Программа по биологии 5 класс (ФГОС ООО)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5-9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,

которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место курса биологии в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБО школа №1 г. Рязани.

Данная программа рассчитана на 1 год - 5 класс.

Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии

Личностными результатами являются следующие умения:

5-6 классы

∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки.

∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

5-6-й классы ∙ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

∙ Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

∙ Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

∙ В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

5-6-й классы

∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

∙ Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

∙ Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

∙ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

∙ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

∙ Вычитывать все уровни текстовой информации.

∙ Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание курса биологии в 5 классе

Тема 1. Биология-наука о живом мире (8 ч)

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. 5 класс»(ФГОС)

Раздел.

Тема урока

Сроки

Требования к результатам

Универсальные

Учебные

действия

Д/З

(системати

ческое повторение)

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

1






Наука о живой природе

1 неделя

сентября

Знать особенности науки биологии, задачи, стоящие перед учёными-биологами

Уметь

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Характеризовать особенности и значение науки биологии

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами

П.1

Вопросы 1-4 стр.7

1 неделя

сентября

2

Свойства живого

2 неделя

сентября

Знать

основные свойства живого; отличие живого от неживого,

понятие «орган» и его функция.

Уметь формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации;

формирование мотивации к о целенаправленной познавательной деятельности, осознания ценности живых объектов

Характеризовать свойства живых организмов

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

П.2

Вопросы 1-4

Стр.12

2 неделя

сентября

3

Методы изучения природы

3 неделя

сентября

Знать общие методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Понимать назначение лабораторного оборудования и измерительные приборов.

Уметь проводить простейшие наблюдения, измерения. Опыты.

Осваивать способы оформления результатов исследования

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива;

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Применять на практике разные методы изучения природы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

П.3 прорастиь фасоль

Вопросы 1-4 стр.15

3 неделя

сентября

4

Строение клетки.

Ткани

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

4 неделя сентября

Знать понятия «клетка», части клетки и их значение «ткань», виды тканей животных и растений

Уметь сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их.

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Выявлять части клетки на рисунках учебника,

характеризовать их значение.

________________

Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

П.5 в.1-4 стр.24

4

неделя сентября

5

Химический состав клетки

1 неделя октября

Знать

Неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы)

Уметь объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке

Анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре.

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Знать

Неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы)

________________

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

________________

Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы.

П. 6

В.1-4 стр.27

Мини-проект

«Из чего же…»

1 неделя октября

6

Процессы жизнедеятельности клетки

2 неделя октября

Знать основные процессы живой клетки (дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение)

Уметь характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

________________

объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

________________

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

П. 7 в.1-5 стр.32

2 неделя октября

7



8

Великие естествоиспытатели



Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология - наука о живом мире»

3 неделя октября

Знать имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии Уметь формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Создавать модель строения клетки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.

________________

Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

________________

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

П.7

Стр.33-34

3 неделя октября

9

10

Царства живой природы

4неделя октября

Знать предмет науки систематики, сущность термина «классификация»,

отличительные признаки представителей царств живой природы (бактерии, грибы, растения, животные), принципы их классификации. Меры профилактики вирусных заболеваний

Уметь выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

Различать основные таксоны классификации - «царство» и «вид».

________________

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

___________________

Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике.

П.8 сообщение «Самый…»

П.8 В.1-4 стр.38

4неделя октября

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

2неделя ноября

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, различать понятия «автотрофы», «гетертрофы», прокариоты», «эукариоты»

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов;

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

________________

Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

________________

Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

П. 9 в.1-5 стр.42

2неделя ноября

12

Значение бактерий в природе и для человека

3неделя ноября

Знать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, средства борьбы с болезнетвореыми бактериями.

Уметь различать бактерий по их роли в природе и жизни человека, по типу обмена веществ, характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве, объяснять термин «симбиоз»

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

________________

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника,

________________

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерий, оценивать его значение для природы.

. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

П. 10 в. 1-4 стр.45

3неделя ноября

13

Растения

4 неделя

декабря

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами;

осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

________________

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

________________

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, определять термин «спора».

________________

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

П.11 сообщение «Интересное в мире растений»

4 неделя

декабря

14

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения»

1неделя

декабря

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

осознание ценности живых объектов;

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

_______________

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на

примере сосны).

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием

П.11 в.1-4 стр.51

1неделя

декабря

15

Животные

Многообразие животных

2 неделя

декабря

Иметь представление о фауне, знать об особенностях одноклеточных и многоклеточных животных, (беспозвоночных и позвоночных)

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника

________________

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела

_______________ Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

П.12 сообщение «Опасные животные»

В.1-4 стр.56

2 неделя

декабря

16


Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»

Особенности передвижения животных

3 неделя

декабря

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Формулировать вывод о значении движения для животных

.

Уметь проводить простейшие наблюдения,

Фиксировать результаты наблюдений в тетради

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей

функции познавательного мотива

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

_______________

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

П.12

3 неделя

декабря

17

Грибы

Особенности строения грибов

4 неделя

декабря

Знать общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами Называть знакомые виды грибов

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры

Знать общую характеристику грибов, особенности одноклеточных и многоклеточных грибов.

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.

Характеризовать питание грибов.

П.13 сооб. «Грибы паразиты»

В.1-5 стр.60

4 неделя

декабря

18

Многообразие и значение грибов

2 неделя

января

Иметь представление о многообразии грибов. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Знать правила сбора и употребления грибов в пищу. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами..

Объяснять значение грибов для человека и для природы

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни формирование основ экологической культуры

Характеризовать строение шляпочных грибов.

________________

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

_______________

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника

П.14

2 неделя

января

19

Лишайники

Особенности лишайников

3 неделя

января

Знать общую характеристику лишайников, особенности внешнего и внутреннего строения, Уметь характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Выделять главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

_______________

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника

_______________Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

П.15

В.1-4

3 неделя

января

20


Значение живых организмов в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

4 неделя

января

Знать живых организмов, полезных и вредных, для человека

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

_______________

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом

П.16

стр.73-74

4 неделя

января

21

Среды жизни планеты Земля

1неделя

февраля

Знать много образие условий обитания на планете, особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Уметь приводить примеры организмов - обитателей этих сред жизни.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей;

выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

участвовать в совместной деятельности;

работать с текстом параграфа и его компонентами;

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

_______________

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

________________

Приводить примеры обитателей организменной среды - паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

В.1-5 стр.

77-78

1неделя

февраля

22

Экологические факторы среды

2неделя

февраля

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать действие различных факторов среды на организмы

________________ приводить примеры собственных наблюдений.

_______________

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

в.1-3

стр.81

2неделя

февраля

23

Приспособления организмов к жизни в природе

3 неделя

февраля

Знать примеры приспособленности организмов к условиям своего обитания

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.

_______________

Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.

_______________

Характеризовать приспособленность

животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

В.1-4

Стр.84

3 неделя

февраля

24

Природные сообщества

4 неделя февраля

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

«пищевая цепь» Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

________________

Характеризовать разные природные сообщества.

________________

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

В.1-4

Стр.87

4 неделя февраля

25

Природные зоны России

1неделя марта

Определять понятие «природная зона».

Различать особенности разных типов природных зон (влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь)

Знать обитателей разных природных зон России, редкие и исчезающие виды.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

________________

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

В.1-4 стр.93

1неделя марта

26

Жизнь организмов на разных материках

2 неделя марта

Знать понятие о материке, своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Объяснять понятие «местный вид».

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

________________

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

________________

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

В.1-4

Стр.98

2 неделя марта

27


Жизнь организмов в морях и океанах

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

3неделя марта

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов

осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

_______________Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

_______________Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых

Тематическое тестирование

Стр.1-3-105

3неделя марта

28

Как появился человек на Земле

1 неделя

апреля

Знать, когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного раннего предка, не андертальца, кроманьонца)(

Уметь доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Характеризовать существенные признаки современного человека Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения учебной задачи

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Знать, когда и где появился человек, особенности строения и жизнедеятельности предков Человека разумного раннего предка, не андертальца, кроманьонц

________________

Уметь доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Характеризовать существенные признаки современного человека

_______________Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

1 неделя

апреля

29

Как человек изменял природу

2 неделя

апреля

Знать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Самостоятельно ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

________________

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

________________

Аргументировать необходимость охраны природы

В.1-3 стр.112

2 неделя

апреля

30

Важность охраны живого мира планеты

3 неделя

апреля

Называть животных, истреблённых человеком.

Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры.

Знать мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Самостоятельно ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи, работать в соответствии с поставленной задачей

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу

_______________Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

_______________Объяснять значение Красной книги, заповедников

В.1-4 стр.116

3 неделя

апреля

31


32

Сохраним богатство живого мира

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

4 неделя

апреля

Объяснять ценность разнообразияживого мира. Знать обязанности человека перед природой, Уметь приводить примеры участия школьников в деле охраны природы.

(заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр

систематизировать и обобщать разные виды информации

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

________________

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.

_______________

Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул

Стр.120 - 122

4 неделя

апреля

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1 неделя

мая

основные признаки живой природы;

устройство светового микроскопа;

-основные части и органоиды клетки;

основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

основные признаки представителей царств живой природы.

основные среды обитания живых организмов;

-природные зоны нашей планеты, их обитателей.

-предков человека, их характерные черты, образ жизни;

основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

систематизировать и обобщать разные виды информации

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов

34

Экскурсия. «Весенние явления в природе»

или «Многообразие живого мира» Обсуждение заданий на лето

2 неделя

мая

Уметь систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

систематизировать и обобщать разные виды информации

Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Осознание ценности живых объектов, формирование основ экологической культуры

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.

________________

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира правила поведения в природе.

________________

Анализировать содержание выбранных на лето заданий

2 неделя

мая

35

Резерв

Понятие о природном и культурно-историческом наследии.

Особо охраняемые природные территории КБР

3 неделя

мая

Знать понятия

«наследие», «природное наследие»

Уметь называть особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального и регионального значения,

систематизировать и обобщать разные виды информации

осознание ответственности за сохранение культурного и природного наследия, любовь и привязанность к малой Родине

Давать определение понятиям «наследие», «природное наследие»

культурно-историческое наследие.

______________

Выявлять природные особенности КБР

Объяснять причины создания ООПТ

3 неделя

мая




Содержание

разделов

Основное содержание

по темам

Характеристика основных

видов деятельности

обучающегося

1.Биология как наука.

Роль биологии в

практической

деятельност

2.Отличительные

признаки живых

организмов

Наука о живой природе. Знакомство с

учебником, целями и задачами курса. Человек

и природа. Живые организмы - важная

часть природы. Зависимость жизни

первобытных людей от природы. Охота и

собирательство. Начало земледелия и

скотоводства. Культурные растения и

домашние животные. Наука о живой природе -

2.Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы.

Признаки живого: обмен веществ, питание,

дыхание, рост, развитие, размножение,

раздражимость. Организм - единица живой

природы. Органы организма, их функции.

Согласованность работы органов,

обеспечивающая жизнедеятельность

организма как единого целого

Обсуждать проблему: может ли человек

прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации

учебника.

Приводить примеры знакомых

культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед

учёными-

2.Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого

и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных

и животных организмов по рисунку

учебника.

Рассматривать изображение живого

организма и выявлять его органы, их

функции. Обсуждать роль органов

животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении

взаимодействия органов живого

организма

3Методы изучения

живых организмов:

наблюдение,

измерение,

эксперимент

3.Методы изучения природы.

Использование биологических методов для

изучения любого живого объекта. Общие

методы изучения природы: наблюдение,

описание, измерение, эксперимент.

Использование сравнения и моделирования в

лабораторных условиях

3.Рассматривать и обсуждать рисунки

учебника, иллюстрирующие методы

исследования природы.

Различать и опиcывать методы изучения

живой природы.

Обсуждать способы оформления

Увеличительные приборы. Необходимость

использования увеличительных приборов

при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная,

штативная, микроскоп. Первое

применение микроскопа Р. Гуком.

Усовершенствование микроскопа А. Ван

Левенгуком. Части микроскопа: окуляр,

объектив, тубус, предметный столик

Объяснять назначение увеличительных

приборов.

Различать ручную и штативную лупы,

знать получаемое с их помощью

увеличение. Описывать и сравнивать

увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть

их. Изучать и запоминать правила

работы с микроскопом

4.Клеточное строение

организмов.

Многообразие клеток.

Методы изучения

живых организмов:

наблюдение,

измерение,

эксперимент

5.Особенности

химического состава

живых организмов:

неорганические и

органические

вещества, их роль в

организме

6.Роль питания,

дыхания, транспорта

веществ, удаления

продуктов обмена в

жизнедеятельности

клетки и организма.

Рост и развитие

организмов.

Размножение

7.Разнообразие

организмов.

Принципы их

классификации.

Отличительные

признаки

представителей разных

царств живой природы

8.Бактерии.

Многообразие

бактерий

9.Бактерии.

Многообразие

бактерий. Бактерии

- возбудители

заболеваний. Меры

профилактики

заболеваний,

вызываемых бак-

териями. Роль

бактерий в природе и

жизни человека

10.Растения.

Многообразие

растений. Значение

растений в природе и

жизни человека

11.Методы изучения

живых организмов:

наблюдение,

измерение,

эксперимент

12Животные. Строение

жи- вотных

Многообразие жи-

вотных, их роль в

природе и жизни

человека

13.Методы изучения

живых организмов:

наблюдение,

измерение,

эксперимент

Микропрепарат. Правила

работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства

увеличительных приборов

4.Строение клетки

Ткани. Клеточное строение живых

организмов. Клетка. Части клетки: ядро,

цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана.

Клеточная стенка у растительных клеток.

Назначение частей клетки. Понятие о

ткани. Ткани животных и растений. Их

функции

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками

растений»

5.

Химический состав клетки Химические

вещества клетки: неорганические и

органические. Неорганические вещества, их

роль в клетке. Минеральные соли, их

значение для организма. Органические

вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их

значение для жизни организма и клетки

6 Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, происходящие в

живой клетке: дыхание, питание, обмен

веществ, рост, развитие, размножение.

Деление клетки - процесс размножения

(увеличения числа клеток). Новые клетки

- только от клетки. Деление клеток,

обеспечивающее передачу наследственного

материала дочерним клеткам.

Взаимосвязанная работа частей клетки,

обусловливающая её жизнедеятельность

7 Царства живой природы Актуализация

понятий «классификация», «систематика»,

«царство»,

«вид». Царства клеточных организмов:

бактерий, грибов, растений и животных.

Вирусы - неклеточная форма жизни: их

строение, значение и меры профилактики

вирусных заболеваний

8.Бактерии: строение и жизнедеятельность

Актуализация знаний о царстве бактерий.

Бактерии - примитивные одноклеточные

организмы, различные по форме,

выносливые, обитают повсеместно,

размножаются делением клетки надвое.

Строение бактерии: цитоплазма, клеточная

мембрана и клеточная стенка, отсутствуют

оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как

самая древняя группа организмов. Процессы

жизнедеятельности бактерий. Понятие об

автотрофах и гетеротрофах

9Значение бактерий в природе и для

человека

Роль бактерий в природе: разложение

мёртвого органического вещества, повышение

плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых

бактерий с растениями, способствующий

усвоению растениями недоступного для них

азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии.

Цианобактерии - поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными

типами обмена веществ. Процесс

жизнедеятельности бактерий - брожение.

Полезные бактерии: их использование при

создании пищевых продуктов, изготовлении

лекарств. Болезнетворные бактерии,

вызывающие отравления и инфекционные

заболевания человека и животных. Разработка

средств борьбы с болезнетворными

бактериям

10.Растения

Флора - исторически сложившаяся

совокупность всех растений на Земле.

Отличительное свойство практически всех

растений - автотрофность благодаря

наличию в клетках хлорофилла. Значение

фотосинтеза. Сравнение клеток растений и

бактерий: растения - эукариоты, бактерии

- прокариоты. Деление царства растений на

группы: водоросли, цветковые

(покрытосеменные), голосеменные, мхи,

плауны, хвощи, папоротники. Строение

растений. Корень и побег. Слоевище

водорослей. Покрытосеменные и

голосеменные растения. Их основное

различие. Размножение цветковых и

голосеменных растений семенами, остальных

групп растений - спорами. Роль

цветковых растений в жизни человека

11.Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов

растения»

12.Животные

Фауна - совокупность всех видов животных.

Особенности животных - гетеротрофность,

способность к передвижению, наличие

органов чувств.

Среда обитания: вода, почва, суша и другие

организмы. Одноклеточные и

многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды

13.Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

Соблюдать правила работы в кабинете,

обращения с лабораторным

оборудованием

4.Называть части клетки по рисункам

учебника. Характеризовать назначение

частей клетки. Сравнивать животную и

растительную клетки, находить их

различие.

Называть ткани животных и растений по

рисункам учебника, характеризовать их

строение, объяснять их функции.

Изучать строение клетки на готовых

микропрепаратах под малым и большим

увеличением микроскопа.

Различать отдельные клетки, входящие в

состав ткани.

Обобщать результаты наблюдений,

делать выводы.

Зарисовывать клетки в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете,

обращения с лабораторным

оборудованием

5.Различать неорганические и

органические вещества клетки,

минеральные соли объяснять их

значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и

понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и

анализировать представленную на них

информацию о результатах опытов

6.Оценивать значение питания, дыхания,

размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен

веществ», характеризовать его

биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления

клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника

процесс деления клетки, устанавливать

последовательность деления ядра и

цитоплазмы клетки.

Объяснять сущность термина

«классификация». Давать определение

науке систематике.

Знать основные таксоны

классификации -

«царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую

единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой

природы, устанавливать связь между

царствами. Называть отличительные

особенности строения и

жизнедеятельности вирусов

8.Называть главные особенности строения

бактерий.

Характеризовать разнообразие форм

тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов:

«автотрофы»,

«гетеротрофы», «прокариоты»,

«эукариоты». Различать свойства

прокариот и эукариот. Характеризовать

процессы жизнедеятельности бактерий

как прокариот.

9.Характеризовать процесс брожения и его

использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для

человека. Сопоставлять вред и пользу,

приносимые бактериями природе и

человеку, делать выводы о значении

бактерий

10.Характеризовать главные признаки

растений. Различать части цветкового

растения на рисунке учебника,

выдвигать предположения об их

функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные

растения, характеризовать их сходство и

различия. Характеризовать мхи,

папоротники, хвощи плауны как

споровые растения, знать термин

«спора».

11.Рассматривать побег цветкового

растения, различать и называть его

части.

Определять расположение почек на

побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега

12.Распознавать одноклеточных и

многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по

рисункам учебника, описывать их

различие, называть части их тела.

Приводить примеры позвоночных

животных. Объяснять роль животных в

жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы,

оказывающие влияние на

жизнедеятельность животных

13.Наблюдать за движением животных,

отмечать скорость и направление

движения, сравнивать передвижение

двух-трёх особей. Зарисовать общий

облик инфузории. Формулировать вывод

о значении движения для жи





© 2010-2022