• Преподавателю
  • Биология
  • Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и учении

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и учении

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Топорова Юлия Алексеевна портфолио учителя Отчет C

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» уровень 3

г. Костанай

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в преподавании и учении.

Сегодня наше государство стремится попасть в число развитых стран мира. Для того чтобы реализовать данную цель, наша страна должна взрастить поколение, которое сможет поднять Казахстан на этот уровень. Поколение независимое, развитое, конкурентноспособное, с креативными идеями, творческими подходами к решению той или иной проблемы, критическим мышлением, поколение в котором каждый имеет свою точку зрения. Становление такого поколения, естественно, начинается со школьной скамьи. Но тогда и казахстанским учителям для того чтобы растить творческое, образованное, поколение необходимо усовершенствовать свою педагогическую практику.

Конечно же, стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Руководство для учителя страница 110).

На первом этапе курсов «Лицом к лицу», изучив основные теории, на котором базируется современное обучение, новые подходы в контексте ключевых идей семи модулей Программы, рассмотрели исследования ученых, педагогов в данной области, я уже тогда поняла, что меняться нужно в корне, начиная со своей точки зрения на процесс обучения и заканчивая стилем преподавания.

До прохождения данных курсов я была учитель с авторитарным стилем преподавания. Учащиеся работали по традиционной методики, выдавая готовые знания, я больше времени уделяла на закрепление нового материала, учащиеся выполняли упражнения, решали задачи каждый в своей тетради, либо у доски. Отвечали только тогда когда я задам вопрос, причем не задумывалась над вопросами высокого и низкого порядка. При ответе учащимися на мои вопросы, я смотрела только на то, кто отвечает и как отвечает, если же сильный учащийся отвечал на заданный вопрос не верно, то я реагировала достаточно «колко», показывая сильному учащемуся что стыдно не отвечать на такие вопросы, если же не отвечали средние и слабые учащиеся, от меня звучал монолог о том, что нужно работать усиленно, учить домашнее задания, для того чтобы добиться хоть какого-то результата. Проводя свои уроки, в основном применяла индивидуальную форму работы, на лабораторных работах - парную форму работы.

Теперь осознав все изученное, впитав в себя множество информации, пропустив через себя в процессе первого этапа методику современного обучения и придя на второй этап «Практика в школе», я отчетливо понимала, что учитель с демократичным стилем преподавания, который будет способствовать свободному общению учащихся, позволит путем обсуждений, высказываний своих точек зрений, приходить к определенным выводам. Так же, учитывая пирамиду обучение, где девяносто процентов удержания полученной информации учениками происходит при передаче знаний, я поняла, что групповая форма работа является неотъемлемой частью современного учебного процесса. Поэтому первым делом проходя практику в школе, я донесла учащимся о важности работы в группе, о том, что работа в группах является более эффективной и плодотворной на уроке, что один в поле не воин, и вместе мы достигнем более высоких результатов, разработав при этом правила поведения в группах.

Я пересмотрела свои взгляды на задаваемые мною вопросы, стала задавать чаще вопросы высокого порядка, видя затруднения у учащихся отвечать на вопросы такого характера, решила данную проблему, перестроив структуру вопроса, ориентируя его на применение жизненного опыта учащихся. Тем самым стала слышать более полные, аргументированные ответы. При ответе на мои вопросы, теперь уже делаю акцент, какой вопрос был задан? Кто отвечал? Как отвечал? Если же ответ все таки прозвучал не верный, задаю вопрос-переориентацию: «Может кто то думает по-другому?», и корректирую ответ. При таком подходе учащиеся не боятся не неправильного ответа, отвечают уверенно, аргументируют свою точку зрения, не мало важную роль сыграла в этом доброжелательная обстановка в классе, на уроке царит атмосфера сотрудничества, все учащиеся стараются помочь своим одноклассникам. Все это происходит благодаря созданию коллаборативной среды, о которой мы так много говорили на первом этапе курсов.

Так как успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения (Задания для выполнения в период практики, страница 32), то я считала необходимым условием создания среды сотрудничества на своем уроке.

Вся серия последовательных уроков начиналась с организационного момента. Выполняя задание практики по созданию коллаборативной среды, я еще при планировании первого урока задумывалась над тем как это сделать не в убыток учебному занятию, но и оставить без внимания данную работу я не могла, так как создание атмосферы сотрудничества, играет не маловажную роль при эффективной плодотворной работе учащихся на уроке.

При продумывании всего выше сказанного пришла к выводу о том, что создавать коллаборативную среду буду с помощью тренингов, плавно переходящих к новой теме.

Результатом данной работы, является то, что еще на первых минутах урока учащиеся во влечены в учебный процесс, примерно понимая о чем будет говорится на уроке в дальнейшем, так же самостоятельно могут сформировать как тему урока, так и определить его цели. Трудность заключается в том, что нужно самостоятельно придумывать или преобразовывать уже имеющиеся тренинги к каждому уроку, это занимает много времени. В дальнейшем планирую с помощью интернет ресурсов, дополнительной литературы, опыта коллег собрать комплекс тренингов по биологии, на создание коллаборативной среды.

После изучения Программы, в которой отображены семь модулей с их ключевыми идеями, на которых основывается все современное образование, я сделала для себя вывод, о том, что некоторые вещи для нас не новы. Так как мы и раньше организовывали диалог на своих уроках, обучали талантливых и одаренных, использовали ИКТ в преподавании и обучении, оценивали учащихся, при изучении нового материала использовали чтение с пометками, что характерно для модуля программы обучение критическому мышлению, все задания разрабатывали с учетом возрастных особенностей. Но как бы то ни было, уже в конце первого этапа курсов, мы видели перед собой целостную систему внедрения идеи семи модулей Программы в свою педагогическую деятельность, наполнили свой багаж знаний по формам, методам, тактикам, подходам и стратегиям, тем самым внесли огромные изменения в свою педагогическую практику.

Теперь я отчетливо понимаю, что, прежде всего, я должна научить учащихся быть ответственными за свое обучение, таким образом, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно обучаться. В планировании серии последовательных уроков, и при реализации данного планирования на практике, данное обучение реализовывала с помощью различных видов деятельности, такими как: создание кластера, заполнение таблиц, выполнения лабораторной работы и эксперимента и т.д. При внедрении данного модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» при реализации саморегулируемого обучения возникли трудности у учащихся в самостоятельном выборе стратегий для достижения целей и решения проблем, анализируя свою деятельность я определила пути решения данной проблемы мне нужно выстраивать подмостки для достижения зоны ближайшего развития учащихся, тем самым в результате я смогу развить навыки саморегулируемого обучения по биологии и химии для детального и конкретного усвоения базового материала с целью дальнейшего глубокого понимания предмета

Еще одним не маловажным обучением в данном модуле является диалогическое обучение.

Что касается конкретно моего предмета, диалогическое обучение я использую практически на каждом этапе урока, в различных формах обучения.

Теперь я понимаю что более эффективно, получается использовать диалог в групповой форме в основном на закреплении нового материала, когда ученикам предлагаю творческие задания, например, составить кроссворд, коллаж, кластер. При такой работе учащиеся усваивают знания, вырабатывают навыки и умения в определенной научной области, и непосредственно усваивают навыки общения и взаимоотношения, путем определенных суждений, доказательства своей точки зрения участникам группы.

Так же диалогическое обучение осуществляю при проведении практических и лабораторных работ, разбив класс по парам, где каждая пара путем обсуждения друг с другом и выполнения работы приходит к определенному результату.

В своем преподавании диалог так же осуществляю на этапе актуализации новых знаний и рефлексии, на данных этапах в основном происходит общение между учителем и учеником.

Изучив теоретический материал, внедрив данной обучение в свою практику, можно сделать вывод о том, что диалоговое общение нужно организовывать непосредственно наводящими вопросами без полного включения в учебный процесс учителя. Учащиеся должны сами самостоятельно рассуждать, отвечать аргументировано, как бы учить друг друга, к сожалению, в таких предметах как химия и математика, нельзя злоупотреблять взаимообучением, так как учащиеся могут ввести в заблуждение друг друга и навязать ложное понимание того или иного процесса или явления.

Пути решения при такой сложившейся ситуации вовлечь учащихся в исследовательскую беседу, направлять, корректировать идеи, высказывания учащихся, тем самым добраться до истины.

Какие изменения произошли в моей практике по обучению критическому мышлению? В первую очередь, я узнала от коллег путем обсуждения в группах на занятиях о множествах стратегий, проанализировав полученную информацию, поняла, что каждая стратегия, может быть применима для уроков химии и биологии. При проведении серии последовательных уроков обучение критическому мышлению реализовывалось с помощью стратегий: «ЖИГСО», «Инсерт», «Синквейн», «Авторский стул», при создании кластера. А также при выполнении лабораторных работ, которые полностью построены на осмыслении, анализе и синтезе информации. Трудности возникли у учащихся в осознании субъективности собственных предположений и оценки всех выводов. В дальнейшем планирую для решения данной проблемы, развивать самосознание и непредубежденность учащихся с помощью стратегий критического мышления.

В моей педагогической практике произошли и изменения в понимании оценивания, раньше я думала, что оценивание это все таки полученная оценка за работу в конце урока. Теперь большое внимание уделяю формативному оцениванию, которое предназначено для обучения. Его реализовываю с помощью комментариев учебного процесса учащихся, о том, как нужно доработать какое либо задание, материал для достижения определенных целей. При корректировке, достигая определенной цели, учащийся обязательно будет мной поощрен, что содействует повышению мотивации у учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании и обучении использовались мной практически на каждом уроке и раньше, это работа с презентациями, флипчартами, виртуальными лабораторными работами, компьютерными наблюдениями. При изучении данного модуля на курсах у меня изменилось отрицательное отношение к сотовому телефону, если раньше я не приветствовала на парте учащегося сотовый телефон, то теперь, благодаря обсуждений в группе, где коллеги поделились своим опытом по использованию сотового телефона на уроке, поменялось на положительное. Применила некоторые приемы по использованию сотового телефона на практике, а именно поиск дополнительной информации в интернете, получение оценки в конце урока, путем рассылок заметок по блютузу.

В дальнейшем планирую расширить приемы и методы использования сотового телефона на уроках химии и биологии.

При моем совсем не большом пятилетнем стаже педагогической деятельности, я считала, что обучение талантливых и одаренных учеников, в основном происходит во внеурочное время, подготовка к олимпиадам и написание научных работ. На уроке в основном использовала усложненные задачи по химии. Пройдя первый этап курсов, осмыслив данную информацию, пришла к выводу, о том, что одаренный ребенок может не только самостоятельно сидеть и выполнять неинтересные задания повышенной сложности, понижая при этом мотивацию к обучению, но выступать в роли эксперта, консультанта, выполнять творческие работы на анализ, синтез информации, писать эссе и научные выводы по теме, обобщать и делать выводы по теме. Внедрив в свою практику все, что было перечислено выше, я наблюдала развитие творческого потенциала одаренного ребенка и повышение мотивации к предмету. Но при работе с одаренным ребенком в серии последовательных уроков я определила следующие трудности: неумение одаренного ребенка сконцентрировать внимание на определенной проблеме, а также проявление завышенной самокритичности. Для преодоление данных трудностей в дальнейшем я планирую акцентировать внимание одаренного ребенка на практическую значимость той или иной проблемы. А также развивать уверенность учащихся, создавая ситуации успеха, выстраивая подмостки для преодоления зоны ближайшего развития.

Естественно, все планирование уроков, заданий, стратегий было с учетом возрастных особенностей учащихся, тем самым реализован модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Какие изменения произошли в моей практике конкретно по данному модулю? Это, прежде всего мной были рассмотрены возможности реализации стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозратсных классах, поскольку данная проблема встречается во всех регионах Казахстана (Руководство для учителя страница 118).

Изменения произошли и в понимании управления и лидерства в обучении учителя, я научилась организовывать процесс обучения так, чтобы дети самостоятельно добывали знания из различных источников, обучали друг друга в результате общения, обсуждений, творчески подходили к выполнению заданий, умели применить свои знания в жизненных ситуациях, обладали критическим мышлением. Я стала компетентным учителем, лидером в совершенствовании работы, владеющим информационно-коммуникационными технологиями, навыками демократичного общения с учениками.

Делая вывод обо всем выше сказанном, благодаря внедрению идеи семи модулей Программы в мою педагогическую деятельность, я определила следующие положительные моменты: повышение мотивации обучения учащихся, активизация мыслительной деятельности, развитие критического мышления, формирование и развитие коммуникативных компетенций и развитие способностей к саморегулированному обучению учащихся.

Но нельзя упускать из виду и возникшие трудности, которые впоследствии решались, при помощи выдвинутых путей решений, которые в обязательном порядке должны привести к ожидаемому результату. В дальнейшем я планирую систематизировать все свои полученные знания по внедрению идей семи модулей, взаимодействовать с учащимися, повышать их мотивацию к предмету, разнообразив уроки различными видам деятельности, формами работ, ну, и конечно же, совершенствовать свою педагогическую практику и профессиональное мастерство. Так как время не стоит на месте, мир меняется, а вместе с ним меняемся и мы!




© 2010-2022