Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Исследовательская работа посвящена изучению микроорганизмов в школьной среде с помощью доступных для обучающихся методов исследования. Рассмотрены вопросы истории изучения бактерий, их систематики. Авторы попытались в школьных условиях наглядно проследить рост колоний микроорганизмов, самостоятельно изучить школьный микромир и убедиться, окружают ли учеников патогенные микроорганизмы.
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Ерофеева Виктория Алексеевна

ученица 7 класса

Манжесова Марина Нурисламовна

учитель биологии БОУ «Тарская СОШ № 5»

Омская область



Аннотация: исследовательская работа посвящена изучению микроорганизмов в школьной среде с помощью доступных для обучающихся методов исследования. Рассмотрены вопросы истории изучения бактерий, их систематики. Авторы попытались в школьных условиях наглядно проследить рост колоний микроорганизмов. Самостоятельно изучить школьный микромир и убедиться, окружают ли учеников патогенные микроорганизмы.

Ключевые слова: бактерии, бактериологический метод, питательная среда, смывы с объектов.

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Удивительно, что они настолько малы, не видны без микроскопа и при этом бывают очень полезными и вредными, как нам рассказывали на уроках биологии. Кроме того, в настоящее время в средствах массовой информации очень часто упоминаются разные виды бактерий, содержащиеся в огромном множестве в кисломолочных продуктах, которые очень вкусны и чрезвычайно полезны для здоровья человека. Также часто слышим с экранов телевизора и видим на прилавках магазинов разные виды мыла с надписью «Антибактериальное». Так кто же такие эти наши соседи - бактерии? «Мойте руки», - эти призывы старших действуют не на всех. Взрослые дают советы, дети их выслушивают и делают по-своему. Надо ли учиться на собственных ошибках? Как доказать сверстникам, что окружающий нас микромир заполнен мельчайшими организмами? Как можно убедиться в существовании мира невидимок?

Чтобы получить ответы на поставленные вопросы, была проделана данная исследовательская работа.

Объект исследования: предметы школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5». Предмет исследования: наличие бактерий на предметах школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5». Цель работы: выяснить, находятся ли бактерии на предметах школьной среды «Тарская СОШ №5». Гипотеза: предположим, что на ручках дверей школы, на руках учеников и школьных принадлежностях находится множество бактерий.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что экспериментальным путем, в школьных условиях, можно наглядно проследить рост колоний микроорганизмов. Самостоятельно изучить школьный микромир и убедиться, окружают ли учеников патогенные микроорганизмы.

Бактерии - древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и сине-зелёных водорослей относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет. Бактерии обладают клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии - это живые микроорганизмы, чаще одноклеточные, относительно просто устроенные. Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули». Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг. Позднее Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. Почти нет места на земле, где бы не встречались бактерии. Особенно много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий, их насчитывается пятьсот видов. Особенно много их в кишечнике, они помогают справиться с пищей: переваривают ее, а также в дыхательных путях, на коже, мочевыделительной системе. Они живут в воздухе, воде морей и океанов, выдерживают глубокую заморозку и высокие температуры. Бактерии приносят не только пользу, но и вред. Они размножаются в пищевых продуктах, вызывая тем самым их порчу. Бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления др.), животных и растений (бактериальный ожог яблонь). Болезнетворные бактерии проникают в организм воздушно-капельным путем, через раны и слизистую оболочку, пищеварительный тракт. Симптомы болезней, вызываемых бактериями, обычно объясняются действием ядов, вырабатываемых этими микроорганизмами или образующихся при их разрушении.

Проанализировав научную литературу, нами были рассмотрены различные методы исследования бактерий. Наиболее подходящим методом для изучения микроорганизмов в школьных условиях является бактериологический метод. Он сводится к взятию смывов с исследуемых поверхностей и посеву полученного материала на питательные среды. После чего выделяется чистая культура микроорганизма и определяется его вид. Питательная среда - благоприятная среда для роста бактерий. В ее состав должны входить вещества, необходимые для роста и размножения бактериальных клеток. Питательные среды готовятся на основе агара - экстракта из красных морских водорослей.

В нашей исследовательской работе были использованы питательные среды, специально приготовленные микробиологами Тарской санэпидемстанции: кровяная среда, среда Эндо, висмут-сульфит агар.

Смывы брали с исследуемых поверхностей 20 января 2015 года с помощью ватных тампонов на металлической палочке. Смывы брались с 3-х видов поверхностей: дверная ручка классного кабинета, школьные предметы (1 авторучка, 1 карандаш, 1 линейка), руки 1 ученика после 5 урока. Каждый смыв поместили на разные питательные среды: смыв с рук ученика посеяли на кровяной агар (рис. 1); смыв с школьных принадлежностей посеяли на питательную среду Эндо (рис. 2); смыв с ручки двери классного кабинета поместили на питательную среду Висмут (рис. 3).

Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Рисунок 1. Посев смыва с рук ученика Рисунок 2. Посев на питательной среде Эндо.

на кровяном агаре. (смыв с школьных принадлежностей).

Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Рисунок 3. Посев на питательной среде висмут - сульфит

(смыв с ручки двери классного кабинета)



В ходе исследования нами неоднократно просматривались посевы с целью обнаружения бактериальных колоний. Осмотр производился 23, 25 и 27 января 2015года. За период с 20.01 по 27.01 две питательные среды не изменили своего первоначального вида, то есть бактерий на них обнаружено не было. Это питательные среды Эндо и висмут-сульфит (рисунки 4, 5). Лишь на кровяной питательной среде образовалось множество колоний микроорганизмов (рис. 6).



Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Рисунок 4. Питательная среда Эндо Рисунок 5. Питательная среда Висмут

при осмотре 25 января 2015г. при осмотре 25 января 2015г.

Исследовательская работа «Бактерии школьной среды БОУ «Тарская СОШ №5»

Рисунок 6. Питательная среда Кровяной агар при осмотре 27 января 2015г.



В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие выводы:

1) Смыв с дверной ручки, посеянный на питательную среду Висмут- сульфит не вызвал рост патогенных микроорганизмов, которые имеют большое санитарное и эпидемиологическое значение. Их наличие угрожало бы массовыми эпидемиями.

2) Питательная среда Эндо осталась без изменений. Данная среда является показательной для выделения бактерий кишечной группы. Они являются токсичными, вызывают различные кишечные инфекции. В ходе исследовании их обнаружено не было.

3) Питательная среда кровяной агар является благоприятной для роста пневмококков, стафилококков и стрептококков. Все они обладают способностью вызывать у человека воспалительные процессы, сопровождающиеся образованием гноя. Колонии бактерий, выросшие на кровяной среде, были занесены при ее приготовлении в Тарской СЭС. Так, еще перед началом посева, в чашке Петри были замечены небольшие вкрапления. За период исследования питательная среда покрылась пушистым налетом молочного цвета с зеленоватой центральной частью (рисунок 7). Мы обратились к определителю по микробиологии (автор Пяткин Кирилл Дмитриевич). Ни одного схожего описания с предложенными бактериями найдено не было. Предположительно, был выращен, пока не изученный нами вид плесневых грибов. В дальнейшем, планируем заняться подробным изучением данных организмов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С.Гиляров. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.

2. Микробиология. Пяткин К.Д.. - М.: издательство «Медицина», 1970.

3. Молекулярная биология: Учеб. для студ. пед. вузов/ А.С. Коничев, Г.А.Севастьянова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400с.

4. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина, 2002.

5. «Систематика бактерий»:

allvet.ru/knowledge_base/microbiology/sistematika-bakteriy.php

6. Микробиология - Систематика бактерий: agroinf.com/mikrobiologiya/-sistematika-bakterij/sistematika-bakterij.html

© 2010-2022