Урок биологии на тему: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания» (8 класс)

Урок  изучения нового материала с ортобиотическими компонентами. Урок проводится с использованием  компьютерной презентации, мультимедийного учебного  пособия  по биологии. На уроке формируются основы здорового образа жизни,  демонстрируется  отрицательное действие  никотина  на органы дыхания. Учащиеся знакомятся с методикой определения  состояния своего здоровья.  Урок начинается с восстановления  опорных знаний по теме «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание». О действии курения на органы дыхани...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ:

«Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания» (8 класс)

Урок изучения нового материала с ортобиотическими компонентами.


ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, познакомить с методикой определения состояния своего здоровья.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, компьютер, экран, мультимедийное учебное пособие по биологии. Раздаточный материал: карточки «Механизм вдоха и выдоха», «Способы регуляции дыхания», входной тестовый контроль. Используется слайдовая презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Восстановление опорных знаний по теме: «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание».

Слайд №1 - «Внешнее и внутреннее строение лёгких», фронтально проводится проверка знаний по слайду №1.

Переходим к тесту, который у вас на столах, (проводится фронтальный опрос).


  1. Изучение нового материала.

Слайд №2 ТЕМА: «Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Влияние курения на органы дыхания».

УЧИТЕЛЬ: давайте поставим цель нашего урока.

Совершенно верно: получить знания о механизме вдоха и выдоха, способах регуляции дыхания, влиянии курения на органы дыхания.

Слайд №3

ПЛАН.


  1. Вентиляция лёгких. Механизм вдоха и выдоха (объяснение учителя с элементами беседы).

  2. Нейрогуморальная регуляция дыхания (объяснение учителя).

  3. Действие курения на органы дыхания (презентация самостоятельной исследовательской работы учащихся).


  1. Вентиляция лёгких. Механизм вдоха и выдоха.

УЧИТЕЛЬ: Из предыдущего материала вам известно, что углекислый газ непрерывно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется на биохимическое окисление («сжигание») питательных веществ внутри клеток с получением энергии. Для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Она достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию вдоха и выдоха. Вдохи-выдохи регулируются диафрагмой - мышечной перегородкой между грудной и брюшной полостями, а так же межрёберной мускулатурой. Сокращаясь, они заставляют грудную полость расширяться, а, расслабляясь, - спадаться. Воздух засасывается в лёгкие и выталкивается из них благодаря разнице давления внутри и снаружи тела. Давление в плевральной полости, щелевидном пространстве между лёгкими и стенками грудной полости меньше, чем давление воздуха в лёгких, лёгкие всегда прижаты к стенкам грудной полости и точно следуют за изменением её конфигурации. При вдохе и выдохе лёгочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя её форму.

Слайд №4. Возьмите у себя на столах таблицу «Механизм вдоха и выдоха». Сейчас вы просмотрите фрагмент, будьте внимательны, так как вам предстоит заполнить эту таблицу самостоятельно, после чего мы её проверим вместе.

ТАБЛИЦА «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»



ВДОХ

ВЫДОХ

Межрёберные мышцы




Рёбра




Диафрагма




Объём грудной полости



Слайд №5. Фрагмент «Механизм вдоха и выдоха»

А теперь проверяем таблицу.

Слайд №6. Заполненная таблица. Слова выезжают по вопросу учителя.

ТАБЛИЦА «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»



ВДОХ

ВЫДОХ

Межрёберные мышцы

Сокращаются


расслабляются

Рёбра

приподнимаются

опускаются

Диафрагма

Опускается, становится более плоской

Занимает прежнее положение

Объём грудной полости

увеличивается

уменьшается

Учитель: ВДОХ: сокращаясь, диафрагма, уплощается и опускается, а мышцы между рёбрами тянут их вверх и наружу. Всё это увеличивает объём лёгких, давление в них падает, и туда засасывается воздух.

ВЫДОХ: расслабляясь, диафрагма, поднимается, а мышцы между рёбрами дают им сдвинуться вниз и внутрь. Лёгкие сжимаются, давление в них растёт, и воздух выталкивается наружу.

УЧИТЕЛЬ: Нам подготовили интересную справку.

УЧЕНИК: Слайд №7 в среднем человек делает за 1 минуту 18 вдохов-выдохов. За сутки - более 25000 , прокачивая через лёгкие около 14200 литров воздуха. Во вдыхаемом воздухе 21% кислорода, а в выдыхаемом - 16%.

УЧИТЕЛЬ: Какой вывод мы можем сделать по первому вопросу нашего плана?

ВЫВОД (делают учащиеся): вентиляция лёгких осуществляется благодаря дыхательным движениям.

Слайд №8 - ПЛАН УРОКА


  1. Переходим к следующему вопросу нашего плана. Регуляция дыхания.

УЧИТЕЛЬ: давайте вспомним, какие системы органов осуществляют регуляцию организма?

УЧЕНИК: нервная система и эндокринная.

УЧИТЕЛЬ: Как обеспечивает регуляцию организма нервная система?

УЧЕНИК: нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов, по-другому рефлекторная регуляция.

УЧИТЕЛЬ: Как обеспечивает регуляцию организма эндокринная система?

УЧЕНИК: эндокринная система действует с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые поступают в кровь и, дойдя до органов, изменяют их работу. По-другому она называется гуморальной.

УЧИТЕЛЬ: совершенно верно. Нервная и эндокринная системы работают вместе и дополняют одна другую. В целом такая регуляция называется нейрогуморальной.

УЧИТЕЛЬ: давайте обратимся к схеме, которая лежит на ваших столах.

Слайд №9

СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ


РЕФЛЕКТОРНАЯ ГУМОРАЛЬНАЯ

(углекислый газ)

непроизвольная произвольная

( дыхательный центр ( кора больших полушарий)

продолговатого мозга)

УЧИТЕЛЬ: А теперь рассмотрим, как осуществляется нервная (рефлекторная) регуляция дыхания.

Она может быть непроизвольной (не зависящей от нашего желания) и произвольной ( зависящей от нашего желания).

Слайд № 10 (продолговатый мозг)

Рассказ УЧИТЕЛЯ.

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ.

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох. При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении.

Слайд №11

ПРОИЗВОЛЬНАЯ

На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно, также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений, тренировки дыхания.


ЧИХАНИЕ И КАШЕЛЬ

Чихание и кашель имеют защитный характер, т.е. являются защитными рефлексами. Что же происходит при кашле? Слизистая носа раздражается пылью или неприятно пахнущим веществом, что вызывает остановку дыхания и смыкание голосовой щели. Затем начинается интенсивный выдох. Давление воздуха нарастает, и наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется наружу, возникает характерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью выделяются наружу и раздражители слизистой оболочки.

При кашле происходит то же самое, что и при чихании, только основной поток воздуха выходит через рот. Причиной кашля может стать раздражение слизистой оболочки лёгких, бронхов. Трахеи, гортани, а так же плевры.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

При мышечной работе усиливаются процессы окисления. Следовательно, в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается. Человек начинает глубоко и часто дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания.

УЧИТЕЛЬ: Какой вывод вы можете сделать?

ВЫВОД: концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях благодаря нервной и гуморальной регуляциям.

Слайд № 12

УЧИТЕЛЬ: давайте выясним, какие из перечисленных ниже примеров относятся к гуморальной регуляции, а какие - к нервной?

  1. Чихание при раздражении рецепторов слизистой носа.

  2. Задержка дыхания вследствие уменьшения концентрации углекислого газа в крови, возникающая после частого и глубокого дыхания в состоянии покоя.

  3. Задержка дыхания при вхождении в холодную воду, действие на рецепторы кожи.

  4. Задержка дыхания, происходящая в результате действия нашатырного спирта на органы обоняния.

Слайд № 13 (План)

Переходим к третьему вопросу нашего плана, он наиболее интересный.

3.Влияние курения на органы дыхания.

Нам подготовили свою презентацию о вреде курения для органов дыхания учащиеся……………….

Слайд №14 Детская презентация.

УЧИТЕЛЬ: предлагаю вам посмотреть ещё один фрагмент, после которого вы выскажите своё мнение.

Слайд №15 Фрагмент о вреде курения.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Слайд №16 ТЕМА УРОКА.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: о чём вы сегодня узнали на уроке? Чем вам понравился урок? Какой вывод вы сделали для себя после сегодняшнего урока?

Если останется время, предлагается методика Бутейко.


  1. Домашнее задание. Методика Бутейко.






© 2010-2022