообщения и заполнять таблицу.
Название отряда
Характерные особенности
Представители
Значение в природе и жизни человека
На предыдущем уроке учащимся раздаются сообщения - пятиминутки (Отряды: Осетрообразные, Карпообразные, Окунеобразные).(Остальные отряды на самостоятельное изучение, с заполнением таблицы).
-А любите ли вы рыбу? Какая рыба чаще всего попадает к вам на обеденный стол?
Блюда из рыбы издревле являлись основой питания. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).
В наше время идет хищническое истребление рыбы. Стадо азовских осетров, которое выращивали около пятидесяти лет, почти полностью уничтожено браконьерами.
Некогда, самое богатое по своим запасам Азовское море, с каждым годом становится все бедней. Все меньше попадается в сети рыбца и тарани, в три раза меньше - леща, в пять - тюльки и хамсы. Уловы осетров сократились на порядки - с 5,5 тысячи тонн 30 лет назад до 1,5 тонны сегодня. Уже занесена в Красную книгу белуга, на очереди - севрюга.
Одна из причин рыбного голода - резкое сокращение естественных нерестилищ, спровоцированным заиливанием, замыванием рек, протоков, кутов, гирл.
Однако главные виновники - браконьеры. Один-единственный траулер, промышляющий в Азовском море под «черным флагом» вылавливает за сезон примерно столько же рыбы, сколько целое рыболовецкое хозяйство. А их, траулеров, здесь не один десяток. Не считая нескольких тысяч маломерных судов. Орудуя донными тралами, они не только по максимуму выгребают рыбу, но и уничтожают флору - кормовую базу морских обитателей.
При современном состоянии рыбоохраны, повсеместном браконьерстве, естественное воспроизводство осетровых невозможно. Сейчас идет изъятие осетровых полностью как популяции. Та рыба, которая ещё осталась, попросту вырождается. Вес и длинна меньше, способность к воспроизводству - ниже. Проще говоря, идет вырождение рыбы. Этого нельзя допустить ни в коем случае!
Но ценность рыбы не только пищевая, рыбы имеют, благодаря большому разнообразию и многочисленности, огромное значение в общем круговороте веществ, составляя важное звено в переработке органического вещества водоемов и переносе колоссальной энергии, накопляемой водными растениями и животными. Круговорот веществ при участии рыб осуществляется через ряд звеньев в цепи питания. А нам известно, что исключение из цепи целого звена ведет за собой серьезные последствия.
-Какой вывод из этого можно сделать? В связи с возрастающими потребностями человека в пищевых продуктах, с совершенствованием орудий лова, с ухудшением экологического состояния многих водоёмов рыбные запасы на Земле уменьшаются. Поэтому возникла необходимость принять меры по охране и воспроизводству рыбы.
В России, как и во многих других странах, охрана рыб предусматривает:
1. Запрет вылова рыб с низкой численностью и видов, занесённых в Красную книгу.
2. Определение сроков и места вылова рыбы.
Определение запрещённого и незапрещённого снаряжения и способов ловли рыбы.
4. Определение промышленных размеров вылавливаемой рыбы.
Запрет на сбрасывание грунта и различных отходов в воду,
контроль за сточными водами, запрет устройства завалов на реках.
7. Ограничение движения моторных лодок в местах нереста.
8. Борьба с удушьем на водоёмах в зимний период
Уч-ся формулируют вывод о необходимости сохранения всех звеньев пищевой цепи водных и ( не только) сообществах
4.Закрепление изученного.
Класс делится на 2 команды. Каждая команда готовит по 5 вопросов. Игра «Крестики- нолики». Выигрывает та команда, которая первой зачеркнет з символа (крестик или нолик)
-Подведение итогов урока, выставление отметок.
5.Домашнее задание. §23, таблицы
6. Итоги