Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Конспект урока по теме "Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания.Способы борьбы со СПИДом" демонстрирует применение на уроке современных образовательных технологий:информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, проблемно-диалогических. В конспекте содержатся скриншоты страниц электронного приложения к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой "Общая биология 10-11 классы" издательства "Дрофа", скриншоты с обучающего диска «Уроки б...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Вирусы - неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания.Способы борьбы со СПИДом.

Цель урока:познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; обобщить знания об опасности заражения вирусом СПИДа, изучить методы профилактики заражения вирусами гепатита и ВИЧ.

Тип урока:урок изложения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учителя, три ноутбука на партах учащихся с загруженным электронным приложением к учебнику «Общая биология» издательства «Дрофа», электронная презентация урока, обучающий диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» (10 кл., урок 12), видео ООО «Инфоурок» физкультминутка с пандой.

Ход урока:

I. Актуализация знаний. 01.12.14 исполнилось 33года с тех пор, как во всём мире узнали о новом смертельном заболевании. Что это за заболевание? Подсказка: в учреждении в начале декабря ежегодно, начиная с 2000 года, проводится конкурс плакатов, подготовка концертных номеров, в связи с тем, что 1 декабря отмечается День борьбы со … (Правильно: СПИД! А как расшифровать аббревиатуру СПИД ? Да! СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита)

Какова причина этого заболевания? (Вирус иммунодефицита человека)

Исходя из дискуссии, предлагаю сообщить тему урока и цели самим обучающимися (их предположения озвучиваются), затем учитель демонстрирует (слайд № 1,презентация урока)

II.Освоение новых знаний.

Строение вируса (обучающий диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» урок 12, стр.11-15) В 1892 г. русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь растений табака, обнаружил, что при пропускании сока, выделенного из больного растения, через фильтры, задерживающие бактерий, жидкость сохраняла способность вызывать заболевания у здоровых растений. Возбудитель болезни был столь мал, что его и подобные ему структуры, получившие в дальнейшем название вирусы (от лат. virus- яд), стало возможно изучать только после изобретения электронного микроскопа.

Вирусы - это неклеточная форма жизни. Считая признаком живого наличие клеточного строения, большинство ученых, тем не менее, относит вирусы к живым организмам, потому что их существование неразрывно связано с клеткой. Являясь внутриклеточными паразитами, вне клетки вирусы не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

русов. Вирусы имеют очень простое строение. Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой - капсидом. Внутри капсида могут также находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, состоящий из многих белковых молекул, обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Эта особенность строения позволяет отдельным белкам вируса объединяться в полную вирусную частицу путем самосборки.

Разнообразие вирусов: презентация (слайды 2,3).

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Строение и жизненный цикл бактериофага (стр.16, урок 12 на диске «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»),

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

далее слайд 5 презентации, по которому предлагается рассказать о жизненном цикле бактериофага учащейся мотивированной на изучение предмета либо левополушарной обучающейся.

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Еще троим обучающимся (слабо мотивированным на изучение предмета, но с удовольствием, работающим на компьютере ) предлагаю ситуацию выбора: работа на ноутбуках с электронным приложением к учебнику «Общая биология» издательства «Дрофа»

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Такое же задание на интерактивной доске выполняет обучающаяся со средней степенью интереса к предмету. При этом первая обучающаяся, мотивированная на изучение предмета выступает в роли консультанта четверых последних. Остальные учащиеся класса сигнализируют ладонью о согласии с позицией ученика у интерактивной доски, либо тыльной стороной кисти сигнализируют об ошибке. Оценку деятельности дает компьютер. Учитель выступает в роли второго наблюдателя-консультанта, осуществляет стимулирование учащихся к работе без боязни ошибиться, разрешается переделать работу несколько раз!

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Далее продолжение изучения нового материала: Болезнетворные свойства вирусов (стр.17 на диске «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»)

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Вирус СПИДа (слайд 6). Сообщение учащейся 1(Выступает ВИЧ-инфицированная обучающаяся, заразившаяся через шприц при коллективном употреблении наркотиков, отбывающая наказание за хранение и распространение наркотиков).

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), впервые был выделен в США в 1981 г. Уже к 1995 г. число инфицированных этим вирусом достигло 23 млн человек. В настоящее время болезнь очень быстро распространяется в Азии, Африке, а также в Центральной и Восточной Европе.ВИЧ относят к группе ретровирусов, генетическим материалом которых является РНК. Обычно ВИЧ передается вместе с кровью или спермой. В 90% случаев заражение происходит при половом контакте, при этом риск заражения увеличивается пропорционально увеличению числа половых партнеров. Многократное использование одного и того же шприца приводит к быстрому распространению вируса среди наркоманов. ВИЧ может попасть в организм человека при контакте с кровью больного, например при обработке ран. Существует вероятность заражения при переливании крови, не прошедшей тестирование на присутствие ВИЧ. От ВИЧ-инфицированной матери вирус может через плаценту попасть в кровь плода или передаться новорожденному при кормлении грудным молоком. Но воздушно-капельным путем и при рукопожатии этот вирус не распространяется.

ВИЧ - это вирус, поэтому антибиотики, которые используются при лечении бактериальных инфекций, в данном случае бессильны. Современная медицина разрабатывает лекарственные средства, которые подавляют репликацию ВИЧ, но их использование имеет много побочных эффектов и перспективы их применения пока неясны. Разработка вакцины против ВИЧ тоже имеет определенные сложности; это связано с особенностями строения данного вируса и тяжестью заболевания, которое он вызывает. На сегодняшний день важным направлением в лечении СПИДа является восстановление иммунной системы инфицированных.

Пока не существует эффективных способов лечения этого заболевания, лучшим способом защиты от СПИДа является соблюдение мер предосторожности:

- следует избегать случайных половых связей, а при половых контактах изолировать себя от спермы и крови партнера при помощи презерватива;

- в больницах, стоматологических клиниках, поликлиниках и косметических салонах необходимо использовать одноразовые шприцы, а инструменты многоразового применения тщательно стерилизовать, соблюдая все необходимые условия;

- донорскую кровь следует проверять на наличие антител к ВИЧ.

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Строение вируса ВИЧ (слайд 6) По величине отдельная частица ВИЧ, т.е. его вирион, достигает размера 100-140 нм. Вирион имеет округлую форму. Под электронным микроскопом выглядит как многолепестковый цветок. Внутри вириона находятся две молекулы РНК, окруженные белковой оболочкой - капсидой. Рядом с молекулами РНК расположены специфические белки-ферменты (транскриптаза ВИЧ), трансформирующие РНК в ДНК. Вирион имеет суперкапсиду - двухслойную мембрану, построенную из мембраны клетки-хозяина. Снаружи на мембране располагаются, как гвоздики, особые белки - гликопротеиды (сложные соединения углевода и белка), главной функцией которых является присоединение вириона СПИДа к клеточной поверхности клетки-хозяина.

Рассмотрим жизненный цикл вируса иммунодефицита (слайд 7).

Конспект урока по теме ВИРУСЫКоментарии учителя: ВИЧ инфицирует и уничтожает лейкоциты определенного типа, так называемые лимфоциты-хелперы (от англ. help- помощь), которые обеспечивают формирование иммунитета человека. После проникновения ВИЧ в клетку путем эндоцитоза (1-3) вирусная РНК выходит в цитоплазму (4), где на ее основе с помощью специального фермента синтезируется вирусная ДНК (5). Последняя проникает в клеточное ядро и встраивается в ДНК хозяина (6). В дальнейшем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК происходит и копирование встроенной вирусной ДНК, в результате чего количество зараженных лимфоцитов быстро растет. Этот процесс может продолжаться в течение многих лет. По истечении некоторого времени вирус вновь активизируется (7) и «заставляет» клетку работать на себя, синтезируя вирусные РНК и белки (8), из которых собираются новые вирусные частицы, покидающие клетку-хозяина (9). Причины, по которым вирус спустя 5-6 лет скрытого существования переходит в активную форму, неизвестны. Новые вирусные частицы заражают еще здоровые лимфоциты, проникают в головной мозг и другие органы. В результате иммунная система разрушается, лимфоциты перестают узнавать чужеродные белки и болезнетворные бактерии, попадающие в организм, и человек становится уязвимым для любых инфекционных заболеваний. У вируса СПИДа процесс идет очень быстро: за 5 мин на одной лимфоцитарной клетке может образоваться до 5000 новых вирусных частиц.

Физкультминутка с пандой (демонстрация видео на интерактивной доске, учащиеся вместе с медвежонком выполняют упражнения) Конспект урока по теме ВИРУСЫ

Печальная статистика. Сообщение учащейся 2(Выступает еще одна ВИЧ-инфицированная обучающаяся, заразившаяся через шприц при коллективном употреблении наркотиков, отбывающая наказание за хранение и распространение наркотиков).

На 1.12.14 на планете Земля 36,5 млн. ВИЧ- инфицированных. Ежедневно заражаются 7,5 тысяч людей.Количество ВИЧ- инфицированных в России стремительно приближается к миллиону. В Россиичисло инфицированных достигает 860 тысяч, из них около 6 тысяч -дети. На Кубани выявлено 12179ВИЧ -инфицированных. К настоящему времени родились от ВИЧ-инфицированных матерей 1334 ребенка, из числа которых в разряд ВИЧ-инфицированных переведены 79 детей (5,9%).Край занимает 21 место в РФ по уровню инфицированности населения (в 1996 было 2 место). В Усть-Лабинском районе на учете 90 человек. В ИК-3 на сегодня ВИЧ-инфицированых65 осужденных. Первая ВИЧ-инфицированная прибыла в ИК-3 в декабре 1996 г. В ДМР за всю историю было 7 родов от матерей с ВИЧ-инфекцией, все дети здоровы. Ежегодно у 1-2% ВИЧ-инфицированных развивается СПИД. Больные СПИДом подвержены различным бактериальным, вирусным и грибковым инфекциям, которые и становятся причиной их смерти. Более 60% заболевших СПИДом погибает от пневмонии, с которой успешно справляется иммунная система здорового человека. У многих носителей ВИЧ развиваются злокачественные опухоли, а при заражении токсоплазмозом поражаются большие полушария мозга, что может привести к параличу1 и коме2.

1Паралич (от греч. paralysis - развязывать, расслаблять) - расстройство двигательной функции в виде полного отсутствия произвольных движений в мышце или группе мышц.

2Кома (от греч.кота - глубокий сон) - состояние глубокого угнетения функций центральной нервной системы, характеризуется полной потерей сознания, утратой реакции на внешние раздражители и расстройством регуляции жизненно важных функций.

Хотя вирус СПИДа обнаруживается в секретах человеческого тела - в слюне, слезах, молоке, однако нет доказательств передачи его при бытовом контакте. ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков, при нарушении санитарных норм во время переливания крови. Известны случаи заражения детей во время родов и через молоко матери.В настоящее время происходит массовое нарастание числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Пять африканских стран (Замбия, Зимбабве, Малави, Руанда и Уганда) оказались наиболее охваченными пандемией СПИДа. Там инфицировано 7-9% населения (в том числе большое количество детей), а в крупных городах - более 25%.

В последние годы наблюдается рост количества ВИЧ-инфицированных лиц в России. Преобладающее их число составляет молодежь. Проблема борьбы с вирусом СПИД остается одной из главных для общества, для здравоохранения и для науки вирусологии.

Вирусы как переносчики генетической информации.(Комментарий учителя) Существует гипотеза, что вирусы - это генетический материал, некогда покинувший клетку, но сохранивший способность к самовоспроизведению при возвращении в нее. Следовательно, в процессе эволюции вирусы возникли позже появления клеточной формы, а любое вирусное заражение надо рассматривать как получение клеткой некой чужеродной генетической информации.

Многие вирусы способны не только привносить в организм хозяина свою наследственную информацию, но и изменять работу клеточных генов. В процессе копирования вирусной ДНК иногда происходит частичное копирование и генетического материала хозяина. В этом случае новые собранные вирусные частицы, покидающие клетку, будут уносить с собой копию некой наследственной информации хозяина. Таким образом вирусы могут переносить гены между организмами разных видов, отрядов и даже классов, скрещивание которых в принципе невозможно. В настоящее время вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генов между организмами.

А есть ли положительная роль у вирусов? Учащиеся высказывают свои предположения, аргументируют свою точку зрения. (Смотрим обучающий диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» стр.19 урока 12)

Конспект урока по теме ВИРУСЫ

III. Закрепление новых знаний. Применение усвоенного (электронное приложение к учебнику «Общая биология» издательства «Дрофа»)

  1. Выполнение теста (один учащийся у интерактивной доски, трое за ноутбуками, остальные ладонями подтверждают свое согласие с ответом учащегося у доски или протестуют - тыльная сторона ладони, либо сомневаются - ладонь горизонтально)

  2. Конспект урока по теме ВИРУСЫ

2.Работа в тетрадях:

А) Закончите предложение: Неклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться в них называются _________

Б)Назовите фамилию ученого, обнаружившего неизвестную форму жизни, впоследствии получившую название вирусы. Когда это произошло?

3. Беседа по вопросам:

  • Назовите массовые вирусные заболевания человека, животных, растений.

  • Какие явления обозначаются терминами ВИЧ и СПИД? В чем их различие?

  • Почему СПИД считают важной социальной проблемой?

IV.Выводы: Вирусы -неклеточные формы, состоящие из молекулы нуклеиновой кислоты и белков.

V. Рефлексия (анализ движения собственной мысли обучающегося, своей работы). Подведение итогов,выставление оценок.

VI.Задание на дом:§17, ответить на вопросы 1-3, с.92

© 2010-2022