- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии Царство Бактерий
Урок биологии Царство Бактерий
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Двойникова Е.С. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока биологии в 11 классе.
Тема урока: Генетические закономерности.
Задачи: - продолжить углубление знаний основных понятий генетики, умения пользоваться генетической символикой;
- охарактеризовать анализирующее скрещивание и показать необходимость этого типа скрещивания для практики сельского хозяйства;
- рассмотреть взаимодействие генов на примере неполного доминирования.
Оборудование: - портреты Пушкина и его родителей (на доску);
- магнитная доска и набор магнитов;
- раздаточный материал на каждый стол: родословная А.С. Пушкина; таблица полное и неполное доминирование; карточки с условием задачи 3, с вопросами и афоризмами.
План урока.
-
Вступление.
-
Проверка изученного материала ранее:
-
У доски схема
-
Ответы на вопросы с мест
-
Решение 2 задач (1 - с магнитами; 2 - на доске)
-
-
Изучение нового материала:
-
Анализирующее скрещивание
-
Промежуточное наследование
-
-
Закрепление.
-
Выставление оценок. Домашнее задание.
-
Вступление.
Первый шаг в познании закономерностей наследственности мы сделали с Вами на прошлых уроках. А сегодня нам предстоит переоткрыть законы Г. Менделя:
-
Неполного доминирования и
-
Анализирующего скрещивания.
Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: Генетические закономерности.
2. Проверка изученного материала ранее.
А начнем мы с повторения:
-
Первое задание: ответьте на мои вопросы (с места):
- как называется первый закон Г.Менделя?
- как формулируется первый закон?
- как называется второй закон Г.Менделя?
- как формулируется он?
-
Второе задание (на доске): запишите возможные варианты гамет у особей со следующими генотипами:
а/ Аа б/ АА в/ аа
-
Третье задание: решите задачи на 1,2 законы Г.Менделя.
Задача 1. (на магнитной доске) Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?
Дано: Решение:
Объект - кролик Р г/т самка АА х самец аа
Признак: цвет шерсти: ф/т черный белый
-черная (АА),- белая (аа) гаметы: А а
Р ф/т белый и черный F1 г/т Аа
ф/т черные
Найти: г/т и ф/т F1 и F2 - ? гаметы: А а А а
F 2 г/т АА Аа Аа аа
ф/т черн. Черн. Черн. Белый
Ответ: в первом поколении наблюдается единообразие гибридов
(проявляется 1 закон Г.Менделя), а во втором поколении
Наблюдается расщепление: - по фенотипу - 3:1
и по генотипу - 1:2:1( проявляется 2 закон Г.Менделя).
Задача 2. (на доске): белая морская свинка (аа) скрещивается с черной морской свинкой (АА). Гибридные морские свинки скрещиваются между собой. Какое потомство у них будет?
Итак, обе эти задачи являются подтверждением опытов и законов, выведенных Г.Менделем. Но,
3. Изучение новой темы:
3.1. Ученый на этом не прекратил своих опытов и наблюдений и так как по фенотипу (по внешним и внутренним признакам) особи далеко не всегда можно определить ее генотип. Мендель выяснил, что для этого исследуемый организм надо скрестить с гомозиготной рецессивной особью. И такое скрещивание назвал анализирующим (на доске написать понятие).
Запишем в тетрадь определение: Для определения генотипа особи ее скрещивают с гомозиготной рецессивной особью и называется такой тип анализирующим скрещиванием.
Решим задачу: (вызывается 1 ученик для решения задачи). Были взяты 6 серых кроликов-самок и скрещены с рецессивным гомозиготным черным самцом. В 5 случаев все потомство состояло из серых кроликов. В 1 случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и гибридов первого поколения во всех случаях.
Решение: по условию черный окрас шерсти является рецессивным признаком, отсюда следует, что серый окрас является - доминантным признаком. Остается только выяснить, в каком состоянии будет серая окраска шерсти в - гомозиготном (АА) или гетерозиготном (Аа). Если исследуемый организм гомозиготный, то потомство от скрещивания будет единообразным. В условии сказано, что в 1 из 6 случаев произошло расщепление, отсюда следует, что серая окраска находится в гетерозиготном состоянии в данном случае. В остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии.
Дано: Решение:
Объект - кролик 1. Р г/т самка Аа х самец аа
Признак: цвет шерсти: ф/т серый черный
-черная (аа),- серая (АА гаметы: А а а
или Аа) F1 г/т Аа аа
Р ф/т серый и черный ф/т серые черные
5 сл. F1 - ф/т все серые 2. Р г/т самка АА х самец аа
1 сл. F1- ф/т 5 серых ф/т серый черный
и 4 черных гаметы: А а
Найти: г/т Р - ? г/т F1 - ? F 1 г/т Аа
ф/т серые
Ответ: наши предположения подтвердились: в первом случае серая окраска находится в гетерозиготном состоянии и в первом поколении наблюдалось расщепление по фенотипу 1:1; в остальных же 5 случаях серая окраска в гомозиготном состоянии и все потомство единообразное (все гибриды серые). Такой тип скрещивания Г.Мендель назвал анализирующим.
Рассмотренный нами тип скрещивания используется в сельском хозяйстве для определения генотипа исследуемого организма.
3.2. Приоткроем завесу тайны рождения гения земли русской А.С. Пушкина. Поэт своими предками гордился и не раз говорил в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их. О своем сходстве с предками писал так:
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры;
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
Мой рост с ростом самых долговязых
Не может равняться;
У меня свежий цвет лица, густые волосы
И кудрявая голова.
По всему этому, мой милый друг,
Меня можно узнать.
Да, таким, как Бог меня создал,
Я и хочу всегда казаться.
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености -
Да, таков Пушкин…
Как Вы думаете, что описывает в стихотворении Пушкин? Какие признаки? Используя таблицу с полным и неполным доминированием, а т.ж. родословную А.С Пушкина (они у Вас на столе) и зная о том, что его прадед Абрам Ганнибал был негр, женился на белокожей женщин, ответьте на вопрос: возможно ли в таком браке рождение белых детей?
Запишем решение задачи:
Р г/т самка аа х самец АА
ф/т белый черный
гаметы: а А
F 1 г/т Аа
ф/т мулат,
т.е. рождение белых детей у Абрама Ганнибала было невозможно. Абрам был негр, его генотип состоял из одних доминантных генов, его жена была белой и имела генотип рецессивный по этому признаку. Они дают один сорт гамет и при слиянии появляется новый генотип с характерным для него фенотипом мулата. Пользуясь таблицей, мы видим, что это случай неполного доминирования, т.е. доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, и наследование носит промежуточный характер.
Запишем в тетрадь: Явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет проявление другого аллельного гена, называется промежуточным (неполным) доминированием.
Руководствуясь результатом задачи, мы можем сказать, о том кто определил цвет кожи (черты лица, кучерявые волосы)? Да, конечно, со стороны матери А.С. Пушкину могли передаться доминантные признаки: окраска кожи, кудрявые волосы. Доказательством этого является портрет матери Надежды Осиповны, «прекрасной креолки» как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение.
4. Закрепление.
4.1. Ответьте на вопросы, которые записаны в карточках.
Итак, мы сегодня познакомились с … - анализирующим скрещиванием и - с промежуточным наследованием.
4.2. Используя полученные на уроке знания, ответьте: о чем эти высказывания (у вас карточки с афоризмами: 1 ряд - первый афоризм; 2 ряд - второй)
5. Похвалить за работу на уроке, поставить оценки и дать домашнее задание.
Приложение 1.
-
1 ряд
Физик Р. Фейман утверждал, что наука - это то, что поддается непосредственной проверке опытом.
Задание: - Постарайтесь доказать, что генетика - это настоящая наука.
-
2 ряд
«О генетике говорят, что она имеет славное прошлое, увлекательное настоящее и обещает захватывающее будущее»
Задание: - Постарайтесь доказать эти утверждения.
Приложение 2.
Этапы решения генетических задач
- запись генотипов и фенотипов родителей;
-запись возможных типов зигот;
- подсчет соотношения генотипов и фенотипов потомства.