Урок биологии в 10 классе по теме Сравнение митоза и мейоза

  Тема урока: «Сравнение митоза и мейоза»   10 класс   Обобщающий урок   Цель: выявить признаки сходства и различия в процессах митоза и мейоза; сделать вывод об их биологическом значении.   Задачи: Образовательные: - актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе); - сформировать представление о главных  чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности. Развивающая: - продолжить работу над развитием навыков анализирова...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Руденко Анжелика Владимировна, учитель биологии высшей квалификационной категории

МОУСОШ № 21 г. Болотного Новосибирской области

Тема урока: «Сравнение митоза и мейоза»

10 класс

Обобщающий урок

Цель: выявить признаки сходства и различия в процессах митоза и мейоза; сделать вывод об их биологическом значении.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе);

- сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности.

Развивающая:

- продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки.

Воспитательная:

- развивать познавательный интерес к информации из разных областей науки.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз» (демонстрационный и раздаточный материал), таблица «Митоз. Мейоз».

План урока:

1. Организационный момент (1,5 мин)

2. Актуализация знаний, основных терминов, связанных с процессами деления клетки (7 мин)

3. Обобщение знаний о процессах митоза и мейоза (10 мин)

4. Физкультминутка (1,5 мин)

5. Практическая работа «Черты сходства и различия между митозом и мейозом» (11 мин)

6. Закрепление знаний (10 мин)

7. Домашнее задание (2 мин)

8. Подведение итогов (2 мин)


Ход урока


  1. Организационный момент

А) Пояснение цели урока, задач урока, особенности проведения урока

2. Актуализация знаний, основных терминов, понятий, связанных с процессами деления клетки:

- митоз;

- амитоз;

- мейоз;

- половые, соматические клетки;

- гаплоидный, диплоидный набор хромосом;

- редукционное деление;

- конъюгация хромосом;

- кроссинговер

Один учащийся в это время достраивает у доски молекулу ДНК (ААТ- ГЦГ-АТГ-ЦЦТ-), объясняет понятие редупликация

3. Обобщение знаний о процессах митоза и мейоза

1.

А) Практическая работа учащихся с моделью-аппликацией «Митоз» (раздаточный материал) - отработка навыка показывать последовательность процессов митоза (Приложение № 1)

Б) Проверка результатов практической работы (у доски) с помощью демонстрационного комплекта модели-аппликации «Митоз»

В) Работа с микроскопом - рассмотреть микропрепарат «Митоз корешка лука»

Г) Беседа о результатах митоза

Д) Беседа о биологическом значении митоза

2.

А) Просмотр фрагмента учебного фильма «Сущность мейоза»

Б) Практическая работа учащихся с моделью-аппликацией «Мейоз» (раздаточный материал) - отработка навыка показывать последовательность процессов мейоза

В) Проверка результатов практической работы (у доски) с помощью демонстрационного комплекта модели-аппликации «Мейоз»

Г) Беседа о результатах мейоза

Д) Беседа о биологическом значении мейоза

4. Физкультминутка

По канонам восточной медицины на кончиках пальцев рук есть точки, управляющие различными функциями нашего организма. Раздражая их (массируя), мы позволяем энергии плавно течь по меридианам нашего организма, даем работу мозгу, омолаживаем его, выводим шлаки, восстанавливаем душевные силы и равновесие.

Сконцентрировать внимание, снять усталость, вернуть душевное спокойствие помогают простые упражнения:

1. Поочередный массаж всех пальцев рук: вначале левой, затем правой, особое внимание мизинцу.

2. Растираем ладони до теплоты и переносим энергию на лицо, как бы умываясь ею.

5. Практическая работа «Черты сходства и различия между митозом и мейозом» с использованием мультимедийной презентации «Сравнение митоза и мейоза» (Приложение № 2)

С помощью домашних заготовок учащиеся отрабатывают черты сходства и различия между митозом и мейозом

Таблица «Сравнение митоза и мейоза»

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

Имеют одинаковые фазы деления.

Происходит редупликация ДНК и спирализация хромосом (перед митозом и мейозом)

Различия

Одно деление

Два деления

В метафазе все удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору раздельно

Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами)

Нет конъюгации

Есть конъюгация

Удвоение ДНК происходит в интерфазе, которая разделяет два деления

Между 1 и 2 делением нет интерфазы, удвоения ДНК не происходит

Образуются 2 диплоидные (соматические) клетки

Образуются 4 гаплоидные (половые) клетки

Происходит в соматических клетках

Происходит в созревающих половых клетках

Лежит в основе бесполого размножения

Лежит в основе полового размножения

Правильность заполнения таблицы проверяется с помощью слайдов презентации

6. Закрепление знаний

Выполнение теста (два варианта) (Приложение № 3)

7. Домашнее задание

- Повторить параграф 29, 30

- Проанализировать следующий факт:

Ученые провели исследование митоза: оказалось, что у животных, ведущих ночной образ жизни, в большинстве органов максимум митоза приходится на утро и минимум - на ночное время. У дневных животных максимум наблюдается в вечернее время, а минимум - днем.

8. Подведение итогов.

Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Методическая литература:

- А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы. М., «Дрофа», 2009

- Биология, 10 класс. Поурочные планы. Издательство «Учитель - АСТ», 2005

- А.В.Кулев. Общая биология, 11 класс. Методическое пособие. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001

- О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Универсальные поурочные разработки по общей биологии. Москва, «ВАКО», 2006

- С.С.Красновидова. Дидактические материалы по общей биологии, 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2000

- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология, 10 класс (СD - ROM for Windows)







Приложение № 1.

Урок биологии в 10 классе по теме Сравнение митоза и мейоза

Ответ: 4, 5,9,7,1,3,2,8,6

Приложение № 3.

Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки:

(1 вариант - для митоза; 2 вариант - для мейоза)

Отличительные признаки

1. Происходит одно деление

2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами)

3. Нет конъюгации

4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение

5. Два последовательных деления

6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющее два деления

7. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки)

8. Между первым и вторым делением нет интерфазы, и не происходит удвоения молекул ДНК

9. Есть конъюгация

10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки)

11. В метафазе по экватору выстраиваются все удвоенные хромосомы раздельно

12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов

13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни

14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости)

Типы деления клеток:

А) митоз

В) мейоз


© 2010-2022