Разработка урока по биологииЖелезы внутренней секреции 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок-соревнование по теме: «Железы внутренней секреции и гормоны.

Нарушение нейрогуморальной регуляции»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить материалы по пройденной теме, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их.

  • Развивать логическое рассуждение

  • Бережное отношение к своему здоровью

Оборудование: проектор, три варианта карточек для игры «Лото», конверты заданиями для команд, цветные жетоны, цветные карточки, рисунок «Железы внутренней секреции».

Ход урока

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Железы внутренней секреции и гормоны. Нарушение нейрогуморальной регуляции» в виде соревнования.

II. Актуализация опорных знаний.

Урок-игра состоит из 5 этапов. Класс делится на 3 команды.

этап Разминка»

Игра «Лото» по теме: «Железы внутренней секреции и гормоны». Для проведения игры каждой команде выдается карточка с терминами (карточки имеют порядковые номера, всего три варианта).

Термины - ответы на игровых полях.

Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. Случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент - это значительно облегчает проверку.

В этом конкурсе если игровое поле заполнено правильно вы получаете 5 баллов, если один ответ неверный то получаете 4 балла если 2 неверных ответа то вы получаете 3 балла.

Вопросы:

  1. Синий

Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции. (Гормоны.)

  1. Зеленый

Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически активные вещества. (Эндокринная

система.)

  1. Зеленый

Биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани. (Нейрогормоны.)

  1. Зеленый

Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем. (Гипоталамус.)

  1. Синий

Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы. (Гипофиз.)

  1. Синий

Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организмам при различных воздействиях. (Адреналин.)

  1. Зеленый

Заболевание. при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопроаошагзс аееся товышением ее функции. (Базедова болезнь).

  1. Синий

Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование

глюкозы. (Глзокагон )

  1. Синий

Болезнь. зозкякающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском

возрасте Кретинизм.)

  1. Синий

Заболевание, при котором наблюдаются, повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов, (Сахарный Диабет).

  1. красный

Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка, языка и т. д.

(Акромегалия)

  1. Зеленый

Органы на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)

  1. Зеленый

Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Тироксин.)

  1. Синий

Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Яичники.)

  1. Красный

Система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции. (Гипоталамо-гипофизарная система.)

  1. Синий

Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества. (Железа.)

  1. Красный

Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы.

(Инсулин.)

2. этап «Оперативники» получают конверт с вопросами репродуктивного характера. Вопросы по одному вытягиваются членами группы. Время обдумывания - 3 минуты. Ответы заслмпиваются всей группой и оцениваются. Если есть необходимость, ответы; рректируклея; учащиеся готовятся к выступлению перед классом.

Задания 2 «Оперативники»

Какие органы называются железами внутренней секреции? (Приведите примеры.) Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?

Что такое гормоны? Каков механизм их действия?

Каково значение гипофиза в организме? Какие заболевания связаны с нарушениями функций гипофиза?

Каково значение поджелудочной железы в организме? Неоднократный анализ мочи и крови превышает норму. Объясните причину этого с точки зрения гормональной регуляции.

Каково значение надпочечников? Какой гормон называют гормоном стресса? Почему?

Каково значение щитовидной железы в организме? Какие заболевания связаны с нарушениями функций щитовидной железы?

3. этап «Почемучки» отвечают на вопросы, содержащие слово «почему?».

Задания 3. «Почемучки»

Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?

Почему адреналин называют аварийным гормоном? На что указывает тот факт что адреналин усиленно выделяется при сильных эмоциях?

Почему люди, страдающие базедовой болезнью, худы, а страдающие слизистым отеком - отечны? (У первых повышен основной обмен, у вторых он понижен: сердце не справляется со своей функцией, ноги отекают, так как часть плазмы уходит в тканевые промежутки.)

Почему половые железы и поджелудочную железу называют железами смешанной секреции?

Почему в крови и моче больного сахарным диабетом повышенное содержание сахара? Почему больные постоянно испытывают жажду?

Почему гипофиз можно называть «дирижером» и одновременно солистом» эндокринного ансамбля?

Почему нейрогормоны получили такое название?

Почему для профилактики болезней щитовидной железы необходимо потребление морепродуктов, особенно морской капусты?

Почему при повышенной выработке гормона роста в одних случаях возникает акромегалия, а в других - гигантизм?

Почему для обеспечения длительного действия гормонов необходимо их постоянное выделение в кровь?

Почему орган, на который оказывает свое действие гормон, называют органом-мишенью»?

4 этап .«Аналитики» выполняют усложненные задания

Задания 4 «Аналитики»

Осмыслите факт: у бегунов перед выступлением, так же как у животных при опасности увеличивается содержание адреналина в крови.

Объясните:

А) как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы;

Б) какое значение для организма имеют эти изменения в ситуации напряжения (стресса На жизнедеятельность и здоровье организма сильное воздействие - оказывают биологически активные вещества, ферменты, витамины, гормоны. Сравните, эти вещества и объясните различия между ними,

Гормоны - регуляторы работы органов и обмена веществ; ферменты - биологические катализаторы; витамины - вещества, участвующие в образовании ферментов).

  • Взрослый человек имеет очень маленький рост. Было выяснено, что данное нарушение имеет гормональную причину. Недостатком каких гормонов в развитии этого человека Вы сможете объяснить замедление его роста и почему? (Назовите «четыре возможные причины.)

5 этап. «Мозговой центр I» решают проблемные вопросы, выдвигают гипотезы.

«Мозговой центр I»

Представьте себе неожиданную ситуацию в жизни человека. Он увидел опасность и побежал Одновременно в его организме возникла причинно-следственная цепь физилогических процессов. Как она будет выглядеть?

А) Какие процессы из них и почему относятся к нервной регуляции, а какие к гуморальной

Б) Какова зависимость гуморальной регуляции от нервной?

В) Почему первой вступает в действие нервная регуляция, какое она имеет преимущества

Примечание Схему оформите в виде плаката на бумаге формата A3; сравните свою с правильным ответом, который можно взять у учителя. В правильной цепи 1й некоторые этапы могут быть пропущены).

Изменение условий внешней среды (опасность, бегство), усиление расходования энергии в мышцах

  1. Возбуждение коры больших полушарий

  2. Возбуждение промежуточного мозга

  3. Синтез биологически активных веществ в нейронах

  4. промежуточного мозга - нейрогормонов

  5. Действие на гипофиз, выделение гормона гипофиза в кровь

  6. Выделение гормона адреналина из надпочечников в кровь.

  7. Усиление работы сердца, кровообращения, обмена веществ

«Мозговой центр II»

Представьте себе ситуацию в жизни человека: опасность миновал, он замедлил бег и остановился. В организме возникла причинно-следственная цепь процессов. Как она будет выглядеть?

А) Какие процессы относятся к гуморальной регуляции, а какие - к нервной? Почему?

Б) Какова зависимость нервной регуляции от гуморальной?

В) Почему в этой ситуации начинает первой действовать гуморальная регуляция? Примечание. Схему оформите в виде плаката на бумаге формата A3; сравните свою с Правильным ответом, который можно взять у учителя.

  1. Изменение внешней - наступил покой, уменьшение расхода энергии в мышцах

  2. Избыток адреналина в крови

  3. Суживание сосудов, повышение давления крови выше нормы

  4. Возбуждение кровью нейронов продолговатого мозга

  5. Передача импульса от продолговатого мозга через парасимпатический нерв на кгкУ4еносные сосуды

  6. Расширение сосудов, нормализация давления крови, обмена веществ и энергии

6. «Угадай болезнь». Вы должны угадать название болезни и дать краткую характеристику.

За правильный ответ команда получает 5 баллов.

© 2010-2022