- Преподавателю
- Биология
- Конспект занятия: Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза
Конспект занятия: Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Андросова А.С. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образовательная программа: Краевая Экологическая Школа.
Образовательная программа: Экология здоровья человека.
1 и 2 ступень обучения.
Тема: Физическое развитие как совокупность морфологических и функциональных признаков на определенном этапе онтогенеза. Построение графика профиля индивидуального физического развития.
Цель занятия: Учащиеся научатся определять индивидуальный уровень физического развития и анализировать состояние своего организма в данный возрастной период.
Метапредметный результат: Определение понятий- онтогенез, физическое развитие, здоровье, соматометрия, физиометрия, соматоскопия, систематизация новых знаний, анализ своей деятельности.
Предметный результат: умение монологически и аргументировано высказываться по теме занятия, умение строить профиль индивидуального физического развития, создавать обобщения, строить логические умозаключения по теме занятия.
Личностный результат: развитие мировоззрения, основ самопознания и бережного отношения к своему здоровью.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Интернет, методическая литература по теме «Экология здоровья человека», мерная лента, калькуляторы, линейки, таблицы средних возрастных показателей физического развития мальчиков и мужчин, а также девочек и женщин в возрасте от 3 до 19 лет.
Форма проведения занятия: занятие - исследование
Тип: Изучение нового материала
Место проведения занятия: МБОУ ДОД ЭБЦ
Воспитанники Краевой экологической школы: учащиеся 7-9 классов
(13-16лет) разных школ г. Николаевска н /А.
Описание занятия по Гейну.
-
Привлечение внимания -3мин
Даниэль Ламберт считался самым толстым из англичан. Его масса была 335 кг, в обхвате имел 2 метра 80 сантиметров. Умер в 1809 году.
Нарушение нормальной функции желез внутренней секреции приводит к гигантизму или к карликовому росту.
Американец Роберт Уодлоу был самым высоким человеком, занесенным в статистику современной медицины (272 см, умер в 1940 г, в возрасте 22 лет).
Все эти отклонения в индивидуальном развитии человеческого организма (онтогенезе), говорят о нарушениях в работе органов и систем органов, отвечающих за нормальное развитие. Чаще всего причина лежит в неправильной работе гипоталамо-гипофизарной системе, а в частности в работе маленького органа, расположенного на передней стороне шеи в форме бабочки, щитовидной железы. Именно она отвечает за правильную для данного возраста выработку гормонов, отвечающих за ваш рост и массу тела т.е. за ваше гармоничное физическое развитие.
-
Информирование слушателей о целях и задачах обучения - 2мин
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия? Чему вы хотели бы научиться на этом занятии?
(Цель занятия: научиться определять индивидуальный уровень физического развития и анализировать состояние своего организма в данный возрастной период.)
-
Представление нового материала-10мин
В содержание понятия "физического развития" входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Записываем в тетрадь определение понятия - физическое развитие.
Для оценки физического развития используются данные измерений человека. В их число входят показатели: соматометрии - измерений тела, физиометрии - измерений функций организма, соматоскопии - оценки строения тела по внешним признакам.
Давайте попробуем этот новый материал организовать в виде схемы или кластера. Давайте определим, что в нашей схеме является ключевыми словами (показатели физического развития). След все понятия (показатели) будут отходить от этого слова.
Ребята попробуйте сами сформулировать определение термину -здоровье?
Здоровье - это естественное состояние организма, при котором гармонично взаимодействуют все его органы и системы, обеспечивая эффективность приспособительной реакций к изменяющимся условиям внешней среды.
Абсолютно здоровым человеком считается тот, у которого не зарегистрированы отрицательные отклонения от возрастно-половых границ нормы.
К практически здоровым относят людей, у которых, несмотря на наличие некоторых отклонений, организм хорошо функционирует в данных условиях среды, включая трудовые нагрузки.
Записываем в тетрадь определение понятия - здоровье.
Итак, опираясь на конспект назовите: Что такое соматометрия, физиометрия, соматоскопия?
5. Практика-20мин
Практическая работа
Метод «сигмальных отклонений».
Расчет индивидуальных «сигмальных отклонений».
Цель: Определить индивидуальный уровень физического развития.
Оборудование и материалы: мерная лента, калькуляторы, линейки; таблицы средних возрастных показателей физического развития мальчиков и мужчин, а также девочек и женщин в возрасте от 3 до 19 лет.
Порядок выполнения работы
І. Учащиеся делятся на группы по два человека, после чего каждый проводит измерения своего товарища. Данные заносятся в таблицу 3.
Следует определить рост и массу тела, окружность грудной клетки.
Правила проведения отдельных измерений:
1.Рост. Обследуемый находится в положении "смирно", выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами, лопатками (практически икры касаются стойки). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне.
2.Масса. Масса тела измеряется десятичными медицинскими весами рычажной системы чувствительностью до 50 г с платформой и стойкой. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе.
3.Окружность грудной клетки (ОГК). Сантиметровую ленту накладывают у мужчин и детей сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди на грудные железы, а сзади, как у мужчин.
ІІ. Для оценки уровня физического развития рассчитывают средний показатель (средний результат записывается):
ОГК при глубоком вдохе+ОГК при глубоком выдохе+ОГК в спок. состоянии
Таблица №. 3.
Индивидуальные «сигмальные» отклонения
Необходимо вычислить индивидуальные отклонения от средних показателей (М) в сигмах (табл. 3). Нормативные данные приводятся в таблицах 1 и 2. На основании индивидуальных сигмальных отклонений роста, массы тела, а также окружности грудной клетки, имеющихся в таблице 3, необходимо построить профиль физического развития обследуемого.
При построении профиля физического развития вычерчивается сетка, где горизонтальные линии отражают один из показателей: рост, массу, окружность грудной клетки, а вертикальные обозначают отклонения в большую или меньшую стороны от средних показателей (М), выраженные в сигмах.
Рис. 1. Профиль физического развития.
Затем индивидуальные отклонения в сигмах откладываются с учетом знака на соответствующей горизонтали и соединяются линиями. Например так, как показано на рисунке 1.
Вывод: для написания вывода внимательно прочитайте правила.
Правила для написания вывода к работе
1) Если показатели укладываются в пределы математической единицы (от 0 до 1) - гармоничное развитие; больше 1- дисгармоничное.
Примечание: При дисгармоничном развитии составить рекомендации.
2) Если показатели укладываются в пределы:
от ─1σ до +1σ - средний уровень физического развития (Ф.Р.).
Если от +1σ до +2σ - уровень Ф.Р. выше среднего.
От +2σ до +3σ - высокий уровень Ф.Р.
От ─1σ до ─2σ - уровень Ф.Р. ниже среднего.
От ─2σ до ─3σ - низкий уровень Ф.Р.
3) Если показатели укладываются в пределы: от ─3σ до +3σ- развитие нормальное, без патологий.
Если ниже ─3σ, выше +3σ - развитие патологично.
Т.о., необходимо отметить в выводе гармоничность, уровень физического развития и соответствие Ф.Р. норме.
Итак, все группы в выводе обязательно указывают гармоничность или дисгармоничность в развитии и уровень физического развития.
Группы № 2, 3, 4 еще в выводе отражают рекомендации, если развитие дисгармоничное, а также дают детальный анализ своему профилю физического развития и указывают группу, к которой себя отнесли по состоянию здоровья.
Группы № 3,4 указывают медицинский аспект полученных знаний и область их применений.
-
Обратная связь-5мин
Демонстрация ребят полученных знаний на занятии и их анализ.
Итак, попрошу каждого из вас дать оценку своему уровню физического развития?
-
Перевод в практическую плоскость-5мин
Подумайте, где вы могли бы применить полученные знания? (на классном часе, дома построить профиль физического развития братьям и сестрам)
Подумайте, а какова дальнейшая перспектива изучения данной темы? Какие области знаний можно освоить опираясь на данный материал? (проблему йододефицита, строение и функции щитовидной железы )
«Для меня сегодняшнее занятие…»
- Отметьте позиции, характеризующие занятие (прохождение темы)
Занятие: 1. интересно 2. скучно 3.безразлично
Я на занятии: 4. работал 5. отдыхал 6.помогал другим
Итог: 7. понял материал 8. узнал больше, чем знал 9.не понял
Подводя итог важно отметить, что во время проведения занятия мною будет обеспечиваться комфортность образовательной среды: достаточное материально-технологическое обеспечение, рациональное использование пространства класса.
Таблица №. 1.
Средние возрастные показатели физического развития
мальчиков и мужчин в возрасте 3 - 19 лет
Таблица №. 2.
Средние возрастные показатели физического развития
девочек и женщин в возрасте 3 - 19 лет